Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологическая теория Е. В. Де роберти: его биосоциальная гипотеза, понятие «надорганического». (зборовский)

Поиск

Одно из направлений в российской социологии, сложившееся в 1890-е гг., — психологическое. К нему были близки многие социологи, в том числе и те, чье творчество уже рассматривалось: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловским Н.И. Кареев и др. Представители этого направления главное внимание уд< ляли изучению психологического механизма и социальных форм ироявлс ния поведения индивидов и групп. Психологический подход к анализу со циума превращался в творчестве сторонников этого направления в главны 11 доминирующий над другими.

Одним из наиболее ярких представителей психологического направ­ления в российской социологии был Евгений Валентинович де Роберти (1843—1915), широко известный не только как социолог, но и как психо­лог и философ. На примере его социологического творчества, тесно свя­занного с психологическим, далее будут раскрыты некоторые наиболее значимые характеристики этого направления. Но вначале — несколько слов о жизненном пути социолога.

Основные работы социологического характера (кроме назван-j ных выше): «Новая постановка основных вопросов социологии» (1909) «Энергетика и социология» (1910), «Неопозитивистская школа и новые те­чения в современной социологии» (1912), «Современное состояние социо­логии» (1913), «Социология и психология» (1914).

Главную задачу социологии де Роберти видел «в открытии законов, уп­равляющих возникновением, образованием и постепенным развитием выс­шей, надорганической или духовной формы мировой энергии; той ее фор­мы, которая, сочетаясь и сливаясь с органическим ее обликом, с жизнью, дает начало совершенно определенным конкретным агрегатам и фактам...». Здесь ключевым понятием ввыступает «надорганическое». В общем и целом оно рассматривается им как социаль­ный факт, выражающийся в психологическом взаимодействии и требую­щий для своего объяснения постоянного обращения к социальной среде как совокупности надорганических условий.

Из этой сущностной характеристики надорганического следует выделе­ние двух аспектов этого понятия, подчеркиваемых социологом. Во-первых, надорганическое — одна из форм мировой энергии, наряду с неорганичес­кой и органической. Во-вторых, психическое взаимодействие, которое не­допустимо смешивать с биосоциальным психологическим фактом.

К надорганическим явлениям де Роберти относил общественность, которую он рассматривал как непрерывное и многостороннее взаимодей­ствие (синоним общества). Надорганическое выступает у него как свое­образное превращение органической множественности (род, племя) в особую форму единства (община, государство) и, наоборот, органическо­го единства (эгоизм, паразитизм) в надорганическую множественность (альтруизм, кооперация, солидарность).

Развитие надорганического проходит две фазы (стадии): психофизиче­ских отношений (это его природная основа) и психологических взаимодей­ствий. Вторая стадия оказывается определяющей для людей в условиях их совместного существования, трудовой деятельности, общения и т.д. На этой стадии возникает коллективное, групповое сознание, формируется со­циальный опыт. Создаются предпосылки формирования человеческой культуры и цивилизации. Основные фазы развития надорганического ста­новятся одним из важнейших элементов эволюционной теории де Роберти.

Учение о социальной эволюции является центральным пунктом всей его социологии. Здесь следует отметить по меньшей мере две особеннос­ти подхода социолога к эволюционному процессу. Во-первых, он стре­мится к получению объективной картины, уходя от оценок того, как про­исходила эволюция. Во-вторых, ученый стремится осуществить функциональный анализ социальной эволюции, рассматривает факторы, воздействующие на нее, и определяет существующие генетические связи как своеобразные звенья единой генетической цепи.

Де Роберти пишет о том, что в обществе мы видим массу явлений и фактов, на первый взгляд никак не связанных между собой. Но более глубокий анализ позволяет социологу устанавливать наличие причин и следствий в отношениях между ними, другими словами, обнаруживать как они следуют друг за другом.

Все социальные явления и процессы он выстраивает в один эволюцион­ный генетический ряд, включающий семь общих категорий. Они охватыва­ют без исключения все социальные факты. Ряд этот выглядит следующим образом: психологическое взаимодействие — общественные группы — лич­ность — наука — философия (и религия) — искусство — практическая дея­тельность (действие). Последние четыре члена ряда стали основой сто «те­ории четырех факторов культуры цивилизации» или «четырех основных форм общественной мысли».

В этой теории наука, философия, искусство, практическая деятельпость связаны между собой, находясь в последовательной зависимости и v«вытекая» друг из друга. Они следуют друг за другом в строго причинном порядке. Философия зависитoi пауки и «следует» ей, искусство находится в таком же отношении к науке и философии; наконец, практическая деятельноетъ зависит от науки, философии и искусства, представляя собой развитие экономики, политики, государства. Главное же в том, что вся деятельность людей ставится социологом в зависимость от идей и достижений в сферах науки, философии, искусства, практики. Здесь он в первую очередь говорит о значении научного знания, которое является источником и двигателем любого социального явления. Вместе с тем, при этом он признает большое значение различных психических факторов — эмоций, воли, чувств, желаний.

 

Отсюда де Роберти выводит структуру социологической пауки, в кото­рую должны войти как ее существенные составные части: 1) история паук и теория познания; 2) история религии и теория философских систем; 3) история изящных искусств и теория эстетического отношения к приро­де и человеку; 4) история техники и теория действия или поведения. Как видно, четырехэлемептная структура социологии опирается на се более общий двухэлементный состав: «естественную историю общества» и «ес­тественную теорию общества». В рамках первого уровня структуры осу­ществляются предварительные социологические обобщения фактов ре­ального психического взаимодействия. Что касается второго уровня — естественной теории общества, то в его границах социологическое позна­ние направлено на выявление законов сложных социальных явлений.

Социология, по мнению де Робсрти, «есть основная паука о духе в природе, с его кульминационной точкой — познанием...»]. Речь идет о познании законов психического взаимодействия и их описа­нии. Описательный характер социологической науки для исследователя был самоочевидным. Однако для своего развития она нуждалась в пер­вую очередь в методе. Присущие изначально социологии позитивизма методы были подвергнуты де Робсрти критике за их эмпиризм. Взамен же он предложил в качестве ключевого средства научного познания индуктивный метод причинного объяснения. Социолог говорил о том, что вна­чале индуктивно мы устанавливаем некоторую эмпирическую законо­мерность, а затем даем рациональное объяснение фактов.

Проблема методов мышления и познания у дс Роберти оказалась разра-богашюй также в рамках его эволюционной теории, но уже в совершенно ином аспекте. Речь идет о методах, соответствующих последним четырем структурным элементам эволюционного генетического ряда. Эту часть сво­его учения о методе он формулирует, исходя из теории четырех основных форм обществен пой мысли. Также строго причинно, как выстроены эти формы (наука — философия — искусство — действие), рассматриваются методы мышления. Их последовательность предстает следующим образом: аналитический метод (наука) — синтетический метод (философия) — сим­волический метод (искусство) — телеологический метод (действие).

Будучи российским социологом, де Роберти не мог не рассматривать социологию вне связи с нравственностью, поскольку эта связь — харак­терная черта отечественной общественной науки. Нравственное для уче­ного — значит социальное. Эгика определяется им как «элементартшя со­циология», нравственное содержание включается в последнюю. Поэтому не случайно переход к надорганическому социолог связывает с формиро­ванием таких чисто человеческих качеств как альтруизм, кооперация, со­лидарность.

В его концепции большое значение придается социализации личности и роли группового опыта в этом процессе. Социализированная личность выступает результатом длительного развития общественности, и поэтому становится полноценным участником исторического действия. Личность оказывается главным двигателем социального процесса. В свою очередь, его целью становится формирование нравственной личности, осуществ­ляющееся через связь поколений. Личность выступает творцом социаль­ной эволюции потому, что воплощает в своей деятельности сгусток кол­лективного опыта. Действиями личностей представлен процесс созидания культуры.

  1. Социология в России и в СССР после 1917 года: основные этапы развития. Главные направления отечественной социологии советского и постсоветского периодов. Основные исследовательские центры современной России.

 

Институтолизация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. "О социалистической академии общественных наук ", где специальным пунктом было записано "... одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петроградском и Ярославском Университетах". В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксистской социологической мысли (М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др.) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксисткой социология М. - 1923), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого курса " История ВКПб " И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово" социология " оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц - профессионалы.

Принципы, теория и методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. В степень науки была возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена лженаукой.

Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологию: началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а социология как наука - нет. Социология была поглощена философией, конкретные соц исследования как несовместимые социология спецификой философской гносеологией, выводились за пределы соц. знания. Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на " позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет "застоя" носили однобокий характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы соц по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения власти от народа, нарастании нац. тенденций и т. д.

Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.

Т. к. социологические исследования имели право на жизнь, то к середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инжении и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория соц иссл при Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская соц ассоциация. В 1969 был создан институт конкретных соц исследований (с 1972 - институт социологических исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал " Соц иссл ". Но развитие социологии постоянно тормозилось в период "застоя". А после выхода в свет "Лекций по социологии " Ю. Левады, институт социологических исследований был обвинен в насаждение буржуазных теоретических концепций, было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие "социология" оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.

Запрет на развитие теоретической социология был отменен в 1988 г. Закончился семидесятилетний период борьбы социология как самостоятельной науки об обществе. (Постановление ЦК КПСС от 7 июня 1988 г. повышение роли марксистско-ленинской социология в решении узловых и социальных проблем советского общества).

В настоящее время существует ряд социологических, вузовских и независимых социологических центров, едущих широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.

Развитие социологии приобрело особую динамику в конце 1980-х годов. Правда, и этот период был противоречивым.

В эти годы развивалась сеть научных академических и прикладных институтов, центров, фондов, кафедр, факультетов, развернута подготовка кадров профессиональных социологов. В перечень научных специальностей введены специальности по социологическим наукам, открыты аспирантуры и докторантуры. Были созданы социологические общества, ассоциации, гильдии: Российское общество социологов (1989), Русское социологическое общество им. М.М.Ковалевского (1993), Содружество профессиональных социологов (1993), Гильдия исследователей общественного мнения и рынка (1997), Российская социологическая ассоциация (2003). Нельзя не назвать также научные сообщества, объединяющие ученых-обществоведов, работающих в предметном поле социологии: Российская академия социальных наук (1993), ассоциация центров политического консультирования (1995), Российская ассоциация политической науки (1991), Ассоциация молодых политологов (2002) и др. Научные сообщества, несомненно, способствовали формированию социальной среды для творчества, выступали социальным механизмом накопления нового знания, гарантией его высокого качества.

Ученые в полной мере использовали новые возможности, открытые в 90 е годы ХХ века для расширения предметной области, проведения социологических исследований по наиболее значимой проблематике.

Исчезновение обременительного контроля, расширение институциональной базы социологических исследований сделали возможным проведение независимых исследований по любой теме.

Доступность западной социологической литературы и методик открыли возможность учета наработок как российских, так и зарубежных специалистов, проведения совместных сравнительных исследований.

В это время получили развитие новые области социологического знания: социология управления, политическая социология, этносоциология, социология молодежи, социология семьи, социология социальной сферы, социология региона, социология миграции, социология конфликта, социология маркетинга и ряд других социологических направлений.

В качестве ведущих центров развития социологии стали академические институты (ИСПИ РАН и ИС РАН).

Крупные университеты, используя свои внутренние резервы и гранты различных фондов, смогли провести масштабные проекты. Так, в РГСУ более 10 лет ведется мониторинг результатов и условий социального воспроизводства населения страны, социального самочувствия россиян (проект «Социальная сфера России: реалии и перспективы»), начат масштабный проект «Человек до и после перестройки». Саратовским техническим университетом исследуются проблемы социальной работы.

В эти годы росло число подготовленных и защищенных диссертаций по социологическим наукам.

Признанием вклада социологов в развитие фундаментальной социальной науки стало расширение представительства социологии как научной дисциплины в Российской академии наук.

За эти годы создан фонд монографической литературы по социологии, сформировались реальные условия для публикации научных трудов социологов. Сегодня издается более 10 социологических журналов (в 1990г. был один).

Социология XXI века находится под влиянием трех взаимосвязанных процессов. Во-первых, развивающиеся в мире политические тенденции меняют внутреннее устройство всех государств, видоизменяют политический строй, социально-экономические отношения, взаимодействие власти, собственности и т.д. Во-вторых, эти изменения носят формационный характер, меняя сложившееся представления о либерально-демократических, социально- демократических и других доктринах государственного устройства и общественной жизни. В – третьих, все изменения носят глобальный характер и отражают какой-то новый этап развития цивилизации, при котором всеобщее начинает преобладать над особенным.

(частично из Жуков В.И. академик РАН, ректор РГСУ «Социология в современной России» Доклад на Учредительном съезде, Союза социологов России, 27 июня 2007 года.)

Ведущие исследовательские центры: ВЦИОМ - ЦИРКОН - ФОМ - КОМКОН - РОМИР – ГФК + СпбГУ, ИСРАН, ИСПИРАН, ГУВШЭ, ИАРАН (В.Н. Ярская)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.135.226 (0.01 с.)