Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 11. Культура Киевской РусиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Образование первого древнерусского государства. Русь и Византия. Эстетика Древней Руси. Духовное как эстетическое. Создание письменности (Кирилл и Мефодий). Культурные связи Киевской Руси с другими славянскими странами в период ее христианизации. Византийские традиции в древнерусской культуре: книжность, иконопись, церковное зодчество. Развитие древнерусской литературы («Слово о законе и благодати» Иллариона, «Повесть временных лет» Нестора). «Слово о полку Игореве» – поэма о русской земле. Декоративно-прикладное художество древних славян. Новгородская культура. Грамотность города. Берестяные грамоты. Библиотеки. Новгородская школа иконописи. Д. С.Лихачев о значении древнерусской культуры.
IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы – и рождается в Гардарике (скандинавское название Руси, означающее «страна городов») молодое сильное государство. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем Киевского похода легендарного Вещего Олега в 882 г. Завершают период, как правило, княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019 – 1054), иногда доводят до времени Владимира Мономаха (1113 – 1125). Таким образом хронологические рамки эпохи Киевской Руси – середина IX – начало XII вв. Важнейшим событием культурной жизни этого периода является принятие Русью христианства. Около 988 г. князь Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр, под страхом наказаний заставил креститься киевлян и всех русских вообще. Формально Русь стала христианской, но еще долго наследие архаики угадывалось в летописях, фресках, скульптурном орнаменте, строе церковных песнопений. Жители Киевской Руси постепенно усваивают мировоззрение, согласно которому чувственно воспринимаемый мир не обладает истинной реальностью. Он лишь отражение имеющего приснобытие (вечное существование) мира высших истин, приблизиться к смыслу которых можно через божественное откровение с верой, посредством умного созерцания, мистического прозрения. Эти истины воспринимаются человеком как знаки, символы. Символ и выступал неким способом познания, освоения универсума, единственной сохранной связкой сакрального и мирского. Фактором, подготовившим принятие христианства Русью, стало создание (или реформирование) братьями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Миссионеры Кирилл и Мефодий прибыли из Византии в Великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава в 863 г., активно проповедовали христианство, создали независимую от германского епископата славянскую церковь, впервые перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг. Постепенно Киевская Русь превращается в страну высокоразвитой культуры. Уже в XII в. она достигает уровня передовых стран Европы. Начинает складываться общность древнерусского народа, которая выражалась в выработке литературного языка, покрывшего собой местные племенные диалекты, в национальном самоощущении единства всего народа, в сложении общей культуры. Русская литература родилась в первой половине XI в. в среде господствующего класса: как и вся русская средневековая культура, она была элитарной. Ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Материалом для письма служи пергамент – телячья кожа особой выделки. Бумага окончательно вытеснит пергамент только в XV – XVI вв. Писали чернилами и киноварью вплоть до XIX в., используя гусиные перья. Почерк XI–XIII вв. называется уставом в силу своего четкого, торжественного характера. Древнерусская литература представлена литературой переводной и оригинальной. Перевод рассматривался как часть собственной национальной словесности. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определялся Святым Писанием и произведениями раннехристианских Отцов церкви IV–VI вв.: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского. Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI–XII вв. невелико: летопись; жития, или агиография (hagios святой + grapho пишу); слово. Летопись в основном освещала исторические события; житийная литература описывала биографии святых; а слова относились к жанру красноречия. Под большим воздействием церкви находился другой вид русского искусства – архитектура. С приходом на Русь христианства начинается строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский (XI в.). Печеры или пещеры – места, где первоначально селились христианские подвижники, и вокруг которых потом возникали поселения – общежительные монастыри. Именно такие подземные монастыри были очагами исихии на Руси. Исихия (молчальничество, умное делание) – явление христианской духовной культуры, ее основа – преображение человеческого духа через аскетизм, уход от мира. В конце X в. на Руси начинается каменное строительство: в 989 г. возводится Десятинная церковь Успения Богородицы; во времена Ярослава Мудрого строится храм Киевской Софии. Уже в XI в. создаются храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киево-Печерском монастырях. В XII–XIII вв. в истории Руси наступил период феодальной раздробленности. Войны за расширение суверенных государств современник назвал «погибелью земли Русской». К моменту Батыева нашествия численность самостоятельных княжеских владений достигала 50. Вместе с тем, начальная фаза эпохи феодальной раздробленности (до того как в ход развития вмешался фактор завоеваний) сопровождалась бурным ростом городов и культурным расцветом русских земель. Развивались оригинальные, местные стили в изобразительном, прикладном искусстве, зодчестве, летописании. Для этого периода характерно углубление взаимодействия язычества и христианства, выразившееся в появлении феномена народного христианства и ересей (гр. hairesis особое вероучение) павликианско-богомильского толка. Последние основывались на дуализме, утверждении субстанционального начала как за Богом, так и за Дьяволом. С монголо-татарским нашествием в культурную традицию входит патриотическая тематика, способствовавшая консолидации общерусского национального сознания и формированию общерусской этнической целостности. Эпоха XII–XIII вв. дала непревзойденные по глубине и образности шедевры в области словесности, зодчества, иконописи, появление которых свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне культурного развития народа накануне монголо-татарского нашествия.
Темы контрольных работ
Эстетика восточных славян. Истоки и влияния [3, 4, 18, 19, 24]. Культурные связи Руси и Византии [3, 4, 5, 22]. Значение Древней Болгарии для культурного становления Руси [4, 20, 23]. «Крещение» Киевской Руси. Личность князя Владимира [5, 7, 16, 23]. Христианство и древнерусская литература [1, 8, 9, 12, 13]. Древнеславянские представления о прекрасном [3, 4, 18]. Русская икона – выдающееся явление отечественной культуры [4, 10, 18]. Церковное зодчество. Первые древнерусские храмы [2, 15, 17, 18]. Древнерусская литература – выдающееся явление отечественной культуры [1, 8, 9, 11, 12, 13]. Образ древнерусского книжника [4, 8, 9, 21]. Духовные феномены христианства и апокрифическая литература [8, 9, 13]. «Слово о полку Игореве» – его роль в отечественной и мировой культуре [1, 11]. Д. С.Лихачев. Труды о древнерусской литературе и культуре [11, 12, 13].
Контрольные вопросы и задания
1. Объясните, почему в древнерусском государстве было принято христианство? Какое это имело значение для Руси? 2. Как изменилось древнейшее языческое сознание под влиянием христианства? 3. Как развивалась культура Киевской Руси? Назовите основные составляющие данной культуры. 4. Опишите известные памятники культуры славянской древности. 5. В чём принципиальные отличия во взглядах на предназначение художественного слова в Древней Руси и современности?
Литература
Адрианова-Перец В. П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI – XIII веков. Л., 1968. Бусаева-Давыдова И.Л. Каменное зодчество Древней Руси. М., 1989. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XI–XVII века. М.,1992. Введение христианства на Руси / Отв. ред. А. Д. Сухов. М., 1987. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т.2. М., 1913. Греков Б. Д. Киевская Русь. М.; Л., 1944. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. М., 1966. Еремин И. П. Литература Древней Руси. М.; Л., 1966. Корнилович К. В. Окно в минувшее (О древнерусской станковой живописи). Л., 1968. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве». М., 1982. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1973. Мавродин В. В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., 1971. Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная: образы русского деревянного зодчества. М., 1981. Принятие христианства народами Европы и крещение Руси / Отв. ред. Г. Г. Литаврин. М., 1988. Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986. Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси: Исследования и заметки. М.,1984. Седов В. В. Восточные славяне в VI–XIII веках. М., 1982. Сказания о начале славянской письменности. М., 1981. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I. Л.,1987. Тихомиров М. Н. Русская культура X – XVIII века. М., 1968. Фроянов И. Я. Киевская Русь. Л., 1980. Шохин К. В. Очерк истории развития эстетической мысли в России (древнерусская эстетика XI–XVII веков). М., 1963.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.132.71 (0.008 с.) |