Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к пониманию общения в психологии

Поиск

В отечественной психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Он вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Любые фор­мы общения есть специфические формы совместной деятельно­сти людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния». Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенное отношение этого деятельного человека не только к предмету сво­ей деятельности, но и к другим людям.

Факт связи общения с деятельностью констатируется иссле­дователями. Однако характер этой связи понимается по-разному.

Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В дру­гих случаях общение понимается как определенная сторона дея­тельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то же время саму деятельность можно рассматривать как усло­вие и основание общения.

Наконец, общение можно понимать как особый вид дея­тельности, как коммуникативную деятельность, выступающую самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например у младенцев, дошкольников, подростков.

В психологии признается целесообразным широкое понима­ние связи деятельности и общения: общение рассматривается и как сторона совместной деятельности, и как ее продукт.

Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет ис­следователям ставить вопрос о том, что именно в деятельности может создавать общение. Известный социальный психолог Г.М.Андреева так отвечает на этот вопрос: посредством общения деятельность организуется и развивается.

Построение плана совместной деятельности требует от каж­дого ее участника оптимального понимания целей, задач дея­тельности, уяснения специфики ее объекта и возможностей каж­дого из участников. Включение участников в этот процесс по­зволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» их деятельностей. Это согласование деятельностей отдельных участ­ников возможно осуществить благодаря функции воздействия, в которой и проявляется связь общения с деятельностью. Таким образом, делает вывод Г.М.Андреева, деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. Социальная психология как раз и исследует, как реально осуществляются эти процессы.

В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный процесс, оно есть образование, в ко­тором можно выделить отдельные стороны, т.е. описать его структуру. При характеристике структуры общения в ней выде­ляют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интер­активную и перцептивную. Эти стороны общения определяются в качестве функций, которые общение реализует в совместной жизнедеятельности людей.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, со­стоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодейст­вия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона об­щения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая из этих сторон не суще­ствует изолированно от других и выделение их возможно лишь при анализе. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются и проявляются в случаях организации общения в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

В психологии отсутствует общепринятое определение обще­ния. Как правило, используется описательное определение Б.Д.Парыгина, указывающее на основные стороны (функции) общения. Общениеэто «сложный и многогранный процесс, ко­торый может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понима­ния друг друга» [6].

Человек как субъект общения

· Общение как обмен информацией

· Общение как взаимо­действие

· Общение как взаимопонимание

· Способы воз­действия в процессе общения

Что представляет собой общение с психологической точки зрения? Какие социально-психологические особенности проявляются в общении?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.118 (0.006 с.)