Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Повестей В. Быкова «Знак беды» и «Карьер»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Диалогизм как принцип организации художественного мира в повести «Знак беды» и монологизм повести «Карьер»: а) социальное, психологическое и идеологическое сопоставление центральных персонажей в повести «Знак беды»; б) соотношение рефлексии и поступка в поведении центральных персонажей повести «Знак беды»; в) принцип организации персонажей второго плана вокруг «удвоенного» центра в повести «Знак беды»; г) семантика системы персонажей в повести «Карьер»; д) характер центрального персонажа повести «Карьер», степень и направленность его рефлексии; е) возрастные и социальные и культурные различия центральных персонажей повестей. 2. Различие и сходство хронотопов повестей; свой дом и чужой дом; своё пространство и чужое пространство. Моделирование мира в художественном пространстве повести «Знак беды» и модель экзистенциального пространства в повести «Карьер». 3. Ситуация выбора в повестях: перерастание социальной ситуации в персонально значимую ситуацию существования; градация встреч-столкновений с реальностью в сюжете; причины перехода или неперехода ситуации выбора в пограничную ситуацию. 4. Варианты экзистенциальных переживаний в повестях: страх, одиночество, сопротивление (попытки воздействовать на обстоятельства), вина (или отсутствие вины), бунт или компромисс. 5. Семантика любовной коллизии в повестях. Что есть «другой» в существовании индивида? Экзистенциальная вина каждого за существование «другого». 6. Художественное время в повестях: а) содержательность выхода из сюжетного времени в «будущее», разная функция «будущего» в повестях; б) линейное «настоящее» время — семантика необратимости существования и усиления давления бытия на личность; в) редукция премилого в повести «Карьер» и значение временной перспективы в повести «Знак беды»: — круг исторического времени (идея абсурда истории, повторяемость ситуаций подавления личности в истории, невозможность прервать круг исторического абсурда, исторические последствия нравственного компромисса одного человека); — круг бытия (культурные аллюзии, выводящие судьбу персонажей «Знака беды» к архаической мифологеме космотворения и христианской мифологеме жизни как распятия. 7. Мир природы в повестях, его роль в определении универсального трагизма человеческого существования. Литература Быков В. Знак беды. Карьер. (В любом издании). Дедков И. Повесть о человеке, который выстоял. М., 1990. Ч. II. (Или его же: Под знакам беды // Новый мир. 1983. № 10; Сюжет из новой археологии // Литературное обозрение. 1986. № 10. Лазарев Л. Вещий знак // Литературное обозрение. 1983. № 8; Преодоление // Октябрь. 1987. № 12. Лейдерман Н. Поединок: с судьбой // Урал. 1985. № 5. Шаталов А. Василь Быков. Повести о войне. М., 1989. Гл. 7, 8.
XV. Экзистенциальная проблематика романа Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» (1975) 1. Абсурд социальной реальности и возможности человеческого сопротивления этому абсурду: а) компромиссность носителей массового сознания; б) служители системы: творцы абсурда и его жертвы (Нейман, Штерн, Долидзе и др.); в) самообман носителей личностного сознания – следствие утраты веры в абсолют (Куторга и Корнилов – разные причины утраты экзистенциальной веры и разные причины предательства самого себя); 2. Психологические и мировоззренческие основы сохранения персональных ценностей (Зыбин, Каландарашвили, Калмыков): а) способы выхода из несвободы реальной ситуации в ситуацию духовной вненаходимости: бунт, рефлексия, воспоминание, рефлексия; воображения-галлюцинации; б) значение встречи с «другим» - философские диалоги; испытание истины; в) выбор «нужных» вещей (принципов и идеалов) в пограничной ситуации. 2. История как смена идеалов и их восстановление нравственными усилиями отдельных личностей. Спор об Исусе и Иуде: а) Сенека и Иисус – близость идеала и разные судьбы их идеала; значение поступка, подтверждающего идеал и последующая интерпретация смерти (обожествление как неверие в экзистенциальную высоту человека); б) интерпретация Иуды в романе – проблема тайны «второго Иуды» как обоснование возможности отступления от абсолюта. Тема неискупаемости вины маленького человека (тема «второго Иуды»).
Литература Агеносов Современный философский роман. М., 1989. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. — М.: Академия, 2003. Ч.2.
Ермолин Е. Вкус свободы. Над страницами романа «Факультет ненужных вещей» // Континент, 3116, 2003. Зверев А. «Глубокий колодец свободы…». Над страницами Ю. Домбровского // Литературное обозрение, 1989, №4. Пискунова С., Пискунов В. Эстетика свободы. О романе Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» // Звезда, 1992, №1. Рыбальченко Т. Категория веры в романе Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» // Русская литература в ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. Томск: ТГУ, 1999. ХVI. Человек в реальности и в культуре В романе А. Битова «Пушкинский дом» 1. Психологическое исследование человека в потоке реальности (Лева). а) Механизм сознания (ступени реакции на меняющиеся отношения). б) «Роман» индивида с жизнью (влечение к живой стихии) истрах перед ней; эгоизм самоутверждения и зависимость от внешних обстоятельств. Субъективные мифы о жизни. в) Психологические типы, представленные персонажами романа. г) Система персонажей: двойничество или антагонизм. 2. Человек в истории (род Одоевцевых). а) Смена исторических ситуаций и способов существования. б) Разрыв связей между поколениями: причина и последствия. в) Значение исторического знания для самоопределения в настоящем. 3. Человек в культуре (судьба русской литературы). а) Культура как духовные ориентиры и как миф, мешающий постижению настоящего. б) Культура как возможность замены самоопределения ролью (культурные прототипы Левы) и проблема возвращения человека к подлинности. Творчество как способ свободного познания жизни. Автор и герой — этика отношений между ними. Литература о романе Латынина А. За открытым шлагбаумом. — М.: Сов. писатель, 1991. Гл. «Дуэль на музейных пистолетах». Новиков В. Тайная свобода // Знамя. 1988. № 3. Ерофеев В. Памятник прошедшему времени // Октябрь. 1988. № 6. Карабчиевский Ю. Точка боли // Новый мир. 1993. № 10. Липовецкий М. Разгром музея //Новое литературное обозрение. 1995. № 11.
XVII Лагерная тема в литературе жертв тоталитарной системы и в литературе нового поколения (1960 – 1970-е годы): «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына и «Верный Руслан» Г. Владимова
1. Причины и цели обращения к лагерной теме в годы «оттепели» и в постоттепелевский период. 2. Проблема сохранения духовного потенциала нации в тоталитарной системе и в период её либерализации: А) социальные типы, представленные в системе персонажей; Б) характеры и персонажи-идеи в повестях Солженицына и Владимова; В) общее и различие аспектов проверки на человечность: еда, труд, этика отношения к другим (равным и вышестоящим); Г) образ прошлого и степень детерминированности жизни человека; Д) национальная жизнь в и за лагерем. 3. Различие поэтики психологической повести и повести-притчи: А) содержательность субъектной организации; Б) поэтика бытописи и условность; В) семантика хроникальности (в пределах замкнутого времени и в длящемся времени); Г) концептуальность финалов; Д) культурные аллюзии.
Литература (обязателен конспект по каждой повести) 1. Лакшин В. Иван Денисович, его друзья и враги // Новый мир, 1964. №1 или Лакшин В. Солженицын и колесо истории. М.: Алгоритм, 2009 или другие сборники Лакшина Фридлендер Г. О Солженицыне и его эстетике // Русская литература. 1993. №1. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. Кн. 1. гл. 3, разд.1; Нива Ж. Солженицын. М.: Худ. литература, 1992. Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. М.. 1994
2. Аннинский Л. Собачье сердце? Из заметок о прозе Г. Владимова. // Литературное обозрение. 1989. № 8. Немзер А. В поисках утраченной человечности. – Октябрь, 1982, № 8
XVIII. Экзистенциальная проблематика
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.112 (0.006 с.) |