Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История русской литературы: 1950-1980-е годыСтр 1 из 3Следующая ⇒
III. Литература критического реализма: традиции и развитие эстетики отражения и познания реальности. Исследование социальной детерминированности человека и проблема ответственности личности за подчинение условиям существования. Два полюса реалистического изображения человека – конкретный реализм (психологическое исследование индивида в реальных обстоятельствах) и социально-критический реализм (этологическое исследование социальной среды). Причины интереса к бытовой повседневности: быт как проявление нерегламентировой жизни; быт как проявление бездуховной жизни. Две тематических ветви реалистической литературы: исследование разных противоречий урбанистической и деревенской цивилизаций. Разрушительное влияние социально-исторических изменений ХХ века на городской и деревенский уклады. Омассовление общественного сознания под воздействием новой цивилизационной культуры. Открытие природного эгоизма и прагматизма в сознании человека. Конформизм и двоемыслие, ситуативность сознания; расхождение нравственного чувства и социальных или культурных правил. Прием потока сознания и внутреннего монолога как проявление гуманизма «городской» прозы. Авторская публицистичность и объективация повествования (несобственно-авторская речь) в социологической «деревенской» прозе. Поэтика социального гротеска и фантасмагории в реалистической прозе к5ак выражение алогизма социальной жизни. Традиции социального романа и разрушение эпопейности в «деревенской» социально-исторической прозе. Выдвижение повести ипсихологической драмы в системе жанров реалистической прозы.
III. А. «Городская» проза III. А. 1. «Городская» этологическая проза конца 1950-х — начала 1960-х годов. Обращение к бытовому поведению рядового человека: открытие духовных возможностей, не реализованных по вине обстоятельств и по причине личного несовершенства человека. Спасительная и подавляющая сила среды. Проблема неконфликтного соединения личности со средой как решение вопроса о возможности межличностных связей. Поэтика бытописательства: вещный мир, поток отношений, речевая изобразительность. Слово персонажа в основе повествования; психологизм; лирический подтекст. Повести В. Тендрякова («Суд», 1961), Г. Владимова («Большая руда», 196), рассказы И. Грековой («Дамский мастер», 1962), М.Рощина («Мой учитель Гриша Панин», 1960).
Повесть В. Семина «Семеро в одном доме» (1965) — исследование массового сознания: маргинальность народа в государстве; пренебрежение ценностью личности и защита индивида. Редукция духовных и нравственных норм в народной толще как результат ситуации выживания. Муля — воплощение вечно возрождающейся силы жизни, сопротивления человека вытеснению из жизни; парадоксальность деятельной доброты. Виктор как «человек со стороны» и изменение его отношения к неидеальной социальной среде; открытие человеческих ценностей в маргинальной народной жизни и необходимость сохранения личностных ценностей. Столкновение двух точек зрения на жизнь в повествовательной структуре; познание «другой» жизни и самопознание в процессе жизни в слове двух субъектов речи. Соединение хроникальности и ретроспективности. Семантика дома. Литература Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003 (и др.). Кн. 1, гл. 3, разд. 3. Воздвиженский В., Якименко В. Движение прозы конца пятидесятых — начала шестидесятых // Современная русская советская литература: Ч. 1. М.: Просвещение, 1987. Макаров А. Виталий Сёмин // Макаров А. Литературно-критические работы: В 2-х т. Т. 2. М.: Худ. литература, 1982.
III. А. 2. Психологическая драма рубежа 1950 — 1960-х годов: пьесы В. Розова («В поисках радости», В день свадьбы»), А.Арбузова, А. Володина, Л. Зорина (Варшавская мелодия»), С. Алешина («Всё остаётся людям»), Э. Радзинского («104 страницы про любовь»). Выявление природы конфликтов в межличностных и интимных отношениях. Проблема реализации возможностей личности; социальные и внутренние причины нереализованности. Несовпадение личных идеалов и реального образа жизни в основе драматического конфликта. Сюжет как путь к восстановлению идеального в реальности. Прямой психологизм (лиризация монологов персонажей) и психологический подтекст. Условность в поэтике: хор как коллективное сознание и как анализ драматической коллизии; существование персонажей в реальности драматического и зрительского времени; условность фабульной коллизии и бытовая конкретность сюжета. Изображение человека в меняющемся времени (А. Арбузов «Иркутская история», 1959; «Мой бедный Марат», 1965) и проблема исправления ложных поступков, обретение нравственной ответственности за себя.
А. Володин («Пять вечеров», 1959; «Старшая сестра», 1960) – поэтика бытовой конкретности как стремление преодолеть схематизацию жизни. Многообусловленностъ поведения персонажей. Психологический подтекст и лиризм как прямое проявление эмоций персонажей. Литература
Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. Кн. 1. М.: Академия, 2003 (и посл.). Гл. 2, ч. 6. 1. Пульхритудова Е.М. Движение драматургии шестидесятых – восьмидесятых годов // Современная русская советская литература. Кн. 1. М.: Просвещение, 1987. Богуславский А., Диев В. Русская советская драматургия. Кн. 3. М.: Наука, 1967. Козлова С. М. Парадоксы драмы — драма парадоксов: Поэтика жанров русской драмы 1950—1970 гг. Новосибирск, 1983. (Гл. 2). Вишневская И. Алексей Арбузов. М.: Сов. писатель, 1971. Ланина Т. Александр Володин. Л.: Сов. писатель, 1989. III. А. 3. Проблема духовной несамостоятельности человека в «молодой» прозе 1950 — 1960-х годов. Осознание противоречий урбанистической культуры в ситуации социального освобождения. Поиск личностных ценностей в условиях стандартизированной культуры. Поток жизни как поток ситуаций выбора. Утрата героем рефлекса действия, невозможность поступка в неэпической реальности. Расхождение нравственного чувства и поведения. Поток сознания, воспроизводящий рефлексию героя, текучесть внутреннего мира. Бунт против власти среды существования, попытка бегства от стандартов жизни и возвращение, принятиеобщих норм. Повести и рассказы А. Гладилина («Хроника времён Виктора Подгурского»), В. Войновича («Мы здесь живём»). Проза В. Аксенова как манифестация западного либерализма в соединении с этическими традициями: «Коллеги» (1959) и «Звездный билет» (1961) Поверхностность программы «молодых» о способах социализации личности. Путешествие как способ выхода из привычной жизни; ироническое снятие иллюзий в сюжете возвращения молодого героя в реальную жизнь; эстетический «бунт» персонажа и автора-повествователя (сленг, композиционные сломы повествования; смена субъектов повествования). Повести-путешествия (Такое долгое детство», 1961); психологические новеллы («Бездельник», 1962, «Пенелопа», 1962) А. Битова. Инфантилизм современного человека, ситуативность поведения, многослойность и текучесть психики персонажа. Проблема нравственного развития человечества в «Пенелопе»: от архаической неэтичности к неэтичности современной массовой культуры. Повесть «Сад» (1963) — проблема несвободы человека (зависимость от внешней оценки, имиджное поведение) и проблема одиночества; отчужденное сознание (жизнь - театр, жизнь - сон). Ассоциативный фон как способ выхода к философии человеческих чувств. Рассказы Ю. Казакова («Двое в декабре», 1962, «Адам и Ева», 1962) – психологические последствия неосущественности человека. Социальные и внутренние причины нереализованности. Разрушение природных связей (мужчина и женщина) в современной цивилизации.
Литература Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. Кн. 1. М.: Академия, 2003 (и посл.). Гл. 2, ч. 6. 4. Воздвиженский В., Якименко В. Движение прозы конца пятидесятых – шестидесятых годов // Современная русская советская литература. Кн. 1. М.: Просвещение, 1987. Аннинский Л. Ядро ореха: Вчера и сегодня молодой прозы // Урал. 1963. №1. Ланщиков А. Исповедальная проза и ее герой // Октябрь. 1968. № 2; или: Ланщиков А. Вопросы и время. М.: Современник, 1978. (Гл. 1). Ковский В, Жизнь и стиль. Образ молодого человека и художественно-стилевые искания современной советской прозы // Жанрово-стилевые искания в современной советской прозе. М.: Наука, 1971. Эльсберг Я. Изменение действительности и развитие стилей советской прозы // Проблемы художественной формы социалистического реализма. Т. I. М.: Наука, 1971. Янов А. Движение молодого героя: Социологические заметки о художественной прозе 60-х годов // Новый мир. 1972. № 7. Гусев В. В предчувствии нового: о некоторых чертах литературы 60-х годов. М.: Сов. писатель, 1974. Макаров А. Идеи и образы В. Аксенова // 3намя. 1966. №7,8. Бузник В. Экзамен на человека // Советская литература и новый человек. Л.: Наука, 1967. (А. Битов). Кузмичев Ю. Юрий Казаков: Набросок портрета. Л.: Сов. писатель, 1986. III. А. 4. Психологическая проза рубежа 1960-х—1970-х годов: исследование конформизма и разрушения духовных связей людей в городской цивилизации: Г. Семёнов «Лошадь в тумане», С. Крутилин «Косой дождь» (1969), Г. Владимов «Три минуты молчания» (1969), С. Залыгин «Южно-американский вариант» (1973), Д. Гранин «Кто-то должен» (1970), «Дождь в чужом городе» (1973), В. Алексеев «Последний шанс плебея» (1974), Н. Евдокимов «Страстная площадь» (1977), В. Тендряков «Затмение» (1977). Повести Ю. Трифонова: открытие нравственной релятивности и конформизма человека. Проблема изменения идеалов и реальных обстоятельств жизни. Проблема существования в потоке времени. Структура повести «предварительных итогов». Повести «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1973), «Другая жизнь» (1975), «Дом на набережной» (1976). Литература Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. Кн. 2. М.: Академия, 2003 (и посл.). Гл. 5, ч. 4. Бочаров А., Белая Г., Воздвиженский В. Движение прозы семидесятых – восьмидесятых годов // Современная русская советская литература. Кн. 1. М.: Просвещение, 1987. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М.: Худ. литература, 1977.
Бочаров А. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы. М.: Сов. писатель, 1982. Гусев В. Герой и стиль. К теориихарактера и стиля. Советская литература на рубеже 60—70-х годов. М.: Худ.литература, 1983. Панков А. Вечное и злободневное. Современная проза: конфликты, темы, характеры. М.: Сов. писатель, 1981. Тевекелян Д. День забот:Размышления о городской прозе 60—70-х годов. М.: Сов. писатель,1982. Михайлов А. Право на исповедь: Молодойгерой в современной прозе. М.: Молодая гвардия, 1988. Аннинский Л. Интеллигенты и прочее //Аннинский Л. Тридцатые -семидесятые. М., 1977. Иванова П. И. Проза Ю. Трифонова. М.: Сов. писатель, 1984. Панкин Б. По кругу или по спирали. О повестях Ю. Трифонова // Панкин Б. Строгая литература. М.: Сов. писатель, 1982. Плеханова И. Природа нравственного сознания в трактовке В Шукшина, Ю.Трифонова, В. Распутина // Сибирь. 1980. № 5.
III. А. 5. Драматургия конца 1960-х – начала 1970-х годов: новая эстетика в пьесах В. Розова «Традиционный сбор» (1967), «С вечера до полудня» (1968), А. Володина «Дочки-матери» (1974), «Осенний марафон» (1978), М. Рощина «Валентин и Валентина» (1971), «Спешите делать добро» (1975). Драмы А. Вампилова «Утиная охота» (1969), «Прошлым летом в Чулимске» (1972) — бытийные последствия бытового существования. Коллизия утраты смысла существования, ситуативное поведение, иллюзия бегства от жизни. Новаторство драматического языка: внутренний конфликт как конфликт самопознания; ретроспективное развитие сюжета, условность, иносказательность. Литература Смелков Ю. Новое вжизни — новое в драме. М.: Знание, 1978. Имихелова С. Современный герой в русской советской драматургии 70-х годов. Новосибирск, 1983. Велехова Н. Серебряные трубы. Советская драма вчера и сегодня. М.:Сов. писатель, 1983. Козлова С. Парадоксы драмы — драмапарадоксов. Поэтика жанров русской драмы 1950—1970-х гг. Новосибирск, 1993. Гушанская Е. Александр Вампилов. Л., 1990. III. А. 6. Лирика конкретного переживания (гармонического стиля)в поэзии 1960—1970-х годов – традиции русской психологической лирики, воспроизводящей индивидуальную духовную жизньчастногочеловека в конкретных ситуациях. Возвращение к классическим размерам, строфике; соразмерность выражения иотражения. Темы подлинности обыденной реальностив лирике фронтового поколения (Е. Винокуров, К. Ваншенкин, Д. Самойлов). Интимное переживаний реальности, тема одиночества и психологический подтекст в основе изобразительности; поиск созвучности души и внешнего мира, исповедальность в основе сюжета лирики В. Соколова, Г. Горбовского, А. Кушнера, О. Чухонцева, В. Казанцева, Традиционализм лирики индивидуального переживания В. Соколова. Городские реалии и интимность мироощущения. Драматизм и поиск гармонических проявлений реальности. Смысл поэзии в угадывании тайной связи феноменов. Стихи из сборников «Трава под снегом» (1958), «На солнечной стороне» (1961), «Смена дней» (1965), «Снег в сентябре» (1968), «Вторая молодость» (1971), «Городские стихи» (1977): «Как я хочу, чтобстрочки эти…», «Какмало, как немного…», «Все прозрачно в мире…»,Осенний переулок, Снег, «О, что мне делать с этим бедным даром…», «Но как мы встретимся…», «Из переулка сразу в сон…», «Деревья хмуро повстречали…»,«Ничего, что вымокла дорога…», Зной,«О,двориков московских…», «Теперь тебя я буду видеть чаще…», Метаморфозы,«Хотел бы я долгие годы…», «Можно жить ив придуманном мире…», «Попросил я у господа бога…», «Попробуйвытянуться…», Новоарбатскаябаллада, «Художник должен быть закрепощен…», «Ты плачешь в зимней темени…», Этюд I, Этюд II, «Мне зима залепила…», Обращение, «Я болен…», «Безвестность — это не бесславье…», «Я должен говорить дождями…», «И позабытьо мутном небе…», «Она души не приняла…», «Напластованье долгих лет…», «О, надо мечтать независимо», «Хороню и то, что я не знаю…», «О расскажи о том, что происходит…», Зимняя звезда, «Время, уходящее впространство…».
Классическая эстетика лирики А. Кушнера. Открытие самодостаточности частного человека. Мир предметный и мир сознания. Роль культуры в существовании человека. А. Кушнер. Стихотворения из книг: «Первое впечатление» (1962), «Ночной дозор» (1966), «Приметы» (1969), «Письмо» (1974), «Прямая речь» (1975), «Голос» (1978), «Таврический сад» (1984). Литература Плеханова И.И. Русская поэзия 50-80-х годов ХХ века. Иркутск, 2007. Хрестоматия-практикум к курсу «История русской литературы ХХ века» / Сост. Т. Рыбальченко. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. Михайлов А. Ритмы, времени: Этюды о русской советской поэзии наших дней. М.: Худ. литература, 1973. Кожинов В. «Стихи должны быть как открытое окно» // Кожинов В. Статьи о современной литературе. М.: Современник, 1982. (О Соколове). Чернис Д. «Я очень Родину люблю...». О поэтике В. Соколова // Вопросы литературы. 1979. № 9. Роднянская И. «Поэт меж ближайшим и вечным» // Роднянская И. Художник в поисках истины. М.: Сов. писатель, 1989. Пэн Д. Мир в поэзии А. Кушнера. Ростов-на-Дону, 1992. Липовецкий М. Поэзия частного человека // Урал. 2000. №11. (Кушнер и Чухонцев).
III. А. 7. Новые черты реализма в литературе конца 1970—начала 1980-х годов. Проза «сорокалетних». Наследование («Светопольские хроники» – «Лестница», 1968, «Победитель», 1979, «Апология», 1982, Р. Киреева; «Гамлет из посёлка Уш», 1978, А. Курчаткина) и трансформация (проза В. Маканина, Л. Петрушевской) трифоновской поэтики: обращение к низкой бытовой реальности; редукция рефлексии персонажа; антропологический пессимизм; соединение натуралистической конкретности, психологической беспощадности и обобщённости (неисторичности). Жанровая эклектика – соединение поэтики бытовой этологической прозы и поэтики притчи, эссе. Эволюция прозы В. Маканина от поэтики бытовой этологической прозы 1970-х годов к поэтике художественно-эссеистской аналитической прозы 1980-х годов. «Бытовые» психологические повести и рассказы («Повесть о Старом посёлке», «Ключарев и Алимушкин», «Полоса обменов», «Отдушина», «Антилидер», «Красное и голубое», «Один и одна») – «серединный», «типичный» человек, метафизика «барачной» психологии; утрата смысла жизни, редукция индивидуальности и поступка. Повести 1980-х годов – усиление авторскогоисследовательского голоса в тексте; углубление философичности и трагизма авторского мироощущения. Выявление надбытовой семантики художественного мира; герои реальности и герои текста; моделирование реальности и столкновение разных вариантов с целью избежать однозначного вывода (оголение прозы). Повести «Предтеча», «Отдушина», «Где сходилось небо с холмами», «Утрата», «Отставший», Рассказы Л. Петрушевской — образ абсурдного быта и бытия, повседневность как предельная ситуация выживания; экстравагантные способы преодоления обстоятельств; разрушенное сознание персонажей; утрата и желание нормы (идеала) в сознании современного человека. Культурные аллюзии в роли выявления трагизма бытия. Повествовательное и разговорное слово у Петрушевской. Фантастика как выражение иллюзий потрясённого сознания человека. Рассказы из сборников «По дороге бога Эроса» (1993) и «Бессмертная любовь» (1988): По дороге бога Эроса, Темная судьба, Али-баба, Страна, Рассказчица, Бессмертная любовь, Случай богородицы, Приключение Веры, Еврейка Верочка, Мистика, Смысл жизни, Грипп, Медея, Новые Робинзоны, Новый Гулливер, Два царства, Такая девочка. Сети и ловушки, Свой круг. Литература Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003 (и др.). Ч. 3, гл. 4, разд. 1, 2, 4, 5. Бондаренко В. «Московская школа» — эпоха безвремения. М.: Столица, 1990. Куралех А. Быт и бытие в прозе Л. Петрушевской // Литературное обозрение. 1993. № 5. Липовецкий М. Уроки музыки. О прозе Л. Петрушевской // Липовецкий М. «Свободы чёрная работа». Свердловск, 1991. Аннинский Л. Структура лабиринта. Маканин и литература срединного человека // Аннинский Л. Локти и крылья. М.: Советский писатель, 1989. Липовецкий М. Против течения. Авторская позиция в прозе В. Маканина // Урал.1985. № 12. Роднянская И. Незнакомые знакомцы // Роднянская И. Художник в поисках истины. М.: Сов. писатель, 1989. (О прозе В. Маканина)
III. А. 8. «Новая драма » (« поствампиловская» драма ): А. Казанцев «Старый дом» (1978), В. Славкин «Взрослая дочь молодого человека» (1982), «Серсо» (1985), А. Соколова «Фантазии Фарятьева» (1977). Изменение героя, драматической ситуации, авторскойпозиции: размывание межличностного и внутреннего конфликта; редукция психологизма, демонстрация бессмысленности и статичности ситуации реальности. Возрастание поэтики авторских культурных знаков при констатирующей, антиоценочной этической позиции автора. Драматургия Л. Петрушевской: соединение поэтики бытовой и абсурдистской драмы. Межличностные конфликты как творение абсурда, их нейтрализация при столкновении человека с абсурдом бытия. Пьесы: Три девушки в голубом, Чинзано*.
Литература Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003 (и др.). Ч. 3, гл. 4, разд. 1, 2, 4. Максимова В. Судьба первых пьес // Современная драматургия. 1982. №2.
III. А. 9. Социальный гротеск в прозе 1960-х – 1970-х годов. Социологическое исследование в сатирической гротесковой форме в романе А. Зиновьева «Зияющие высоты» (1976). Свифтовская традиция. Жанровый код мениппеи и анекдота; поэтика сказа (экспрессивная фразеология) в прозе Ю. Алешковского («Николай Николаевич», 1976; «Синенький скромный платочек», 1978; «Книга последних слов», 1984). Игровая (фантасмагорическая) проза в середине 1980-х годов – традиции литературной сказки и условно-метафорической прозы В. Одоевского. Новые функции фантастики. Принятие профанных ценностей жизни, демоническое как отражение гротеска реальности: Ф. Искандер «Кролики и удавы» (1973, публ. 1986), В. Орлов «Альтист Данилов» (1980), А. Ким «Белка (1982), Н. Евдокимов «Трижды величайший», М. Кураев «Зеркало Монтачки».
Литература Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003 (и др.). Ч. 3, гл. 3, разд. 2. Латынина А. Заметки о литературном процессе. 1970 — 1980-е годы. М.: Советский писатель, 1987. Иванова Н. И. Точки зрения. О прозе последних лет. М.: Советский писатель, 1988.
IV. Литература онтологического реализма. Формирование концепции онтологической личности в «деревенской прозе». Натурфилософская проза и поэзия. Значение «деревенской прозы» 1960-х годов в осознании природных (бытийных) основ реальности. Философские идеи К.-Г. Юнга как ключ к пониманию онтологического сознания (архетипы сознания – и идея родовой общности). Идеи К. Леонтьева, О. Шпенглера в становлении новых (немарксистских) взглядов на историю; возрождение органических концепций национальных культур. Интерес к восточной философии как оппозиция западному рационализму. Реставрация мифологического мировосприятия и интуитивизма; мифопоэтика и многослойность семантики (миметизм и мифологизация). IV. 1. Лирическая (элегическая) деревенская проза 1950 – 1960-х годов. Утверждение социальной и духовной ценности человека,сформированного крестьянской культурой. Выявление в крестьянской культуре органичности, целостности, самодостаточности.Носталъгическая поэтизирующая оценка прошлого. Внимание к внутреннему богатству деревенского человека (богатая сенсорность, сохранившееся архаическое мировосприятие). Открытие эстетики крестьянской жизни (неутилитарного отношения кжизни). Роль природно-космического ощущения реальности.Воскрешение русского народногослова в прозе. Возвращение на малую родину как путешествие в прошлое,к истокам. Субъективноепереживание национального бытия: рассказы Ю. Казакова («Поморка», 1958, «Манька», 1958, «Трали-вали», 1959), В. Белова («Под извоз», «Колоколёна», «За тремя волоками») раннего Шукшина (сб. «Сельские жители», 1964). Повестив новеллах С. Крутилина («Липяги», 1963-1965), М. Алексеева («Хлеб— имя существительное», 1964). «Последний поклон» (1958-1982) В. Астафьева — лирический эпос. Три книги «Последнего поклона» — три состояния народной жизни: а) гармонизация социальных противоречий коренными устоями; б) разлом национальных традиций; в) испытание нации (война). Лирический сюжет — формирование личности в разрушаемом мире. Обретение экзистенциального сознания на основе онтологического мироощущения. Два уровня сознания лирического героя: детское и взрослое. Лейтмотивы в «Последнем поклоне»: дом, река, путешествие, встречи, смерти. Тема культуры. Значение лирических повестей В. Солоухина «Владимирские проселки» (1958) и «Капля росы» (1959) для возвращения «шестидесятников» к ценностям уходящей народной культуры. Критико-публицистическое изображение современной деревни и воскрешение прошлого в памяти. Лирический герой как носитель родовых духовных начал. Открытие всеобщего в малом, идеализация целостности «малого мира». «Привычное дело» В. Белова (1965) — переход от лирического к этико-философскому воссозданию народной жизни. Следы конкретного реализма в изображении реальной деревни, социальное бесправие народа, порождающее «пошехонство». Этика самоотверженности и внутреннего долженствования, сохраняющая общество. Споры о социальной ценности народного стоицизма в критике 1960-х годов. Самосознание народа и сверхсоциальные основы этики. Органичность одухотворенность природного бытия, равенство живого (мира людей и мира животных). Спасительность неэгоцентрического отношения к жизни для сохранения самой жизни и жизни индивида. Иван Африканыч как носитель онтологического сознания. Содержательность фабулы: гибельность разрыва с кругом «привычной» жизни. Повествователъное богатство текста; смена субъектов речи, жанровая полифония. Высокое и комическое в повести. Литература Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003 (и др.). Кн. 2, гл. 3, разд. 2.1. Бальбуров Э. Лирическая проза в литературном процессе 1950—1960-х годов // Русская литература. 1979. № 2. Липин С. Сквозь призму чувств. О лирической прозе.— М.: Сов. писатель, 1978. Камянов В. Эвклиду - эвклидово // Вопросы литературы. 1969. № 4, Кожинов В. Голос автора и голоса персонажей // Проблемыхудожественной формы социалистического реализма. Т. 2. М.: Наука, 1971. Шайтанов И. Реакция на перемены // Вопросы литературы. 1981.№ 5. Селезнев Ю. Василий Белов; раздумья о творческой судьбе писателя. М.: Сов. Россия, 1983.
IV. 2. Новеллистика В. Шукшина. Драматизм рождения нравственного самосознания в массовом человеке. Бытовая конкретность и бытийная проблематика рассказов. «Предельные» вопросы, вставшие в сознании индивидуального человека, и реальные условия его существования. Смеховоеи трагическое. Драматизация повествования: опора на диалог; скандальные и игровые ситуации. Новеллистическая природа прозы Шукшина. Периоды художественного развития. Рассказы: Классный водитель, Гринька Малюгин, «Раскас», Как помирал старик, Случай в ресторане, Чудик, «Миль пардон, мадам»,Сураз, Горе, Мастер. Крыша над головой. Одни. Дядя Ермолай. В профиль ианфас. Игнаха приехал, «Верую!», Думы, Обида, Дебил, «Мой зять украл машину дров!», «Жена мужа в Париж провожала», Беседы при ясной луне, Беспалый, Алеша Бесконвойный, Осенью, Залетный, Как зайкалетал на воздушных шариках, Штрихик портрету, На кладбище, Боря, Микроскоп, Упорный, Крепкий мужик,Мужик Дерябин. До третьих петухов.
Литература Аннинский Л. Путь Шукшина //Аннинский Л. Тридцатые-семидесятые. М.: Современник, 1997. Белая Г. Парадоксы и открытия Шукшина // Белая Г. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983. Горн В. Василий Шукшин: Личность. Книги. Барнаул, 1990. Козлова С. Поэтика рассказов В. М. Шукшина. Барнаул, 1992. Лейдерман Н. Рассказ В. Шукшина // Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982. Или: Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003 (и др.). Кн. 2, гл. 3, разд. 3. Плеханова И. Особенности сюжетосложения в творчестве В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина. К проблеме художественной условности // Русская литература. 1980. № 4. Черносвитов Е. Пройти по краю. Василий Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии. М.: Современник, 1989.
IV. 3. Открытие онтологической этики в народном характере (проза конца 1960-х – начала 1970-х годов. Универсальные основы существования человека. Отличие эпического и онтологического сознания. Психологизм онтологической прозы: связь природного и социального в сознании человека деревенской культуры. Проблема осознания смысла жизни в человеке мифологического сознания; мифопоэтика онтологической прозы. Социальный аспект литературы онтологического реализма: появление маргинального человека в ситуации смены онтологии (от природы к цивилизации). В. Белов «Плотницкие рассказы» (1968), Ф. Абрамов («Деревянные кони», 1969), Е. Носов «И уплывают пароходы, и остаются берега» (1975), В. Личутин «Вдова Нора» (1973), А. Ким «Собиратели трав» (1971), «Луковое поле» (1976). Повесть В. Распутина «Последний срок» (1971) – архаическое и современное в сознании. Раздвижение сферы детерминированности человека. Архетипы сознания и их отрефлексированность. Рождение онтологической личности в человеке родового сознания. Генетическая и персональная память. Проблема духовной традиции и трагизм существования человека в культуре, отпавшей от онтологии (дети Анны). «Живи и помни» (1973) – проверка человека на соответствие органическим бытийным законам.
Литература Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003 (и др.). Кн. 2, гл. 3, разд. 2.2. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М: Наука, 1983. Макина М. Деревенская проза 60-х—70-х годов в историко-литературном и социальном аспектах. Л., 1980. Ковский В. Литературный процесс 60-х—70-х годов. М.: Наука, 1983. Протченко В. Непрерывный лоток жизни // Современный советский роман. Философские аспекты. Л: Наука, 1979. Липин С. Человек глазами природы. М.: Сов. писатель, 1985. Семенова С. Валентин Распутин. М.: Сов. Россия, 1987. Курбатов В. Валентин Распутин: Личность и творчество. М.: Сов. писатель, 1992. Плеханова И. Природа нравственного сознания в трактовке В.Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина // Сибирь. 1980. № 5. Старикова Е. Жить и помнить: Заметки о прозе В. Распутина // Новый мир. 1976. № 11. Шапошников В. Валентин Распутин. Новосибирск, 1978. Рыбальченко Т. Ситуации драки в рассказах В. Шукшина // Сибирь: литература, критика, журналистика. Новосибирск: СО РАН, 2002. Рыбальченко Т. Семантика киноискусства в новеллистике В. Шукшина // Вестник Томского гос. ун-та. Серия «Филология». № 291. Томск: ТГУ, 2006. Рыбальченко Т. Поэтика театральности как средство миромоделирования в рассказе В. Шукшина «Микроскоп» // Гуманитарные исследования: итоги последних лет. Новосибирск: НГУ, 1997.
IV. 4. Натурфилософская проза 1970-х годов в литературе «онтологического реализма» — поиск бытийных (метафизических) законов природы, общества, существования человека. Разные концепции бытия: животворный хаос или космос. Циклическое время и многослойность реальности. Соответствие генотипа и фенотипа. Архетипы сознания как свидетельство бытийной детерминированности всех проявлений реального мира. Историческая эсхатология. Образ-миф как ведущий тип образности. «Прощание с Матерой» (1975) В. Распутина — интерпретация мифа о конце мира. Духовный мир человека как производное природы. Утрата чувства ответственности перед бытием в современном человеке; потребительство как разрушение жизни. Следование родовым законам, памяти как основа личностного самоопределения. Человек современной цивилизации и хранитель архаического сознания. Мифопоэтика в образной системе, в сюжете, в принципах психологизма. Повествование в рассказах«Царь-рыба» (1975) В. Астафьева. Образ природы как животворного хаоса, равнодушного к человеку. Мифопоэтическая образность. Пространство Сибири как модель природного пространства, в котором пытается определить место национальный мир.Отношение человека к природе какоснова социальных и нравственныхнорм. Сознание переселенцев и аборигенов.Сопоставление природного, массового и окультуренного человека. Критика прагматической и индивндуалистической философии. Образ автора как носителя личностного сознания, не порвавшего связи сприродой и социумом. Поэтика композиции. Философия истории в романе С. Залыгина «Комиссия» (1976). Природный космос как основасуществования человеческого рода. Отпадение человека от природы какрезультат абсолютизации неуниверсалъных ценностей. Причины различная «молитв» (идеалов) и невозможностиих согласованияв человеческом обществе. Опасность апокалипсического сознания. Уничтожение крестьянской утопии «мирного договора» в истории XX века. Соединение структуры психологического романа и романа-диспута. Система персонажей — модель общинного мира и система историкофилософских и натурфилософских идей. Миф и модель национальной истории в романе. Роль легенд и сказок. Содержательность субъектной организации.
Литература Белая Г. Художественный мир современной прозы. М: Наука, 1983. Протченко В. Непрерывный поток жизни // Современный советский роман. Философские аспекты. Л.: Наука. 1979. Агеносов В. Советский философский роман. М.: Прометей, 1989. (Гл. 3). Липин С. Человек глазами природы. М.: Сов. писатель, 1985. Семенова С. Оправдание России. Эскиз национальной метафизики // Вопросы литературы. 1990. № 1. Пискунова С., Пискунов В. В пространствах новых. Миры и антимиры натурфилософской прозы // Литературное обозрение. 1986. № 11. Лапченко А. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов. Л.: Изд. ЛГУ, 1985. Левина М. Апофеоз беспочвенности. «Онтологическая» проза в свете идей русской философии // Вопросы литературы. 1991. № 9 - 10. Курбатов В. Миг и вечность. Размышления о творчестве В. Астафьева. Красноярск, 1983. Старцева А. Поэтика современной советской прозы. Ташкент, 1984 (о «Царь-рыбе»). Вахитова Т. Повествование в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба». М.: Высшая школа, 1988. Дедков И. Сергей Залыгин: Страницы жизни, страницы творчества. М.: Современник, 1985. Нуйкин А. Зрелость художника: Очерк творчества С. Залыгина. М: Сов. писатель, 1984. Семенова С. Валентин Распутин. М.: Сов. Россия, 1987. Плеханова И. Природа нравственного сознания в трактовке В.Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина // Сибирь. 1980. № 5. Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза второй половины ХХ века. М.: Флинта-Наука, 2009. Старикова Е. Жить и помнить: Заметки о прозе В. Распутина // Новый мир. 1976. № 11. Рыбальченко Т. Версия национальной истории в романе «Комиссия» // Сибирский текст в русской культуре. Томск: Сибирика, 2002. Рыбальченко Т. Поиск метафизической картины мира в русской литературе 1950-1980-х годов // Проблемы метода и жанра: Вып. 19. Томск: ТГУ, 1997.
IV. 5. Натурфилософская проблематика онтологической лирики. Мифопоэтика онтологической лирики Н. Рубцова. Природный мир как космос, его амбивалентность; возможность контакта человека с космосом.Национальный мир в ситуации исчезновения,мотив молчания. Лирический герой как носитель интуиции бытия и как философ. Причина трагического мироощущения. Стихи из сборников: «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969; «Зеленые цветы» (1971): Видение на холме, Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны, Русскийогонек, Звезда полей, Журавли, В горнице,Старая дорога, Природа, «Седьмые сутки дождь не умолкает…», Осенние этюды,Над вечным покоем, Тихая мояродина, В святой обители природы, Душахранит, Прощальный костер, Жар-птица, Полночное пенье, «А между прочим, осень на дворе…», По дороге из дома, Ночьна перевозе, На реке Сухоне, Зимовье на хуторе, Поезд, В сибирской деревне, Сосен шум, Бессонница, Старик, Во время грозы,Листья осенние, Ночь на родине, В глуши, В осеннем лесу, Зимняя ночь, На ночлеге, Зеленые цветы, По вечерам, Наступление ночи, У размытой дороги, Далекое, «Уже деревня вся в тени…», Ферапонтово, Ночное ощущение, «У сгнившей лесной избушки…», Гость, Зимняя песня, Неизвестный, «Чудный месяц плывет над рекою…», Ночное. Образ мира и чувство онтологии в поэзии Б. Примерова, А. Прасолова («День и ночь», 1966; «Земля и зенит», 1969), А. Передреева («Равнина», 1971).
Литература Богомолов Н. Движение поэзии конца пятидесятых – восьмидесятых годов // Современная русская советская литература: В 2 ч. М.: Просвещение, 1987. Ч. 1. Плеханова И.И. Русская поэзия 50-80-х годов ХХ века. Иркутск, 2007. Гл. «Бытийное и интимное в «тихой» и мифологической лирике». Хрестоматия-практикум к курсу «История русской литературы ХХ века» / Сост. Т. Рыбальченко. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004 Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003 (и др.). Кн. 2, гл. 3, разд. 1.1. Кожинов В. Николай Рубцов. М., 1976. Или: Кожинов В. Статьи о современной литературе. М.: Современник, 1982. Бараков В. Лирика Н. Рубцова. Вологда, 1993.
V. Экзистенциальный реализм в литературе 1950-1980-х годов как освоение философии экзистенциализма в традициях русской культуры Война и социальный террор как исторические причины формирования экзистенциального сознания. Утверждение ценностей персонального сознания и обращение к философским идеям экзистенциалистов (Н.Бердяева, Л. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А.Камю и др.). Отличие современного русского экзистенциального сознания от философских версий экзистенциализма в решении проблемы отчуждения, вины, смерти, абсолюта. Акцент на интенцию личности к бытию, на комплекс экзистенциальной вины (развитый в русской этической традиции). Персонализм без индивидуализма. Проблема подлинного существования как проблема самоопределения личности в подавляющих
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.118 с.) |