Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как субъект познания

Поиск

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследо­вание объективных закономерностей окружающей действитель­ности. Познание мира, построение образа этого мира необходи­мы для полноценной ориентации внем, для достижения челове­ком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы человеческой деятельности и основные формы его ак­тивности.

Познавательная деятельность составляет особую сторону жизни субъекта. Разум, наряду с желательной и чувствующей сторона­ми, входит в число основных составляющих человеческой субъ­ективности. Разум человека, высшие формы его проявления со­ставляют фундаментальное отличие человека от животного.

Представление о человеке как о разумном существе, как субъекте познания позволяет исследовать формы, виды, средства и способы его познавательной деятельности. Человек познаю­щий изучается различными науками — философией, социологи­ей, логикой, психологией, физиологией, кибернетикой и т.д.

Объектом психологии познания является реальный человек как субъект познавательной деятельности, разум которого неот­делим от его потребностей и мотивов, воли, эмоций и чувств, всей истории его индивидуального развития. При этом психология опирается на данные изучения познавательной деятельности, по­лученные в других науках.

В гносеологии как разделе философии человеческое позна­ние разделяется на два уровня — чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В результате чувственного познания у человека складывается об­раз, картина окружающего мира — мир в его непосредственной данности и многообразии. В психологии чувственное познание субъекта представлено, в первую очередь, в процессах воспри­ятия и его частной форме — ощущениях.

К рациональной ступени познания в гносеологии относят мышление человека. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свой­ства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Мышление представляет собой отражение мира субъектом в по­нятиях, суждениях и умозаключениях. Понятия, суждения и умозаключения составляют основные формы мыслительной дея­тельности человека; они специально изучаются в формальной ло­гике как философской дисциплине.

Происхождение, содержание, становление и развитие мыш­ления как фундаментальной родовой человеческой способности исследуется в диалектической логике.

Психология познания, в отличие от других наук, изучает по­знавательную деятельность конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. В рациональном познании психология, помимо мышления, выделяет процессы памяти, воображения, внимания. Кроме этого, психология исследует реальные связи, существующие между отдельными познавательными процессами, изучает познавательную деятельность как целое.

Психология восприятия

Восприятие является непосредственным, чувственно-пред­метным отражением внешнего мира. На основе восприятия воз­можна деятельность других психических процессов — памяти, мышления, воображения. Восприятие лежит в основе индивиду­ального познавательного развития человека.

Восприятие представляет собой отражение в сознании чело­века предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В про­цессах восприятия формируется целостный образ: образ предме­та, образ ситуации, образ другого человека и т.д. Образ воспри­ятия нередко обозначают как перцептивный образ.

Составной частью процесса восприятия является ощущение как отражение отдельных сторон предметов и явлений. Ощуще­ние выполняет функцию ориентации субъекта в самых элемен­тарных, непосредственных свойствах объективного мира. Если восприятие отражает целостные предметы и ситуации, то ощу­щение доставляет сведения об отдельных элементах предметов или ситуаций. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целост­ную конструкцию, как целостный предмет; в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола (напри­мер, его окраске); прикасаясь ладонью к столу, мы ощущаем те­пло или холод, гладкость или шероховатость поверхности и т.д.

Основные виды и свойства восприятия. Восприятие как не­посредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построе­нии перцептивного образа — зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.

Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например восприятие пространства, времени, движе­ния, скорости; произведений живописи, музыки и др.; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно; оно представляет собой результат совместной Деятельности различных органов чувств. Более того, восприятие I сложных явлений предметного и социального мира осуществляется, прежде всего, благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения. Иначе говоря, вести речь о процессе восприятия в «чистом виде» во многих случаях неправомерно. В психологии су­ществует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие детьми мира, восприятия искусства), рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.

Каждый из видов восприятия имеет свои специфические особенности и механизмы. Их описание представляет задачу как психологии, так и других отраслей знания: физиологии, лин­гвистики, кибернетики.

Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств. В каче­стве ведущих свойств восприятия в психологии выделяют пред­метность, целостность, осмысленность, структурность, кон­стантность, избирательность.

Предметность восприятия проявляется в отнесенности об­разов восприятия к определенным предметам или явлениям объ­ективной действительности. Мы воспринимаем что-то или кого-то; восприятие связывает субъекта с предметным миром.

Целостность восприятия выражается в том, что образы вос­приятия представляют собой целостные, законченные, пред­метно оформленные структуры. Целостность предмета определя­ется его функциональным назначением в деятельности или жиз­ни человека.

Осмысленность восприятия фиксирует связь восприятия с мышлением; это восприятие, сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления. В восприятие субъективного мира включены знания, прошлый опыт, мыслительные операции субъекта.

Структурность свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъек­том как одна и та же; им выделяется мелодия как целостная структура, как соединение отдельных звуков.

Константность относительное постоянство восприни­маемой формы, величины и цвета предмета, независимо от зна­чительных изменений условий восприятия. Благодаря этому свойству мы имеем возможность узнавать предметы в различной обстановке.

Избирательность — преимущественное выделение одних объ­ектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъ­екта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д.

Восприятие как деятельность. Образы восприятия не созда­ются одними только внешними воздей­ствиями. Для их получения необходи­мы особая внутренняя активность субъ­екта, особого рода перцептивная дея­тельность. Восприятие — это сложная познавательная деятельность. Она включает в себя систему перцептивных действий и операций субъекта, в ходе которых он производит отбор необхо­димых и важных признаков в самом предмете, а затем сличает с ними фор­мируемый образ. Восприятие включает такие действия, как различение, опозна­ние, измерение, контроль, оценка и т.д. Состав перцептивных действий зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. понимания того, что воспринимается, от перцептивной задачи, стоящей перед челове­ком, от его потребностей и мотивов.

Деятельность по восприятию предметов и явлений внешнего мира формируется при жизни человека в процессе практическо­го оперирования объектами восприятия. Важную роль в разви­тии восприятия играет специальное обучение детей эффектив­ным перцептивным действиям. Наи­большую известность в педагогике по­лучила система сенсорного воспитания, разработанная М.Монтессори. В отече­ственной психологии работами А.В. За­порожца и Л.А.Венгера установлена важная роль формирования у детей особых сенсорных эталонов как идеаль­ных образцов свойств предметов: систе­мы цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков, фонем язы­ка и т.п. Сенсорные эталоны используются детьми при выполнении действий восприятия, служат свое­образными мерками, дающими возможность определить особен­ности обследуемого предмета.

Квалификация восприятия как деятельности дает основание для выделения особых перцептивных (сенсорных) способностей. Сенсорные способности могут характеризоваться показателями произвольности, качества и надежности перцептивных действий. Для определенных видов деятельности человека (например, оператора техниче­ских средств управления) перцептивные способности играют ведущую роль в структуре профессиональных качеств и способностей.

Память человека

Понятие о памяти в речевом обиходе занимает ведущее ме­сто среди всех других психологических терминов. Это в первую очередь связано с реальным значением памяти в жизни и дея­тельности человека. Памяти издревле придавалось большое зна­чение. Мы отмечали, что свое начало психология берет в прак­тической трудовой деятельности людей, в процессах их взаимо­отношений и общения. На начальных этапах исторического раз­вития психологические знания находят свое отражение в сказа­ниях и мифах как одном из наиболее ранних способов человече­ского самовыражения и форм коллективного сознания. Уже из сказаний древнегреческой мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Богиня памяти Мнемозина была матерью муз, ей приписывалось изобретение речи и счета. По имени своей богини память в пси­хологии часто называют мнемической деятельностью.

Фундаментальность явлений и процессов памяти отмечается в философии и психологии. Блаженный Августин говорил: «...ду­ша все равно что память», отождествляя по сути все психические явления с памятью. Философ А.Бергсон писал о том, что именно в проблеме памяти возможно постигнуть дух в его наиболее вы­раженной форме.

В научной психологии проблема памяти, по выражению психолога П.П.Блонского, является «ровесницей психологии как науки». Особое место памяти среди психических функций иссле­дователи видят в том, что ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия, каждая психическая функция как бы имеет свой мнемический аспект. При этом указывается, что и сама память немыслима вне других психических процессов.

 
 

Взаимосвязь памяти с другими психическими процессами и образованиями отчетливо выявляется при различении ее видов (рис.23). Связь памяти с восприятием фиксируется в выделении образной памяти или памяти на образы. Образная память, в свою очередь, естественно разделяется на отдельные виды, свя­занные с запоминанием сведений, полученных от определенных анализаторов: зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную и обонятельную память.

Фиксация в субъектном опыте умений, навыков, систем движений и действий составляет задачу и содержание двигатель­ной памяти. Для эмоциональной памяти характерно запомина­ние и сохранение пережитых субъектом эмоций и чувств в тех или иных ситуациях. В психологии четко зафиксирован факт, что события, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, запоминаются лучше.

Взаимозависимость памяти и мышления нашла свое выра­жение в различении смысловой и механической памяти. Смысло­вая память состоит в том, что запоминаемое содержание подвер­гается активной мыслительной обработке, материал анализирует­ся, выделяются логические части, устанавливается соотношение между частями, совершается обобщение зависимостей и т.д. Связь мышления и памяти фиксируется в установленном психо­логией положении о том, что лучше запоминается то, что пони­мается. Речь здесь идет о специфически человеческой смысловой памяти.

Однако человек может запомнить содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, субъект как бы «впечатывает» запоминаемый мате­риал в мозговых структурах. Такая процедура напоминает работу механических устройств, а потому память получила наименова­ние механической. К механической памяти прибегают учащиеся, когда они не могут логически осмыслить материал. Некоторые психологи полагают, что механическая память своим возникно­вением обязана школе.

Субъект может поставить сознательную цель, задачу на запо­минание, на удержание нужного содержания для последующего действия, организовать произвольные мнемические действия, приложить волевые усилия для сохранения материала. Такие особенности действий субъекта характерны для произвольной па­мяти: здесь субъект обеспечивает произвольную и волевую регу­ляцию процессов памяти.

Фиксация впечатлений от окружающего мира без специаль­но на то поставленной индивидом цели реализуется при непроиз­вольной памяти. Это не означает, что материал запоминается по форме «сплошной записи» или естественным образом, непроиз­вольно мы запоминаем то, с чем мы активно работаем, что нам интересно и т.п. Во всех этих случаях нет задачи на специальное запоминание.

Зависимость памяти от потребностей, установок, мотивов и целей субъекта (от его мотивации) проявляется в особенностях кратковременной и долговременной памяти. Кратковременная память обеспечивает оперативное удержание данных на период действия субъекта с этими данными. Длительность сохранения какого-либо материала в кратковременной памяти обусловлена необходимостью удержания промежуточных элементов деятель­ности, без которых невозможно достижение конечного результа­та (так, перемножение в уме двузначных чисел предполагает удержание промежуточных результатов умножения).

Долговременная память обеспечивает продолжительное (ча­сы, дни, годы, десятилетия) сохранение материала. Решающее зна­чение для длительного удержания сведений имеет установка че­ловека запомнить их надолго, необходимость этих сведений для будущего, их важность в личностном плане.

Классификация видов памяти с точки зрения их генетиче­ской последовательности была предложена П.П.Блонским. Он выделял четыре основные формы памяти — двигательную, эмо­циональную, образную и смысловую. В перечисленной последовательности и происходит становление видов памяти [40].

Итак, память можно найти во всех психологических образо­ваниях. И с этой позиции, изучая различные психологические яв­ления, мы в определенной мере исследуем и память. Однако пред­варительным условием такого изучения должно стать понимание специфики памяти, ее функций и содержания, механизмов работы.

Память — это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в дея­тельности или возвращение в сферу сознания [41]. В определении очень точно указывается на временную сущность памяти, ее от­несенность к прошлому, настоящему и будущему.

Психологические механизмы памяти. Представленность па­мяти во всех психологических структурах указывает на ее первый отличительный, специфический признак. Особенность памяти как психологического процесса состоит в том, что она непосред­ственно не направлена на отражение окружающего мира, она не имеет дела с материальными предметами и явлениями. Отраже­ние предметного мира осуществляется в восприятии и мышле­нии. Память имеет дело со «вторым отражением», с получен­ными образами и понятиями. Поясним это положение.

Отличие памяти от других психологических образований пред­полагает четкое указание на ее функцию, на ее место в совокуп­ной психической деятельности. На наш взгляд, очень точно ло­кализовал процесс памяти в пространстве психического психолог Г.К.Середа. «Действительное определение понятия «память», равно как и содержательное описание каждого из ее процессов, предполагает ответ на два вопроса: что? и для чего? — соответственно должно содержать в себе два предиката. С этой точки зре­ния память могла бы быть предельно лаконично определена как психический процесс, представляющий собой продукт предшест­вующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)» [42].

Согласно этой точке зрения, память всегда существует на антиномии «прошлое-будущее». Всякий познавательный процесс непрерывно превращается в память и всякая память превраща­ется во что-то другое. Всякий психический процесс превращается в память в тот момент, когда он становится условием осуществле­ния другого процесса (или последующего шага того же процесса). Это означает, что, превращаясь во «вторичный» продукт, приобретая способность осуществляться в плане представления, он может служить внутренней опорой для дальнейшего развития процесса.

Следовательно, элементом памяти становится все, что, «уда­ляясь» от «вещественной» определенности психики, переходит во «вторичный» продукт, т.е. становится представлением. Мож­но сказать, что всякое содержание психики переходит в память в тот момент, когда оно перестает быть собственно «целевым», актуальным элементом познавательного процесса и приобре­тает служебную функцию по отношению к новому элементу, занимающему место цели.

Можно сделать вывод, что основным механизмом работы че­ловеческой памяти является ее ориентация на будущее. Память че­ловека определяет не то, что «было» (прошедшее), а то, что «будет» (предстоящее). Иначе говоря, то, что «было», закрепляется в памяти постольку, поскольку оно нужно тому, что «будет», т.е. память оп­ределяет в точном смысле слова не прошлое, а будущее. В служении будущему заключается основная функция памяти. Отражение про­шлого выступает как средство достижения будущего результата.

Процессы памяти. Запоминание определяется как процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Запоминание начи­нается с запечатления, которое осуществляется непреднамерен­но. В последующем человек может ставить цели сознательного запечатления значимого материала; память приобретает характер сознательного запоминания. В специальных условиях (в первую очередь в учебной деятельности) возникает необходимость ис­пользования специальных приемов, особой организации запоми­нания, и оно приобретает форму заучивания.

Психологические исследования (П.И.Зинченко, А.А.Смирнов) [43] выявили зависимость запоминания от характера деятель­ности, от процессов целеполагания, его связь с ориентациями на будущее, предстоящее. При этом выявилась парадоксальная кар­тина эффективности произвольного и непроизвольного запоми­нания. Исследования П.И.Зинченко показали, что прямая поста­новка цели на запоминание не является сама по себе решающей для эффективного запоминания; непроизвольное запоминание зачастую оказывается продуктивнее произвольного.

В опытах П.И.Зинченко детям предлагалось классифициро вать карточки в соответствии с содержанием изображенных на них предметов. В исследовании выявились две важные зависимости процесса запоминания. Во-первых, лучше запоминается то, что со­ ставляет цель действия. Во-вторых, процессы запоминания, вклю­ ченные в мыслительную деятельность (классификация карточек), без требования специального запоминания оказались более эффек­тивными, чем запоминание тех же карточек по требованию.

Иначе говоря, непроизвольное за­поминание в этих условиях оказалось более эффективным, чем произвольное запоминание. Следовательно, если ма­териал включен в целевое содержание данного действия, он может непроиз­вольно запомниться лучше, чем если бы субъект ставил цель его специально запомнить.

Эффективность запоминания зави­сит от установок субъекта. Плохую ус­лугу оказывает учащимся или студен­там установка запомнить материал, что­бы ответить на уроке или зачете; после этих событий материал быстро забывается. Иное дело — понима­ние значимости материала для будущего, для дальнейшего обуче­ния или профессиональной деятельности. Запоминаемый с та­кой установкой материал помнится дольше.

Лучше запоминается эмоционально окрашенный материал, так как он связан с мотивами, интересами субъекта, становится жизненно значимым. При этом в одних случаях лучше будет за­поминаться приятное, в других — неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо для субъекта, что нашло наибольший резонанс в иерархии его мотивов. Существенное влияние на запоминание оказывает также и общее состояние человека: его настроение, жизненный тонус, усталость и т.п.

В работах В.Я.Ляудис выделены четыре мнемических дейст­вия: 1) ориентировка в материале, связанная с отношением эле­ментов запоминаемого материала к опыту субъекта; 2) группиров­ка материала на основе установленных свойств отдельных эле­ментов; 3) установление внутригрупповых отношений между эле­ментами материала, подлежащего запоминанию; 4) установление межгрупповых отношений (связей). При этом под мнемическим Действием понимается «действие, которое выполняется не для того, чтобы запомнить, закрепить, а для того, чтобы воспроизвести»; данное положение основано на утверждении, что «цен­тральной функцией произвольного запоминания является не за­крепление и упрочение следа воздействия, а построение образа объекта, регулирующего воспроизведение, определяемого пред­стоящим использованием, будущим» [44].

 
 

Наиболее полный состав мнемических действий выявлен в экспериментальных исследованиях В.Д.Шадрикова и его учени­ков [45]. Ими выделены следующие мнемические действия, высту­пающие в качестве способов произвольного запоминания или организованного заучивания:

Группировка — деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.д.); выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры и т.д.); план — совокупность опорных пунктов; классификация распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков; структурирование установление взаим­ного расположения частей, составляющих целое; схематиза­ция — изображение или описание чего-либо в основных чертах; аналогия — установление сходства, подобия в определенных от­ношениях предметов, явлений, понятий; мнемотехнические приемы совокупность готовых, известных способов запомина­ния; перекодирование — вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме; достраивание за­поминаемого материала и привнесения нового в запоминае­мое — использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределе­ние по местам; серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве), ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противопо­ложности; повторение — сознательно контролируемые и некон­тролируемые процессы воспроизведения материала.

Связь перечисленных мнемических действий с процессами мышления можно продемонстрировать на всем известном дейст­вии повторения. Как установлено в психологии, продуктивность повторения зависит в значительной степени от того, насколько оно выходит за пределы простого воспроизведения и превраща­ется в реконструкцию материала, связанную с новым, более уг­лубленным его осмысливанием.

Воспроизведение — процесс памяти, заключающийся в вос­становлении и реконструкции актуализированного содержания памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узна­вания, или воспроизведения при опоре на восприятие; собствен­но воспроизведения как произвольной или непроизвольной ак­туализации сохраненного в памяти материала; припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия.

Воспроизведение, так же как и запоминание, связано с мыс­лительными действиями. Мысль включается в процесс воспроиз­ведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и ре­конструируя содержание. «В самом существе воспроизведения, — писал С.Л.Рубинштейн, — заложена реконструкция воспроизво­димого — в результате мыслительной его переработки — как су­щественный аспект воспроизведения» [46]. В воспроизведении смы­слового содержания преобразование, реконструкция приобретают особое значение. В реконструкции обнаруживается невозможность трактовки процесса воспроизведения только как процесса воспо­минания, в его отделенности от процессов мышления, речи, ус­тановок субъекта. Человек по сути никогда не воспроизводит со­держание памяти в той форме, в какой оно запомнилось.

Как отмечал С.Л.Рубинштейн, по своей психологической природе реконструкция является, прежде всего, результатом не­преднамеренной, но безусловно направленной работы мысли внутри воспроизведения. Реконструкция проявляется в различ­ных формах — изменениях плана, перестановках, переструктури­ровании материала и т.п. Явление реконструкции включается во все процессы памяти, оно составляет фундамент функциониро­вания памяти. Но наиболее отчетливо процессы реконструкции проявляются в сохранении и забывании как процессах памяти.

Сохранение и забывание представляют собой две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой ин­формации.

Сохранение — не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение — это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом ор­ганизованного усвоения, включающий переработку материала. Психологи отмечают, что процесс реконструкции материала в памяти имеет свою динамику. В некоторых случаях отсроченное воспроизведение может оказаться более полным и совершенным, чем более раннее. Такое явление в памяти получило название реминисценции. Реминисценция связана с внутренней работой по осмыслению материала, его реконструкции, овладению им.

Реконструкция содержания памяти, динамика процессов со­хранения и забывания всегда задается предстоящими целями, связа­на с ориентацией на будущее. Забывается то, что не входит в це­лостную систему целеполагания субъекта, что перестает быть для него существенным и значимым. Сохраняется и помнится все то, что лежит в системе сознательно организованной, спланированной жизни. Из прошлого в будущее переносится и сохраняется то, что служит условием постановки новых жизненных целей субъекта.

Г.К.Середа указывает на три существенные особенности, отличающие мнемическую переработку материала индивиду­ального опыта в процессе его сохранения от его мыслительной обработки [47].

1. Память — это непрерывный, никогда не прекращающий­ся процесс «самоорганизации» индивидуального опыта человека.

2. Память — это бессознательный процесс, не поддающийся самонаблюдению непосредственно и открывающийся субъекту только через свои «продукты». Управлять процессами памяти можно только с помощью произвольных мыслительных действий.

3. В отличие от мышления память соответствует не целевым установкам деятельности, а смысловым отношениям опыта, смысловым образованиям человека, его жизненным ценностям.

Память в отличие от других познавательных процессов име­ет своим предметом не связи и отношения самих объективных вещей, а отношение субъективных представлений о вещах к сло­жившейся картине индивидуального опыта. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь организует и реконструирует уже добытое. Если она конструирует новое знание, то не посредст­вом взаимодействия с самими вещами, а из реорганизации отве­чающих им представлений.

Область действительного творчества памяти, как полагает Г.К.Середа, — это не познавательная сфера, а сфера формирова­ния личности. При этом память не создает личность своими средствами. Основа формирования человека — индивидуальный опыт. Однако, если бы продукты этого опыта сохранялись в че­ловеке в таком же «элементном» и разобщенном виде, в каком они ему первично даны, они никак не могли бы в нем структу­рироваться. Объединяя эти элементы в некоторую субъективную целостность, память осуществляет своеобразное психологическое творение личности.

С этих позиций центральная функция памяти — приведение к единству, связывание в целое внутреннего опыта субъекта. Именно за счет непрерывной и одновременной работы со всей совокупной картиной индивидуального опыта «широта памяти» противостоит «узости сознания», в которой выражается «целе­вая» локализация всех других познавательных процессов.

Способы организации представлений в процессах памяти не заложены в памяти «до опыта». Как отмечают психологи, память в своем развитии всегда отстает от мышления на один шаг: но­вые действия и операции сначала становятся (формируются) как мыслительные и только в процессе повторения и закрепления переходят в мнемические действия, т.е. действия по преобразо­ванию и организации представлений внутреннего опыта.

При этом на любые подробности опыта память должна «от­кликаться как целое». Это означает, что в каждый момент осу­ществления деятельности в нее включается весь «прошлый опыт», каждый элемент «нового опыта» всегда соотносится со всем «прошлым опытом». Это предполагает, что опыт должен одновременно выступать в форме интегративного целого. Непре­рывное воспроизводство такого целого как необходимого усло­вия развивающейся жизни и деятельности и составляет основную функцию памяти.

Исходя из изложенного, память может быть содержатель­но определена как психологический механизм (совокупность психи­ческих процессов) системной организации индивидуального опыта в качестве необходимого условия осуществления предстоящей деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.232.87 (0.013 с.)