Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика субъективной социологии

Поиск

В российской социологии одним из наиболее развитых направлений, на ряду с позитивистским, было субъсктивное. С конца 1860-х г. - времен его возникновения — до начала 1920-х п. оно проделало зпачительную эволюцию. Это становится попятным, если учесть, что к числу иаибола видных представителей субъективной еоциологии относятся П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков, II.И. Каресв. В основе его лежит использование социологом в [честве основного инструмента исследования субъективного метода, а едмеюм изучения общества и человека является привносимый б соци-пьную жизнь субъективный элемент. Субъективный метод рассматри-,лся как подлинно социологический — в отличие от объективного, естественно-паучиого.

Представители этого направления особое внимание уделяли роли таконо субъекта исторического процесса, как личность, причем не просто шчность, а критически мыслящая, осуществляющая творческую деятель­ность. Понятие личности стало центральной категорией субъективного м.травления.

 

Петр Лаврович Лавров (1823—1900)

Основные труды: « Исторические письма»(1870), «Задачи позитивизма и их решения» (18681 «Опыт истории мысли» (1875), «Задачи понимания истории» (1898} «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903)

Николай Константинович Михайловский (1842—1904)

Основные труды: «Что такое прогресс?», «Аналогичный метод в общест-ненной науке» (1869), «Теория Дарвина и общественная наука» (1870— 1873), «Борьба за индивидуальность» (1875—1876), «Записки профана» (1875—1877), «Герои и толпа» (1882), «Патологическая магия» (1887), «Еще о героях» (1891), «Еще о толпе» (1893)

Николай Иванович Кареев (1850—1931)

Основные труды: «Введение в изучение социологии» (1897), «Основные вопросы философии истории» (1883), «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» в 8 томах (1889—1890), «Историко-философские и социологические этюды (1895),«Старые и новые этюды об экономическом материализме» (189б) «О. Конт как основатель социологии» (1903), «Общие основы социолоВ
гии» (1918).

 

Предмет социологии

Теперь рассмотрим круг центральных для субъективной социологии вопро­сов. Первый из них — о предмете социологии и се месте в системе социогума-митарпого знания. Для всего направления было характерно стремление систематизировать (классифицировать) определенным образом науки и найти среди них место социологии. П.Л. Лавров выделял два ряда паук: феномено­логические (исследующие законы повторяющихся процессов и явлений) и морфологические (изучающие распределения предметов и форм). Социология, наряду с психологией, этикой и др., относилась к числу первых.

Несколько иную позицию занимал Н.И. Кареев, который выделял три рода паук: феноменологические (затем он заменил это термин на идиографические), помологические и типологические. Первые имеют дело с явлениями, управляемыми законами, вторые — с категориями законов, третьи изучают и обобщают на основе сравнительного метода признаки какой-либо группы предметов и занимают промежуточное положение между науками, относящимися к первому и второму родам. Среди наук первого рода выделяется история, второго — социология и психология, третьего - - политэкономия, право, политика.

Предметом социологии как науки провозглашалось изучение общества. Весь вопрос con оял в том^ что иод этим понималось, включая проблему его познания. Здесь нужно иметь в виду, что взгляды на предмет социологии и общество у представителей субъективной социологии эволюционировали is течение их творчества. Лавров, характеризуя социологию как науку об об­ществе, отмечал: «Общество не есть только собрание реальных единиц; это формы их взаимодействия, инстинктивно или сознательно ими созданные для удовлетворения своих потребностей; это — продукт практического творчества мысли» В других работах Лавров пи­сал об обществе «как солидарном сожительстве сознательных особей для коллективной деятельности ввиду общих целей». Здесь на первое место и трактовке общества выходят уже не вопросы социального взаимодействия ради удовлетворения потребностей, а проблемы социальной солидарности

У Михайловского понимание общества было связано с характеристиками социального взаимодействия, поскольку речь шла об исследовани 11 «отношений различных форм общежития к судьбам личности» [Михай ловский. 1998. Т. 2. С. 250]. Вообще же, рассматривая предмет социологи ческих исследований, он выделял два их типа: одни исходят из судеб об щества, другие отправляются от судеб личности, но при условии, что эти последние тесно зависят от общества, которое должно строить свою дея­тельность в расчете на удовлетворение потребностей людей. Второй тип исследований социологу был гораздо ближе первого.

Говоря о взглядах Кареева на предмет социологии, необходимо отме­тить вначале, что он видел ее задачу в интеграции выводов специальных общественных наук для постижения законосообразности общего соци-, ального консенсуса. В своей последней крупной работе о социологии он,' определяя ее предмет, пишет, что «социология есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элементах, факто­рах и силах, о характере процессов, в нем совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило»

Субъективный метод социологии

П.Л. Лавров так разъясняет особенности субъективного ме­тода: «...мы изучаем не самые предметы, а наши представления и понятия о них, самих же предметов воспринимать не можем.... Все восприятия, ощуще­ния, представления, понятия о предметах, входящие в круг чисто механичес­кой системы мира, суть понятия, составляющие для нас огромную область объективного. Все мыслимое нами, в связи с предметами или отдельно от них, но отличное по способу восприятия от чисто механической системы, —субъективно» [О методе... 1997. С. 207]. Следовательно, субъективное и объ­ективное — это не более чем категории нашего мышления, которые по-разно­му отражают наши способы восприятия объектов в соответствии с особенно­стями последних Субьективный метод имеет место тогда, когда в процессе восприятия мира (особенно общества и людей) наше отношение к нему на­чинает выполнять функции его понимания и истолкования

Углубляет понимание субъективного метода Н.К. Михайловский. По­лемизируя со спенсеровской идеей о необходимости для социологии объ­ективных методов социального познания, он считает, что оно имеет прин­ципиально предвзятый характер. Социологи находят только то, что ищут. В этом смысле речь должна идти о наиболее характерном и полезном для социологии субъективном методе, поскольку исследователь сам отбирает нужные для него факты на основе имеющегося у него жизненного и науч­ного опыта и нравственного уровня.

Вмешиваясь в дискуссию о субъективном методе и его соотношении с объективным, Н.И. Кареев стремился доказать, что правильнее говорить не о двух разных методах, а об объективном и субъективном элементах в процессе познания. Он утверждал, что социология не может обойтись без субъективного элемента, сам же субъективизм может быть законным и случайным. От последнего социолог должен отказаться, первый же необ­ходим потому, что позволяет, познавая объективные социальные факты, понимать поступки человека, его действия, мотивы поведения. По суще­ству, это были элементы понимающей социологии.

В целом, говоря о трактовках представителями субъективной социо­логии субъективного метода, мы должны отметить, что ни в одной из них не содержится четкого и ясного понимания, что он собой представляет и каковы его познавательные возможности. Вероятно, самый общий смысл этого понятия состоит в том, что наблюдающий и познающий субъект ставит себя в ходе познания на месю наблюдаемого и познаваемого объ­
екта,т.е. субъективный метод — это такой способ познания, при котором мыслящий субъект «сливается» в этом процессе с мыслящим обьсктом, результатом чего оказывается достижение истины.

 

Теория личности

Субъективный метод ориентировал социологов прелсде всего на изучение личности. Например, у Н.К. Михайловского «фокус» его концепции был сосредоточен на индивиде, индивидуальности, личности, человеке. Мери­лом прогресса общества являлось для него развитие личности. Источник этого процесса он связывал с преодолением отчуждения личности от об­щества, ее отказом от роли его простого придатка. Трактовка личности Михайловским в целом была следствием подхода социолога к понима­нию самых разных социальных процессов — от разделения груда, процес­сов его кооперации до идеала будущего общественного устройства. Особое значение в развитии личности социолог придавал простой коо­перации, поскольку она, по его мнению, была наиболее адекватной приро­де человека, соединяя равных и независимых индивидов, преследующих общие цели и интересы. Социологическая теория личности Михайловско­го предполагала синтез всех трех уровней анализа личности.

Органическим продолжением теории личности ученого была его теория героев и толпы, изложенная им в ряде работ 1880— 1890-х гг. «Героем, - пи­шет автор теории, — мы будем называть человека, увлекающего своим приме­ром массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело». «Толпой, — читаем чуть дальше, — будем называть массу, способную увлекаться примером, опять-таки высокоблагородиим или низким, или нравственно-безразличным» [1998. Т. 2. С. 5—6].

П.Л. Лавров, также как и Михайловский, видел связь между различными аспектами деятельности лич ности и ее нравственным идеалом. «Выход» лич­ности на общество ему представлялся в виде связующего механизма между ними, таковым он считал наличие общественной солидарности. Высший нравственный принцип деятельности личности — справедливость преднола-1аст в качестве необходимого условия своей реализации установление и ук­репление в обществе солидарности. Связь же между личностью и обществом оказывается, таким образом, не просто социальной, а нравственной.

Личность функционирует на основе социальной мотивации, считает Лавров. Он выделяет четыре группы мотивов действия: убеждения, инте­ресы, аффекты, привычки (обычаи). Высшим уровнем мотивации являют­ся убеждения, которые свойственны сравнительно небольшой группе кри­тически мыслящих личностей, т.е. тем представителям интеллигенции, которые опираются на социально-нравственный идеал и благодаря этому обеспечивают общественный прогресс. Самым распространенным моти­вом поведения выступает интерес, которым руководствуется большинство людей ради достижения пользы. На третьем месте среди мотивов находят­ся аффекты, которые, строго говоря, иногда даже не столько мотивируют осуществление действий, сколько их тормозят. Наконец, обычаи выполня­ют, как правило, консервативную роль как мотив действия.

В социологическом творчестве Н.И. Кареева проблематика личности и ее взаимосвязи с обществом занимала ничуть не меньшее место, чем в ра­ботах Михайловского и Лаврова. Так же как и они, Кареев подходил к лич­ности как системообразующему началу социальной лшзни. Последнюю он t часто рассматривал как социальную среду, в которой функционирует лич*-ность, и поэтому проблема «личность — общество» зачастую превращалась! в проблему «личность — социальная среда». Их отношения характеризован! лись Кареевым в известном смысле как противоборство, в котором лич* ность стремилась к самоопределению, а среда — к ее ассимиляции.

Теория прогресса

В творчестве представителей субъективной социологии одно из основных мест (как и во всей российской социологии) принадлежало учению о про-i рессе. Оно развивалось под знаком наличия в нем глубокого нравственного начала. Прогрессивно в обществе то, что нравственно, — могли бы мы, веро­ятно, сформулировать критерий общественного прогресса в интерпретации многих российских социологов. П.Л. Лавров прямо писал: «Теория прогрес­са есть приложение естественных законов нравственного развития к задачам социологии... Теория прогресса дает нравственную оценку совершившимся событиям истории и указывает нравственную цель, к которой должна идти критически мыслящая личность, если она хочет быть прогрессивным деяте­лем» [1965. С. 239]. В этой лее работе («Исторические письма») Лавров обра­щается к следующей исходной формуле прогресса: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общест­венных формах истины и справедливости» [Там же. С. 54]. В работах, напи­санных позднее, он связывал трактовку прогресса с ростом и укреплением солидарности между возможно большим количеством людей.

В целом же для субъективной социологии одним из основных факто­ров и условий общественного прогресса был численный рост критически мыслящих личностей, что означало возможность придавать, по мнению ее представителей, желаемую направленность историческому процессу.

Лавров считал, что, пока социология не установит смысла прогресса, она как единая и цельная наука не сможет существовать. Вопрос о про­грессе — это главный вопрос и социологии, и истории. Истории потому, что прогресс — это понятие в основе своей историческое, охватывающее процесс развития, эволюции. Социологии — потому, что она должна вос­создать этот процесс как некую целостность.

В принципе такую же по сути своей позицию занимал Н.К. Михайлов­ский, считавший, что основная задача российской социологии состоит в обос­новании теории прогресса с учетом специфики и перспектив эволюции Рос­сии. У него было несколько формул прогресса. Центральная и самая популярная среди них, данная в работе «Что такое прогресс?», гласит: «Проipecc есть постепенное приближение к целостности неделимых, к возмож^ полному и всестороннему разделению труда между органами и возможн1 меньшему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедлив^ вредно, неразумно все, что задерживает это движение. Нравственно, справед! ливо, разумно и полезно только то, что уменьшает разнородность общества усиливая тем самым разнородность его отдельных членов» | Михайловский. 1998.Т. 1. С. 139|.

Ряд идей социальной эволюции и социального прогресса, сформулиро­ванных Лавровым и Михайловским, развивал II.И. Карсев. Он был сторон­ником теории социального эволюционизма, осуществлявшегося па базе природного развития. Социальная эволюция, имеющая объективный харак­тер, но его мнению, зависит от наличия трех групп факторов: географичес-" ких, антропологических (биологических, этнических), исторических (куль­турных). Успешное сочетание их всех создает благоприятные условия и предпосылки для эволюции данного общества, связанной с сто интеграцией, укреплением связей между группами людей и индивидами. Что касается со­циальной эволюции не только отдельных стран, но и человечества в целом, то ее главной тенденцией является интернационализация, стремление к его единству. Мерой общественного прогресса служит, по мнению социолога, в первом случае, связанном с эволюцией отдельных стран, степень достигае­мой их внутренней интеграции, во втором, касающемся развития и эволю­ции человечества — степень достигаемой интернационализации.

Главный же вопрос, возникающий в связи с рассмотрением социалыю-ю прогресса, — во имя чего нужны интеграция и интернационализация? Являются ли они самоценными и самодостаточными, или это только усло-ния для достижения каких-то иных целей? Очевидно, что с позиций субъ­ективной социологии ответ напрашивается сам собой: социальный нро-i ресс лишь тогда чего-либо стоит, когда в обществе создаются предпосылки для развития личности. Так же как Лавров и Михайловский, Каресв вы­двигает свою формулу прогресса, в соответствии с которой цель носледне-к) — создание условий для развития личности и обеспечения се свободы.

Кареев в ыделяет пять фаз (этапов) общественного прогресса, отличаю­щихся друг от друга уровнем свободы, равенства и солидарности, с одной сюропы, ролью насилия в социальной жизни, с другой: 1) первобытные об­щества, "характеризующиеся минимумом свободы, господством грубой си­лы и антагонизмами; 2) общества централизованные и дифференцирован­ные, в которых деспотизм соединяется с анархией, сохраняется господство фубой силы и практически отсутствуют равенство и солидарность между людьми; 3) общества с заметным ослаблением качеств предыдущего этапа; 4) общества, в которых па передний план выходят правовые способы регу­лирования, возникает гражданское самосознание, силовые методы заметно ослабевают, появляются свобода и порядок; 5) идеальные общества, в кото­рых господствуют солидарность, истина и справедливость. Обращают на себя внимание некоторая абстрактность и рыхлость периодизации соци­ального прогресса, отсутствие связи с экономическими, политическими и иными определяющими факторами развития общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.011 с.)