Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Понятие, законы, сущность культуры

Поиск

 

 

1. Многозначность понятия культуры.

2. Предмет и задачи культурологии.

3. Философский, гуманитарный и социологический переходы к изучению культуры.

4. Основные функции культуры.

5. Законы развития культуры.

6. Типология и история культуры. Структурно-типологический метод изучения явлений культуры.

7. Взгляды и концепции развития культуры от античности до наших дней.

8. Достижения и критика психоаналитической концепции культуры. Соотношение рационального и иррационального в духовных процессах (З. Фрейд, К. Юнг)

9. «Трагедия культуры» в XX столетии.

10. Культура и цивилизация.

 

В связи с тем что понятия "культура", "цивилизация", "артефакт", "образ жизни", "ценности культуры", "культурная норма", "традиция", "модернизация", "ядро культуры", "архетип", "менталитет" имеют основополагающее значение для курса "Культурология. История мировой культуры", введём их рабочие определения и раскроем содержание.

Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, деятельность по их созданию, распространению и освоению. Культуру как целостную систему изучает культурология. Несмотря на то что культура стала предметом познания с момента возникновения философии, становление культурологии как специальной сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями Дж. Вико (1668-1744), Г. Гердера (1744 – 1803), Г. В. Ф. Гегеля (1770 – 1831).

Культура как система имеет структуру, общие закономерности развития и функционирования, обладает типологическими особенностями и спецификой. Культурные процессы протекают в основных сферах жизнедеятельности человека – материальной и духовной.

В мировой культурологической мысли сформировались различные школы, направления, рассматривающие происхождение, сущность, содержание понятия "культура". К изучению культуры подходят с различных точек зрения и методов: история культуры, теория культуры, взаимовлияние культур.

Задачи истории культуры: изучение её развития как динамического процесса, в ходе которого происходят изменения качественных состояний в различных областях человеческой деятельности (материальной, социальной, политической, духовной), вырабатываются новые социокультурные нормы и ценности. Существует несколько подходов к периодизации культурно-исторического процесса: хронологический, формационный, художественно-стилевой и др. Культурно-историческое развитие предполагает последовательный анализ смены периодов: древнейшего (первобытная культура, древнейшие цивилизации: Древняя Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай); древнего (Античность); средних веков, нового и новейшего времени.

Культурология нацелена на постижение сущностных сторон культуры. Она располагает своим научным категориальным аппаратом, т. е. основными, базовыми понятиями, которые раскрывают содержательные характеристики и специфические особенности культурных процессов, явлений культуры.

Базовые понятия культурологии – это характеристики структуры и закономерностей культурного процесса: "культура", "цивилизация", "культурные ценности", "культурные явления", "субъект культуры", "традиции и новации в культуре", "культурное наследие", "типы культуры". В понятийный аппарат культурологии входят категории, раскрывающие проблемы взаимодействия культур и других социальных явлений: "культура и природа", "культура и общество", "культура и цивилизация", "динамика культуры".

На протяжении долгого времени понятия " культура " и " цивилизация " рассматривались как синонимические, но реальность ХХ века заставила оценить их соотношение по-новому. О. Шпенглер считал цивилизацию выражением культуры и выделял несколько принципиальных отличий первой от второй: культура – живое творчество; цивилизация – мумифицированная культура; культура религиозна, цивилизация не связана с религиозным поклонением и культом; культура национальна, а цивилизация – суть мировой город, где господствует "городская масса". Подобный взгляд на культуру и цивилизацию разделял и русский религиозный философ начала века Н. А. Бердяев.

Существует и другая точка зрения на проблему взаимосвязи культуры и цивилизации, утверждающая, что цивилизация существует, формируется наряду с культурой. В общем смысле цивилизация означает определённый уровень материальной и духовной культуры.

Цивилизация – качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни того или иного народа, группы народов, стран на определённом этапе развития; особый, исторически сложившийся способ существования крупной социальной общности людей, специфическая форма её самоорганизации и регулирования процессов коллективной жизнедеятельности.

Специфическим термином собственно культурологического знания является понятие "артефакт", которое означает любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Артефакт – это элементарная единица культуры, созданная человеком в области материальной или духовной жизни: предметы и вещи, техника и орудия труда, одежда, жилище, дороги, а также научные теории и суеверия, произведения искусства и фольклор.

Большое значение для понимания проблем культуры имеет понятие "образа жизни", в котором раскрывается содержательная характеристика типичной жизнедеятельности больших групп людей или целых сообществ. Определённым типам культуры соответствует и определённый образ жизни.

Наиболее распространённый культурологический термин – символ, т. е. условный культурный опознавательный знак для членов определённого общества или конкретной социальной группы. Символами культуры народа могут выступать практически любые предметы и вещи, природные процессы и явления. Наиболее распространёнными всеобщими символами являются деньги, язык, религиозные образы и знаки.

Ценности культуры определяют должное поведение и образ жизни людей в системе культуры данного общества. В разных культурах и в разные исторические эпохи на первый план выходят разные ценности. В любой культуре существует множество ценностей. Каждый человек или группа людей связывают себя с определённой культурой. Субъективное представление общества о самом себе, особенности своей судьбы, исторической "миссии", отождествление с определённой культурой получило название культурной идентичности.

С системой ценностей связано понятие культурной нормы, которая понимается, как правило, точное предписание, образец культурного действия. Нормы, порядки, обычаи, передающиеся из поколения в поколение, получили название традиции. В процессе культурного развития роль традиций изменяется. Происходит модернизация, т.е. культурный процесс, предполагающий рост индивидуальной свободы человека, независимость от господствующих традиционных форм жизнедеятельности.

Одним из центральных в культурологии является понятие ядра культуры, которое концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей выработанных в реальной истории данного этнического, профессионального или религиозно-культурного целого.

Близким к понятию ядра культуры является понятие культурного архетипа (от гр. arche начало + typos образ). Оно введено швейцарским учёным К. Г. Юнгом (1875–1961) и обозначает глубинный пласт культурной традиции. В основе социокультурных процессов лежит первоначальный коллективный древний пласт психики и культуры, "коллективное бессознательное", которое тождественно у всех людей, передаётся по наследству. На этой основе затем формулируется индивидуальная психика человека. Содержание "коллективного бессознательного" и составляет архетипы.

История каждой национальной культуры – процесс, обладающий собственными внутренними особенностями. Последние в сочетании с историческими факторами дают представление о национальном своеобразии народа, национальном характере и его исторической судьбе, о национальном "образе мира", т. е. формах мироощущения, миросозерцания народа, которые проявляются в мифологии, фольклоре, формах религиозного культа, позднее – в философии, литературе, искусстве, общественно-политическом, государственно-правовом, морально-этическом самоопределении нации. Эти явления образуют понятие менталитет (или ментальность).

Менталитет культуры – это глубинные структуры культуры, исторически и социально укоренённые в сознании и поведении многих поколений людей, а поэтому – при всей своей исторической изменчивости – в своих основах стабильные.

 

 

Темы контрольных работ

 

 

1. Проблемы определения культуры [2, 3, 21].

2. Культура, природа, человек [4, 5, 7].

3. «Культурофилософские» проблемы и их решение в период античности [1, 15, 17].

4. Материальная и духовная культура [1, 16, 21].

5. Общая и профессиональная культура инженера [6, 10, 21].

6. Языки культуры [7, 14].

7. Взаимное влияние культур [8, 13, 17].

8. «Молодежная культура» и ее особенности [9, 11, 21].

9. Современные представления о культуре и культурности [9, 10, 11].

10. Цивилизация и всемирная история [12, 16, 22].

11. Интеллигентность и культура. Проблемы воспитания личности [7, 9].

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что имеют в виду, когда говорят «философия культуры», «история культуры», «наука о культуре»?

2. Какие функции выполняет культура?

3. Объясните, почему категория «культура» может трактоваться по-разному различными исследователями?

4. Назовите теоретические и практические классы задач, которые решает культурология.

5. Враждебна ли культура природе?

6. Верно ли, что культура противостоит природной основе человека?

 

 

Литература

 

 

Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. М., 1967.

Боголюбова Е. В. Культура и общество. М., 1978.

Введение в культурологию: Учебное пособие. Гл. I, раздел «Вместо введения». М., 1992.

Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994.

Давыдов Ю. Н. Культура – природа – традиция // Традиция в истории культуры. М., 1978.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. Ч. I. М., 1994.

Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

Мангейм К. Проблема интеллигенции. Демократизация культуры. М., 1993.

Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Маркуш Д. Общество культуры: культурный состав современности // Вопросы философии. 1993. № 11.

Межуев В. М. Культура и история. М., 1977.

Морфология культуры. Структура и динамика. / Сост. Э. А. Орлова. М., 1994.

Немировская Л. З. Культурология. История и теория культуры. М., 1992.

Сильвестров В. В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

Соколов Э. В. Культура и общество. Л., 1972.

Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории и философии культуры. М., 1991.

Флоренский П. А. Культ, религия, культура // Богословские труды. М., 1977.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1992.

Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е. В. Попов. М., 1995.

Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

 

 

Глава 2. Возникновение культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.214 (0.008 с.)