Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Б. Исследование национальной жизни в литературе социального реализма («деревенская проза»).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
III. Б. 1. Социально-аналитическая деревенская проза конца 1950-х – 1970-х годов о социальном и экономическом положении деревни. Причины обращения к народной, колхозной, жизни: социальные (непроизводительность бесправного труда; разрыв власти и народа; разрыв условий жизни города и деревни) и этические (бесправие человека; духовное оскудение народной жизни). Публицистическая очерковая «овечкинская» деревенская проза. Рационалистическая природа авторского публицистического слова, дидактичность фабулы, социальная типизация в изображении персонажей. В. Овечкин «Районные будни» (1952-1959), Е. Мальцев «Войди в каждый дом» (1960-1969), В. Тендряков «Тугой узел» (1956), «Поденка — век короткий» (1965), «Кончина» (1968), А. Яшин «Вологодская свадьба» (1962), Ф. Абрамов «Вокруг да около» (), Ю. Казаков «Нестор и Кир», «В город». «Матренин двор» (1959) А. Солженицына — разрушение ложного представления о народе - хранителе духа. Сложность трактовки Матрены: праведное в ней и вина непротивления - разрушение национального дома. Фигура рассказчика как носителя личностного сознания, способного к активному противостоянию социальным условиям. Повесть Б. Можаева «Живой» (1966) – анализ социального абсурда и способов сопротивления этому абсурду. Кузькин – поиск позитивного неучастия в неразумной социальной системе. Индивидуальный труд как условие независимости человека. Сила и слабость национального характера: шутовство, дурачество как форма разоблачения противоестественной жизни. Соединение социального аналитизма и художественной перспективы: сказочные архетипы в персонажах (герой-дурак) и обстоятельствах; театрализованные сцены — традиция балагана и скоморошества; словесная свобода героя. Сознание повествователя и рассказчика. Повесть С. Залыгина «На Иртыше» (1965) — преодоление очерковости, детерминированность характеров персонажей традициями крестьянского уклада и современной социальной ситуации. Углубление социальной проблематики: философская проблема свободного сообщества людей. Добровольность социального договора и произвол личности; связь духовной самостоятельности с высокой мерой ответственности. Крестьянин-философ; философские диспуты в повести. Два параллельных сюжета: наказание человека за самостояние и исправление человеком своей вины (разрушение дома и спасение семьи Ударцевых). Поражение героя и нравственная стойкость в финале; ее обоснование природными и родовыми законами, осознанными личностно. Хроникер в повести; выражение в слове повествователя коллективного сознания народа. Литература Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. Кн. 1. М.: Академия, 2003 (и посл.). Гл. 2, ч. 2; гл. 3. ч. 1. Современная русская советская литература. Кн. 1, 2. М.: Просвещение, 1987 Сурганов В. Человекна земле: Тема деревни в русской советской прозе 50-70-х годов. Изд. 2. М.: Сов. писатель, 1981. Шайтанов И. Реакция на перемены: Точка зрения героя и автора в литературе о деревне // Вопросы литературы. 1981. № 5. Макина М. Деревенская проза60-х—70-х годов в историко-литературномисоциальном аспектах. Л., 1980. Теракопян Л. Пафос преобразования. М.,1978. Ковский В. Литературный процесс 60-х—70-х годов. М.: Наука,1983. Старикова Е. Социологический аспект современнойдеревенской прозы // Вопросы литературы. 1972. № 7; или:Литература и современность. № 2. — М.: Худ. литература, 1973. Архангельский А. О символе бедном замолвите слово; «Малая» проза Солженицына: «поэзия»и «правда» // Литературное обозрение. 1990. № 9. Или: Архангельский А. У парадного подъезда. М.: Сов. писатель, 1991. Дедков И. Сергей Залыгин: Страницы жизни,страницы творчества. М.: Современник, 1985. Нуйкин А. Зрелостьхудожника: Очерк творчества Сергея Залыгина. М.: Сов. писатель, 1984.
III. Б. 2. Обращение к историческому прошлому в поисках начала и причин разрушения народного уклада (революция, коллективизация); хроника национальной драмы ХХ века. Идеи К. Леонтьева, О. Шпенглера в становлении немарксистских представлений об истории. Социальные романы-хроники 1960-1970-х годов о разрушении народного и национального уклада в советский период ХХ века: В. Белов «Кануны» (1972. 1976), Б. Можаев «Мужикии бабы» (1976), В. Астафьев «Последний поклон»(2 – 3-я части, 1978, 1982), Ф. Абрамов «Братья и сестры» (тетралогия: 1959 -1978). Ф. Абрамов«Две зимы и три лета» (1968) и «Дом» (1978) — начало и итог разрушения национальных устоев под воздействием изменяющихся социальных условий. История России XX века как поиск народом социального идеала; причины поглощения народной самостоятельности антинародной социальной системой; трансформация героя-демиурга.Устойчивое и податливое в народном характере (Михаил / Егорша). Вхождение новой технократической организации жизни в современную деревню, утрата ценности труда, переориентация ценностей от духовных к практическим. Необходимость формирования личностного создания,основанного на традиционных и общечеловеческих ценностях (Лиза).
Литература Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003 (и др.). Кн. 2, гл. 2, разд. 1. Современная русская советская литература. Кн. 1, 2. М.: Просвещение, 1987. Сурганов В. Человек на земле. М.: Сов. писатель, 1981. (Гл. «Точка опоры», «Золотое звено»). Сараскина Л. «Выходя из безграничной свободы...». Модель «Бесов» в романе Б. Можаева «Мужики и бабы» // Октябрь. 1988. № 7. Турков А. Федор Абрамов. М.: Сов. писатель, 1987. Васильев В. Из колена Аввакумова: Личность и творчество Ф. Абрамова // Наш современник. 1987. №№ 3, 4. Золотусский И. Федор Абрамов. Личность. Книги. М.: Сов. Россия, 1981.
III. Б. 3. Социальный гротеск в литературе о деревне. Проза В. Войновича — разоблачение абсурда социальной системы и полемика с идеей спасительного народного сознания («Жизнь и необычайныеприключения солдата Ивана Чонкина» (1968-1978). Противостояние государства (Учреждения) и народа (село Красное), разрушение основ народной жизни социальными установлениями. Обыгрывание сказочного сюжетао борьбе с драконом. Чонкин - сказочный дурак, не прошедший инициацию. Проблема природного (телесного) и окультуренного (духовного). Спор с руссоизмом, утопическим марксизмом и научным эволюционизмом. Трансформация народной смеховой культуры в романе: буффонада, словесная путаница. Оценка просветительства. Структура анекдота как проявление кризиса романа в 1960-1970-е годы. Повесть «Путем взаимной переписки» (1968) - поглощение духовного в человеке материально-телесным, торжество безличностного круговорота жизни народа. Трагизм в одежде бытового гротеска. Скептическая оценка маленького человека. Новые характеры и обновление поэтики в фантасмагорической прозе 1980-х годов. Традиции народно-смеховой культуры и отталкивание от нее в повестях В. Крупина «Живая вода» (1980), А. Жукова «Судить Адама» («Голова в облаках», 1984).
Литература Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003 (и др.). Кн. 2, гл. 4, разд. 2. Немзер А. В поисках утраченной человечности // Октябрь. 1988. № 8. Рыбальченко Т. Иронико-философская проза в современном литературном процессе // Проблемы метода и жанра: Вып. 17. Томск, ТГУ, 1991. Рыбальченко Т. Введение элементов сказочной поэтики в структуру повествования о современности как форма критики народного сознания в русской прозе 1960-х годов // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2009. №2 (6).
III. Б. 4. Деревенский мир в реалистической поэзии 1950-1970-х годов – традиции крестьянской поэзии и новое мироощущение: А. Яшин («Совесть», 1961, «Босиком по земле». 1965), В. Боков (Ветер в ладонях, 1962, «Когда светало…», 1972), О. Фокина («Маков день», 1974, «Буду стеблем», 1979),Н. Тряпкин («Распевы», 1958, «Гнездо моих отцов», 1967, «Вечерний звон», 1975, «Скрип моей колыбели», 1978), В. Солоухин.
Литература Русская советская литература 50-х - 70-х годов. М.: Просвещение, 1981. Гл. «Деревня, земля, человек». Михайлов А. Ритмы времени. Этюды о русской советской поэзии наших дней. М.: Худ. литература, 1973. Гл. «У истоков жизни». Плеханова И. Русская поэзия 50-80-х годов ХХ века. Иркутск, 2007. Гл. «Н. Тряпкин: песенно-игровая мифопоэтика».
IV. Литература онтологического реализма. Формирование концепции онтологической личности в «деревенской прозе». Натурфилософская проза и поэзия. Значение «деревенской прозы» 1960-х годов в осознании природных (бытийных) основ реальности. Философские идеи К.-Г. Юнга как ключ к пониманию онтологического сознания (архетипы сознания – и идея родовой общности). Идеи К. Леонтьева, О. Шпенглера в становлении новых (немарксистских) взглядов на историю; возрождение органических концепций национальных культур. Интерес к восточной философии как оппозиция западному рационализму. Реставрация мифологического мировосприятия и интуитивизма; мифопоэтика и многослойность семантики (миметизм и мифологизация). IV. 1. Лирическая (элегическая) деревенская проза 1950 – 1960-х годов. Утверждение социальной и духовной ценности человека,сформированного крестьянской культурой. Выявление в крестьянской культуре органичности, целостности, самодостаточности.Носталъгическая поэтизирующая оценка прошлого. Внимание к внутреннему богатству деревенского человека (богатая сенсорность, сохранившееся архаическое мировосприятие). Открытие эстетики крестьянской жизни (неутилитарного отношения кжизни). Роль природно-космического ощущения реальности.Воскрешение русского народногослова в прозе. Возвращение на малую родину как путешествие в прошлое,к истокам. Субъективноепереживание национального бытия: рассказы Ю. Казакова («Поморка», 1958, «Манька», 1958, «Трали-вали», 1959), В. Белова («Под извоз», «Колоколёна», «За тремя волоками») раннего Шукшина (сб. «Сельские жители», 1964). Повестив новеллах С. Крутилина («Липяги», 1963-1965), М. Алексеева («Хлеб— имя существительное», 1964). «Последний поклон» (1958-1982) В. Астафьева — лирический эпос. Три книги «Последнего поклона» — три состояния народной жизни: а) гармонизация социальных противоречий коренными устоями; б) разлом национальных традиций; в) испытание нации (война). Лирический сюжет — формирование личности в разрушаемом мире. Обретение экзистенциального сознания на основе онтологического мироощущения. Два уровня сознания лирического героя: детское и взрослое. Лейтмотивы в «Последнем поклоне»: дом, река, путешествие, встречи, смерти. Тема культуры. Значение лирических повестей В. Солоухина «Владимирские проселки» (1958) и «Капля росы» (1959) для возвращения «шестидесятников» к ценностям уходящей народной культуры. Критико-публицистическое изображение современной деревни и воскрешение прошлого в памяти. Лирический герой как носитель родовых духовных начал. Открытие всеобщего в малом, идеализация целостности «малого мира». «Привычное дело» В. Белова (1965) — переход от лирического к этико-философскому воссозданию народной жизни. Следы конкретного реализма в изображении реальной деревни, социальное бесправие народа, порождающее «пошехонство». Этика самоотверженности и внутреннего долженствования, сохраняющая общество. Споры о социальной ценности народного стоицизма в критике 1960-х годов. Самосознание народа и сверхсоциальные основы этики. Органичность одухотворенность природного бытия, равенство живого (мира людей и мира животных). Спасительность неэгоцентрического отношения к жизни для сохранения самой жизни и жизни индивида. Иван Африканыч как носитель онтологического сознания. Содержательность фабулы: гибельность разрыва с кругом «привычной» жизни. Повествователъное богатство текста; смена субъектов речи, жанровая полифония. Высокое и комическое в повести. Литература Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003 (и др.). Кн. 2, гл. 3, разд. 2.1. Бальбуров Э. Лирическая проза в литературном процессе 1950—1960-х годов // Русская литература. 1979. № 2. Липин С. Сквозь призму чувств. О лирической прозе.— М.: Сов. писатель, 1978. Камянов В. Эвклиду - эвклидово // Вопросы литературы. 1969. № 4, Кожинов В. Голос автора и голоса персонажей // Проблемыхудожественной формы социалистического реализма. Т. 2. М.: Наука, 1971. Шайтанов И. Реакция на перемены // Вопросы литературы. 1981.№ 5. Селезнев Ю. Василий Белов; раздумья о творческой судьбе писателя. М.: Сов. Россия, 1983.
IV. 2. Новеллистика В. Шукшина. Драматизм рождения нравственного самосознания в массовом человеке. Бытовая конкретность и бытийная проблематика рассказов. «Предельные» вопросы, вставшие в сознании индивидуального человека, и реальные условия его существования. Смеховоеи трагическое. Драматизация повествования: опора на диалог; скандальные и игровые ситуации. Новеллистическая природа прозы Шукшина. Периоды художественного развития. Рассказы: Классный водитель, Гринька Малюгин, «Раскас», Как помирал старик, Случай в ресторане, Чудик, «Миль пардон, мадам»,Сураз, Горе, Мастер. Крыша над головой. Одни. Дядя Ермолай. В профиль ианфас. Игнаха приехал, «Верую!», Думы, Обида, Дебил, «Мой зять украл машину дров!», «Жена мужа в Париж провожала», Беседы при ясной луне, Беспалый, Алеша Бесконвойный, Осенью, Залетный, Как зайкалетал на воздушных шариках, Штрихик портрету, На кладбище, Боря, Микроскоп, Упорный, Крепкий мужик,Мужик Дерябин. До третьих петухов.
Литература Аннинский Л. Путь Шукшина //Аннинский Л. Тридцатые-семидесятые. М.: Современник, 1997. Белая Г. Парадоксы и открытия Шукшина // Белая Г. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983. Горн В. Василий Шукшин: Личность. Книги. Барнаул, 1990. Козлова С. Поэтика рассказов В. М. Шукшина. Барнаул, 1992. Лейдерман Н. Рассказ В. Шукшина // Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982. Или: Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003 (и др.). Кн. 2, гл. 3, разд. 3. Плеханова И. Особенности сюжетосложения в творчестве В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина. К проблеме художественной условности // Русская литература. 1980. № 4. Черносвитов Е. Пройти по краю. Василий Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии. М.: Современник, 1989.
IV. 3. Открытие онтологической этики в народном характере (проза конца 1960-х – начала 1970-х годов. Универсальные основы существования человека. Отличие эпического и онтологического сознания. Психологизм онтологической прозы: связь природного и социального в сознании человека деревенской культуры. Проблема осознания смысла жизни в человеке мифологического сознания; мифопоэтика онтологической прозы. Социальный аспект литературы онтологического реализма: появление маргинального человека в ситуации смены онтологии (от природы к цивилизации). В. Белов «Плотницкие рассказы» (1968), Ф. Абрамов («Деревянные кони», 1969), Е. Носов «И уплывают пароходы, и остаются берега» (1975), В. Личутин «Вдова Нора» (1973), А. Ким «Собиратели трав» (1971), «Луковое поле» (1976). Повесть В. Распутина «Последний срок» (1971) – архаическое и современное в сознании. Раздвижение сферы детерминированности человека. Архетипы сознания и их отрефлексированность. Рождение онтологической личности в человеке родового сознания. Генетическая и персональная память. Проблема духовной традиции и трагизм существования человека в культуре, отпавшей от онтологии (дети Анны). «Живи и помни» (1973) – проверка человека на соответствие органическим бытийным законам.
Литература Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003 (и др.). Кн. 2, гл. 3, разд. 2.2. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М: Наука, 1983. Макина М. Деревенская проза 60-х—70-х годов в историко-литературном и социальном аспектах. Л., 1980. Ковский В. Литературный процесс 60-х—70-х годов. М.: Наука, 1983. Протченко В. Непрерывный лоток жизни // Современный советский роман. Философские аспекты. Л: Наука, 1979. Липин С. Человек глазами природы. М.: Сов. писатель, 1985. Семенова С. Валентин Распутин. М.: Сов. Россия, 1987. Курбатов В. Валентин Распутин: Личность и творчество. М.: Сов. писатель, 1992. Плеханова И. Природа нравственного сознания в трактовке В.Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина // Сибирь. 1980. № 5. Старикова Е. Жить и помнить: Заметки о прозе В. Распутина // Новый мир. 1976. № 11. Шапошников В. Валентин Распутин. Новосибирск, 1978. Рыбальченко Т. Ситуации драки в рассказах В. Шукшина // Сибирь: литература, критика, журналистика. Новосибирск: СО РАН, 2002. Рыбальченко Т. Семантика киноискусства в новеллистике В. Шукшина // Вестник Томского гос. ун-та. Серия «Филология». № 291. Томск: ТГУ, 2006. Рыбальченко Т. Поэтика театральности как средство миромоделирования в рассказе В. Шукшина «Микроскоп» // Гуманитарные исследования: итоги последних лет. Новосибирск: НГУ, 1997.
IV. 4. Натурфилософская проза 1970-х годов в литературе «онтологического реализма» — поиск бытийных (метафизических) законов природы, общества, существования человека. Разные концепции бытия: животворный хаос или космос. Циклическое время и многослойность реальности. Соответствие генотипа и фенотипа. Архетипы сознания как свидетельство бытийной детерминированности всех проявлений реального мира. Историческая эсхатология. Образ-миф как ведущий тип образности. «Прощание с Матерой» (1975) В. Распутина — интерпретация мифа о конце мира. Духовный мир человека как производное природы. Утрата чувства ответственности перед бытием в современном человеке; потребительство как разрушение жизни. Следование родовым законам, памяти как основа личностного самоопределения. Человек современной цивилизации и хранитель архаического сознания. Мифопоэтика в образной системе, в сюжете, в принципах психологизма. Повествование в рассказах«Царь-рыба» (1975) В. Астафьева. Образ природы как животворного хаоса, равнодушного к человеку. Мифопоэтическая образность. Пространство Сибири как модель природного пространства, в котором пытается определить место национальный мир.Отношение человека к природе какоснова социальных и нравственныхнорм. Сознание переселенцев и аборигенов.Сопоставление природного, массового и окультуренного человека. Критика прагматической и индивндуалистической философии. Образ автора как носителя личностного сознания, не порвавшего связи сприродой и социумом. Поэтика композиции. Философия истории в романе С. Залыгина «Комиссия» (1976). Природный космос как основасуществования человеческого рода. Отпадение человека от природы какрезультат абсолютизации неуниверсалъных ценностей. Причины различная «молитв» (идеалов) и невозможностиих согласованияв человеческом обществе. Опасность апокалипсического сознания. Уничтожение крестьянской утопии «мирного договора» в истории XX века. Соединение структуры психологического романа и романа-диспута. Система персонажей — модель общинного мира и система историкофилософских и натурфилософских идей. Миф и модель национальной истории в романе. Роль легенд и сказок. Содержательность субъектной организации.
Литература Белая Г. Художественный мир современной прозы. М: Наука, 1983. Протченко В. Непрерывный поток жизни // Современный советский роман. Философские аспекты. Л.: Наука. 1979. Агеносов В. Советский философский роман. М.: Прометей, 1989. (Гл. 3). Липин С. Человек глазами природы. М.: Сов. писатель, 1985. Семенова С. Оправдание России. Эскиз национальной метафизики // Вопросы литературы. 1990. № 1. Пискунова С., Пискунов В. В пространствах новых. Миры и антимиры натурфилософской прозы // Литературное обозрение. 1986. № 11. Лапченко А. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов. Л.: Изд. ЛГУ, 1985. Левина М. Апофеоз беспочвенности. «Онтологическая» проза в свете идей русской философии // Вопросы литературы. 1991. № 9 - 10. Курбатов В. Миг и вечность. Размышления о творчестве В. Астафьева. Красноярск, 1983. Старцева А. Поэтика современной советской прозы. Ташкент, 1984 (о «Царь-рыбе»). Вахитова Т. Повествование в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба». М.: Высшая школа, 1988. Дедков И. Сергей Залыгин: Страницы жизни, страницы творчества. М.: Современник, 1985. Нуйкин А. Зрелость художника: Очерк творчества С. Залыгина. М: Сов. писатель, 1984. Семенова С. Валентин Распутин. М.: Сов. Россия, 1987. Плеханова И. Природа нравственного сознания в трактовке В.Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина // Сибирь. 1980. № 5. Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза второй половины ХХ века. М.: Флинта-Наука, 2009. Старикова Е. Жить и помнить: Заметки о прозе В. Распутина // Новый мир. 1976. № 11. Рыбальченко Т. Версия национальной истории в романе «Комиссия» // Сибирский текст в русской культуре. Томск: Сибирика, 2002. Рыбальченко Т. Поиск метафизической картины мира в русской литературе 1950-1980-х годов // Проблемы метода и жанра: Вып. 19. Томск: ТГУ, 1997.
IV. 5. Натурфилософская проблематика онтологической лирики. Мифопоэтика онтологической лирики Н. Рубцова. Природный мир как космос, его амбивалентность; возможность контакта человека с космосом.Национальный мир в ситуации исчезновения,мотив молчания. Лирический герой как носитель интуиции бытия и как философ. Причина трагического мироощущения. Стихи из сборников: «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969; «Зеленые цветы» (1971): Видение на холме, Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны, Русскийогонек, Звезда полей, Журавли, В горнице,Старая дорога, Природа, «Седьмые сутки дождь не умолкает…», Осенние этюды,Над вечным покоем, Тихая мояродина, В святой обители природы, Душахранит, Прощальный костер, Жар-птица, Полночное пенье, «А между прочим, осень на дворе…», По дороге из дома, Ночьна перевозе, На реке Сухоне, Зимовье на хуторе, Поезд, В сибирской деревне, Сосен шум, Бессонница, Старик, Во время грозы,Листья осенние, Ночь на родине, В глуши, В осеннем лесу, Зимняя ночь, На ночлеге, Зеленые цветы, По вечерам, Наступление ночи, У размытой дороги, Далекое, «Уже деревня вся в тени…», Ферапонтово, Ночное ощущение, «У сгнившей лесной избушки…», Гость, Зимняя песня, Неизвестный, «Чудный месяц плывет над рекою…», Ночное. Образ мира и чувство онтологии в поэзии Б. Примерова, А. Прасолова («День и ночь», 1966; «Земля и зенит», 1969), А. Передреева («Равнина», 1971).
Литература Богомолов Н. Движение поэзии конца пятидесятых – восьмидесятых годов // Современная русская советская литература: В 2 ч. М.: Просвещение, 1987. Ч. 1. Плеханова И.И. Русская поэзия 50-80-х годов ХХ века. Иркутск, 2007. Гл. «Бытийное и интимное в «тихой» и мифологической лирике». Хрестоматия-практикум к курсу «История русской литературы ХХ века» / Сост. Т. Рыбальченко. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004 Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003 (и др.). Кн. 2, гл. 3, разд. 1.1. Кожинов В. Николай Рубцов. М., 1976. Или: Кожинов В. Статьи о современной литературе. М.: Современник, 1982. Бараков В. Лирика Н. Рубцова. Вологда, 1993.
V. Экзистенциальный реализм в литературе 1950-1980-х годов как освоение философии экзистенциализма в традициях русской культуры Война и социальный террор как исторические причины формирования экзистенциального сознания. Утверждение ценностей персонального сознания и обращение к философским идеям экзистенциалистов (Н.Бердяева, Л. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А.Камю и др.). Отличие современного русского экзистенциального сознания от философских версий экзистенциализма в решении проблемы отчуждения, вины, смерти, абсолюта. Акцент на интенцию личности к бытию, на комплекс экзистенциальной вины (развитый в русской этической традиции). Персонализм без индивидуализма. Проблема подлинного существования как проблема самоопределения личности в подавляющих социальных обстоятельствах. Приоритет духовного выхода из предложенных обстоятельств («Тут-бытия») в пространство культуры и в масштаб истории для обретения личного неконъюнктурного и вневременного идеала. Проблема преемственности абсолюта в текучем бытии. Поэтика философской прозы. Опора на индивидуальную точку зрения в воспроизведении реальности. Выражение субъективных восприятий реальности и обнажение интеллектуальной интерпретации бытия. Полифонизм и параболичность; выявление авторской концепции в системе культурных аллюзий и через символизацию образов реальности. Временная многоплановость художественного мира: соотнесение конкретно-исторической ситуации с ситуациями прошлого или культурными знаками.
Литература Гайденко П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М.: Республика, 1997 Заманская В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границах столетий. М., 2002. Семёнова С. Два полюса русского экзистенциализма: Проза Г. Иванова и В. Набокова-Сирина // Новый мир. 1999. № 9.
V. 1. Освоение экзистенциалистской концепции человека в «военной» прозе 1950-1960-х годов. Документальная проза о войне периода «оттепели» как прорыв официальной концепции (книга С. Смирнова «Брестская крепость» (1957), первая мемуаристика). Значение прозы о войне в поисках концепции нравственно ответственной, цельной и духовно развитой личности. Исследование негуманности социальных норм и противоречий социалистического государства обнаруженных в обстоятельствах войны. Пафос социальной, бытовой и психологической правды в литературе о войне. Спор с прагматической концепцией героизма как реального поступка, ценимого по результату воздействия на обстоятельства. Открытие ограниченности возможностей личности и значимости внутренних мотивов выбора (экзистенциальный абсурд следования абсолюту). Пограничная ситуация как необратимость выбора индивида. Деэстетизация войны и отрицание пацифизма, утверждение права человека быть субъектом выбора. Психологический аспект изображения человека в трагических обстоятельствах. Точка зрения участника событий как композиционный центр. Смещение типа героя от эпического к обладателю личностного императива (молодой интеллигент). Полнота в воспроизведении фронтовой обстановки. Литература Бочаров А. Человек и война: Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. Изд. 2. М.: Сов. писатель, 1978. Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1984. Топер П. Ради жизни на земле. Литература о войне: Традиции. Решения. Изд. 3. М.: Сов. писатель, 1985.
V. 1. 1. Значение малых жанров в развитии новой волны военной прозы. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1957): соотношение истории и судьбы человека в рассказе. Смена эпической коллизии на экзистенциальную. Неэкзистенциалистское разрешение трагизма существования человека: тема понимания и принятия ответственности за бытие. Содержательность композиции «рассказ в рассказе». Повесть В. Богомолова «Иван» (1957) о цене гармонизации мира. Разрушительные следы военных утрат в душе героя. Тема вины общества и каждого человека за аномальное состояние мира. Повесть Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» (1959) о мужестве человека в ситуации смертельной обреченности и о трусости человека перед социальными установлениями, обрекающего людей быть объектами чужой воли. «Фронтовая» лирическая повесть как ведущий жанр «военной» прозы «оттепели» («Последние залпы», 1959, Ю. Бондарева, «Южнее главного удара», 1958, и «Мёртвые сраму не имут», 1961, Г. Бакланова; «Звездопад», 1960, В. Астафьева; Будь здоров, школяр», 1961, Б. Окуджавы, «Семь пар нечистых», 1962, В. Каверина; «Убиты под Москвой», 1963, К. Воробьёва; «Зося», 1965, В.Богомолова и др.). «Пядь земли» (1959) Г. Бакланова. Внутренний монолог в основе повествования; точность воспроизведения потока фронтового быта. Изображение разной степени внутреннего мужества и ответственности и, проблема внешнего воздействия. Идея постоянной готовности к испытанию (Мотовилов). Тема любви в сюжете повести. V. 1. 2. Нравственно-философская проблематика прозы о войне в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Возникновение философской (притчеобразной) структуры повести о войне на основе структуры «фронтовой» лирической повести: временное раздвижении ситуации, ассоциативный фон, сюжет интерпретации «общих» проблем существования (К. Воробьёв «Крик», 1966; В. Шефнер «Сестра печали», 1969). Повесть В. Астафьева «Пастух и пастушка» (1973) – проблема открытия неистребимости зла. Истолкование выбора смерти главным героем. Любовный сюжет. Содержательность композиции текста (обрамление, названия, эпиграфы, аллюзии, эпилог). «Партизанские» повести В. Быкова («Круглянский мост», 1969, «Обелиск», 1973). Повесть «Сотников» (1970) – выбор человека в пограничной ситуации. Зависимость поступка человека от его экзистенциального сознания. Психологизм Быкова: рефлексия персонажей, диалогизм сознаний и мировоззренческий спор. Осознание духовной сущности человека как высшей ценности. Принятие на себя вины мира и философское обоснование смерти. Поэтика притчи в сюжете. Повести 1980-х годов («Знак беды», 1982, «Карьер», 1986) проблема выбора и этических последствий. Раздвижение военных ситуации в историческое время. Два способа направленности личности на «другого»: посягательство на его свободу и принятие на себя вины мира. Литература: Бочаров А. Человек и война: Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. Изд. 2. М.: Сов. писатель, 1978. Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1984. Кузнецов М. Иван, Зося... и другие // Кузнецов М. Советский роман. М.: Сов. писатель, 1986. Дедков И. Василь Быков. Очерк творчества. М.: Сов. писатель, 1980. Горбунова Е. Бондарев: Очерк творчества. М.: Сов. писатель, 1981. Гей Н. Мир, человек и позиция писателя // Гей Н. Художественность литературы. М., 1981. («Судьба человека»). Адамович А. О современной военной прозе. М.: Сов. писатель, 1981. Рыбальченко Т. Экзистенциальная концепция мира и человека в повести В. Быкова «Знак беды» // Русская литература в современном культурном пространстве: Т.2. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2007. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003 (и др.). Кн. 2, гл. 5, разд. 1, 6.
V. 1. 3. Попытки создания эпического романа о войне в военной прозе 1950 – 1980-х годов. «Центробежный» роман о войне в годы «оттепели»: хроникальность и панорамность как замещение эпоса в романных циклах; воссоздание хроники войны как поиск объективного взгляда на исторические обстоятельства; вымысел в рамках исторического факта. Невозможность эпического романа в связи с утратой эпической цельности национальной жизни и в связи с эстетикой гуманизма. Поэтика идеологического романа: персонажи-идеологи; открытость авторского голоса как частного, личностного высказывания об исторической, социальной и человеческой трагедии войны. Социально-нравственная проблематика трилогии К. Симонова «Живые и мертвые» (1959, 1964, 1974). Исследование значимости отдельного человека в истории, мера знания и понимания исторических событий. Последствия принципа недоверия человеку, проявившиеся в начале войны. Обнажение противоречий социалистического общества в ходе войны. Смысл понятия «солдат» в трилогии, мера ответственности и права распоряжаться судьбами людей (Серпилин, Сталин). Связь эпических и романных коллизий. Два центра в системе персонажей: частный человек (Синцов) и человек, обладающий властью (Серпилин). Психологизм Симонова: рационализм персонажей, самоанализ, сдержанность в проявлении чувств. Авторское слово в романах (лирический комментарий, объективный психологический анализ и эпическая повествователъность). Роль войны в восстановлении истинных Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба» (1961). XX век как наступление на жизнь, на свободу человека: массовые социальные движения, государство, наука. «Мировые идеи» как современная религия: социальные мифы, освобождающие от нравственной оценки обстоятельств. Гроссман о противоречиях человека и о роли обстоятельств в проявлении добрых и злых начал. Утверждение свободы как нравственной ответственности личности. Возможности человека сопротивляться насилию. Разделение Добра и доброты. Проблема национального самосознания. Трагические парадоксы истории. Поэтика интеллектуального романа (логика композиции, идеологические столкновения героев) и психологического романа (традиций Достоевского в исследовании противоречий человека в острой ситуации выбора).
Литература Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1984. Или Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003 (и др.). Кн. 1, гл. 7, разд. 2, 3. Лазарев Л. Военная проза К. Симонова. М.: Худ. литература, 1975. Бочаров А. Василий Гроссман. Жизнь. Творчество. Судьба. М.: Советский писатель, 1990.
V. 1. 4. «Центростремительный» философско-психологический роман о войне в конце 1960-х – 1970-х годах: «Июль 1941 года» (1965) Г. Бакланова; «Горячий снег» (1969) Ю. Бондарева. Снятие границ между изображением военного прошлого и незавершённой современности. Структура философского романа в романах Ю. Бондарева «Берег» (1975), «Выбор» (1980). Организация художественного времени как проверка духовного опыта, обретенного в обстоятельствах войны, современные ценности, соотносимые с ценностями в предельной ситуации. Тема фатализма и нравственного бунта личности; значимость этического поступка для возникновения духовной эстафеты, связывающей времена и страны. Проблема искупления вины. Причины трагического мироощущения современного человека. Роль культуры в поиске и сохранении ценностей. Культура как эскапизм, игра, и культура как открытие трагизма существования. Герои-антагонисты и герои-двойники. Повествовательный план и план идейного диспута. Семейная хроника в контексте экзистенциального романа – «Тяжёлый песок» (1979) А. Рыбакова. Литература Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1984. Бузник В. След на земле. О нравственной философии романа Ю. Бондарева «Берег» // Современный советский роман. Философские аспекты. Л.: Наука, 1979. Бузник В. Согласие образа и интеллекта. О романе Ю. Бондарева «Выбор» // Структура литературного произведения. Л., 1981.
V. 1. 5. Экзистенциальная проблематика документальной прозы о войне 1970-х годов. «Блокадная книга» (1977-1981) Д. Гранина и А. Адамовича: собирание частных свидетельств о человеке в реальных бесчеловечных обстоятельствах; новый тип современного эпоса (психологическое свидетельство и его анализ). Открытая постановка проблемы сущности человека. В. Семин («Нагрудный знак «ОSТ», 1973) о духовных возможностей человека, испытанных в предельной несвободе; физиологическое и духовное в человеке. Проблема власти социальных мифов для разрушения нравственных основ личности (немецкая культура, не сдерживавшая бытового насилия над «чужими», и слабость духовного достоинства в «наших». Столкновения двух горизонтов сознания главного героя Сёмина (детское и взрослое, интерпретирующее).
Литература Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003 (и др.). Кн. 2, гл. 5, разд. 2. Адамович А. О современной военной прозе. М.: Сов. писатель, 1981.
V. 2. Экзистенциальная проблематика и эксистенциальная концепция человека в «лагерной» прозе. Трудности вхождения правды о социальном терроре в литературе «оттепели» (маргинальные упоминания в художественном произведении). «Лагерная» тема в диссидентской (правозащитной) литературе: самиздат конца 1960-х – 1970-х годов. Социальный и философский аспекты обращения к лагерной теме. «Лагерная» проза о возможности преодоления несвободы и о этической сущности человека. V. 2. 1. Утверждение экзистенциальной личности в прозе А. Солженицына. Повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962) к
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.017 с.) |