Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы и черты характера. Возрастные особенности характера. Полоролевые различия характера.

Поиск

Понятие о характере. В поведении и деятельности человека проявля­ются самые различные психические особенности. Одни из них не су­щественны, не влияют на поведение и деятельность человека. Другие инляются существенными в определенном отношении, но не имеют чначения для всего поведения человека (например, особенности вос­приятия, внимания, памяти и т.д.).

В психике человека существует и такая совокупость устойчивых су­щественных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.

Характер — приобретенные в конкретных социальных условиях об­щие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.

В переводе с греческого языка слово «характер» означает «чертить», «оставлять оттиск», а в переносном значении — отчетливо выражен­ные общие черты поведения.

Своеобразие характера каждого человека определяется его направ­ленностью (устойчивой мотиваицонной сферой личности) и особеннос­тями осуществления деятельности ~ волевыми качествами.

Черты и типы характера. Характер является индивидуально-типоло­гическим сочетанием ценностных ориентации и регуляционных особен­ностей личности.

Различаются черты характера и типы характеров.

Классификация черт характера

Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям:

♦ направленность индивида, система его отношений в социуме:

♦ особенности волевой регуляции;

♦ эмоциональные особенности;

♦ интеллектуальные особенности

Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях по-педения, а тип характера — в общих способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы.

1. Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типо­логические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправ­ленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.

Целенаправленность — способность выдвигать на передний план ге мотивы поведения, которые связаны с основными принципами и целями личности,

Выдвижение в определенный период жизнедеятельности основной цели и подчинение ей своего поведения является целеустремленностью.

Самостоятельность — способность подчинять поведение собствен­ным взглядам, принципам и убеждениям, это относительная незави­симость от разнообразия требований различных малых групп; крити­ческая оценка советов и указаний. С этой чертой характера не следует смешивать негативизм — противодействие любому воздействию, ис­ходящему от других людей. Склонность к необоснованному противо­действию любым влияниям, так же как и повышенная внушаемость, является признаком слабоволия.

Самостоятельность предполагает инициативность в выдвижении целей, нахождение способов и средств их достижения.

Самостоятельность предполагает также повышенную активность личности, которую не следует смешивать с суетливостью, когда за повышенной экспрессивностью личности, многословием, излишней подвижностью скрывается бессодержатиельность поведения. Если активность — это потребность осуществлять действия, необходимые в данный момент, то суетливость — неуместная активность.

Решительность — способность в трудных, конфликтных обстоятель­ствах своевременно принимать обоснованное, устойчивое решение и приводить его в исполнение. Противоположным отрицательным ка­чеством является нерешительность, проявляющаяся в излишних ко­лебаниях, в затягивании принятия решения или в излишней поспеш­ности решения, когда человек стремится избежать напряжения, свя­занного с борьбой мотивов.

Решительность проявляется также и в способности человека прекра­тить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно пере­стает быть целесообразным. Решительность связана с уверенностью че­ловека, с наличием у него устойчивой ориентационной основы.

Настойчивость — способность к достижению поставленной цели через преодоление значительных трудностей, выносливость к мораль­ному и физическому напряжению, стойкое отношение к неудачам и даже поражениям, упорный поиск новых средств достижения ранее поставленной цели. Во многих случаях настойчивость связана с толе­рантностью, терпеливостью человека — способностью длительного противостояния неблагоприятным воздействиям и противодействию со стороны других людей.

Выдержка и самообладание — способность контролировать свое по­ведение в сложных конфликтных условиях, способность воздержи­ваться от ненужных действий, сдерживать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать свое настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания. Это качество имеет существенное значение для высокоморального поведения.

Смелость — способность к самообладанию в опасных ситуациях, готовность и умение достигать цели, несмотря на опасность.

Мужество — способность к проявлению смелости в крайне опас­ных для жизни условиях, готовность во имя достижения высоких це­лей к самопожертвованию. Противоположными отрицательными ка­чествами являются трусость, малодушие — гипертрофированная бо­язнь за свою жизнь и благополучие, пренебрежение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях.

Дисциплинированность — способность подчинять поведение пра­вилам, нормам, требованиям общества в целом и отдельных соци­альных групп; способность проявлять большие усилия для <::шлу-пле-ю выполнения этих требований.

Различное сочетание волевых качеств определяет волевой склад ха­рактера личности. Основными особенностями волевого склада лич­ности являются:

цельность характера — устойчивость позиций и взглядов личности и различных ситуациях, согласованность слов и поступков;

сила характера — эргичность (энергичность и выносливость) че­ловека, его способность к длительному напряжению, к преодолению трудностей в напряженных ситуациях;

твердость характера — сила характера в сочетании с принципи­альностью;

уравновешенность — оптимальное соотношение активности и сдер­жанности, ровность поведения, использование всех своих возможно­стей в любых условиях.

2. Эмоциональные черты характера — устойчивые идивидуально-тигюлогические особенности непосредственного, спонтанного регу­лирования поведения.

По эмоциональным качествам различаются натуры: эмоционально-«печатлительные (повышенная эмоциональная реактивность), сентимен­тальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность), страстные, экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью), малоэмоциональные (эмоции не играют значительной роли в деятельности).

Важнейшей эмоциональной особенностью является преобладаю­щее настроение человека, его эмоциональная устойчивость.

Наряду с эмоциями черты характера личности определяются осо­бенностями чувств. Широта и глубина устойчивых чувств, их действен­ность и гармоничное сочетание с интеллектуальной и волевой сфе­рой — важнейшая характерологическая особенность личности.

3. Интеллектуальные черты характера — устойчивые индивидуаль­но-типологические особенности умственных способностей.

По интеллектуальным качествам различаются натуры с теорети­ческим или практическим складом ума, с различной степенью гибко­сти и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных про­цессов, с разной способностью к творческому преобразованию эле­ментов опыта; к самостоятельности в постановке и решении новых проблем. Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад –продуктивность ума, его оригинальность, ясность.

Наиболее чувствительным периодом формирования базо­вых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет. Этот период жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения. Положительный пример является здесь важнейшим средством фор­мирования характера.

В формировании характера проявляются закономерности функцио­нирования навыков и привычек: механизм переноса навыков, их упроч­нения в результате систематического функционирования, противодей­ствия упрочившихся навыков формированию новых (интерференция). В поведенческом опыте индивида могут накапливаться как адаптив­ные, так и дезадаптивпые формы поведения.

*Половая идентификация — самоотнесение индивида к определенному полу — связана с его половой социализа­цией, развитием соответствующего полового самосознания, овладе­нием социально-половой ролью. Половое самосознание индивида формируется в социальной среде, которая подкрепляет «правильное» половое поведение и порицает возможные отклонения.

Полоролевые нормы, система мужских и женских стереотипов пове­дения формирую]'у человека «образ мужчины» пли «образ женщины». Первичная половая самондентнфикацпя формируется уже к 2 годам, а в 6-7 лет интенсивно формируются половые установки, проявля­ющиеся в выборе игр, стиле поведения, половой сегрегации (формиро­вание общностей одного пола).

Дефекты полоролевой социализации, недостатки полового воспи­тания могут вызвать отклонения в поведении индивида (транссексуа­лизм, гомосексуализм и др.)

Какие психологические особенности связаны с половой принад­лежностью индивида? Научных данных по этой проблеме пока еще крайне недостаточно. Некоторые исследователи считают, что девочки в общей массе превосходят мальчиков в речевых способностях, а маль­чики имеют преимущество в зрптелыю-прострапствеппых способно­стях, мужчины более агрессивны и неустойчивы, чем женщины, их интеллект более аналитичен.

Девочки и женщины лучше справляются с рутинными однослож­ными видами деятельности. Восприятие облика человека женщинами более детализировано, эмоционально они чувствительнее мужчин. Психика женщины более обусловлена наследственностью, психика мужчины — влиянием среды.

Высказываются мнения о половых различиях внушаемости, тре­вожности, соревновательности и доминантности. Для женщин более характерен эмоционально-экспрессивный стиль поведения, для муж­чин — предметно-инструментальный.

Более высокие уровни культурного развития общества характери­зуются тенденцией к преодолению противопоставления мужчин и женщин. Равенство мужчин и женщин в общественном производстве, овладение женщинами «мужскими» профессиями ведет к формиро­ванию у них и соответствующих психических качеств. Однако это по­рождает некоторую неопределенность полоролевых ожиданий, ломку традиционных стереотипов половых ролей, что может вызвать конф­ликтность межличностных отношении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.124 (0.009 с.)