Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура Украины конца хiх ст. – началу XXст. Развитие литературы, театра. Развитие кино.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Условия развития украинской кульутры были очень неблагоприятные. культуре приходилось противостоять давлению великодержавного овенизма со стороны России, Польши, Венгрии и Австрии.Но украинская культура и искусство имели преимущество. Он говорили на понятном для народа языке. Литература 2 пол.19 века –нач.20 века находится под. воздействием творчества Т. Г. Шевченко. После его смерти наиболее заметной фигурой в украиснкой литературе становиться П. Кулиш, который был авторм «Черной Рады». Формируется реалистическое направление влитературе, начатое в творчестве Марко Вовчка. В 70-90-х годах література все більше обращается к художетсвенному отражению сроциальных и психологическим проблемам общества, обогащается произведениями многих талантливых литератов: И. Нечуй- Левицкого (автор «Кайдашевой семи»),Панас Мирный («Хиба ревуть воли як ясла повни»), Леся Украинка – автор патриотической поэзии, Иван Франко, М. Коцюбинского, Василий Стефаник, В. Виниченко. Вопреки государственным запретам развивается украиснкая драматургія. Появилось много драматических призведений на украиснкую тематику. Ярким представите лем украинской драматурги является М. Старицкий, автор болем 25 пьес, нових висот достигла драматургия М. Кропивницького, И.Карпенко-Карого. 2 пол. 19 века стала началом формирования профессионального театра в Украине. Первая украинская профессиональная трупа появилась в 1882году по инициативе М. Кропивницкого в Елисаветграде. В течении 80-90-х годов в украине действовало несколько ведучих театральних коллективов (Старицкого, Кропивницкого, Садовского). Трупа, которую возглавлял Г. Деркач в 1894 году давала представление в Париже. В 1906 году Садовский создал первуй украинский стационарный профессиональный театр в Полтаве, который затем перехал в Киев и стал 1 стационарным театром в Укераине. Украинский кинематограф дореволюционных времен развивался очено противоречиво и неровно.Еще до революции была роздана матеріально-техническая база украиснкого кинопроизводства и кинопроката, Византийское искусство и особенности воссоздания образа мира и человека. В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое и выдающееся место. В течение всего своего тысячелетнего существования Византийская империя – прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока – оставалась центром своеобразной и поистине блестящей культуры. Первый этап византийской культуры приходится на период укрепления государственной самостоятельности новой империи и утверждения в ней новой системы миропонимания – христианской. Новая идеология широко использовала культуру как средство своего распространения, медленно, но неуклонно переходя от непримиримого неприятия античных традиций к сближению, взаимопроникновению и взаимообогащению античной и христианской культур. В VI–середине VII в. в Византии был создан свой собственный стиль в искусстве, художественно-эстетическую специфику которого унаследовали в средние века страны православного региона, включая Древнюю Русь. Поскольку человек стоял в центре внимания христианского мировоззрения, человеческая фигура выступала носителем основных художественных идей. Наиболее значимые фигуры композиции (Христос, Богоматерь, святые) изображались обычно во фронтальном положении. Окружающие их фигуры располагались в более свободных позах (чаще всего в трехчетвертном развороте), чем подчеркивалась особая значимость, иерархичность центральных фигур. В профиль изображались, как правило, отрицательные (Иуда, Сатана), а изредка и второстепенные персонажи. Композиции в византийской живописи, особенно часто в иконах, строились по принципу максимальной статичности и устойчивости, что выражало непреходящую значимость изображаемых событий, их вневременность.Важнейшей особенностью нового, спиритуалистического стиля стал отказ от объемности, свойственный античному реалистическому искусству. Фигуры людей утратили живой механизм движения. Они приобрели значительность, но стали плоскостными и в известной мере схематичными. Композиционная связь между персонажами, сюжетно связанными друг с другом, стала менее выраженной, теперь они обращались не друг к другу, а к зрителю. Центром многих изображений выступала обычно голова (или нимб) главной фигуры, независимо от ее размеров. Круг нимба определял центр гравитации иконы. Поэтому в ней фигуры обычно не стоят на земле, а как бы парят, что создает иллюзию их нематериальности. С помощью ряда канонизированных приемов в византийском изображении создавалось особое художественное пространство. Византийские мастера объединяли в одной целостной композиции разнопространственные, разновременные и одновременные события. Они не пользовались для организации пространства перспективой. Византийский художник изображал предметы как бы в «обратной перспективе», при которой фигуры и предметы, находящиеся в отдалении, изображались в более крупном масштабе, чем передние, что усиливало непосредственный контакт со зрителем. Пейзажный фон и изображенные элементы архитектуры трактовались теперь условно и обобщенно. Действие практически никогда не изображалось происходящим в интерьере, что связано с обостренным ощущением средневековым живописцем вневременности и внепространственности изображаемого явления. Для византийского искусства характерен принцип инвариантности художественного мышления. Почти все изображения представляли небольшой ряд ясных цветовых и пластических символов, обладающих устойчивыми для православного региона художественными значениями. Наиболее распространенными символами, ставшими иконографическими инвариантами, являются: женская фигура с распростертыми руками (типа «Марии Оранты») – символ материнской защиты; распятая на кресте фигура – символ человеческих страданий; фигура в нимбе – знак святости; крылатая фигура ангела – символ духовной чистоты и красоты. Признание христианства официальной религией стимулировало широкое и повсеместное строительство церквей. В период с VI до IX в. господствующей формой храма был тип купольной базилики. Храм представлялся византийцам неким сложным феноменом, объединяющим небесный и земной уровни бытия и приобщающим верующих к горнему миру и к самому Богу. В Византии красота храма – символ основных ценностей христианского универсума – вечной жизни, премудрости и самого Бога. В Византии красота храма – символ основных ценностей христианского универсума – вечной жизни, премудрости и самого Бога. Культуре Византии, влияние которой намного пережило саму империю, по праву принадлежит видное место в общем развитии Европы и всего человечества. Украинская культура в 30 – те годы. Образование, высшая школа, наука. С началом 30-х годов школа подверглась новым изменениям. В июле 1930 г. ЦК ВКП (б) принял постановление "О всеобщем обязательном обучения". Чтобы реализовать принцип обязательности, нужны были новые школьные помещения, кадры учителей, учебники и пособия. Для решения этих проблем при СНК УССР создали комитет содействия всеобуча ("всеобщее обучение") во главе с председателем правительства В. Чубарем. Осуществлялась коренная перестройка школьной сети. Начальные школы переводились на семилетнее обучение. Некоторые семилетки на десятилетний срок обучения. В 1934 г. вводилась единая структура общеобразовательной школы трех типов: начальная (четырехлетнее обучение), неполная средняя (семилетнее) и средняя (десятилетнее). Началось массовое строительство школ. Уже в 1932/1933 учебном году 98% детей школьного возраста ходили в школу 80% учащихся в УССР учились в украинских школах. Национальные меньшинства имели свои школы: русские, еврейские, польские, немецкие, болгарские, молдавские, татарские т.д. Но в конце 30-х годов большинство из них перевели на украинский или русский язык обучения. В 1938/1939 уч.г. во всех школах СССР ввели обязательное изучение русского языка. Обучение обеспечивали более 150 тыс. учителей Претерпела перестройки и система высшего образования. Возросло количество вузов. В 1938/1939 уч.г. их насчитывалось 129 (в 1914/1915 уч.г. было лишь 19). В 1933 г. были восстановлены университеты в Киеве, Днепропетровске, Одессе и Харькове. В конце 1935 г. были отменены ограничения, связанные с социальным происхождением абитуриентов. За годы первых двух пятилеток вузы и техникумы УССР подготовили 300 тыс. специалистов. Развитием фундаментальной науки проникалась украинский (Всеукраинская) академия наук (УАН, впоследствии ВУАН, а с 1936 г. Академия наук УССР), которая с начала 20-х годов все больше становилась государственным учреждением, деятельность которого жестко регламентировалась партийными органами. Все другие научные учреждения, в частности Украинское научное общество, были ликвидированы или подчиненные ей. В 20-30-е годы шел активный процесс огосударствления науки, ее идеологизация. Государственно-партийное руководство стало определять характер идейных, кадровых и организационных изменений в науке. Главным критерием оценки ученого была преданность партии и власти, а не его научные способности. В СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С. И. Вавилов основал Физический институт АН, тогда же создан Институт органической химии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. Создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И. П. Павлов, селекционер И. В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия. Возрождается историческая наука. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б. Д. Греков - автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в.» и др.); академик Е. В. Тарле - знаток новой истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.) В то же время тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С. П. Королев и многие другие. Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.74.27 (0.008 с.) |