Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура мыслит. деятельности при решении нестандартных задач (см. выше).

Поиск

Мыслит.деятельности- процесс постановки и решения нестан-х задач.

Мыслительная деятельность при решении нестандартных задач имеет определенную структуру, она совершается в виде последова­тельного ряда этапов:

Первый - четкая ре­чевая формулировка задачи, определение данных условий и основного тре­бования (вопроса) задачи.

Условия задачи - это ее исходные данные. Требование задачи — это положение, которое надо доказать или к которому надо прийти. Успеш­ное решение зависит от правильного осознания ее ос­новного вопроса. При этом нередко допускаются две типичные ошибки:

1) задача осознается чрезмерно обобщенно, без учета ее своеоб­разных особенностей, (начиная расследование преступления оп­ределенной категории, следователь иногда может не обратить внима­ния на специф.особенности условий совершения данного пре­ступления);

2)неосознанно предполагается такое условие, которого в данной задаче не содержится (если предложить испытуемым построить четыре треугольника из шести спичек, то эту задачу обычно не могут решить, так как пытаются построить треугольники в одной плоско­сти, хотя это и не является условием задачи).

Второй - анализ_условий задачи и выдвижение предположений о возможных путях ее решения.

Действия с условиями творческой задачи осущ.в гипотетическом, предполагаемом направлении, в плане выдвижения гипотез, применительно к следственным задачам -версий.

Гипотеза - основанное на ряде фактов предположение об определен­ной причине явлений, связи между ними.

Гипотеза — это выработка общей стратегии решения задачи.

Гипотеза имеет вероятный характер и требует, проверки, до­казательства; после этого она становится достоверным знанием или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат.

Можно выделить основные правила выдвижения ги­потезы:

1)она должна совмещаться со всеми относящимися к ней фактами;

2)для объяснения фактов следует выдвигать возмож­но меньшее количество гипотез с возможно большей связью между ними;

3)из ряда противостоящих друг другу гипотез предпочтительнее та, которая более единообразно объясняет серию фактов. Для объяс­нения отдельных фактов возможно выдвижение рабочих гипотез;

4)противоречащие друг другу гипотезы не могут быть истинными;

5)гипотеза должна быть основана на имеющихся теорет. знаниях.

Версии подразде­ляются на: 1) общие; 2) частные; 3) рабочие.

Общая - это предположение следователя о событии преступления, его юр. квалификации и виновности опр. лица.

Частная - это предположение об отд-х обстоятель­ствах события.

Рабочая - это предположение о некотором вспомогатель­ном обстоятельстве, не имеющем уголовно-процессуального значе­ния (о марке оружия, о местонахождении опр. лица, документа.

По уровню проблемности следственные версии могут быть разде­лены на поисковые и проверочные, а по их месту в следственном про­цессе на первоначальные и завершающие.

Выдвижение версии -это процесс мыслит. деятельности, основанный на применении знаний об объективных взаимоотноше­ниях и связях между предметами и явлениями. Так, знание синильной кислоте позволяет сделать заклю­чение об инсценировке самоубийства, если труп находится в ванне, а кислота в отдаленной комнате.

Следственная версия является вероятностной моделью причин и обстоятельств преступления. Модель - это мысленно представляе­мая или материально реализованная система, которая, отображая объект исследования, замещает его таким образом, чтобы получить информацию об этом объекте.

Познавательная роль следственной версии состоит: 1) в схемати­зации моделируемого события; 2) в систематизации фактов в опреде­ленном направлении; 3) в определении направления поиска недоста­ющей информации.

Третий - проверка гипотезы. Проверка ги­потезы осуществляется путем практических действий и умозаключе­ний.

Основная цель проверки версии -выявить наличие или отсутствие вытекающих из данной версии следствий.

Процесс решения задачи - это процесс получения недостающих данных путем осуществления различных следственных действий: след. осмотра, допроса, следственного эксперимента, обыска и др.

На четвертом, заключительном этапе решения задачи происходит сопоставление полученных результатов с исходными условиями, их согласование означает возникновение достоверной информационно-логич еской м одели обстоятельств, а несовпадение ведет к выдвижению новых гипотез, новых познавательных задач.

Следственная интуиция -быстрое неосознанное решение задачи при недостаточнос­ти исходных данных. Быстрота решения задачи под­готовлена долголетним опытом, глубокими познаниями, отработан­ностью познавательных действий, доведенных до автоматизма.

Но любая интуитивная догадка имеет вероятностный характер и в следственной практике должна подвергаться тщательной проверке.


Интеллект человека.

Интеллект (от лат. ум, рассудок, разум) - устойчи­вая структура умственных способностей индивида, уровень его позна­вательных возможностей, механизм псих. адаптации к жизненным ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности.

Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям. Уже в начале XXв. англий­ский психолог Чарльз Эдуард Спирмен (1863-1945 гг.) разработал статистические методы измерения интеллекта и выдвинул двухфакторную теорию интеллекта. В нем выделялся общий фактор (фактор G) и специальные факторы, определяющие успех в решении задач конк­ретного типа (фактор S).

На этой основе возникла теория специфических способностей. Пси­холог Д. Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта и представил его структуру в виде кубической модели. Данная модель представляет со­бой попытку определить каждую из 120 специфических способностей исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержа­ние), как мы об этом думаем (операция) и к чему приводит это ум­ственное действие (результат).

Основными качествами человеческого интеллекта являются любознательность, пыт­ливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и дока­зательность и др.:

-Любознательность выража­ется в стремлении человека к новому, необычному, но она может но­сить поверхностный характер;

- Пытливость ума - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях;

- Глубина ума заключается в способности отделять главное от второ­степенного, необходимое от случайного.

- гибкость и подвижность ума - способность человека широко ис­пользовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях и взаимоотношениях, преодолевать шаблонность мышления;

Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представляет собой применение знаний, определенных теоретических мерок к различным ситуациям. В определенном смысле мыш­ление имеет тенденцию к стабильности, некоторой трафаретности. Это является сильным препятствием при решении творческих задач, требу­ющих не обычного, не шаблонного подхода.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательнос­тью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных взаимосвязей.

Доказательность ума характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность ума -умение строго оценивать результа­ты мыслит.деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых дей­ствий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления заключается в способности охватить весь воп­рос в целом, не те ряя из в иду всех данных соответствующей задачи.

Все перечисленные качества интеллекта необходимы в деятельности сле­дователя. В решении разнообразных задач по расследованию преступлений существенное значение имеет способность следователя соотнести дан­ную задачу с общими принципами решения соответствующего класса задач (т.е. способность к использованию обобщенных ассоциаций).

К негативным качествам интеллекта относят ригидность мышле­ния - негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преуве­личение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оцен­кам, недостаточная способность к реконструктивной и креативной деятельности. (Некоторая косность мыш­ления, его ригидность обнаруживается, например, при решении задачи: зачеркнуть тремя линиями, представляющими собой замкнутую кривую, четыре точки, расположенные в виде квадрата. Попытка действовать путем соединения этих точек здесь не приводит к решению задачи. Она может быть решена только при условии выхода за пределы этих точек и построения треугольника, в который вписывается квадрат.)

Различное содержание деятельности требует развития определен­ных ведущих интеллектуальных особенностей индивида. Но везде нужна чувствительность индивида к новому, к актуальным пробле­мам - его креативность, отсутствие у него ксенофобии, то есть боязни нового, непривычного.

В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое «щелевоемышление» - сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность.

Существенные непатологические нарушения в структуре интел­лекта - умственные аномалии. Они выражаются в нарушении всей псих. системы личности - его мотивационных, целеобразующих и целедостигающих регуляционных механизмов. Наиболее ти­пичные признаки нарушений интеллекта:

- неадекватность мотивов совершаемым действиям;

-нарушения в целеобразовании и программировании действий, контроля за их исполнением;

-нарушение смысловых связей, неадекватность средств постав­ленным целям;

-дефекты мыслительных операций (нарушение обобщения, клас­сификации и т. д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.011 с.)