Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура послевоенного времени. Архитектура и изобразительное искусство.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Возрождение украиснкой кульутры после войны проходило с большими трудностями. В это время все средства шли на восстановление промышленности. Культурное строительство, как и ранее, финансировалось по остаточному принципу. Победа СССР в войне усилила развитие в советском обществе процессов, которые противостояли друг другу: с одной стороны – укрепление тоталитарного режима; с другой – рост общественного сознания народа, вынесшего на своих плечах все тяготы войны. Сталинский режим на требования времени ответил не реформами, а попыткой сохранить неизменность положения, усилением контроля над обществом, особенно в области идеологии. Проявления национального самосознания, критический подход к любым явлениям общественной жизни, отступление от регламентированных пропагандистских стереотипов со стороны деятелей культуры часто квалифицировались как украинский буржуазный национализм, космополитизм, антисоветская деятельность и угрожали человеку моральным и физическим уничтожением. Победоносное завершение войны способствовало укреплению личного авторитета И. Сталина. Но реалии послевоенной жизни требовали смицнення идеологического обеспечения сталинского режима. Осознавая себя победителем, народ хотел лучшего, зажиточной и свободного жизнь. Все чаще стали проявляться свободомыслие и национальные чувство, Выразителями которых была в первую очередь интеллигенция. Именно против них и было направлено острие сталинских репрессий. Это новое идеологическое обоснование сталинского режима имело особенно негативные последствия для украинском. «Ждановщина» (1946-1949 гг) означала усиление вмешательства сталинского режима в сферу идеологии, культуры, науки, литературы, искусства с целью установления жесткого контроля над духовным развитием советского общества. Особенностию развития архитектуры и изобразительного искусства в после военное время заключалось в том, что в условиях сталинского режима деятели культуры обязаны были творить в рамках так называемого социалистического реализма, который возводил функции литературы и искусства к изображению преимуществ "социалистического образа жизни" и прославления деятельности Й. Сталина. В первые послевоенные годы основными темами произведений украинских художников стали героика Великой Отечественной войны, радость возвращения недавних воинов к мирному труду. Суровый драматизм войны и высокие моральные качества советских бойцов, непреодолимая воля к победе раскрыты в полотнах В. Г. Пузырькова «Черноморцы», С. Б. Отрощенко «Партизаны», П. С. Сулименко «Знамя победы», В. В. Полтавца «Атака отбита». В картине «Возвращение» В. Н. Костецкий показал взволнованную встречу воина-фронтовика со своей семьей после окончания войны. Работая над современной темой, мастера кисти усиливали внимание к жизни и быту рабочих («Молодые кадры Донбасса» П. Ф. Депутатовой, «Донецкие шахтеры» В. М. Черникова, «Шахтеры. Смена», «Жаркий день» В. И. Зарецкого), к теме восстановления колхозного села («Хозяева земли» А. Г. Максименко). В 40—50-е годы раскрылся и окреп талант Т. Н. Яблонской. В картине «Хлеб», сразу же получившей всеобщее признание, художница передала красоту и радость коллективного труда, сплоченность людей в их битве за хлеб. В картине «Весна» преобладают спокойные ритмы, отражающие счастливую мирную жизнь городской детворы. Жизнеутверждающая атмосфера современности, поэзия природы тонко воссозданы в последующих работах художницы — «Над Днепром», «Праздничный вечер». Глубоким раскрытием внутреннего мира советского человека, особенно молодежи и детей, умением показать современника духовно богатым и содержательным отличаются послевоенные жанровые картины С. А. Григорьева «В родной семье», «Вратарь», «Прием в комсомол», «Обсуждение двойки», «Вернулся». Значительный вклад внесли художники в разработку исторической тематики. С большим мастерством написана картина Г. С. Мелихова «Молодой Тарас Шевченко в мастерской К. П. Брюллова». Среди произведений живописи, посвященных освободительной борьбе украинского народа против польско-шляхетского гнета, воссоединению Украины с Россией, выделялись полотна М. Г. Дерегуса, С. И. Репина и В. Я. Савенкова «Переяславская рада», М. И. Хмелько «Навеки с Москвой, навеки с русским народом», К. Д. Трохименко и В. Д. Кравченко «Весна 1648 года». Тенденция лирико-эпического осмысления исторической темы нашла наиболее полное выражение в творчестве М. Г. Дерегуса («Тарас во главе войска», «Дума про казака Голоту»), М. И. Кривенко («Ехал казак на войну...»). Развитие портретной и пейзажной живописи в первые послевоенные годы связано в основном с творчеством художников старшего и среднего поколения. Портреты партизанки М. В. Вовчик-Блакитной, народной артистки СССР М. И. Литвиненко-Вольгемут, знатных сталеваров Днепровского металлургического завода им. Ф. Э. Дзержинского, созданные А. А. Шовкуненко, свидетельствуют об исключительном умении художника раскрыть духовный мир человека, подчеркнуть типическое в его характере. Портреты поэтессы Н. Л. Забилы, поэта Л. С. Первомайского, автопортрет написал Д. Н. Шавыкин. Худоя«гак создал и замечательные пейзажи — «Чайки», «Вечер на Днепре». Интенсивное развитие в 40—50-е годы получила монументально-декоративная живопись. Группа киевских монументалистов создала росписи, витражи и орнаментальные рельефы во Дворце культуры в Новой Каховке. Среди росписей здесь выделяется огромный плафон, выполненный на прямоугольном потолке концертного зала на тему «Слава строителям коммунизма» (авторы — В. И. Бондаренко и Б. Н. Пианида). Полуротонда над лестницей, ведущей на второй этаж, украшена многоцветным витражом «Дружба народов», на котором изображены представители народов СССР во время демонстрации на Красной площади в Москве (автор A. В. Мызин). Характерными произведениями монументальной живописи конца 50-х годов являются плафон в Киевской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (художник А. М. Чернов), панно В. И. Бондаренко «Казацкая песня» и Д. Н. Шавыкина «Чумацкая песня» в магазине музыкальной литературы на Крещатике, мозаичная композиция «Урожай» С. А. Кириченко и Н. Г. Клейн, выполненные Г. Л. Довженко монументально-декоративные рельефы в Новой Каховке, комплекс росписей на Выставке достижений народного хозяйства Украинской ССР (группа авторов). Значительным событием в культурной жизни республики, в т. ч. и Киева, был II республиканский съезд художников Украины, состоявшийся в 1956 году. В следующем году состоялся I всесоюзный съезд художников СССР, подведший итоги творческих достижений и определивший перспективы дальнейшего развития советского искусства. Артитектура. Архитектура в послевоенные годы вступает в новый этап своего развития. Полностью были восстановлены города Севастополь, Тернополь (1945-54г. г.), были создан архитектурный ансамбль Крещатика – главной улицы Киева. В связи со строительством Каховской ГЭС возник город Новая Каховка (1951-54 г. г.). Градостроительству этого времени присущи поквартальная застройка, ориентация на создание законченных архитектурных ансамблей. Фасады декорировались различными архитектурными формами классики в сочетании с элементами и мотивами украинского барокко. Возникли новые типы общественных зданий (Дом техники в Луганске, 1954 г.); киноконцертный зал им. М. И. Глинки в Запорожье, 1948-53 г. г., первый автовокзал междугородней связи в Харькове. В послевоенное десятилетие создано более 1 тыс. проектов планировки и застройки сел. Украины. Новый этап в развитии украинской архитектуры характеризуется сменой стилистической направленности, состоящей в осмыслении новых индустриальных материалов и конструкций. Грандиозные масштабы строительства породили его индустриализацию. В республике работали более 40 домостроительных комбинатов. На протяжении 50-60-х годов строили, в основном 5-этажные крупнопанельные дома с малометражными квартирами, вошедшие в историю как "хрущевки" или "хрущобы".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.95.56 (0.006 с.) |