Особенности теоретико-литературного курса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности теоретико-литературного курса.



Использование термина «теоретико-литературное образование» условно, обусловлено наличием в учебных планах филологических факультетов вузов цикла теоретико-литературных дисциплин («Введение в литературоведение», «Теория литературы», «История и методология литературоведения»), главной целью которых является познание искусства слова. Теоретико-литературные курсы способствуют накоплению знаний студентов о художественном творчестве и литературном произведении (его природе, назначении, внутреннем строении), о закономерностях и факторах развития художественной литературы, ее историческом движении, о связях явлений художественной словесности. Изучение теоретико-литературных курсов нацелено на формирование у студентов умений объективного анализа, оценки и интерпретации художественных произведений, развитию их эстетического вкуса и нравственных качеств.

Дисциплина с названием «Теория литературы» появляется в учебных планах российских университетов в 1920-е годы. До конца 1940-х годов в педагогических институтах и университетах она читалась лишь на первом курсе. Однако уже в 1930-е годы в некоторых вузах, например в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории), теория литературы была представлена двумя учебными дисциплинами: на первом курсе изучалось «Введение в литературоведение», на четвертом - «Теория литературы». В конце 1940-х годов целесообразность изучения теории литературы на первом и четвертом курсах была теоретически обоснована учеными (Л.И. Тимофеевым, Г.Н. Поспеловым) и утверждена Министерством высшего образования. Изучение теории литературы на старших курсах было обусловлено необходимостью систематизации и более широкого обобщения теоретических знаний у студентов. В 1950-е годы теоретико-литературные курсы на филологических факультетах вузов начинают рассматриваться в качестве основных, призванных логически упорядочить научную терминологию, разграничить понятия, фиксирующие разные стороны литературного творчества. Приблизительно с этого времени теория и история литератур в составе учебных планов университетов и педагогических институтов начинают выступать как равнозначные дисциплины. Современное вузовское филологическое образование вне их взаимодействия невозможно себе представить.

В высшем учебном заведении изучение теоретических проблем осуществляется в процессе освоения студентами теоретико-литературных и историко-литературных дисциплин. Преподавание теоретико-литературных курсов в вузе обладает рядом специфических черт, вытекающих из задач формирования профессиональной компетентности выпускаемых специалистов. Вместе с тем пропедевтический курс «Введение в литературоведение» включает в себя ряд теоретических понятий из школьных программ по литературе, что нацеливает преподавателя на осуществление преемственных связей. Дисциплина изучается на первом курсе, когда студенты еще недостаточно подготовлены к разнообразным формам самостоятельной работы, и это во многом определяет методику, сочетающую в себе элементы школьного и вузовского преподавания.

Теоретико-литературные знания, получаемые студентами на лекционных занятиях по введению в литературоведение, должны перейти в умения. Профессиональные умения и навыки у студентов-филологов формируются, как правило, на семинарских, практических, лабораторных занятиях и в процессе выполнения разнообразных форм самостоятельной работы. Эти формы занятий обеспечивают индивидуализацию обучения и способствуют активизации познавательной деятельности студентов. Дисциплина «Введение в литературоведение» предполагает обобщение, систематизацию теоретических знаний студентов и формирование умений анализа художественных произведений.

 

8. Особенности проведения занятий по истории литературы.

С развитием образовательной системы приходит понимание того, что без изучения истории невозможно постижение сути законов художественного творчества. Только к началу 20 века историко-литературному курсу удалось окончательно закрепиться в системе образования.

По совокупности методических принципов преподавания историко-литературного курса и его целей наука 19 века представлена двумя ведущими направлениями: академическим (Буслаев, Филонов, Поливанов), которое видело главную цель уроков словесности в умственном воспитанием, и воспитательным (Водовозов, Стоюнин, Острогорский, Балталон), которое смотрело на литературу как на средство нравственного и эстетического воспитания. Противоборство этих направлений имеет свои отголоски и в современной науке, однако в целом именно благодаря ему пришло понимание того, что цели историко-литературного образования очень многообразны.

Вопрос о содержании историко-литературного курса решался в общих чертах через постижение необходимости составить в сознании учащихся целостную картину развития словесного творчества. Первоначально значительное место в курсе занимает литература древнего периода, но со временем ведущие позиции начинает отвоевывать литература современная, хотя ее вхождение в историко-литературный курс и вызывает большое количество споров. Привлечение второстепенных произведений становится возможным для того, чтобы показать ученикам отличия между литературой первого и второго ряда. Иностранная литература тоже осознается как неотъемлемая часть курса, потому что дает плодотворную почву для сравнения и позволяет увидеть как общечеловеческие закономерности литературного процесса, так и национальное своеобразие мировых литератур.

Формы проведения: Разбор теоретических вопросов. Подготовка сообщений. Аудиторный анализ текста.

 

История литературы исследует своеобразие различных национальных литератур, изучает историю возникновения, смены, развития литературных направлений и течений, литературных периодов, художественных методов и стилей в разные эпохи и у разных народов, а также творчество отдельных писателей как закономерно обусловленный процесс.

История литературы рассматривает любое литературное явление в историческом развитии. Ни литературное произведение, ни творчество писателя невозможно понять вне связи со временем, с единым процессом литературного движения.

История и теория литературы тесно взаимосвязаны. Однако средства и приемы у них различны: теория литературы стремится определить суть развивающейся эстетической системы, дает общую перспективу художественного процесса, а история литературы характеризует конкретные формы и конкретные их проявления.

В истории литературы нет периодов незначимых или лишенных содержательной и художественной ценности. Достижения каждого предшествующего периода лежат в основе последующих, литература суть единое историческое и культурное целое.

Линейная система (хронологическая) построения программы, как показывает многолетняя практика, дает результаты в плане понимания учеником картины мира, русской и мировой истории, формирования логического мышления, духовного стержня, патриотизма. Литературные произведения должны изучаться в единстве.
История литературы как наука, а в нашем случае еще и учебная дисциплина, насчитывает не более двух веков. Она имеет ярко выраженный интегральный характер и включает в себя «философию литературы (т.е. определение целей, задач, ориентиров, онтологию, гносеологию, аксиологию литературы), эстетику литературы (понимание прекрасного), этику литературы (понимание нравственного идеала)»,а также поэтику литературы, психологию литературы и др.

Чтение курса «Истории мировой литературы» на разных факультетах академии культуры не должно осуществляться в отрыве от особенностей будущей специальности студентов. Следует искать точки соприкосновения между предлагаемой суммой знаний по литературе и возможностью их применения в будущей практической деятельности. Целесообразно строить практические занятия и самостоятельную работу так, чтобы выбор анализируемых авторов и произведений, общая проблематика занятий вызывали не только широко познавательный интерес у учащихся, но и

профессиональный. Именно такая направленность методической

работы преподавателя «Истории мировой литературы» оказывается наиболее плодотворной в нынешних условиях.

Спектр и объем информационных услуг, предоставляемых Интернетом в области художественной литературы и литературоведения, огромен и постоянно растет. Это позволяет привлекать подобный материал к процессу обучения истории литературы, предлагать практические занятия с использованием тематических сайтов, давать соответствующие задания по самостоятельной работе. На занятиях многие студенты все чаще используют собственные компьютеры, что позволяет улучшить восприятие лекций поиском необходимого визуального ряда, цитированием текстов. Конечно, такой вид занятий возможен в маленьких группах, а не на больших потоках.

Групповые практические занятия по истории литературы с использованием информационных систем предполагают создание соответствующих условий для их проведения. Тема такого практического занятия должна быть четко сформулирована, этапы ведения семинара строго прохронометрированы, а также заранее продуман перечень используемых в работе сайтов. Иными словами, семинарское занятие

с использованием Интернета позволяет студентам расширить литературный контекст, обнаружить неожиданные для себя параллели и взаимосвязи, стимулирует познавательный интерес, развивает научное мышление, обучает элементам научного поиска и исследования.

В процессе преподавания «Истории мировой литературы» в вузах необходимо, используя самые продуктивные методы и современные формы обучения, доказывать огромную познавательную, когнитивную, эстетическую и этическую функции литературы, сделать чтение необходимой потребностью молодого человека, от чего во многом зависят формирование его личностного потенциала, осознания своей роли и

места в современном мире.

- Одной из особенностей историко-литературного курса является его специфическое построение: чередование обзорных и моно-графических тем. Обзоры представляют литературу определенного периода. Монографические темы – это углубление в творчество отдельных писателей, представителей определенной литературной эпохи, изучение их жизни и творчества, анализ отдельных произведений.

Структура обзорных и монографических тем обеспечивает не только достаточно широкий круг чтения, но и формирует ключевые теоретико-литературные понятия и читательские умения, придает литературному образованию системность и воспитывающую направленность.

Чаще всего обзорная тема раскрывается в ходе лекции. Задача обзоров – объединить весь материал, в том числе наглядный, придав ему тематическую стройность и завершенность. Сложность при изучении обзорных тем заключается в большом потоке информации, которую необходимо систематизировать, а также в том, что большинство произведений или лишь упоминается, или дается только их краткий, обзорный анализ

- Еще одна особенность курса – заключается в том, что большую роль играет самостоятельная исследовательская деятельность учащихся. Достаточно эффективны различные эмоционально-

образные формы (литературно-музыкальные композиции, заочные

экскурсии, путешествия в мир поэта и др.), деловые игры (редакции,

круглые столы и т.д.).

Настоящая литературоведческая дисциплина изучает процесс развития художественной литературы всех народов на протяжении многих веков или десятилетий, разделяясь на поддисциплины по эпохам и отдельным странам. Например: «История античной литературы», «История английской литературы Средних веков», «История французской литературы эпохи Ренессанса»… Литературоведы создали и продолжают создавать истории национальных и мировых литератур («История всемирной литературы»).

История литературы включает в себя такие значимые категории, как художественный процесс, периодизация, литературные и исторические источники, творческие портреты отдельных писателей.

Литературный процесс относится к сложному, подчас противоречивому развитию художественной литературы, закономерности которого изучаются историей литературы и критикой. Литературный процесс формируется в ходе столкновения эстетических программ, полемики, согласия, решительного неприятия творческих позиций художников слова. Важную роль тут играют культурные, социальные и национальные особенности литературных эпох. Историко-поступательное движение происходит благодаря освоению результатов предшественников. При этом новая эпоха не просто повторяет, но углубляет и развивает успехи, например, в области стихосложения или в совершенствовании художественной прозы. Литературный процесс дополняется определенным числом писательских портретов как классиков, так и авторов посредственных дарований.

 

Историки литературы создали выверенную концепцию периодизации мировой и национальных литератур. Так, от античности до XVIII века нового времени понятие «литературная эпоха» состоит из нескольких исторических веков: античная литература (до н.э.), литература Средневековья (V – XIV вв. нашей эры), литература эпохи Ренессанса (XIV – XVI вв.), литература классицизма (XVII столетие; у славян – XVIII в.). Начиная с XVIII века достижения художников слова измеряется одним столетием (XVIII в. – Просвещение; XIX в. – романтизм и реализм; XX век условно можно обозначить Нобелевским периодом).

Художественный предмет предъявляет к себе историко-литературный подход. Литературовед при исследовании художественных и документальных источников обязан объективно прочитывать фактографические материалы. При этом историческое начало не должно доминировать над литературным вымыслом.

Творческий портрет писателя складывается из биографических сведений, обзора опубликованных и неизданных (рукописных) произведений, жанровых пристрастий автора. Чаще всего, к примеру, украинские литературоведы обозначают этот раздел как «Жизнь и творчество имярек писателя».

История литературы становится филологической наукой лишь в том случае, когда она не исчерпывается одним перечислением литературных событий прошлого, пусть они взяты в хронологической, строго выверенной временной последовательности. И если изменения литературных фактов рассматриваются, во-первых, как развитие, а, во-вторых, в самой этой эволюции появляются и устанавливаются определенные общие закономерности и тенденции, только тогда речь может идти об истории литературы как о самостоятельной дисциплине. Так, в разных литературах и разных литературных эпохах наблюдается обязательная система очередности: установлено движение от эпоса к лирике, а затем к драматургии, от романтизма (литература мечты) к реализму (литература действительности).

 

9. Роль литературоведческого анализа в проведении занятий по истории зарубежной литературы

 

Существенной частью научного познания является анализ – научный метод, расчленяющий сложноорганизованное целое на части, выделяющий в нем некоторые стороны, элементы, а также связи между ними и познающий каждую часть относительно самостоятельно. Анализ – необходимая ступень любого научного постижения: сложный предмет, который нельзя познать сразу, осознается по частям. Не зная, из чего состоит то или иное сложноорганизованное целое, нельзя, как правило, понять его действия, внутренних закономерностей, а часто и смысла. Конечная цель анализа двояка: во-первых, описание свойств и особенностей, присущих отдельным элементам и частям произведения, и во-вторых, установление объективного состава и структуры (характера и принципов организации, связей) всего целого.

Литературоведческий анализ – это анализ и интерпретация художественного произведения как единицы литературы. Анализ является важнейшим методом научного постижения литературного произведения.

Ученые-литературоведы предлагают различные способы и алгоритмы анализа в зависимости от их научных взглядов.

Литературоведческий анализ обычно включает в себя:

- изучение контекста,

- определение жанра произведения,

- анализ структуры, сюжета и композиции произведения,

- определение конфликта в произведении,

- определение тематики и проблематики произведения,

- анализ названия произведения,

- анализ образа автора и определение его роли в произведении,

- анализ образов главных героев,

- анализ других образов в произведении,

- анализ художественных деталей и используемых приемов,

- определение основной идеи произведения.

Также возможно рассмотрение и анализ произведения как интертекста.

Объектом литературоведческого анализа является художественный текст.

Цель литературоведческого анализа— выявление исторической проблематики произведения, его художественного своеобразия в литературном процессе.

В область литературовед­ческого анализа входит как текстовая, так и внетекстовая информация: изучение мировоззрения писателя, процесса формирования его творчес­кой личности, принадлежности к определенному литературному направ­лению, жанровой специфики текста, особенностей композиции, образ­ной системы, тематики и проблематики произведения, его основного пафоса и художественно-эстетического своеобразия.

Литературоведческий анализ может заканчиваться целостной интерпретациейпроизведения, а может и не приводить к ней, рассматривая только один аспект произведения: стиль, проблематику, композицию, систему образов персонажей, образ персонажа, интертекстовые и метатекстовые связи и т.п.

В общую схему литературоведческого анализа текста можно включить следующие параметры:

1. 1. Время и обстоятельства написания произведения. При указании на

время и обстоятельства написания произведения важно дать краткую фоновую характеристику социально-историчес­кой ситуации в обществе.

2. Место произведения в творчестве писателя. Отмечая место произведения в творчестве писателя, необходимо опираться на знание его биографии, а также информацию о твор­ческих исканиях автора и его эстетическом кредо.

3. Литературный род (эпос, лирика, драма).

4. Жанр произведения. Необходимо выявление жанровой специфики произведения в процес­се литературоведческого анализа, поскольку жанр является важным средством текстообразования, определяющим отбор и организацию языковых средств, а также аспект и масштаб отражения окружающего мира в художественной форме.

5. Основная проблематика произведения. Для практического анализа проблематики всегда важно выявить индивидуальное своеобразие данного произведения, данного автора; сравнить (хотя бы в процессе подготовки к анализу) изучаемое про­изведение с другими и понять, что же в нем уникального, неповто­римого. Иными словами, важно найти «изюминку» данного произве­дения, а она, если говорить о художественном содержании, очень часто лежит в области проблематики. В качестве первого шага и этом направлении можно порекомендовать установить вид пробле­матики в исследуемом произведении.

Выделяются разные виды проблематики: национальная, социокультурная, идейно-нравственная, философская.

 

6. Тема.

7. Композиция.

8. Основной пафос произведения и эмоциональная тональность. С пафосом литературного произведения соотносится его эмоциональ­ная тональность, которая может варьироваться, отражая динамику художественного развертывания текста. Различают минорную, ма­жорную, патетическую, лирическую и другие виды эмоциональной тональности текста.

9. Образный строй. Выделяются художественные образы времени и пространства, об­разы повествователя и лирических героев, образы персонажей и т.д. В создании образов особенно важны лексические средства: в фило­логии слово рассматривается как форма образа.

10. Идея.

10. Изучение монографических тем

Представление об историко-литературном процессе формируется в его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох, идет речь о таких понятиях как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы.

Одной из особенностей историко-литературного курса является его специфическое построение: чередование обзорных и монографических тем. Обзоры представляют литературу определенного периода. Монографические темы – это углубление в творчество отдельных писателей, представителей определенной литературной эпохи, изучение их жизни и творчества, анализ отдельных произведений.

Структура обзорных и монографических тем обеспечивает не только достаточно широкий круг чтения, но и формирует ключевые теоретико-литературные понятия и читательские умения, придает литературному образованию системность и воспитывающую направленность.

В центре монографической темы – писатель и его произведения: одно или несколько произведений изучаются текстуально. Аналитическая работа опирается на непосредственное эмоциональное восприятие художественного текста.

В работе над монографической темой можно выделить следующие этапы: 1) изучение жизни и творчества писателя; 2) изучение литературных(ого) произведений(ия); 3) обобщение по изученной теме.

Монографическая тема – основной содержательно-структурный элемент историко-литературного курса.
Логика рассмотрения монографической темы: изучение биографии писателя, общая характеристика его художественного метода и стиля, ознакомление с

оценкой изучаемого произведения (всего творчества автора) в литературной критике, освоение включенных в данный раздел программы теоретико-литературных понятий…. Установление связи между творчеством отдельных писателей, изучение преемственности в проблематике, образах, эстетических принципах и идейном содержании произведений.
Принципы изучения биографии писателя: историзм, показ эволюции жизненного и творческого пути, взаимосвязь изучения биографического материала и творчества писателя.
Методические приемы изучения биографического материала: лекция о писателе, работа с портретами, работа с литературой, самостоятельная работа учащихся с учебными пособиями, документальной и мемуарной литературой и т.д.

В центре каждой монографической темы – текстуальное изучение одного или нескольких программных произведений автора. Монографический подход предусматривает также рассмотрение биографии писателя, общую характеристику его художественного метода и стиля, ознакомление с оценкой изучаемого произведения (всего творчества автора) в литературной критике, освоение включенных в данный раздел программы теоретико-литературных понятий, написание итогового сочинения или выполнение другой итоговой работы.

Изучение биографии писателя строится на следующих принципах: историзм, показ эволюции жизненного и творческого пути, взаимосвязь изучения биографического материала и произведений, современность акцентов, воспитание ученика через материал.

Различны «пути» анализа изучаемого текстуально произведения: по ходу развития сюжета, пообразный, проблемно-тематический, комбинированный. На уроках анализа художественного произведения используются такие приемы, как комментированное чтение, анализ эпизода, пересказ, составление характеристики, сопоставление героев и эпизодов, работа с иллюстрациями и др.Выбор «тактики» монографического рассмотрения творчества конкретного автора зависит от жанровой специфики и художественных особенностей произведения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, воспитательных и частнометодических целей. Эффективности изучения монографических тем способствуют вариативность избираемых учителем методов работы, чередование репродуктивных и творческих приемов, монологической и диалогической речи.Работа над монографической темой предполагает установление связи между творчеством отдельных писателей, изучение преемственности в проблематике, образах, эстетических принципах и идейном содержании произведений. Такая «перкличка» тем, идей, образов формирует историческое мышление учащихся, приучает их рассматривать изучаемые явления в связи и взаимосвязи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.87.31 (0.05 с.)