ТОП 10:

Внимание и его психологические особенности



В предисловии к «Хрестоматии по вниманию» ее редакторы А.А.Пузырей и В.Я.Романов пишут: «Трудно, по-видимому, най­ти другое понятие, столь же привычное для обыденного созна­ния и вместе с тем имеющее столь же сложную и драматическую судьбу в психологии, как понятие внимания. Трудно найти дру­гое понятие, история которого изобиловала бы столь резкими «взлетами» и «падениями», столь крутыми поворотами в трактов­ке его содержания, а также его места и значения в ряду других психологических понятий, когда оно то на время ставилось в са­мый центр системы психологии, то вдруг, напротив, объявлялось «фикцией» и источником псевдопроблем и полностью устраня­лось из психологии» [58].

Можно указать на еще один момент, связанный с понятием внимания, но относящийся уже к педагогической практике. Трудно найти другое психологическое понятие, столь же часто используемое педагогами для объяснения особенностей учебной и познавательной деятельности школьников. Пожалуй, лишь по­нятие «интерес» употребляется в школе так же часто, как и по­нятие «внимание». Нередко они понимаются как синонимы, что психологически вполне объяснимо.

В чем причина такого отношения психологов и педагогов к проблеме внимания и к самому понятию «внимание»? Ответ на первую часть дает П.Я.Гальперин. Анализ трудностей проблемы внимания привел его к заключению, что «в основе самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта:

1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный про­цесс. И для себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой пси­хической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.

2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятель­ности, к которой оно присоединяется. Между тем именно нали­чие характерного продукта служит главным доказательством на­личия соответствующей функции... У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как от­дельной формы психической деятельности» [59]. То, что внимание не выступает как самостоятельный процесс и не имеет отдельного продукта, легко проиллюстрировать на примере исследованных выше познавательных процессов.

Все известные нам процессы познания — восприятие, мыш­ление, воображение — направлены на тот или иной объект, ко­торый в них воспроизводится: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то воображаем. Когда же мы хотим подчеркнуть особое качество каждого из этих процессов, то мы говорим о внимательном восприятии (слушании, смотрении, всматривании и т.п.), о сосредоточенном размышлении, о напряженной мысли и т.п. Действительно, внимание не имеет своего особого содер­жания; оно оказывается внутренним свойством восприятия, мышления, воображения. Внимание это внутренний акцент познавательных процессов, особое свойство сознания.

Внимание — это, в первую очередь, энергодинамическая характеристика протекания познавательной деятельности. Вни­мание это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектами внимания могут быть предме­ты, явления, их свойства и отношения, действия, мысли и чувст­ва других людей, а также свой собственный внутренний мир во всей его полноте.

Вместе с тем внимание нельзя ограничивать лишь рамками познавательной деятельности. Субъект может внимательно — со­средоточенно и напряженно — осуществлять практическую дея­тельность; он может быть внимательным к собеседнику и т.п. Поэтому внимание определяется как избирательная направлен­ность и сосредоточенность субъекта на самых разных явлениях внутреннего и внешнего мира.

За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, уста­новки субъекта. В желаниях, эмоциях и чувствах проявляется оп­ределенное отношение человека к миру, к другому человеку. Это отношение находит свое выражение во внимании. Предметы и явления действительности, отвечающие потребностям и инте­ресам субъекта, вызывают его внимание. Изменение отношения субъекта к объекту вызывает изменение внимания, выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором со­средоточено сознание субъекта.

Следовательно, внимание выражает взаимоотношения субъ­екта и объекта (человека и мира). С одной стороны, внимание направляется субъектом на объект, с другой — объект привле­кает внимание субъекта. «Причины внимания к этому, а не дру­гому объекту, — писал С.Л.Рубинштейн, — не только в субъекте, они и в объекте, и даже прежде всего в нем, в его свойствах и качествах; но они не в объекте самом по себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе, — они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отноше­нии к объекту» [60]. Из этого положения становится понятным рас­пространенность среди педагогов понятий «внимание» и «инте­рес» — они родственны по психологическому происхождению. В сфере желаний и чувств лежат истоки направленности в сосре­доточенности сознания на тех или иных объектах.

Направленность в психологии понимается как поиск, выбор определенного объекта. Выделение в сознании каких-либо объек­тов обусловлено их объективными характеристиками или субъек­тивными особенностями их восприятия. Направленность внима­ния проявляется в готовности к действию.

Сосредоточенность внимания предполагает такую его орга­низацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность ото­бражения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодей­ствует. Это — состояние поглощенности субъекта определенным предметом, отвлечение от побочных, не относящихся к предмету условий и объектов.

Внимание является необходимым условием качественного выполнения любой деятельности. В деятельности человека оно выполняет функцию контроля. Действие контроля также не пред­ставляет собой отдельного процесса: оно как бы включено в протекание других процессов либо надстроено над ними. Экс­периментальные исследования внимания показали возможность его целенаправленного формирования [61].

Виды внимания. Непроизвольное внимание возникает в зави­симости от характера самого объекта. К причинам, вызывающим пассивное внимание, относят интенсивность и экстенсивность раздражителя, длительность и прерывистость, зримые изменения объекта. Громкий звук, яркий свет, начало и прекращение дви­жения привлекают внимание помимо нашей воли.

Однако решающую роль в возникновении внимания имеет не абсолютная, а относительная сила раздражителя. Начинаю­щий педагог нередко повышает голос, стараясь привлечь внима­ние класса, но эта мера вскоре перестает оказывать действие. В то же время уже легкое повышение голоса более опытного его коллеги обостряет внимание учеников. Непроизвольное внима­ние вызывают динамические особенности — мерцающий свет, прерывистые звуки и т.п. Из педагогической практики известно, как трудно слушать однообразную, монотонную речь; вырази­тельную речь можно слушать, не уставая.

Сильным побудителем непроизвольного внимания является необычность, новизна предметов и явлений. Пока не исчерпан эле­мент новизны, внимание можно удерживать достаточно долго. Однако самое необычное, оригинальное, новое становится со временем обыденным и привычным.

Произвольное внимание связано с сознательно поставленны­ми целями, с волевыми усилиями. Мы заставляем себя напра­вить наше внимание на то, что нам надо, на то, что мы должны выполнить. Произвольное внимание есть акт нашей воли; оно предполагает сознание цели и планирование наших действий.

Произвольное внимание есть результат сознательной актив­ности субъекта. Оно вызывается и определяется особенностями потребностей, интересов, желаний и чувств субъекта. Иерархия мотивов и целей во многом объясняет и особенности произволь­ного внимания. Описанные выше приемы волевого регулирова­ния поведения являются также приемами управления произволь­ным вниманием.

Основные свойства внимания. Ксвойствам внимания, к его характеристикам, относят концентрацию, объем, распределение, переключение, устойчивость.

Концентрация внимания это сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана сознательная деятельность человека. Концентрация составляет центральную характеристику внимания, его интен­сивность.

Объем внимания — количество однородных предметов (как правило, не превышающее 7-9), которое охватывает внимание одномоментно. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания является поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, на­сколько связано между собой то содержание, на котором сосре­доточивается внимание, и от умения осмысленно его связывать и структурировать.

Распределение внимания — это возможность одновременного выполнения нескольких видов действий; способность контро­лировать несколько независимых процессов, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Распределение внимания зави­сит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизирова­ны действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматиза­ция, тем легче совершается распределение. Распределение вни­мания очень важно для педагога, которому по сути деятельно­сти необходимо одновременно излагать материал, контролиро­вать ход его усвоения школьниками, следить за индивидуальны­ми особенностями восприятия учебного материала.

Переключаемость внимания заключается в способности на­меренного переноса внимания с одного объекта на другой. Быст­рая или медленная переключаемость зависит от целого ряда ус­ловий. Она зависит от содержания предшествующей и последую­щей деятельности: если последняя более интересна, то переклю­чение осуществляется легко. Огромную роль здесь играет темпе­рамент индивида: существуют различия в динамике переключе­ния у представителей различных темпераментов. У утомленного человека переключение внимания замедлено.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в те­чение которой сохраняется концентрация внимания. Устойчи­вость внимания зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, отношения к нему субъекта. Важным ус­ловием поддержания устойчивости внимания являются чередова­ния напряжения и расслабления, а также возможность снятия чрезмерного напряжения.

 

8.5. Способности и характер как образования субъектности человека

· Способности человека — деятельное выражение субъектности

· Характер как стержень душевной жизни

Что такое способности? Какие способности выделяют в пси­хологии? Почему характер составляет стержень душевной жизни? Как складывается характер человека? Какие типичные характеры выделяют в характерологии?







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.008 с.)