Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Псих. состояния и их классификация. Характеристика видов псих. состояний.

Поиск

Псих. состоя­ние – это общий функциональный уровень псих. активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Псих. состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все псих. состояния подразделяются на 4 вида:

1) мотивационные (установка, желания, интересы, стремление, влечение, страсти)-это псих. отражение условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида, личности.

Установка -готовность действовать определенным образом в соответствующей ситуации.

Интерес – избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоц. переживания значимых ситуаций.

Желания- состояния, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения.

Стремление - если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но ситуация м.б. создана, то направленность сознания на создание желаемой ситуации наз. стремлением.

Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия явл. намерением.

Разновидность стремления является страсть – стойкое эмоц. стремление к определенному объекту, потребность в которой доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.

Преобладающее стремление человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов- влечение.

2) эмоциональные (эмоц.тон ощущений, эмоц. отклик, настроение, конфл. эмоц. состояния - стресс, аффект, фрустрация).

Эмоц. тон ощущений. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т.д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоц. тон ощущения — наше отношение к ка­честву ощущения.

Эмоц. отклик - оперативная эмоц. реакция на текущие изменения в окружающей среде (красивый пейзаж).

Одним из видов эмоц. отклика является синтония -сопереживание эмоц. состоянию других людей. Исследователи отмеча­ют, что люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоц. контакта, а также пресыщения, становятся малоспособными к эмоц. сопереживанию.

Настроение - это ситуативно обусловленное доминирование определен­ной эмоции или чувства, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность на протяжении более или менее длительного периода.

Настроение вызывается полож. или от­риц.воздействиями: успехом или неудачей в работе, ком­фортной или дискомфортной обстановкой, самочувствием и т.д.

Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Оно связано с отношением к различным явлениям (одобрением, сожалением, обидой и т.д.).

Виды настроения: положительное или отрицательное.

Они имеют определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Высокий уровень псих. активности под влиянием эмоций или_чувств - в оодушевлен ие, наиболее низкий — апатия.

Дезорганизация псих. деятельности, вызванная от­рицательными воздействиями, является состоянием расстроенности.

3) волевые состояния – инициативность, целеустремленность, настойчивость (их классификация связана со структурой сложного волевого действия). Эти волевые состояния проявляются в своей совокупности на про­тяжении всей деятельности. Однако на отдельных этапах деятельнос­ти определенные волевые состояния приобретают ведущее значение. Так, выбор цели связан прежде всего с состоянием целеустремлен­ности, принятие решения - с состоянием решительности, исполне­ние действия - с состоянием настойчивости и т.д.

Состояние инициативности -активная переработка поступающей информации, определением первоочередных проблем и постановкой наиболее значимых целей, путей их достижения.

Состояние инициативности - это повышения возбудимость к по­иску цели. При наличии же ряда целей первостепенное значение при­обретает состояние решительности.

Решительность -это псих. состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения.

Одной из инд.-типологических особенностей состояния решительности является быстрое, но необоснованное, импульсивное принятие решения. Это объясняется стремлением побыстрее избавиться от напряженного состояния борьбы мотивов.

Под внешней решительностью здесь скрывается недостаточность волевой регуляции деятельности. Подлинная решительность требует относительно быстрого принятия твердого решения на основе учета преимущества и недостатков всех альтернативных решений.

Псих. состояние неспособности быстро принимать решение является состоянием нерешительности. Это состояние может быть про­явлением общей псих. пассивности личности, слабости не­рвных процессов, недостаточной их подвижности. Нерешительность не является свойством какого-либо отдельного темперамента. Одна­ко темперамент влияет на форму проявления нерешительности. На­стороженность у меланхолика, затянутость у флегматика, суетливость у сангвиника, импульсивность у холерика - таковы некоторые осо­бенности нерешительности, определяемые темпераментом.

Нерешительность часто связана с недостаточной информирован­ностью, с отсутствием соответствующих умений и навыков. Основ­ной же причиной нерешительности является наличие в данной ситу­ации равноценных противоборствующих мотивов.

Нерешительность является отрицательным качеством, требующим преодоления. Она может привести к нрав­ственно отриц. и противоправным последствиям (трусости, преступной бездеятельности и т.п.).

Целеустремленность характеризуется сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых це­лях. Это состояние с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты, которая подчиняет все действия чело­века достижению поставленной цели.

Уверенность - это высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий. Это состояние в значительной мере определяет результативность деятельности. Оно состоит в объективной оценке обстоятельств, влияющих на исход деятельности, то есть связано с четким осознанием связей исходных данных с конечной целью, осознанием (иногда интуитивным) ее достижимости, реаль­ности.

Успешное завершение деятельности требует преодоления как неуверенности, так и самоуверенности. В со­стоянии самоуверенности человек переоценивает свои возможно­сти и недооценивает объективные трудности. Состояние самоуверенности может быть эпизодическим (возникающим в резуль­тате временных успехов) и доминирующим (возникающим в резуль­тате некритического отношения человека к себе).

Настойчивость - длительное преодоление трудностей, в контролировании действия и направле­нии его на достижение запланированного результата.

От настойчивости следует отличать состояние упрямства - негибко­сти, некритического отношения к своей деятельности, противореча­щей объективным условиям.

Состояние сдержанности. В процессе деятельности на человека вли­яют различные стимулы, провоцирующие действия в нежелательном направлении. Торможение этих нежелательных действий является состоянием сдержанности, самообладания, требующего значительно­го волевого усилия. Эти усилия направлены на подавление эмоций со стороны рассудка.

Сдержанность не следует смешивать с бесчувственностью, с эмоц. невосприимчивостью.

Сдержанность:

-предполагает разум­но обоснованную реакцию на сильные эмоц. воздействия.

-это состояние, в котором появляется тормозная функция воли.

-это состояние контролируемого поведения.

Все волевые состояния связаны с соответствующими волевыми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных воле­вых состояниях приводит к формированию соответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния.

так, волевая регуляция поведения - это подчинение поведения жизненным позициям человека, системе его ценностной ориентации.

Волевая регуляция обусловлена требованиями социальной среды.

В общем виде можно сказать: человек позволяет себе такое пове­дение, которое позволяется ему другими людьми.

4) состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Ситуативные состояния характеризуются времен­ным своеобразием протекания псих. деятельности в зависимо­сти от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются:

-на общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида;

-на состояния доминирования отдельных псих. процессов — мотивационных, эмоциональных или волевых;

-на состояния псих. напряжения в сложных условиях и по­ведения;

-на конфликтные псих. состояния.

К устойчивым псих. состояниям личности относятся:

- оптимальные и кризисные состояния;

- пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отста­лость);

-псих. состояния нарушенного сознания.

Реакция на воздействия внешней среды включает в себя прямые и вторичные приспособительные эффекты. Первичные реакции - это специфичный ответ на конкретный стимул. Вторичные реакции - из­менение общего уровня психофизиологической активности.

Общефункциональныесостояния псих. активности: с остояние бодрости и состояние утомления.

Самое общее базовое псих. состояние - состояние бодро­сти, оптимальной ясности сознания, способности индивида к созна­тельной деятельности. Уровень бодрствования обусловлен содержанием деятельности че­ловека, его отношением к этой деятельности, интересами, увлеченно­стью. Наиболее высокие уровни псих. активности связаны с состояниями вдохновения, медитации, экстаза, которые сопряже­ны с глубоким эмоц. переживанием наиболее значимых для данной личности явлений. Уровни сознательной деятельности могут быть различными - от экстаза и вдохновения до дремоты.

Псих. нагрузка в течение продолжительного времени при­водит к состоянию утомления - временному снижению работоспо­собности вследствие истощения псих. ресурсов индивида. Со­стояние утомления возникает и при монотонных воздействиях. В этих случаях необходима специально организованная внешняя стимуля­ция, направленная на преодоление монотонности в деятельности че­ловека (вплоть до использования функциональной музыки, цветовых).

Состояние псих. напряжения: с остояние псих. напряжения и агрессивное состояние.

Состояние псих. напряжения -комплекс интеллекту­альных и эмоционально-волевых проявлений в сложных условиях дея­тельности. В зависимости от остроты ситуации и индивидуальной под­готовленности к ее преодолению псих. деятельность индивида может быть дезорганизована вследствие «сужения сознания» или пре­дельно мобилизована на достижение адаптивного результата.

Неспособность же распознавать опасные ситуации и адекватно реа­гировать на них - причина многих несчастных случаев. Опасная си­туация - обстановка с высокой вероятностью несчастного случая. Предвидеть - избегать - при необходимости правильно действо­вать - таковы составляющие личной безопасности.

К экстремальным псих. состояниям относится и повы­шенная агрессивность - устойчивое стремление индивида нанести физический или психотравмирующий вред, ущерб другим людям.

Агрессия может быть фрустрационной (агрессивность против тех, кто препятствует достижению значимых целей), импульсивной, аф­фективной. Она может быть также умышленной и инструментальной (когда агрессия используется лишь как средство достижения цели).

Общей особенностью агрессивного поведения являются неадекват­ные реакции, неустойчивость к психотравмирующим воздействиям, нарушенность механизмов псих. защиты, готовность к псих. срыву, неконтролируемость отдельных типов реакций, сла­бость тормозного процесса.

Гипнотическое и постгипнотическое состояние

Гипноз -это механизм особой подверженности человека внушающей силе слова при определенных условиях.

Если гипноз - это частичный сон, то сон - частичный гипноз; в со­стоянии сна, как полагают исследователи, перестраиваются, интег­рируются дневные впечатления, укрепляется долговременное запо­минание. Отсюда возможность воздействовать на психику индивида и в состоянии гипноза (возрастающие возможности обучения и пси­хотерапии в гипнозе), и в состоянии сна.

При исследовании гипноза был обнаружен эффект постгипноти­ческого поведенческого программирования: данный в гипнотическом состоянии приказ неукоснительно выполняется при выходе индивида из состояния гипноза. Это явление стали использовать для модифи­кации поведения личности, для того, чтобы навязывать личности оп­ределенные программы поведения.

Метафорический термин «зомбирование» в научно-психологиче­ском плане означает целенаправленное изменение (модификацию) сознания индивида с целью внедрения в него кодированной информа­ции, актуализируемой при определенных условиях. В памяти индиви­да формируются энграммы, всплывающие лишь при определенных кодовых воздействиях. Эти искусственные не­рвно-псих. связи формируются в состоянии глубокого гипно­за или под воздействием фармакологических средств. Целостная мнемическая матрица может быть замкнута на какой-либо одиночный пусковой кодовый сигнал. Воздействие этого сигнала запускает всю сложную поведенческую программу.

36. Конфликтные псих. состояния личности (стресс, аффект, фрустрация).- разновидности одного из видов псих. состояния личности.

Стресс - нервно-псих. перенапряжение, вызванное сверху сильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформи­рована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.

Стресс - это эмоц. состояние, связанное с мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося положения.(аварии).

Стрессовое состояние побуждает к поиску выхода из экстр.ситуации.

Понятие стресса (от англ. напряжение) введено канадс­ким ученым Г.Селье(1936) - совокуп­ность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физ. или псих. травму.

Он выделил три этапа: 1) тре­вога; 2) резистентность и 3) истощение.

Реакция тревоги состоит из фазы шока и противошока, когда восстанавливаются нарушенные псих. функции.

Стадия резистентности характе­ризуется возникновением повышенной устойчивости к действию стрессоров, вредного для организма фактора. При длительном воздей­ствии стрессоров силы организма иссякают и наступает стадия истощения.

Р. Лазарус ввёл понятие физиологического и псих. стресса.

Физиол.стресс- крайне неблагоприят­ные физические условия, вызывающие нарушение целостности орга­низма и его функций (очень высокие и низкие температуры).

Псих.стресс.- те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия.

Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее. При стрессе проявляются максимальные адаптационные возможности человека. Этим стресс отличается от аффекта.

Аффект (от лат. совершать согласно с чувством) - вне­запно возникающее в острой конфликтной ситуациичрезмерное нервно-псих. перевозбуждение, проявляющееся во временной дезоргани­зации сознания и в крайней активизации импульсивных действий.

Он вызывается очень сильными и неожидан. раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции.

В зав-сти от инд. свойств лично­сти могут вызвать аффект - глубокая оби­да от оскорбления, опасность, физ. насилие.

Состояние аффекта характеризуется тем, что поведение при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а чувством, которое полностью охватывают человека и вызывает импульсивные действия.

Нейрофизиологическим механизмом аффекта является резкое изменение уравновешенности нервных процессов, «сшибка» не­рвных процессов. Аффект сопровождается значительными изменени­ями в деятельности внутренних органов (дыхании, сердечной дея­тельности, химизме крови и т.д.), резкими внешними движениями (резкий крик, плач и т.п.).

Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и со­провождается частичной амнезией, расстр.-м памяти.

Можно выделить следующие этапы аффекта:

-резко дезорганизуется вся псих. деятельность, нарушается ориентировка в действительности.

-пере­возбуждение сопровождается резким, плохо контролируемыми дей­ствиями.

-происходит спад нервного напря­жения, возникает состояние депрессии, слабости.

Субъективно аффект переживается как состояние, происходящее помимо воли человека, как бы навязанное извне. Однако состояние аффекта не является патологическим состоянием. Одним из приемов преодоления аффекта является произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение деятель­ности.

Однако самым важным условием преодоления аффектов является моральное качество личности, жизненный опыт человека и его воспита­ние.

Состояние аффекта – не является состоянием невменяемости. Аф­фект- это не болезненная, не патологическая дезорганизация пси­хики. Дезорганизация сознания при аффекте может учитываться лишь как обстоятельство, смягчающее ответственность, а также при квалификации преступного деяния. Имеется в виду физиологический аффект. Его следует отличать от патологического аффекта -болезненного нервно-псих. перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.

Импульсивные действия, совершенные в состоянии физиол. аффекта:

-малоосознанные, но это не означает, что они полностью не связаны с сознанием. Только психически больной человек ничего не осознает.

-необдуманными, но не случайными.

Преступление, совершенное в состоянии аффекта, уголовно на­казуемо, ибо человек всегда в состоянии предотвратить наступление аффекта, а само состояние аффекта не предопределяет антисоциаль­ных действий (ст.107 УК).

Поводы возникновения аффекта различны: насилие, издевательство или тяжкое оскорбление со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

Аффект может возникнуть и в результате воспоминаний о травми­рующем событии и по незначительному поводу в результате накопления чувств.

Аффективные действия, яв­ляясь действиями побуждае­мыми только чувствами, не имеют и не могут иметь мотива. Мотив является структур­ным элементом только полностью осознаваемых действий. Специ­фика же действий в состоянии аффекта и состоит в том, что силь­ное чувство само по себе и является побуждением к действию, это реакция в ответ на травмирующий раздражитель.

В действиях в состоянии аффекта не бывает ни осознаваемых конкретных целей, ни осознанных способов действий.

Виновность лица, совершившего преступление в состоянии аф­фекта, обосновывается не наличием преступного умысла и соот­ветствующего мотива, а тем, что это лицо, будучи в состоянии вме­няемости, допустило преступный результат, хотя заранее и не пред­видело его.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что понятие «аффект» и юр. понятие «сильное душевное волнение» полностью не совпадают, ибо закон предполагает, что могут существовать различ­ные степени душевного волнения, устанавливаемые судом. Аффект же является высшей степенью захвата сознания чувствами, это взрыв чувств. Говоря более точно, при аффекте поведение побуждается даже не чувством, а витальной эмоцией (эмоцией, связанной с инстинк­том самосохранения).

Поскольку сильное душевное волнение оказывает влияние на ква­лификацию преступления и на меру наказания, это состояние подле­жит доказыванию и для его установления требуется проведение су-дебно-психол. экспертизы.

Рассмотрим одну разновидность аффекта, которая наиболее часто встречается в следственной и суд. практике — страх.

Страх - безусловно-рефлекторная эмоц. реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнед-ти организма.

У многих людей страх является астенической эмоцией, вызываю­щей ступор, неподвижность, оцепенелость или по­нижение мышечного тонуса. Характерным симптомом страха является дрожание мышц тела, появление сухости во рту (от­сюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т.д.

Инстинктивный страх вызывается стимулом, который сигнализирует о возможной физической боли.

Страх можно уменьшить активной деятельностью, принятием ра­зумных мер по обеспечению безопасности. В этих случаях страх пере­ходит в осторожность, в состояние опасения.

Страх является пассивно-оборонительной реакцией на опасность, исходящую от более сильного лица. Если же какая-либо угроза опас­ности исходит от более слабого лица, то реакция на эту опасность может приобрести активно-оборонительный, наступательный харак­тер — гнев.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но они могут вы­ражаться и в меньшей степени эмоц. напряжения, мо­гут быть связаны обстоятельствами, смягчающими уголовную от­ветственность.

Фрустрация (от лат. крушение планов) стойкое и глубо­кое отрицательное эмоц. состояние, вызванное крушением близкодостижимой и значимой цели, срыв стратегических планов личности, сопровождающееся, как правило, агрессивными проявлениями в отно­шении фрустратора.

Это состояние связано с продолжитель­ной дезорганизацией псих. процессов (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.п.).

Труднопреодолимостьфрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины этого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек сознательно ищет какие-либо компенсирующие выходы или неосознанно совершает неадекватные действия: уходит в мир грез, иногда регрессирует, возвращается к более ранним стадиям псих. развития.

Фрустрационнаятолерантность - устойчивость индивида к фрустрац. воздействиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.34 (0.014 с.)