Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологические явления в малой группеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В фундаментальном труде по социальной психологии в главе, посвященной описанию ее предмета, достаточно четко определен круг социально-психологических явлений. «Предмет социальной психологии, — пишут авторы, — к настоящему времени очерчивается довольно четко. Центральным явлением в социальной психологии следует признать общение. Общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; подражание, внушение, убеждение; лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность; отношения и установки» [12]. Некоторые из перечисленных социально-психологический явлений были рассмотрены нами при анализе психологии общения (в частности, восприятие и рефлексия, понимание другого, отношения и установки, идентификация). Здесь же мы опишем некоторые явления, относящиеся к механизмам связей и механизмам отношений. В социальной психологии они более известны как процессы интеграции и дифференциации в группе. Исходя из наличия в социальной организованности двух структур отношений — эмоционально-психологических и деятельностно-производственных — механизмы связи и механизмы отношений проявляются своеобразно в каждой из этих систем. В структуре психологических (межличностных) связей и отношений проявляются механизмы симпатии, антипатии, безразличия. Исследование совокупности явлений, связанных с эмоциональными, непосредственными контактами людей друг с другом, традиционно ведется в рамках социометрического направления. Структура деятельностных отношений порождает такие социально-психологические явления, как лидерство, сплоченность, организованность и др. Рассмотрим эти явления в самом общем виде. Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем американского психолога Дж. Морено. Им была разработана особая методическая процедура по выявлению структуры симпатий и антипатий в группе — социометрия, представляющая собой систему приемов, позволяющих выяснить количественное определение предпочтений — неприятий в группе. Эта методика весьма популярна в социально-психологических исследованиях; она достаточно подробно описана в литературе [13]. Социометрия в социальной общности выявляет социометрический статус каждого из членов группы. Выделены наиболее типичные статусы: это так называемые «звезды», «предпочитаемые», «непринятые», «изолированные» («аутсайдеры»). На основе полученных в социометрическом исследовании данных получают также коэффициенты, относящиеся к группе в целом (сплоченность, референтность и др.). В отечественной психологии социометрический подход критикуется за психологизацию социальных отношений в обществе, т.е. критике подвергаются теоретические основы метода. Правомерность использования самой методики социометрии не отрицается. Однако указывается, что социометрический анализ может дать лишь самое общее описание взаимоотношений в группе. На наш взгляд, социометрия как метод адекватна предмету своего исследования — выявлению системы психологических связей в группе. Важным явлением групповой жизни, равно относящимся к процессам интеграции и дифференциации, является лидерство и руководство. Лидерство — это процесс организации и управления малой группой, процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов группы. Соответственно, «лидер — это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели» [14]. В социально-психологической литературе подчеркивается несколько обстоятельств, характерных для лидерства: во-первых, личность добровольно берет на себя значительную долю ответственности за дела группы; во-вторых, члены группы гласно или негласно поддерживают выдвижение лидера; в-третьих, лидер выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях достаточно значимой для жизнедеятельности группы ситуации. Лидер есть результат «встречи» двух процессов — группового и инвидуального; для выдвижения на роль лидера группы человек должен обладать определенной совокупностью личных качеств, способствующих организации деятельности по достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Но группа санкционирует, признает лидерские притязания одного из своих членов. В то же время важно подчеркнуть, что лидерские функции связаны с организацией и управлением значимой деятельностью. Нельзя согласиться с мнением, что лидер выдвигается лишь для регуляции межличностных психологических отношений; по самой природе лидерства лидер есть человек, обеспечивающий эффективное взаимодействие в группе по осуществлению совместной деятельности, по регуляции процессов общих дел, акций и т.п. В отличие от лидера, руководитель — это официально назначаемое или выбираемое лицо. По функциям лидерство и руководство совпадают. Однако в психологической литературе указывается, что руководитель, в отличие от лидера, выполняет представительские функции, т.е. представляет группу в более широкой системе социальных отношений. Вместе с тем подчеркивается желательность совпадения лидера и руководителя в одном лице. Следует добавить, что в английском языке нет различения лидера и руководителя. По проблеме лидерства существует большая литература, к которой мы и отсылаем читателя [15]. Событийная общность как ценностно-смысловое объединение людей · Понятие общности · Co-бытийная общность: природа, функции, строение В чем отличие общности от социальной организованности? Каковы содержательно-психологические характеристики событийной общности? Понятие общности Особым типом человеческих объединений, по сути, противоположным социальной организованности, является неструктурированная, бытийная общность. Знаменитый философ М.Хайдеггер писал, что человек есть не только бытие — в мире (in—der—Welt—Sein), но что он, главным образом, есть бытие—с—другими (Mit—Andere—Sein). Та же самая идея выражена самой этимологией слова «общество». По своему происхождению societas — значит «товарищество» (от латинского socius — «товарищ, друг, приятель»). Общительность, общность являются сущностным атрибутом человека. Общество существует не потому, что каждый из нас существует; общество существует потому, что ориентация на другого присуща каждому из нас. Человек по самой своей природе есть бытие для других. Человек есть существо, в природе которого мы находим стремление трансцендировать себя, стремление быть собой с другими. Проблема общности поэтому не только социальная или историческая; она при более глубоком рассмотрении является экзистенциальной, личностно-смысловой проблемой. Так, родовая общность устанавливается уже с первых дней появления человека на свет; а его действительное развитие как раз и связано со сменой и обогащением многообразных форм общности, через которые человек проходит на своем жизненном пути. К сожалению, бытийные общности в социальной психологии изучены слабо: здесь не существует серьезной традиции исследования и мало конкретно-научных данных, хотя понятия «со-бытийная общность», «со-бытие» являются ключевыми в теме «Психология межличностных отношений». Понятие «общность» используется в самых различных контекстах; оно многозначно. Самое широкое значение этого понятия включает совокупность индивидов: как организованную, так и неорганизованную, малую и большую группы. Другое понимание общности включает в себя наименование различных объединений людей в постоянные или временные формы совместной деятельности. Мы придерживаемся еще более узкого понимания общности. Для нас общность есть объединение людей на основе общих ценностей и смыслов: нравственных, профессиональных, мировоззренческих, религиозных и т.п. Общность здесь есть прежде всего внутреннее духовное единство людей, характеризующееся взаимным приятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг к другу. Исходный критерий различения организации и общности состоит в мотивах и условиях объединения людей. Организация представляет собой целевое объединение людей по заранее определенной структуре. Иначе говоря, в организацию (группу) люди входят, объединяющая их совместная деятельность заранее задана, статусы и функции предписаны. В общности люди встречаются, общность создается совместными усилиями самих индивидов. Нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия привносятся самими участниками общности. Эта общность не статусная, а позиционная. Общность характеризуется специфическими чертами. Для нее характерно принятие людьми друг друга. Общности чужды конкуренция и соперничество. На общность не распространяются закономерности общения и взаимоотношений, установленных для социальных организованностей. Исходной нормой общности как общности ценностно-смысловой является устойчивая духовная связь между ее участниками. Специфика данной общности или духовной связи состоит в возможности наиболее полного понимания одной индивидуальностью другой индивидуальности. Эта возможность реализуется только при условии постоянного общения, диалога, взаимного доверия и сопереживания. Подлинная, бытийная общность предполагает, несмотря на препятствия и «непрозрачность» другого, выход за рамки самого себя и понимание (постижение) личности Другого, а также чувство ответственности и преданности, которое включает в себя и Я, и Ты, и Мы. Значимость диадической общности как полного взаимоприятия и взаимопонимания велика. Она представляет собой пространство для взаимовыражения, взаимопроникновения в мир другого и самого себя. Особенно ценна роль такой общности в юношеском возрасте. «Юность» Л.Н.Толстого как раз показывает нам пример подобного диадического общения. Есть основания полагать, что неструктурированные общности являются пространством развития — душевного и духовного — на основных этапах онтогенеза человека. Мы называем такую общность как «со-бытие» или «со-бытийная общность».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.8 (0.007 с.) |