Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура мыслит. деятельности при решении нестандартных задач (см. выше).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мыслит.деятельности- процесс постановки и решения нестан-х задач. Мыслительная деятельность при решении нестандартных задач имеет определенную структуру, она совершается в виде последовательного ряда этапов: Первый - четкая речевая формулировка задачи, определение данных условий и основного требования (вопроса) задачи. Условия задачи - это ее исходные данные. Требование задачи — это положение, которое надо доказать или к которому надо прийти. Успешное решение зависит от правильного осознания ее основного вопроса. При этом нередко допускаются две типичные ошибки: 1) задача осознается чрезмерно обобщенно, без учета ее своеобразных особенностей, (начиная расследование преступления определенной категории, следователь иногда может не обратить внимания на специф.особенности условий совершения данного преступления); 2)неосознанно предполагается такое условие, которого в данной задаче не содержится (если предложить испытуемым построить четыре треугольника из шести спичек, то эту задачу обычно не могут решить, так как пытаются построить треугольники в одной плоскости, хотя это и не является условием задачи). Второй - анализ_условий задачи и выдвижение предположений о возможных путях ее решения. Действия с условиями творческой задачи осущ.в гипотетическом, предполагаемом направлении, в плане выдвижения гипотез, применительно к следственным задачам -версий. Гипотеза - основанное на ряде фактов предположение об определенной причине явлений, связи между ними. Гипотеза — это выработка общей стратегии решения задачи. Гипотеза имеет вероятный характер и требует, проверки, доказательства; после этого она становится достоверным знанием или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат. Можно выделить основные правила выдвижения гипотезы: 1)она должна совмещаться со всеми относящимися к ней фактами; 2)для объяснения фактов следует выдвигать возможно меньшее количество гипотез с возможно большей связью между ними; 3)из ряда противостоящих друг другу гипотез предпочтительнее та, которая более единообразно объясняет серию фактов. Для объяснения отдельных фактов возможно выдвижение рабочих гипотез; 4)противоречащие друг другу гипотезы не могут быть истинными; 5)гипотеза должна быть основана на имеющихся теорет. знаниях. Версии подразделяются на: 1) общие; 2) частные; 3) рабочие. Общая - это предположение следователя о событии преступления, его юр. квалификации и виновности опр. лица. Частная - это предположение об отд-х обстоятельствах события. Рабочая - это предположение о некотором вспомогательном обстоятельстве, не имеющем уголовно-процессуального значения (о марке оружия, о местонахождении опр. лица, документа. По уровню проблемности следственные версии могут быть разделены на поисковые и проверочные, а по их месту в следственном процессе на первоначальные и завершающие. Выдвижение версии -это процесс мыслит. деятельности, основанный на применении знаний об объективных взаимоотношениях и связях между предметами и явлениями. Так, знание синильной кислоте позволяет сделать заключение об инсценировке самоубийства, если труп находится в ванне, а кислота в отдаленной комнате. Следственная версия является вероятностной моделью причин и обстоятельств преступления. Модель - это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая объект исследования, замещает его таким образом, чтобы получить информацию об этом объекте. Познавательная роль следственной версии состоит: 1) в схематизации моделируемого события; 2) в систематизации фактов в определенном направлении; 3) в определении направления поиска недостающей информации. Третий - проверка гипотезы. Проверка гипотезы осуществляется путем практических действий и умозаключений. Основная цель проверки версии -выявить наличие или отсутствие вытекающих из данной версии следствий. Процесс решения задачи - это процесс получения недостающих данных путем осуществления различных следственных действий: след. осмотра, допроса, следственного эксперимента, обыска и др. На четвертом, заключительном этапе решения задачи происходит сопоставление полученных результатов с исходными условиями, их согласование означает возникновение достоверной информационно-логич еской м одели обстоятельств, а несовпадение ведет к выдвижению новых гипотез, новых познавательных задач. Следственная интуиция -быстрое неосознанное решение задачи при недостаточности исходных данных. Быстрота решения задачи подготовлена долголетним опытом, глубокими познаниями, отработанностью познавательных действий, доведенных до автоматизма. Но любая интуитивная догадка имеет вероятностный характер и в следственной практике должна подвергаться тщательной проверке. Интеллект человека. Интеллект (от лат. ум, рассудок, разум) - устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм псих. адаптации к жизненным ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности. Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям. Уже в начале XXв. английский психолог Чарльз Эдуард Спирмен (1863-1945 гг.) разработал статистические методы измерения интеллекта и выдвинул двухфакторную теорию интеллекта. В нем выделялся общий фактор (фактор G) и специальные факторы, определяющие успех в решении задач конкретного типа (фактор S). На этой основе возникла теория специфических способностей. Психолог Д. Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта и представил его структуру в виде кубической модели. Данная модель представляет собой попытку определить каждую из 120 специфических способностей исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы об этом думаем (операция) и к чему приводит это умственное действие (результат). Основными качествами человеческого интеллекта являются любознательность, пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность и др.: -Любознательность выражается в стремлении человека к новому, необычному, но она может носить поверхностный характер; - Пытливость ума - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях; - Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного. - гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях и взаимоотношениях, преодолевать шаблонность мышления; Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представляет собой применение знаний, определенных теоретических мерок к различным ситуациям. В определенном смысле мышление имеет тенденцию к стабильности, некоторой трафаретности. Это является сильным препятствием при решении творческих задач, требующих не обычного, не шаблонного подхода. Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных взаимосвязей. Доказательность ума характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов. Критичность ума -умение строго оценивать результаты мыслит.деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи. Широта мышления заключается в способности охватить весь вопрос в целом, не те ряя из в иду всех данных соответствующей задачи. Все перечисленные качества интеллекта необходимы в деятельности следователя. В решении разнообразных задач по расследованию преступлений существенное значение имеет способность следователя соотнести данную задачу с общими принципами решения соответствующего класса задач (т.е. способность к использованию обобщенных ассоциаций). К негативным качествам интеллекта относят ригидность мышления - негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам, недостаточная способность к реконструктивной и креативной деятельности. (Некоторая косность мышления, его ригидность обнаруживается, например, при решении задачи: зачеркнуть тремя линиями, представляющими собой замкнутую кривую, четыре точки, расположенные в виде квадрата. Попытка действовать путем соединения этих точек здесь не приводит к решению задачи. Она может быть решена только при условии выхода за пределы этих точек и построения треугольника, в который вписывается квадрат.) Различное содержание деятельности требует развития определенных ведущих интеллектуальных особенностей индивида. Но везде нужна чувствительность индивида к новому, к актуальным проблемам - его креативность, отсутствие у него ксенофобии, то есть боязни нового, непривычного. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое «щелевоемышление» - сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность. Существенные непатологические нарушения в структуре интеллекта - умственные аномалии. Они выражаются в нарушении всей псих. системы личности - его мотивационных, целеобразующих и целедостигающих регуляционных механизмов. Наиболее типичные признаки нарушений интеллекта: - неадекватность мотивов совершаемым действиям; -нарушения в целеобразовании и программировании действий, контроля за их исполнением; -нарушение смысловых связей, неадекватность средств поставленным целям; -дефекты мыслительных операций (нарушение обобщения, классификации и т. д.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.011 с.) |