Социально-психологические явления в малой группе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические явления в малой группе



В фундаментальном труде по социальной психологии в гла­ве, посвященной описанию ее предмета, достаточно четко опре­делен круг социально-психологических явлений. «Предмет соци­альной психологии, — пишут авторы, — к настоящему времени очерчивается довольно четко. Центральным явлением в соци­альной психологии следует признать общение. Общение по­рождает такие феномены, как восприятие и понимание людь­ми друг друга; подражание, внушение, убеждение; лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность; отношения и установки» [12]. Некоторые из перечисленных социально-психо­логический явлений были рассмотрены нами при анализе пси­хологии общения (в частности, восприятие и рефлексия, пони­мание другого, отношения и установки, идентификация). Здесь же мы опишем некоторые явления, относящиеся к механизмам связей и механизмам отношений. В социальной психологии они более известны как процессы интеграции и дифференциации в группе. Исходя из наличия в социальной организованности двух структур отношений — эмоционально-психологических и деятельностно-производственных — механизмы связи и механиз­мы отношений проявляются своеобразно в каждой из этих сис­тем. В структуре психологических (межличностных) связей и отношений проявляются механизмы симпатии, антипатии, безразличия. Исследование совокупности явлений, связанных с эмоциональными, непосредственными контактами людей друг с другом, традиционно ведется в рамках социометрического на­правления. Структура деятельностных отношений порождает та­кие социально-психологические явления, как лидерство, спло­ченность, организованность и др. Рассмотрим эти явления в са­мом общем виде.

Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем американского психолога Дж. Морено. Им была разработана особая методическая процедура по выявле­нию структуры симпатий и антипатий в группе — социомет­рия, представляющая собой систему приемов, позволяющих вы­яснить количественное определение предпочтений — непри­ятий в группе. Эта методика весьма популярна в социально-психологических исследованиях; она достаточно подробно опи­сана в литературе [13].

Социометрия в социальной общности выявляет социометри­ческий статус каждого из членов группы. Выделены наиболее типичные статусы: это так называемые «звезды», «предпочитае­мые», «непринятые», «изолированные» («аутсайдеры»). На осно­ве полученных в социометрическом исследовании данных полу­чают также коэффициенты, относящиеся к группе в целом (сплоченность, референтность и др.).

В отечественной психологии социометрический подход кри­тикуется за психологизацию социальных отношений в обществе, т.е. критике подвергаются теоретические основы метода. Право­мерность использования самой методики социометрии не отри­цается. Однако указывается, что социометрический анализ мо­жет дать лишь самое общее описание взаимоотношений в груп­пе. На наш взгляд, социометрия как метод адекватна предмету своего исследования — выявлению системы психологических связей в группе.

Важным явлением групповой жизни, равно относящимся к процессам интеграции и дифференциации, является лидерство и руководство. Лидерствоэто процесс организации и управления малой группой, процесс внутренней социально-психологической са­моорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятель­ностью членов группы.

Соответственно, «лидер — это член группы, который спон­танно выдвигается на роль неофициального руководителя в ус­ловиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совмест­ной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели» [14].

В социально-психологической литературе подчеркивается несколько обстоятельств, характерных для лидерства: во-первых, личность добровольно берет на себя значительную долю ответст­венности за дела группы; во-вторых, члены группы гласно или негласно поддерживают выдвижение лидера; в-третьих, лидер выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях достаточно значимой для жизнедеятельности группы ситуации.

Лидер есть результат «встречи» двух процессов — группового и инвидуального; для выдвижения на роль лидера группы чело­век должен обладать определенной совокупностью личных ка­честв, способствующих организации деятельности по достиже­нию групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Но группа санкционирует, признает лидерские при­тязания одного из своих членов. В то же время важно подчерк­нуть, что лидерские функции связаны с организацией и управле­нием значимой деятельностью. Нельзя согласиться с мнением, что лидер выдвигается лишь для регуляции межличностных пси­хологических отношений; по самой природе лидерства лидер есть человек, обеспечивающий эффективное взаимодействие в группе по осуществлению совместной деятельности, по регуля­ции процессов общих дел, акций и т.п.

В отличие от лидера, руководительэто официально назна­чаемое или выбираемое лицо. По функциям лидерство и руково­дство совпадают. Однако в психологической литературе указыва­ется, что руководитель, в отличие от лидера, выполняет предста­вительские функции, т.е. представляет группу в более широкой системе социальных отношений. Вместе с тем подчеркивается желательность совпадения лидера и руководителя в одном лице. Следует добавить, что в английском языке нет различения лиде­ра и руководителя.

По проблеме лидерства существует большая литература, к которой мы и отсылаем читателя [15].

Событийная общность как ценностно-смысловое объединение людей

· Понятие общности

· Co-бытийная общность: природа, функции, строение

В чем отличие общности от социальной организованности? Каковы содержательно-психологические характеристики событий­ной общности?

Понятие общности

Особым типом человеческих объединений, по сути, проти­воположным социальной организованности, является неструкту­рированная, бытийная общность.

Знаменитый философ М.Хайдеггер писал, что человек есть не только бытие — в мире (in—der—Welt—Sein), но что он, глав­ным образом, есть бытие—с—другими (Mit—Andere—Sein). Та же самая идея выражена самой этимологией слова «общество». По своему происхождению societas — значит «товарищество» (от ла­тинского socius — «товарищ, друг, приятель»). Общительность, общность являются сущностным атрибутом человека.

Общество существует не потому, что каждый из нас сущест­вует; общество существует потому, что ориентация на другого присуща каждому из нас. Человек по самой своей природе есть бытие для других. Человек есть существо, в природе которого мы находим стремление трансцендировать себя, стремление быть собой с другими.

Проблема общности поэтому не только социальная или ис­торическая; она при более глубоком рассмотрении является экзи­стенциальной, личностно-смысловой проблемой. Так, родовая общ­ность устанавливается уже с первых дней появления человека на свет; а его действительное развитие как раз и связано со сменой и обогащением многообразных форм общности, через которые человек проходит на своем жизненном пути.

К сожалению, бытийные общности в социальной психоло­гии изучены слабо: здесь не существует серьезной традиции ис­следования и мало конкретно-научных данных, хотя понятия «со-бытийная общность», «со-бытие» являются ключевыми в те­ме «Психология межличностных отношений».

Понятие «общность» используется в самых различных контекстах; оно многозначно. Самое широкое значение этого понятия включает совокупность индивидов: как организован­ную, так и неорганизованную, малую и большую группы. Другое понимание общности включает в себя наименование различных объединений людей в постоянные или временные формы совместной деятельности. Мы придерживаемся еще более узкого понимания общности. Для нас общность есть объединение людей на основе общих ценностей и смыслов: нрав­ственных, профессиональных, мировоззренческих, религиозных и т.п. Общность здесь есть прежде всего внутреннее духовное единство людей, характеризующееся взаимным приятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг к другу.

Исходный критерий различения организации и общности состоит в мотивах и условиях объединения людей. Организация представляет собой целевое объединение людей по заранее опре­деленной структуре. Иначе говоря, в организацию (группу) люди входят, объединяющая их совместная деятельность заранее зада­на, статусы и функции предписаны.

В общности люди встречаются, общность создается совме­стными усилиями самих индивидов. Нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия привносятся самими участниками общности. Эта общность не статусная, а позиционная.

Общность характеризуется специфическими чертами. Для нее характерно принятие людьми друг друга. Общности чужды конкуренция и соперничество. На общность не распространяют­ся закономерности общения и взаимоотношений, установленных для социальных организованностей.

Исходной нормой общности как общности ценностно-смы­словой является устойчивая духовная связь между ее участника­ми. Специфика данной общности или духовной связи состоит в возможности наиболее полного понимания одной индивидуально­стью другой индивидуальности. Эта возможность реализуется только при условии постоянного общения, диалога, взаимного доверия и сопереживания. Подлинная, бытийная общность предполагает, несмотря на препятствия и «непрозрачность» дру­гого, выход за рамки самого себя и понимание (постижение) личности Другого, а также чувство ответственности и преданно­сти, которое включает в себя и Я, и Ты, и Мы.

Значимость диадической общности как полного взаимопри­ятия и взаимопонимания велика. Она представляет собой про­странство для взаимовыражения, взаимопроникновения в мир другого и самого себя. Особенно ценна роль такой общности в юношеском возрасте. «Юность» Л.Н.Толстого как раз показывает нам пример подобного диадического общения. Есть основания полагать, что неструктурированные общности являются простран­ством развития — душевного и духовного — на основных этапах онтогенеза человека. Мы называем такую общность как «со-бытие» или «со-бытийная общность».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.007 с.)