ТОП 10:

Механизмы волевого поведения



На уровне житейской психологии каждый из нас не затруд­няется в определении явлений, относящихся к волевым. К ним мы относим все действия, которые совершаем не по внутренне­му побуждению, а по необходимости. Волевыми мы называем действия, связанные с преодолением встретившихся на жизнен­ном пути трудностей. Наконец, целый ряд качеств человека мы обозначаем как волевые (целенаправленность, настойчивость, выдержка, терпение и т.д.).

В научной психологии подобной ясности нет. Так, В.А.Иванников отмечает, что хотя «проблема воли имеет много­вековую историю, но и сегодня мы не можем говорить ни о дос­тижениях в этой области, ни о широте исследований, ни о ее популярности» [33]. В собственных исследованиях В.А.Иванникова, на наш взгляд, сформулирована интересная и обоснованная кон­цепция психологии воли и ее механизмов.

В психологии волю рассматривают в ряду побудителей пове­дения, зачастую отождествляя ее с желаниями субъекта. Подчер­кивается внутреннее родство воли с потребностями, мотивами, целями человека. С.Л.Рубинштейн полагал, что зачатки воли уже заключены в потребностях как исходных побуждениях человека к действию. Волевая регуляция связана с мотивацией поведения человека, но эта связь не данность, а заданность, и она требует своего объяснения.

Для понимания психологии воли и ее механизмов принци­пиально важно выделение этапа, на котором происходит непо­средственное инициирование деятельности и поддержание ее по ходу осуществления — процесса формирования ситуационного по­буждения. Побуждение является инициирующим началом кон­кретной деятельности, разворачивающейся в данный момент и в данной ситуации. Возникновение побуждения связано с после­довательным становлением отдельных моментов мотивации: ус­тановочной готовности к деятельности, ее направленности, вы­боре средств и способов действия, создания уверенности в успехе и правильности действия.

Именно поэтому для инициации поведения недостаточно актуализированной потребности и мотива. Чтобы поведение на­чалось и успешно закончилось, необходимо наличие многих внешних и внутренних факторов. Все они отчетливо заявляют о себе именно на этапе формирования побуждения к действию.

Если у субъекта есть потребность и мотив деятельности, «за­интересованность» в ее осуществлении, мотивация разворачива­ется в описанной выше последовательности: от актуально пере­живаемого мотива — к цели, к выбору средств и способов дейст­вия, к построению плана действия и, наконец, к реализации деятельности по решению жизненно важных задач. Такое пове­дение в психологии получило название произвольного; мы назы­ваем его субъектным, т.е. специально организованным и управ­ляемым. Произвольное поведение, осуществляемое по сильному ус­тойчивому мотиву, не

 
 

нуждается в волевой регуляции. Структуру произвольного (субъектного) поведения можно изобразить сле­дующим образом:

Механизмы волевых действий иные. Их понимание связано с анализом процессов побуждения к действию в ситуациях, где у субъекта отсутствуют заинтересованность, когда он должен подчиниться внешним требованиям, исходящим от самой дея­тельности или условий ее выполнения. Иначе говоря, волевые механизмы разворачиваются там, где субъект действует по необ­ходимости («надо»), а не по непосредственному желанию.

Волевая регуляция не нужна там, где имеется актуально пе­реживаемая потребность, обеспечивающая побуждение к дейст­вию, где действие имеет для человека определенный положи­тельный смысл. Необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию, которое тем не менее должно быть осуществлено.

Основным механизмом волевого поведения, по предположе­нию В.А.Иванникова, является «изменение или создание допол­нительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осу­ществлению, но и ради личностных ценностей человека или дру­гих мотивов, привлеченных к заданному действию» [34]. Волевая регуляция в ее развитых формах это подключение непосредст­венно не значимого, но обязательного для исполнения действия к смысловой сфере личности, превращение заданного действия в личное, соединение требуемого поведения с нравственными моти­вами и ценностями. Этим объясняется зафиксированный в пси­хологии факт взаимосвязи мотивационно-смысловой сферы че­ловека с его волевым поведением. Чем более нравственно воспи­тан

 
 

человек, тем легче осуществляется им волевое действие. Структуру волевого поведения можно представить так:

 

Впсихологической литературе описаны примеры волевого поведения, в которых содержится описание способов произволь­ного изменения побуждения через изменение смысла действия.

Изменения смысла действия можно достичь: во-первых, через пе­реоценку значимости мотива, при обесценивании предмета по­требности (в психологии этот способ известен под общим назва­нием «зелен виноград» — по басне И.А.Крылова «Лиса и вино­град»); во-вторых, через изменение роли и позиции человека в общности (в исследованиях А.И.Липкиной отстающим школьни­кам поручали опекать ребят младших классов и помогать им в учебе; изменение позиции привело к тому, что учеба для отстаю­щих школьников получила новый смысл и они стали более на­стойчивы в своей учебной работе; в-третьих, через предвидение и эмоциональное переживание результатов своих действий (А.И.Высотский приводит пример поведения девочки, которая боялась спускаться ночью в темный подвал. Но мысль о том, что больной матери будет хуже, если она этого не сделает, победила страх, и девочка спустилась в подвал); в-четвертых, через обра­щение к символам, ритуалам для укрепления действия (вынос знамени во время боя относится к такого рода способу волевой регуляции); в-пятых, через соединение заданного действия с другими, более высокими мотивами (долга, чести, ответственно­сти и т.п.); в-шестых, через воображение ситуации с новым мо­тивом (например, представляя, что заданное действие выполня­ется в условиях соревнования) и ряд других способов.

Оценивая человека по критерию «волевой-слабовольный» в соответствии с описанным механизмом волевым следует считать человека, способного создавать дополнительное побуждение к дей­ствию путем изменения смысла этого действия. Волевым также надо признать человека с глубокими прочными убеждениями, с целостным мировоззрением, с богатой смысловой сферой.

Чувства и эмоции человека

· Эмоции и чувства как особая сторона душевной жизни человека

· Формы и виды чувств

Что такое чувства, как они связаны с желанием и какие функции выполняют в жизни человека? В каких формах человек пе­реживает события своей жизни?







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.007 с.)