Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурная жизнь в условиях советской системы. Поиски украинских художников XX ст.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие культуры в годы советской власти было связано с противоречиями всей тоталитарной и авторитарной систем. Следует также учитывать противостояние в обществе двух культур — общечеловеческой, живой и демократической, формирующей передовое сознание многих людей, и официальной, прославляющей существующую общественную систему с ее парадностью и моноидеологией. Политика Советского государства и большевистской партии в области культуры получила название культурной революции. Ее важнейшими задачами явились: формирование подлинно народной, социалистической культуры; ликвидация неграмотности населения, создание новой системы народного образования, всеобщее обязательное обучение на языках народов России, приобщение широких масс к достижению общечеловеческой культуры, подготовка кадров народной интеллигенции из рабочих и крестьян, обеспечение расцвета науки и искусства. Тяжелое экономическое положение Советской республики обусловило резкое сокращение бюджетных средств, направляемых на культуру. Военные действия и революционные события нанесли значительный ущерб культуре. Были разрушены здания школ, библиотек, музеев, памятники старины. Советская власть должна была энергично взяться за восстановление и развитие культуры. Первоочередной задачей на этом пути была ликвидация неграмотности. В начале 20-х годов неграмотные составляли более половины населения Украины. Для борьбы с этим явлением создавалась сеть школ ликвидации неграмотности ликбезы, в которых учиться читать и писать имели все лица в возрасте от 8 до 50 лет. При власти большевиков изменилась по сравнению с дореволюционными временами, и система образования. В 20-е годы она выглядела так: дети от 4 до 8 лет воспитывались в детских садах и домах, с 8 до 15 лет в детских домах и семилетних трудовых школах; с 15 лет подростки вступали в профшколы с двухгодичным сроком обучения, которой завершалась начальное образование. Высшими учебными заведениями в УССР в течение 1922-1929 гг были техникумы и институты. В 1933 г. были восстановлены университеты в Киеве, Днепропетровске, Одессе и Харькове. В конце 1935 г. были отменены ограничения, связанные с социальным происхождением абитуриентов. Развитием фундаментальной науки проникалась украинский (Всеукраинская) академия наук (УАН, впоследствии ВУАН, а с 1936 г. Академия наук УССР), которая с начала 20-х годов все больше становилась государственным учреждением, деятельность которого жестко регламентировалась партийными органами. Все другие научные учреждения, в частности Украинское научное общество, были ликвидированы или подчиненные ей. Революционный энтузиазм и политика украинизации создали предпосылки для бурного художественной жизни 20-х годов. Появилась целая плеяда молодых и талантливых украинских художников, которые своей творческой деятельностью вызвали настоящее возрождение украинской культуры. Возникли многочисленные центры литературного творчества. Создавались объединения, кружки, студии. В частности, группа неоклассиков во главе с М. Зеровым, союз "Плуг", объединение "Гарт", "Свободная академия пролетарской литературы" (ВАПЛИТЕ) и т.д. Ярким явлением стало украинское театральное искусство. В 1922 г. в Харькове Лесь Курбас основал театр авангарда "Березиль" Различным и содержательным было музыкальную жизнь. Плодотворно работали композиторы Г. Веревка, Б. Лятошинский. Активно выступала известная капелла "Думка". Развивались все виды изобразительного искусства, представленного М. Бойчуком, Ф. Кричевский, А. Петрицкий, В. Касияном Первые шаги сделало украинское киноискусство. В 1927 г. началось строительство крупнейшей в то время в Европе Киевской киностудии. В 1928 г. свой первый фильм "Звенигора" выпустил А. Довженко. В 1920-х годах украинская литература и искусство переживали бурный подъем. Проникнута национальной духовностью, вопреки идеологическим ограничениям, украинская культура достигала мирового уровня. С утверждением сталинского тоталитарного режима вся сфера культуры подпала под полный контроль партийно-государственных органов. Все творческие объединения художников ликвидировались. Зато создавались союзы писателей, художников, композиторов, которые были под неусыпным оком партии. Вся творческая деятельность литераторов, художников должна была отвечать требованиям единого творческого метода социалистического реализма. 20 века – сложный с точки зрения острых социальных противоречий и художественных поисков период украинского изобразительного искуства. Этот период обозначился большим количеством разнообразных художественных течений, в частности примитивизмом (Анна Собачко-Шостак), импрессионизмом (Николай Бурачек) и футуризма (Василий Ермилов), супрематизма (Казимир Малевич), символизма (Ю. Михайлов), модернизма (Ф. Кричевского) и авангарда (А. Богомазов, М. Бойчук, Александр Архипенко), однако продолжали развитие и традиции реализма (К. Костанди). Расширяется значение и культурное влияние центров: Киев, Одесса, Харьков, Закарпатье, Буковина. В этот период идет процесс формированиея нових тренований в искусстве, которые значительно отличаются от творческих взглядов предыдуших направлений. Новая генерація украинских живописцев отказывается от моралізаторства и живописного аскетизма. Идет отход от жанра бытовой картины, а на смену приходит інтерес к декоративностью цветных сочитаний, чувством неповторимой силы процесса творчества. В этот период молодые живописцы стреляться к не только смотреть, но и создавать пластическую структуру внутренннего мира человека, в ее сложных и многогранних связях с окуржающим миром. В этот период портретная живопись становится ключивой и влияет на другие жанры. 59. Казачество, духовенство, образование – главные субъекты утверждения национальных начал в культуре. Культура Украины в условиях иноземный гнёт оказал негативное влия ние польско-литовсой экспансии на развитие культуры. Однако, несмотря на это, в XIV-XVI веках наблюдалась консолидация украинского народа, и происходил процесс дальнейшего развития его культуры. Очень медленно развивалось образование. Школы если и существовали, то в основном, при епископских кафедрах, что в таких условиях школьное образование имело преимущественно церковный характер. Только во второй половине XVI века в Украине начали появляться учебные заведения с расширенной программой, например, знаменитая Острожская школа на Волыни. Её основатель - князь К.Острожский, потомок древнего украинского православного рода, был убеждённым патриотом и стремился к возрождению и развитию национальной культуры и образования. Он и его единомышленники сделали большой вклад в воспитание сознательных защитников национальных интересов Украины в условиях наступления католицизма и унии. Именно Острожская школа положила начало новому этапу в развитии школьного образования в Украине. В школе преподавались славянский, греческий и латинский языки и, так называемые, "семь вольных наук"- грамматика, риторика, диалектика, арифметика, география, астрономия, музыка. Школьной програмой предусматривалось начальное и среднее образование с элементами высшего. Неоценимый вклад в развитие образования и культуры внесли братские школы. Первая такая школа возникла в 1585 году при львовском братстве. Позже братские школы появились в Галиции, Холмщине, Волыни, Полесье, Подолье. Братские школы были народными, отличались от других, существующих тогда школ, своим демократизмом. В таких школах учились дети всех сословий, даже сироты. Учебные программы братских школ воспитывали патриотизм, уважение к родному языку, культуре, православной церкви. В начале XVII века наиболее известной была Киевская братская школа, которую опекало Запорожское войско и гетман П.Сагайдачный. В 1632 году Киевская братская школа объединилась со школой, которая работала при Пе-черской лавре. Новое учебное заведение получило название - Киево-Могилянский коллегиум (киевский метрополит Петр Могила был инициатором объединения школ). Учебная программа и уровень преподавания в коллегиуме приближала его к уровню западноевропейских университетов и академий. Коллегиум имел два филиала: в Виннице и в Кременце. Усиление феодального и национально-религиозного гнета со стороны Польши вызывало протест со стороны местного украинского населения и способствовало пробуждению его национального самосознания. Синонимом национальной культуры и национального самосознания в те времена была православная церковь, которая поддерживала создание школ, подготовку и издание литературных (преимущественно церковного содержания) произведений. Монастыри, как и раньше, были центрами летописания. Со второй половины XVI века в Украине появляются первые типографии, начинают печатать книги. В 1573 году известный российский первопечатник Иван Федоров организовал типографию во Львове и напечатал свои знаменитые "Апостол" и "Букварь". Они были первыми книгами, напечатанными в Украине. В конце XVI века типографии действовали в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгород-Сиверском, Рогатине и т.д. Самой крупной была типография Кие-во-Печерской лавры. Книгопечатание способствовало распространению образования, укрепляло языковую общность украинского народа. Важную роль в процессе формирования и развития национальной культуры играло устное народное творчество. В многочисленных песнях и думах, под акомпонимент кобзы или бандуры, украинский народ воспевал героические подвиги казачества в борьбе с иноземными захватчиками. В народном творчестве существовала также лирическая и социально-бытовая тематика. История украинского народа, полная войн и борьбы, отражена в письменном творчестве. Как вы уже знаете, начало письменному творчеству было положено во времена Киевского государства. Это летописи, церковные и художественные сочинения. В казацкой Украине тоже создавались такие письменные памятники. Например, была сложена Киевская летопись, в которой рассказывалось, в частности, об истории казачества. В Киева была напечатана книга под названием "Синопсис" (в переводе с греческого означает " обзор"). "Синопсис" фактически стал первым учебником по истории Украины. Автор этой книги неизвестен. Ученый-историк Самуил Величко написал исторические труды о событиях в Украине в период от гетмана Хмельницкого до гетмана Мазепы. Появились и новые по содержанию произведения - полемические. Наиболее известные из них написаны, в частности, Герасимом Смотрицким, Иваном Вишенским, которые в своих сочинениях защищали украинскую православную церковь, право украинского народа на свою культуру, самостоятельную, свободную жизнь. Казацкая эпоха богата поэзией. Один из первых украинских поэтов - Павло Русин (16 век) писал на латинском языке, как и большинство европейских поэтов того времени. В своих стихотворениях Русин воспевал человеческие добродетели, добрые взаимоотношения между людьми. Поэт Себастиан Кленович в поэме "Роксолания", написанной также по латыни, прославлял сильный, мужественный и трудолюбивый украинский народ. Подвиги казаков и гетманов воспевали в своих стихотворениях поэты Касиян Сакович, Лазарь Баранович, Даниил Братковский и другие. Например, Касиян Сакович, возглавлявший Киевскую братскую школу, написал "Стихотворение на горестное погребение шляхетного рыцаря Петра Конашевича-Сагайдачного": Во второй половине XVI века в Украине появился театр. Центром театральной жизни были ярмарки, которые устраивались в городах и сёлах Украины. Бродячие актёры развлекали публику, ставя юмористические одноактные сценки, комедии, а иногда и целые драмы. Популярностью пользовались кукольные и школьные театры. Таким образом, в тот период начали закладываться основы будущего украинского драматического театра. Неотъемлемой частью украинской национальной культуры была музыка. Музыкально-теоретические дисциплины изучались в братских школах уже с XVI века. Носителями народной музыкальной культуры в Украине были кобзари. Они играли, как правило, на многих музыкальных инструментах, в том числе на лире, сопилке, скрипке, цимбалах. В своих песнях кобзари воспевали вековую мудрость народа, его морально-этические принципы, героическую борьбу народа с внешними врагами и т.д. Новые черты появились в украинской архитектуре, живописи, прежде всего в церковной и в книжной миниатюре. Таким образом, несмотря на тяжелые условия иноземного господства украинский народ сумел сохранить и даже обогатить свою культуру. Музыка всегда тесно связана со словом. В казацкие времена, как вы знаете, очень любимы были думы, а также песни. И слова, и музыку их создавал народ. Была также распространена танцевальная музыка, которую исполняли кобзари или небольшие группы музыкантов. Очень популярными были ансамбли из трех человек, которые играли на скрипке, бубне, цимбалах. Такой ансамбль назывался троистая музыка. В церквах пели хоры. Церковному многоголосому пению обучали в специальных школах: острожской, киевской и других. Любили музыку и пение и в Киевской академии, где были хороший хор и оркестр. И неудивительно, что из академии вышли украинские композиторы с мировым именем: Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, Артемий Ведель. Так фамилия Березовского начертана золотом на мраморной доске знаменитой Болонской музыкальной академии в Италии рядом с именем Моцарта. В то время столицей Украины был город Глухов; в нем существовала музыкальная школа, воспитавшая немало известных певцов и музыкантов. Большинство из них забирали в Петербург служить при императорском дворе. ?60. Развитие театрального и музыкального искусства начала XХI ст.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.118 (0.009 с.) |