Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воля. Нейрофизиологические основы воли. Классификация волевых действий. Структура простого и сложного волевого действия.

Поиск

Воля - сознательная регуляция деятельности на основе общественно выработанных понятий, норм, оценок, используя которые человек осознает необходимость и возможность соответству­ющих действий в данных условиях.

Воля - процесс, направляющим деятель­ность на достижение ее будущего результата (цели),

Итак, воля - это псих. процесс сознательной регуляции пове­денческого акта, направленного на достижение результата, предвосхи­щаемого субъектом как необходимость и возможность.

Всякая волевая деятельность че­ловека по своей структуре является сознательной.

Цель деятельности человека не находится в прямолинейной связи с его потребностью. Она опосредствована его знаниями, пониманием значения того, что он делает.

Воля - процесс преодоления внешних и внутренних препятствий, зат­рудняющих достижение цели.

Человек проявляет волевое усилие, отказываясь от эмоционально-положительных и преодо­левая эмоционально-отрицательные воздействия (покидая теплое помещение и перенося пургу и мороз для достижения цели).

Волевое усилие связано с затратой нервной и мышечной энергии. Препятствия внешней среды, а также внутренние препятствия (сомнения, колебания, страх) вызывают состояние напряженности.

Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъек­тивными.

Во­левая регуляция деятельности представляет собой совокупность во­левых состояний - решительности, целеустремленности, настойчивости и др.

Нейрофизиологической основой воли является системная работа всего мозга, но центральное значение в этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий.

Известный совет. нейропсихолог А.Р. Лурия выделяете составе всего мозга 3 основных блока, совместная работа которых лежит в основе любой сложной деятельности:

1)обес­печивающий регуляцию тонуса мозга, его бодрств. состо­яния;

2)блок получения, переработки и хранения информ.-основ­ной аппарат познавательных процессов (теменно-затылочные отде­лы коры);

3) блок программирования, регуляции и контроля псих. деятельности (лобные доли коры). Этот блок, регулируя дея­тельность первого блока, обеспечивает данной де­ятельности тонус работы всего мозга.

Лобные доли коры осуществляют функции синтеза внешних раздра­жителей, подготавливают действие, формируют его программу, кон­тролируют его протекание и оценивают его итоговый результат. На­рушение лобных долей мозга вызывает дезорганизацию поведения, особенно тех форм сознательной деятельности, которые соверша­ются на речевой основе. Как показывают клинические данные, по­ражение лобных долей мозга вызывает патологическое безволие - абулию.

Структура волевой регуляции деятельности

Деятельность - совокупность действий, объединенных единой целью, соответствующей определенной потребности.

Деятельность осуществляется системой действий. Действие - структурная единица деятельности. Различаются перцептивные, ум­ственные, мнемические и практические действия.

Дей­ствие - относительно законченная часть деятельности, решающая про­межуточную задачу.

Цели деятельности определяют характер и последовательность действий, а конкретные условия действий — характер и последова­тельность операций. Операция - структурная единица действия (в слож­ной деятельности сами отдельные действия выполняют роль операций). Конкретные условия деятельности определяют способы реализации отдельных действий, выбор средств и орудий действия.

Приступая к той или иной деятельности, человек предварительно ориентируется в ее условиях, обследует обстановку с целью выработ­ки плана действий. При этом устанавливаются отношения между элементами ситуации, определяется их значение, возможности их ком­бинации для достижения цели.

Система представлений индивида о цели, порядке ее достижения и необходимых для этого средствах называется ориентировочной ос­новой деятельности. Эффективность деятельности человека зависит от содержания ее ориентировочной основы. Успех деятельности обес­печивается лишь полной ориентировочной основой, которая специ­ально формируется при обучении индивида.

При осуществлении деятельности субъект вступает во взаимодей­ствие с предметным миром: происходит преобразование предметной ситуации, достигаются определенные промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также навыками и умениями, привычками субъекта деятельности.

Навык - стереотипизированный способ совершения отдельных дей­ствий-операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращенностью) его со­знательного контроля.

Навык - это частично автоматиз. действие, которое характеризуется:

-свер­тыванием регулирующих компонентов - остается лишь осознание задачи действия и оценка его результатов, снимаются такие звенья, как принятие решения и формирование программы (навык пись­ма не требует обдумывания того, как совершать это действие).

-действие на уровне навыка совершается быстро и точно.

-по мере выработки навыка ослабляется зрительный контроль над выполнением физического движения. Он заменяется мышечным. (печатать, не глядя на кла­виши).

-меньше затрат сил, объединением отдельных, избавлением от излишних движений.

Виды:

- двигательные, сенсорные (распозна­вания сигналов азбуки Морзе), интеллектуальные навыки и навыки по­ведения.

-частные( навыки вычисле­ния, решения типовых задач и т.п.).

- общие( навыки срав­нения, обобщения и др.).

Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, осно­ванный на совокупности имеющихся у него знаний и навыков, т.е. п рименение навыков в новых условиях называется умением.

Уме­ние реализуется как в привычных, так и в измененных условиях дея­тельности.

Сформировавшиеся навыки оказывают как положительное влияние на овладение новым действием- пер енос навыка( навык езды на велосипеде содействует приобретению навыка вожде­ния мотоцикла), так и затрудняют выработку новых навыков, происхо­дит интерференция навыков (навык печатания по одной системе зат­рудняет выработку навыка печатания по другой).

В результате повторных действий наряду с навыками формируют­ся привычки. Привычки- упрочившиеся действие, выполнение кото­рых становится потребностью (привычка мыть руки перед едой). Навыки и привычки являются основой простых действий.

Таким образом, деятельность индивида - устойчивая система его взаимосвязей с миром, основанная на концептуальном образе мира и стереотипизированном поведенческом фонде. Этот фонд способов поведения реализуется в виде простых и сложных волевых действий.

Простые действия имеют 3 структурные элемента:

1)_цель; 2) исполнение действия; 3) оценка его результатов.

Простые действия обычно не связаны со значительными волевыми усилиями и реализуются чаще всего в форме навыков и привычек. В каждом простом действии различаются сенсорный, центральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты.

(издалека увидев приближающийся транспорт и освободив ему дорогу можно выделить в этом движении все четыре его компо­нента: восприятие транспорта - сенсорный, мысль о том, что опасно стоять близко к проезжей части дороги -центральный, непосредственное передвижение - моторный, двигательный компонент и удостоверение в том, что вы передвину­лись в безопасную зону -контрольный компонент).

Во многих движениях ведущими являются сенсорный и моторный компоненты. Эти движения называются сенсомоторными реакциями. (нажим на тормоз). Но в зависимости от уровня псих. развития, опыта, знаний и других инд. осо­бенностей человек осуществляет деятельность характерны­ми для него способами.

Способы действия людей отличаются количеством промежуточных операций, объединенностью отдельных операций, точностью и быстро­той действия.

У каждого человека вырабатываются стереотипные, привычные способы выполнения повседневных действий - характерный способ удерживания предметов (ручки, сигареты).

Время реакции зависит от готовности реагировать, от типа нервной системы, возраста и пола человека, его псих. состояния.

Различается время простой реакции - однозначная реакция на один раздражитель (красного сигнала светофора-тормоз), и время сложной реакции, когда прини­мается решение о выборе одной реакции из ряда возможных.

Наряду с сенсомоторными реакциями различается время словесно-ассоциативной реакции. Реагировать словом труднее, чем движе­нием. Время реакции значительно повышается в конфликтной и тревож­ной ситуации.

Рассмотренные выше действия имеют простую структуру. Они, как правило, совершаются стереотипно, на уровне умений и навыков. Более развернутую структуру имеют сложные волевые действия, состоящие из ряда простых действий, выполняющих роль операций.

Структура сложного волевого действия:

1)осуществляя деятельность, человек прежде всего осознает ее необходимость для удовлетворе­ния потребности.

Само действие возникает и осуществляется на основе моти­вации. При возникновении ряда противоречивых, но оди­наковых по силе доводов в пользу разных действий - происходит борьба мотивов.

2) Приняв решение, наметив цель действия,

3) человек соотносит ее с имеющимися условиями, то есть осознает задачу действия и на­мечает способы ее решения.

4)привлекая соответствующие знания, человек создает умственный образ действия - ориентиро­вочную его основу.

5)переходит к исполнению данного действия, преодолевая при этом ряд внешних и внутрен­них препятствий.

6)достигнув результаты, чело­век осознает их соответствие потребностям.

Краткая характеристика этапов волевого действия:

1.Осознание вариантов удовлетворения потребно­стей, борьба мотивов (стадия предрешения). Каждая потреб­ность допускает различные возможности ее удовлетворения. Процесс выбора - процесс формирования цели действия.

Выбор нередко сопровождается столкновением противоречивых побуждений -борьба мотивов - противоборство различных желаний.

Она может быть кратковременной и очень длительной, связанной с большой затратой нервной энергии.

Если из двух желаний одного уровня одно становится более сильным, то борьбы мотивов не происходит.

Исходным фактором деятельности являются уста­новки, жизненные позиции человека, на которых формируются со­ответствующие мотивы деятельности.

2. Принятие решения - выбор из ряда возможных целей такой, ко­торая оценивается как самая оптимальная в данных условиях для дан­ной личности. Принятие решения - выбор варианта поведения в си­туации неопределенности или противоборства ценностей.

Существуют три основных правила логики выбора.

1. Если А>В, а В>С, то А>С.

2. Если А = В, а В = С, то А = С.

3. Если А = В, а С>В, то А + С>В.

Знак > означает предпочтительность одного объекта перед другим.

Однако в реальной жизни эти правила часто нарушаются. Наибо­лее распространенным нарушением этих правил является так назы­ваемый порочный круг - А>В>С>А. Так, решая вопрос о соверше­нии данного преступления одним из трех подозреваемых, следователь может рассуждать примерно следующим образом:

«В совершении преступления можно подозревать А. и В., оба не работают, пьянствуют, но А. уже имел судимость. Следовательно, по­дозревать в совершении преступления следует прежде всего А. Далее, сопоставляя личность В. с личностью С, следователь находит, что вероятность совершения преступления лицом В. выше, так как В. знал

план квартиры, в которой совершена кража. Но, сопоставляя личность А. с личностью С, следователь обращает внимание на то, что С. знал об отъезде владельцев квартиры в отпуск и о том, что ими оставлены ценные вещи. Следовательно, подозревать следует прежде всего С». В этом рассуждении допущена ошибка — «порочный круг».

Выбор варианта поведения может быть транзитивным - обосно­ванным, оптимальным, учитывающим условия развития событий; и нетранзитивным - неоптимальным, когда не анализируются воз­можности, варианты развития событий, тяжесть неправильных ре­шений.

Различают пять типов принятия решений:

- импульсивные решения (процессы построения гипотез явно пре­обладают над процессами контроля);

- решения с риском (проигрыш возможен, но и выигрыш велик);

- уравновешенные;

- осторожные;

- инертные (контрольные процессы резко преобладают над процес­сами построения гипотез, протекающими неуверенно и медленно).

Людям с высоким уровнем развития интеллекта свойственно пре­обладание уравновешенных типов решений и ограничение крайних типов (импульсивного и инертного). В экстремальных условиях они наиболее эффективно сочетают риск с осмотрительностью. Люди не­уравновешенные предпочитают импульсивные решения, а люди инер­тные - осторожные, затянутые решения.

Не существует эталонных, правильных решений на все случаи жиз­ни. Правильность решения зависит от принципов, на основе которых оно принималось, объективной значимости факторов, их ценности в данной ситуации, для данной личности и для общества.

Принятое решение обычно сопровождается субъективным ощуще­нием некоторого облегчения (так как при этом снимается напряже­ние, характерное для борьбы мотивов), положительным эмоциональ­ным переживанием, которое активизирует деятельность. Принятие решения завершается окончательным формированием цели действия и программы его реализации.

Вслед за принятием решения о цели деятельности осознаются задачи деятельности, детально планируются пути и средства достижения цели.

3. Осознание задач и выбор способов деятельности. Деятельность че­ловека протекает в определенных условиях и зависит от них. Соотне­сение цели деятельности с данными условиями — это осознание задач де­ятельности.

Условия деятельности могут быть специально заданными, но чаще они долж­ны быть выявлены в результате исследования исходной ситуации.

Выбор способов действий связан с волевыми усилиями, ибо одни способы могут быть более доступ­ными, но противоречащими нравственным нормам, другие - соци­ально одобренными, но лично неприемлемыми.

Итак, соотнося цель деятельности с условиями, человек вновь при­нимает о достижении цели совокупностью конкретных действий, а затем формирует программу этих действий.

4. Уже при выборе цели действия обычно намечаются средства ее достижения. Но после окончательного принятия решения о способах достижения цели в данных условиях формируются развернутая програм­ма действия, внутренний план действия, его ориентировочная основа.

Ориентировочная основа действия -система представлений о кри­териях эффективности данного действия. Человек действует в зави­симости от того, на основе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей учитывает.

5. Действия исполняются определенным способом - системой опе­раций, обобщенных действий. Исполнительские действия - это сис­тема простых действий, реализуемая комплексом движений.

Приступая к осуществлению действия, человек представляет при­мерные результаты промежуточных действий.

Не­точные действия исправляются в результате анализа причин недости­жения цели.

Реально получаемые результаты всех операций постоянно сопос­тавляются с ранее заданной динамической моделью действия.

Система приемов, обусловленная целью, мотивами, условиями дей­ствия и психическими особенностями действующего лица, называется способом действия.

6. Эффективность, оптимальность деятельности определяется дос­тижением результата. Результат деятельности оценивается им не по формальному достижению цели, а по тому, насколько он удов­летворяет соответствующую потребность, отвечает исходному мотиву деятельности.

Результат деятельности может не совпадать с желаниями и стрем­лениями человека, и тогда совершается другой, поведенческий акт. Цель - лишь критерий правильности продвижения деятельности к запланированному итогу. Сам же результат соотносится не с целью, а с мотивом. Полученный результат рассматривается с точки зрения его соответствия исходному побуждению. Только это соответствие яв­ляется критерием успешной деятельности.

Волевая регуляция деятельности выражается в системе волевых псих. состояний: инициативности, целеустремленности, уверен­ности, решительности, настойчивости и др.

Эти волевые состояния проявляются в своей совокупности на про­тяжении всей деятельности. Однако на отдельных этапах деятельнос­ти определенные волевые состояния приобретают ведущее значение.

Так, выбор цели связан прежде всего с состоянием целеустремлен­ности, принятие решения - с состоянием решительности, исполне­ние действия - с состоянием настойчивости и т.д.

Рассмотрим волевые состояния в последовательности, соответству­ющей структуре деятельности.

Состояние инициативности -активная переработка поступающей информации, определением первоочередных проблем и постановкой наиболее значимых целей, путей их достижения.

Состояние инициативности - это повышения возбудимость к по­иску цели. При наличии же ряда целей первостепенное значение при­обретает состояние решительности.

Решительность -это псих. состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения.

У различных людей состояние решительности имеет индивидуаль­но-типологические особенности.

Одна из таких особенностей - быстрое, но необоснованное, импульсивное принятие решения. Это объясняется стремлением некоторых людей побыстрее избавиться от напряженного состояния борьбы мотивов.

Однако, несмотря на субъективные различия в состоянии реши­тельности, имеются и объективные факторы, влияющие на процесс принятия решения:

- дефицит времени;

- значимость действия, в пользу которого принимается решение;

- тип высшей нервной деятельности человека;

- особенности взаимодействия сигнальных систем.

Псих. состояние неспособности быстро принимать реше­ния - состояние нерешительности.

Нерешительность не является свойством какого-либо отдельного темперамента. Одна­ко темперамент влияет на форму проявления нерешительности. На­стороженность у меланхолика, затянутость у флегматика, суетливость у сангвиника, импульсивность у холерика - таковы некоторые осо­бенности нерешительности, определяемые темпераментом.

Целеустремленность характеризуется сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых це­лях. Это состояние с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты, которая подчиняет все действия чело­века достижению поставленной цели.

Уверенность - это высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий. Это состояние в значительной мере определяет результативность деятельности. Оно состоит в объективной оценке обстоятельств, влияющих на исход деятельности, то есть связано с четким осознанием связей исходных данных с конечной целью, осознанием (иногда интуитивным) ее достижимости, реаль­ности.

Успешное завершение деятельности требует преодоления как неуверенности, так и самоуверенности. В со­стоянии самоуверенности человек переоценивает свои возможно­сти и недооценивает объективные трудности. Состояние самоуверенности может быть эпизодическим (возникающим в резуль­тате временных успехов) и доминирующим (возникающим в резуль­тате некритического отношения человека к себе).

Настойчивость - длительное преодоление трудностей, в контролировании действия и направле­нии его на достижение запланированного результата.

От настойчивости следует отличать состояние упрямства - негибко­сти, некритического отношения к своей деятельности, противореча­щей объективным условиям.

Состояние сдержанности. В процессе деятельности на человека вли­яют различные стимулы, провоцирующие действия в нежелательном направлении. Торможение этих нежелательных действий является состоянием сдержанности, самообладания, требующего значительно­го волевого усилия. Эти усилия направлены на подавление эмоций со стороны рассудка.

Сдержанность не следует смешивать с бесчувственностью, с эмоц. невосприимчивостью.

Сдержанность:

-предполагает разум­но обоснованную реакцию на сильные эмоц. воздействия.

-это состояние, в котором появляется тормозная функция воли.

-это состояние контролируемого поведения.

Все волевые состояния связаны с соответствующими волевыми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных воле­вых состояниях приводит к формированию соответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния.

так, волевая регуляция поведения - это подчинение поведения жизненным позициям человека, системе его ценностной ориентации.

Волевая регуляция обусловлена требованиями социальной среды.

В общем виде можно сказать: человек позволяет себе такое пове­дение, которое позволяется ему другими людьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.250 (0.011 с.)