Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение как обмен информацией

Поиск

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной дея­тельности люди обмениваются между собой различными пред­ставлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами. Но общение не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни даже к обмену информацией. Информация в процессе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развива­ется. Поэтому коммуникативное сообщение — это всегда про­цесс выработки новой информации, общей для общающихся лю­дей и рождающей их общность.

 
 

Исходной предпосылкой общения является прежде всего факт наличия индивидов, которые оказываются в состоянии на­ладить между собой какой-то контакт. Простейшей моделью межличностного общения является пара индивидов, которые связаны между собой и вступают в диалог (рис.8).

Исследование психологических особенностей общения мож­но проводить, ориентируясь на предложенную модель, посредст­вом изучения выделенных элементов общения. С этих позиций мо­жет быть проанализировано и педагогическое общение. Эффектив­ность педагогического общения невозможно понять вне особенно­стей коммуникатора, т.е. педагога: его авторитета, компетентности, способов построения общения и т.п. С другой стороны, важны осо­бенности аудитории: возрастные, социально-психологические, ин­дивидуально-психологические. Соединяющим оба полюса является содержание общения (сообщение, текст, задача и др.). В свою оче­редь, для оценки каждого из выделенных элементов можно предло­жить свои критерии и показатели.

Передача любой информации возможна посредством знако­вых систем. В психологии выделяют вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную Коммуникацию, использующую различные неречевые знаковые системы (рис.9).

Речь является самым универсальным средством коммуника­ции. Речь есть процесс общения человека с другими людьми по­средством естественного языка.

Язык общественно-историчен и социален. Разные общест­венные условия, разные пути развития порождают разную лекси­ку, разный строй языка. Поэтому эффективность общения пред­полагает общий для общающихся язык. Важны и такие факторы, как образование, общая культура и культура речи.

В психологии и психолингвистике речь разделяют на внеш­нюю, ориентированную на других, и внутреннюю, предназначенную для самого себя. В свою очередь, внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь разделяется на моно­логическую и диалогическую. Монологическая речь существует в форме лекции, доклада, ораторской речи и т.д. Каждый из выделенных видов речи имеет свои социально-психологиче­ские особенности.

Важнейшим способом общения является диалогическая речь, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Диалог предполагает и включает: уникальность и равенство партнеров; различие и оригинальность их точек зрения; ориентацию каждо­го на понимание и на активную интерпретацию его точек зрения партнером; ожидание ответа и его предвосхищение в собствен­ном высказывании; взаимодополнение позиций участников об­щения, соотнесение которых и является целью диалога.

Развернутость, полнота и расчлененность диалогической ре­чи могут быть различными. Речь может быть сокращена настоль­ко, что разговаривающие могут понимать друг друга буквально «с полуслова». Это определяется тем, насколько они представля­ют то, о чем идет речь, насколько это ясно из того, что сказано раньше, что происходит сейчас; тем, как много общего между собеседниками, как велико их стремление понять друг друга. На­против, отсутствие внутреннего контакта между собеседниками, различие в отношении к предмету речи может создавать трудно­сти в понимании истинного смысла речи и требует более полно­го и развернутого построения речи.

В процессе общения наиболее часто встречаются фатический, информационный, дискуссионный и исповедальный типы диалогов.

Фатический диалог — это обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания диалога, разговора. В некоторых культурах фатическое общение имеет характер ритуала, ибо соз­дает индивиду ощущение сопричастности своим соплеменникам.

Информационный диалог — это обмен информацией самого различного свойства. Часто имеет место в преподавании (в фор­ме сообщения, выступления и последующего обсуждения).

Дискуссионный тип диалога возникает при столкновении различных точек зрения, в случае, когда проявляются различия в интерпретации тех или иных фактов, событий и т.п. Дискутанты особым способом воздействуют друг на друга, убеждают друг друга, стремятся достичь определенного изменения поведения. Дискуссионный диалог сопутствует общению во всех сферах жизнедеятельности, так как взаимодействие в каждой из них обычно требует согласования индивидуальных усилий партнеров, что, как правило, происходит в процессе дискуссии.

Исповедальный диалог — самое доверительное общение — происходит в том случае, когда человек стремится выразить и разделить свои глубокие чувства и переживания. Это интимное общение, основанное на взаимопринятии индивидов, на разде­лении ими общих смыслов и ценностей жизни.

Хотя вербальная речь и является универсальным средством общения, она дополняется употреблением неречевых, или невер­бальных, средств общения. В психологии выделяют четыре фор­мы невербального общения: кинесику, паралингвистику, проксемику, визуальное общение. Каждая из форм общения использует свою знаковую систему.

Кинесика — это система средств общения, включающая в се­бя жесты, мимику, пантомимику. Кинетическая система предста­ет как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, различных частей тела (рук — жестикуляция; лица — мимика; позы — пантомимика). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. Включение оптико-кинетической системы в ситуацию коммуникации при­дает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначны­ми при употреблении одних и тех же жестов в различных нацио­нальных культурах. Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо противоположное значение: согласие у русских и отрицание у болгар. Выразительные движения, по замечанию С.Л.Рубинштейна, представляют своего рода «подтекст» к неко­торому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно рас­крыть смысл происходящего. Язык движения раскрывает внут­реннее содержание во внешнем действии. «Этот язык, — писал С.Л.Рубинштейн, — располагает утонченнейшими средствами речи. Наши выразительные движения — это сплошь и рядом ме­тафоры. Когда человек горделиво выпрямляется, стараясь возвы­сится над остальными, либо наоборот, почтительно, униженно или подобострастно склоняется перед другими людьми и т.п., он собственной персоной изображает образ, которому придается пе­реносное значение. Выразительное движение перестает быть просто органической реакцией; в процессе общения оно само становится действием и притом общественным действием, суще­ственнейшим актом воздействия на людей» [7].

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной ком­муникации. Паралингвистическая система — это система вока­лизации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстра­лингвистическая система — включение в речь пауз, других вкра­плений, например покашливаний, плача, смеха, сам темп речи.

Проксемика — особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в каче­стве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, явля­ются компонентами коммуникативных ситуаций. Так, размеще­ние партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему; окрик в спину может иметь значение отрицательного порядка. Эксперимен­тально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по обще­нию, так и в массовых аудиториях. Точно так же некоторые нор­мативы, разработанные в различных культурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации.

Ряд исследований в этой области связан с изучением специфи­ческих наборов пространственных и временных констант коммуни­кативных ситуаций. Эти вычлененные наборы получили название «хронотопов». Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др. Специфика си­туации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воз­действия: например, не всегда объяснимую откровенность по отно­шению к первому встречному, если это «вагонный попутчик».

Визуальное общение — это контакт глазами, первоначальное изучение которого связывали с интимным общением. Однако сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. Такое общение имеет важное зна­чение в работе педагогов.

Общение как взаимодействие

Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен зна­ниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно пред­полагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в но­вых попытках развить совместную деятельность, организовать ее.

Участие одновременно многих людей в этой деятельности озна­чает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее. Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию со­вместной деятельности.

В психологии все возможные виды взаимодействия разделя­ются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничест­во) и конкуренцию (конфликт). Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной дея­тельности, достижению групповой цели. Конфликт — это столк­новение противоположно направленных целей, интересов, пози­ций, взглядов субъектов взаимодействия. Традиционно конфликт рассматривался как негативный тип взаимодействия. В настоя­щее время в психологии проведено много исследований, обнару­живающих позитивные стороны конфликта.

К.М.Левитан, например, описывает шесть типов конфликтов, характерных для педагогической деятельности [8]:

1. Конфликты, обусловленные многообразием профессиональных обязанностей педагога. Осознание невозможности одинаково хорошо выполнить все свои дела может привести добросовестного педагога к внутреннему конфликту, к потере уверенности в себе, разочарованию в профессии. Такой конфликт является следствием плохой организации труда педагога; его преодоление возможно на путях выбора главных, но в то же время реальных и посильных задач и рациональных средств и методов их решения.

2. Конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто оказывает влияние на исполнение профессиональных обязанностей учителя. Работники органов народного образования, руководители школ, коллеги, ученики и родители могут оспаривать выбор учителем средств, методов, форм обучения и воспитания, правильность выставления оценок учащимся и т.д. Наличие педагогической позиции, высокая профессиональная культура помогут учителю психологически грамотно преодолевать подобные конфликты.

3. Конфликты, возникающие из-за низкого престижа отдельных предметов школьной программы. Музыку, труд, изобразительное искусство, физкультуру причисляют к«второстепенным» предметам, что является следствием преобладания в школе сциентистской установки. В то же время престиж любого школьного предмета зависит в конечном счете от личности учителя и качества его работы.

4. Конфликты, связанные с чрезмерной зависимостью поведения учителя от различных директивных предписаний, планов, оставляющих мало пространства для самодеятельности. При этом деятельность педагога находится под пристальным вниманием и контролем общественности и органов управления.

5. Конфликты, в основе которых лежит противоречие между многогранными обязанностями и стремлением к профессиональной карьере. В условиях школы учитель имеет мало возможностей сделать служебную карьеру — немногие учителя занимают посты директора школы и его заместителей. Вместе с тем у педагога неограниченные возможности профессионального роста и личной самореализации.

6. Конфликты, обусловленные несовпадением ценностей, которые пропагандирует учитель в школе, с ценностями, которые наблюдают ученики вне ее стен. Педагогу важно быть психологически готовым к проявлению эгоистичности, грубости, бездуховности в социуме и в школе, чтобы отстоять свою профессиональную, позицию.

Конкретным содержанием общения как взаимодействия яв­ляется определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками в единый процесс деятельности.

Л.И.Уманский выделял три возможные формы организации совместной деятельности:

1) совместно-индивидуальная деятельность — когда каждый участник делает свою часть общей работы, независимо друг от друга; 2) совместно-последовательная деятельность — когда об­щая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) совместно-взаимодействующая деятельность — когда проис­ходит одновременное взаимодействие каждого участника со все­ми остальными. Психологический «рисунок» взаимодействия во всех этих моделях различен.

Общение как взаимопонимание

В процессе общения должно присутствовать взаимопонима­ние между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может иметь две формы: 1) понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию; 2) не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Во втором случае понимание позволяет не просто согласовывать действия, но и устанавливать особого рода отношения (близости, привя­занности), выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

В ходе познания другого человека одновременно осуществ­ляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, по­пытка понять мотивы его поступков, основанная на этом страте­гия изменения его поведения, построение стратегии собственно­го поведения и т.п. Однако в эти процессы включены как мини­мум два человека и каждый из них является активным субъек­том. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя дру­гому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждо­му приходится принимать в расчет не только потребности, моти­вы, установки другого, но и то, как этот другой понимает по­требности, мотивы, установки своего собеседника. Иными сло­вами, восприятие человека человеком предполагает особые про­цессы: идентификацию и рефлексию.

Термин «идентификация» буквально означает уподобление другому. Это один из самых простых способов понимания друго­го человека. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользу­ются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоя­нии партнёра по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. И в этом плане идентификация выступает в каче­стве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Близким по значению к идентификации выступает другой механизм познания другого — эмпатия. В отличие от идентифи­кации при эмпатии происходит не рациональное осмысление проблем другого человека, а скорее стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатияэто эмоциональное понимание другого. Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

При характеристике общения как познания особое значение имеет и другой механизм — рефлексия. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто зна­ние другого или понимание его, но и знание того, как этот дру­гой понимает тебя.

В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению различных социально-психологических эффектов. Более всего исследованы три из них: эффект ореола, эффект новизны (или первичности), эффект стереотипизации.

Эффект ореола заключается в том, что информация, получае­мая о каком-то человеке, «прочитывается» определенным образом, она накладывается на то представление о нем, которое бы­ло создано заранее. Ранее выработанное представление выполня­ет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и про­явления объекта восприятия. Эффект ореола ярко проявляется при формировании первого впечатления о человеке: общее бла­гоприятное впечатление о нем приводит к позитивным оценкам и его неизвестных качеств. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

В психологии было установлено, что эффект ореола наибо­лее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет ми­нимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.

С этим эффектом тесно связаны и эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представ­ления о нем. Эффект первичности проявляется втом, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. Напротив, в ситуациях вос­приятия знакомого человека действует эффект новизны, кото­рый заключается в том, что последняя, т.е. более новая, инфор­мация оказывается наиболее значимой.

В более широком плане все эти эффекты можно рассматри­вать как проявления особого процесса, сопровождающего вос­приятие человека человеком, — явления стереотипизации. Сте­реотипэто некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством «со­кращения» процесса узнавания. Стереотипы в общении имеют специфические происхождение и смысл. Как правило, они воз­никают в условиях ограниченного прошлого опыта, при стремле­нии строить выводы на основе ограниченной информации.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. В первом случае, это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не проис­ходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или не­принятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в определенном смысле необходим, поскольку помогает сокращать процесс познания.

Во втором случае стереотипизация приводит к возникнове­нию предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

Предубеждения особенно отрицательно проявляются в жиз­ни, когда могут нанести серьезный вред взаимоотношению лю­дей между собой. Особенно распространенными являются этни­ческие стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп стро­ятся предвзятые выводы относительно всей группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1979; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.012 с.)