Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткий очерк развития юридической психологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие юридической психологии первоначально осуществлялось как развитие правовой психологии — правового мировоззрения. Правовая регуляция человеческого поведения исследовалась еще выдающимися древнегреческими философами. Рационалистические идеи о природе человеческого поведения были высказаны Сократом (469—399 гг. до н.э). Его идеи о необходимости совпадения справедливого и законного были развиты затем Платоном, Аристотелем и философами нового времени. Платон (427—347 гг. до н.э.) впервые гениально распознал две психологизированные категории, лежащие в основе развития общества — потребности и способности людей. Закон по Платону должен отвечать потребностям общества, а организация общества должна быть осуществлена в соответствии со способностями его членов. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) выдвинул фундаментальную идею о праве как мериле справедливости. Однако в период средневековья, во время формирования абсолютных монархий сложилось этатическое понимание права, приравнивание его к государеву указу. Считалось, что в условиях местнического самочинства и самоуправства человеку лучше уступить свои права неограниченному монарху, получив от него защиту своей жизни и имущества. Поведение подданных стало жестко регламентироваться — возникла цензура над жизнедеятельностью человека, утвердилась система жестких ограничений его жизненной активности. Правом стала именоваться система нормативных ограничений человеческого поведения. В управлении обществом возобладал принцип: все, что не разрешено — запрещено. Правовые нормы стали пониматься как нормы запрещающие, задачи правосудия стали трактоваться с обвинительным уклоном. Репрессивный аппарат монархического деспотизма подавлял не только преступную волю, но и проявление любой свободной воли. В этих условиях люди, опасаясь репрессий начинают остерегаться проявления всякой инициативы, решительных самостоятельных действий. Человек становится замкнутым, пассивным, он начинает понимать что для него лучше, если должностные лица вовсе не будут знать о его существовании, и что безопасность его личности зависит от ее ничтожества. Психическое состояние всеобщей запуганности, затравленности создавало базу для возвышения людей ограниченных, асоциальных, жестких и беспринципных. Жизнь общества меркла, распространялась нищета и уныние. Прогрессивные мыслители начинали понимать, что оздоровление общества может произойти лишь на пути ограничения запретительно-карательной функции права, отделения суда от правительственной власти, провозглашения основного принципа свободной жизнедеятельности людей — все, что не запрещено — разрешено. Поворот в понимании сущности права произошел в Европе во второй половине XVIII века — в период формирования новой, прогрессивной буржуазной идеологии. В условиях кризиса феодально-абсолютистской государственности обнаружилось, что запретительное право оказывает разрушительное воздействие на экономическую жизнь общества, резко снижает активность личности. Монтескье, Вольтер и другие идеологи просвещения убедительно показали, что если право является возведенной в закон волей правителя, то такое право ничуть не лучше, чем полное бесправие. Просветительная философия права провозгласила: право должно содержать не столько запреты, сколько признания — дозволения. Каждый член общества должен признаваться как интеллектуально, так и нравственно полноценным существом. За личностью должны быть признаны ее неотъемлемые права. Людям должно быть разрешено думать так как они хотят, открыто выражать все, что они думают, свободно распоряжаться своими возможностями и своей собственностью. Личность несет определенную ответственность перед государством. Но в равной мере и государство ответственно перед личностью. Так формировалось новое правовое мировоззрение. Одним из революционизирующих принципов правового мировоззрения нового времени стал принцип гарантий личностного развития, обеспечения автономности ее поведения. В ХVШ-ХГХ вв. зарождается и специализированная отрасль психолого-юридических знаний — криминальная, а затем более широко — судебная, а в последствии — юридическая психология. Наиболее интенсивно судебная психология развивалась в Германии. Здесь впервые широко стал осуществляться эмпирический синтез фактов, касающихся психологии преступного поведения, психологии личности преступника и психологии свидетельских показаний. Первоначально судебная психология не всегда отграничивалась от судебной психиатрии. Однако в конце XIX века на передний план начинают выдвигаться собственно психологические аспекты уголовного судопроизводства. В конце XIX века вместе с формированием криминалистики окончательно формируется и криминальная психология. Основоположник криминалистики Ганс Гросс создает фундаментальный труд «Криминальная психология». Уже Г. Гросс правильно рассматривал судебную психологию как прикладную отрасль общей психологии. Чтобы знать правила, которые руководят психическими процессами в судебной деятельности, требуется особая отрасль прикладной психологии. Эта последняя занимается всеми психическими факторами, которые могут идти в расчет при установлении и обсуждении преступления. Немецкий психолог Вильям Штерн осуществил ряд экспериментов по психологии свидетельских показаний. В сотрудничестве с Гроссом Штерн издавал журнал «Доклады по психологии показаний» (Лейпциг, 1903-1906 гг.). Известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, Макс Вертхеймер проводил в начале текущего столетия обширные исследования (с привлечением других крупных психологов) по «диагностике ложных показаний». Интерес к причинам и механизмам криминального поведения привел к возникновению во второй половине XIX века антропологической школы права. Основателем этой школы был известный итальянский психиатр и криминолог Чезаре Ломброзо (1835-1909), проявивший биологизаторский уклон в трактовке детерминированности, причинной обусловленности человеческого поведения. В конце XIX века расширяются социологические и психологические представления о сущности преступного поведения. Причины преступности начинают интересовать ведущих социологов и психологов — Габриэля Тарда, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Л. Леви-Брюля и др. В XX веке интерес к проблемам юридической психологии возрос в 50— 60-х годах. В это время на западе издаются фундаментальные исследования: Р. Луваж «Психология и преступность» (Гамбург, 1956); Г. Тох «Правовая и криминальная психология» (Нью-Йорк, 1961); О. Абрахамсон «Криминальная психология» (Нью-Йорк, 1961) и др. Развитие отечественной юридической психологии. В России в первой половине XIX в. предпринимаются попытки обоснования отдельных уголовно-правовых позиций психологическими знаниями. В 1806-1812 годах в московском университете читался курс «Уголовной психологии». В учебнике Б. Л. Спасовича «Уголовное право» (1863) уже используется большое количество психологических данных. Интерес к судебно-психологическим проблемам особенно возрос после судебной реформы 1864 г. В 1874 г. в Казани публикуется первая монография по судебной психологии — «Очерки судебной психологии». Ее автор — психиатр А. А. Фрезе — считал, что предметом судебной психологии является «применение к юридическим вопросам наших сведений о нормальном и ненормальном проявлении душевной жизни». Судебные реформы 60-х годов прошлого столетия, демократизация общественной жизни, всплеск прогрессивных тенденций в общественном сознании изменили психологию общественного правосознания. После многовекового застоя стало модернизироваться правовое мировоззрение общества. В судопроизводстве утвердился принцип независимости и несменяемости судей, была установлена подсудность всего населения без каких-либо исключений, предварительное следствие было отделено от полицейского сыска и от прокуратуры, утвердилась состязательность судебного процесса, стороны обвинения и защиты были уравнены в правах. Был учрежден демократический институт суда присяжных, была создана независимая от государства свободная адвокатура. В новом суде на всю страну зазвучали блестящие, преисполненные высокого гуманизма речи выдающихся судебных ораторов — Кони, Плевако, Урусова, Спасовича и других. Закончился трехсотлетний период (со времени отмены псковского веча в XVI веке) мрачный период судебного произвола, не знавшего гласности и состязательности сторон. В обществе возвысились честные и талантливые судебные деятели, утверждавшие высокие принципы гражданственности. Все прогрессивные судебные деятели того периода широко использовали знания по социологии, психологии. Большинство известных судебных деятелей России проявляли глубокие познания в психологии человеческого поведения и обнаруживали глубокую осведомленность в острых дискуссионных вопросах психологии и психиатрии. А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, выступая в качестве адвокатов, значительную часть своих речей посвящали психологии личности подзащитного. И это был высококвалифицированный анализ поведенческих особенностей защищаемых ими людей. А. Ф. Кони читал курс лекций «О преступных типах», издал ряд содержательных работ по судебной психологии. А. Ф. Кони призывал ввести в преподавание на юридическом факультете курсов психологии и психопатологии. Развитие отечественной судебной психологии связано с именами выдающихся русских психиатров и психологов В. М. Бехтерева, С. С. Корсакова и В. П. Сербского. В. М. Бехтерев разрабатывал конкретные судебно-психологические проблемы, а В. Т. Сербский выдвинул ряд плодотворных концепций, пограничных между психиатрией и судебной психологией. На рубеже XIX и XX веков в России остро ставятся вопросы о психологическом исследовании (экспертизе) участников уголовного процесса. Появляется исследование по судебно-психологической экспертизе. В начале XX века в России формируется психологическая школа права, родоначальником которой стал юрист и социолог Л.И.Петражицкий (1867-1931), руководивший кафедрой истории философии права в Петербургском университете. Леон Петражицкий полагал, что науки о праве и государстве должны базироваться на анализе психических явлений. Однако социальную обусловленность права Петражицкий подменил психологической обусловленностью. Петражицкий утверждал, что реально существуют только психические процессы, а социально исторические образования — их внешние проекции. Петражицкий под влиянием фрейдизма преувеличивал роль подсознательно-эмоциональной сферы психики в поведении людей, в формировании правовых норм. Юридическая психология не была осмыслена психологической школой права как пограничная область между правом и психологией. Несмотря на общую несостоятельность психологической школы права она привлекла внимание юристов к психологическим аспектам права. В 1907 г. по инициативе В.М. Бехтерева и Д.А. Дриля был создан Научно-учебный психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса «Судебной психологии». В 1909 г. в рамках этого института был создан Криминологический институт. Судебной психологией начали заниматься профессиональные психологи и с этого времени она стала развиваться в России как самостоятельная прикладная отрасль психологии. В судебной психологии намечается круг своих специфических проблем — изучение психики преступников, свидетелей и других участников уголовного процесса, диагностика лжи и др. Активное участие в разработке судебно-психологических проблем принимал В. М. Бехтерев. Итоги этой работы обобщены им в труде «Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности» (СПб, 1912). В судебно-психологические исследования активно включались психологи (Нечаев, Завадский и др.). В первые годы после революции резко возрос интерес к юридической психологии, стали изучаться психологические предпосылки преступности, психология правонарушителей. Судебная (криминальная) психология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний. Уже на I Всероссийском съезде по психоневрологии в 1923 году работала секция криминальной психологии (под руководством юриста Познышева). Съезд отметил необходимость подготовки криминалистов-психологов, а также целесообразность открытия кабинетов для проведения криминально-психологических исследований. Вслед за этим во многих городах — Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове, Баку, Минске организуются криминально-психологические кабинеты и кабинеты научно-судебной экспертизы, которые исследовали психологию преступника и преступления. В работе этих кабинетов принимают участие ведущие психологи. В 1925 году в Москве был создан первый в мире Государственный институт по изучению преступности и преступника. К работе в биопсихологической секции этого института были привлечены крупные психологи. За время своего существования (до 1929 года) институт опубликовал около 300 работ, в том числе и по проблемам судебной психологии. Из наиболее значительных работ по судебной психологии 20-х годов следует отметить работы К. Сотони, СВ. Познышева, А. Е. Бруси-ловского и др. В 1924-1930 гг. были осуществлены массовые психологические обследования различных групп преступников — убийц, хулиганов, сексуальных правонарушителей и др. Широко исследовались проблемы исправительной психологии. Экспериментальное исследование свидетельских показаний было включено в план работ Московского института психологии. В 1930 г. состоялся 1-й съезд по изучению поведения человека, на котором работала секция судебной психологии. На этой секции были заслушаны и обсуждены доклады А. С. Тагера — «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии» и А.Е. Брусиловского — «Основные проблемы психологии подсудимого в уголовном процессе». Однако в это время были допущены и крупные биологизаторские ошибки. Так, СВ. Познышев в своей работе «Криминальная психология. Преступные типы» подразделял преступников на два типа — экзогенных и эндогенных (внешне обусловленных и внутренне обусловленных). Резкая критика этих ошибок в начале 30-х годов, а также последующий правовой волюнтаризм привели к неоправданному прекращению судебно-психологических исследований. Репрессивный аппарат антинародной партийной олигархии не интересовался психологическими тонкостями доказательственного процесса. И только начиная с 60-х годов стали вновь обсуждаться насущные проблемы юридической психологии. Необходимость учета психических закономерностей стала осознаваться как одно из условий эффективности правового регулирования. Однако в период социального застоя развитие судебной психологии в этот период было замедленным. Разрабатывались лишь отдельные ее проблемы. В юридических вузах страны было введено преподавание общей и судебной психологии. Появляется ряд фундаментальных исследований по психологическим основам расследования, психологии допроса, исправительной психологии. В коллективном труде «Теория доказательств в советском уголовном процессе» (М., 1973) в главу «Процесс доказывания» был включен параграф «Психологическая характеристика познавательной деятельности в процессе доказывания» (автор А. Р. Ратинов). В 1971 г. была проведена первая Всесоюзная конференция по проблемам судебной психологии. На Съезде психологического общества СССР стала функционировать секция «Судебной психологии». В структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности был создан сектор психологических проблем борьбы с преступностью. В составе Академии МВД СССР была организована кафедра психологии. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. Сербского создана лаборатория психологии. В отдельных юридических вузах начались исследования различных проблем юридической психологии (Москва, Ленинград, Харьков, Минск, Воронеж, Свердловск).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.8 (0.008 с.) |