Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура Киевской Руси – средневековый тип культуры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство, производственную основу которого составляло земледелие, а уже в X—XI вв. Киевская Русь превращается в могущественное и обширное государство. Выгодное географическое положение Киева на Днепре, на южной точке великого водного пути "из варяг в греки", соединявшего Киев с Северо-Западной и Юго-Восточной Европой, хороший климат, плодородная почва и близость к Византии сделали эту область первой сценой русской истории, а самый город Киев — важнейшим экономическим и культурным центром восточных славян. Киевская Русь была колыбелью трех братских народов — русских, украинцев и белорусов, в ту пору бывших единым народом с общим языком, литературой, музыкой. В период складывания и расцвета феодализма на Руси (конец Х-XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имела свои самобытные черты и испытывала влияние соседних земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (в 988 г.). Вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры. Важно отметить, что русское искусство периода Средневековья формировалось в столкновении двух укладов - патриархального и феодального и двух религий - язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживались в феодальной Руси, так и язычество напоминало о себе почти во всех видах искусства. Рубеж X—XI вв. — это особый период в истории Русского государства, который характеризуется быстрым развитием искусства во всех его направлениях. Этот стремительный взлет связан не только с процессом формирования единого государства, но и с расширением связей молодого Русского государства со странами Востока, главным образом Византией, и с Западом. Киевская Русь на рубеже X—XI в. вступает в новую стадию развития. Неизбежным становится активное влияние зрелой византийской, греческой культуры. Византия в X в. переживает свой высокий подъем. Она оказывает сильное воздействие на молодую, расцветающую культуру Киевской Руси. Значительным весом Древнерусского государства в европейских делах обусловлено и то, что западные послы, купцы, воины были в то время нередкими гостями Киева. Их поражали размеры столицы Руси, великолепие ее дворцов и храмов. Сообщаемые ими сведения о Киеве находили обобщенное отражение в западных хрониках и космографиях. Так, Адам Бременский, известный географ XI в., назвал Киев «соперником Константинополя и лучшим украшением греческого мира». О Руси и ее столице находим частые упоминания в эпическом творчестве народов Западной Европы — скандинавских сагах, немецких героических поэмах, французских рыцарских романах. Славянская мифология как основа культуры Украины. Славянская мифология представляет собой совокупность ми-фологических представлений праславян времени их единства. Праславянские мифологические тексты не сохранились, поэтому знания об основных элементах славянской мифологии реконструированы из вторичных фольклорных источников, а также предметов изобразительного искусства. Украинская культура буквально пронизана символикой, уходящей корнями в мифологическую древность, к своим праславянским корням. Эта символика воплощена в произведениях фольклора: в сказках, народных песнях, пословицах и поговорках, в народных промыслах, произведениях авторской художественной литературы, искусства, в слове. Классифицируя символы, принадлежащие украинской культуре, можно выделить несколько уровней мировосприятия. 1. Цветовая символика играет огромную роль в украинской культуре. Её влияние прослеживается в восприятии некоторых слов, обозначающих цвета. Здесь чётко выделяется смысловая триада «зелена - хороша- молода» с акцентным словом «зелена», имеющим символическую цветовую окраску. Красный цвет означает амбивалентные символы: власть и бунт, любовь и месть; белый - символ радости, чистоты, дневного света; жёлтый - воплощает такие понятия, как радость, зрелость, урожай, но и одновременно - болезнь, смерть, потусторонний мир; синий считается цветом доверия, бесконечности, грусти. 2. Фитосимволика. В древние времена цветы имели ритуальное значение. Это связано с древнейшими культами древнерусских берегинь (существ, обитающих на берегах рек). Есть сведения, что у славян богиня жизни и плодородия Жива (С1ва) изображалась традиционно в образе женщины с цветами в руках. Барвинок являлся символом победы весны над зимой, василёк - чистоты и добра, мак - сна и смерти, скоротечности жизни и красоты девушки; калиной украшали одежду невесты, чтобы подчеркнуть её чистоту. Дуб считался символом Перуна и других богов, а также олицетворял цельность, здоровье, силу, мощь, прекрасного юношу. Верба - прадерево жизни, силы возрождения и, одновременно тоскующей женщины, вдовы. 3. Зоосимволика. Мифологическим содержанием наполнены образы животных, птиц, насекомых, которые нашли своё место в народной украинской символике. Например, волк - символ зла, жестокости; сова - потаённых знаний, мудрости, несчастья и лжи. 4. Аграрная символика. События сельскохозяйственной жизни были наполнены для наших предков сакральным, потаённым смыслом. Например, сенокос представлялся им символом смерти и нового рождения одновременно. 5. Символика, связанная со сторонами света. Восток-Запад - символ жизни-смерти, света-тьмы, начала-конца. Подобные представления легко объясняются процессом вращения Земли вокруг Солнца и, соответственно, смены дня и ночи. 6. Символика, связанная с устройством человека. Око - символ разума и духа, Солнца, но и злых сил. Сердце - символ Центра, Бога, жизни, доброты, любви, грусти. Волосы - знак энергии, здоровья, скорби (распущенные волосы у славянской женщины). 7. Ландшафтная символика связана с восприятием элементов ландшафта: степь, поле, лес, курган (могила) и т.д. Курганы (могилы) являются символом вечности, памяти, задумчивости, грусти. 8. Бытовая символика. Множество предметов быта обладали для наших предков символическим значением: веретено, колодец, соль, рушник. Например, «скриня» (сундук) - символ зажиточности, трудолюбия невесты, разумного брачного выбора. 9. Демонологическая символика - символика, опирающаяся на образы чертей, домовых, ведьм, русалок, упырей и другой нечисти. Например, вий - незрячий, с заросшими густыми волосами глазами старик со смертельной силой взгляда; вовкулак - человек-волк, оборотень; водяной, домовой, лесовик, полевик, созданный чёртом для жизни в поле и вреда людям; скарбник (охранник богатств своего хозяина, выполняющий свою работу за проданную ему душу). Мифотворчество славянских народов породило яркие образы и мифологические истории, которые по сей день вдохновляют поэтов, писателей, драматургов, художников, скульпторов, сценаристов и кинорежиссёров к созданию новых произведений искусства, где ведьмы и русалки, Перун и Велес, добрые и злые силы обретают продолжение в своей новой художественной жизни. Искусство Киевской Руси. Искусство, сложившееся в Киевской Руси IX-XII вв. и характеризовавшееся синтезом восточнославянских культурных традиций и традиций Византии и стран Балканского полуострова. Рубеж X—XI вв. — это особый период в истории Русского государства, который характеризуется быстрым развитием искусства во всех его направлениях. Этот стремительный взлет связан не только с процессом формирования единого государства, но и с расширением связей молодого Русского государства со странами Востока, главным образом Византией, и с Западом. Киевская Русь на рубеже X—XI в. вступает в новую стадию развития. Неизбежным становится активное влияние зрелой византийской, греческой культуры. Для искусства этой поры характерна одна отличительная черта - монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели культовое назначение. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма -типичная для греко-восточных православных стран. Наиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная - «opus mixtum» - стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе - цемянке. Сразу после принятия христианства в Киеве был построен храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (989-996) - первый известный нам каменный храм Киевской Руси. С XI столетия в Киеве сохранилось несколько памятников, и самый известный из них - София Киевская, главный собор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол. Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия. 1036 г. в летописи впервые упоминается заложенный собор Спаса Преображения в Чернигове. В архитектуре второй половины XI в. влияние церкви сказывается в усилении аскетизма в художественном облике храма по сравнению с праздничным, ликующим образом первой половины столетия. Господствующее положение занимает теперь одноглавый трехнефный шести-столпный храм. Именно такими были не дошедший до нас Успенский собор Киево-Печерского монастиря, собор Михайловского Златоверхого монастыр, собор Выдубицкого монастиря. В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи - мозаике и фреске. Систему росписи культового здания, как и сам тип здания, русские мастера восприняли от византийцев. Мозаики и фрески Киевской Софии позволяют представить систему росписи средневекового храма, дошедшую до наси в настоящем виде поражающую своей грандиозностью. Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но и воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом. Язык мозаик прост и лаконичен. Изображения плоскостны, что характерно для средневекового искусства. Во фресковой технике в Киевской Софии выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии и архангела Михаила («Встреча у Золотых ворот», «Обручение», «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Сошествие во ад»). В XI в., несомненно, было создано много икон, знаем даже имя одного русского мастера -Алимпий, -жившего в конце XI в. Особым разделом древнерусской живописи является искусство миниатюры рукописных книг, которые сами по себе представляли сложную и изысканную форму искусства. Древнейшей русской рукописью является «Остромирово Евангелие» (РНБ), написанное в 1056-1057 гг. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира. Огромную роль в жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Древнерусские мастера были искусны в разного вида техниках: в скани (так называлось искусство филиграни, изделий из тонкой проволоки), зерни (маленькие металлические зернышки, напаянные на изделие), черни (изделия из серебра украшались сплавом из черного порошка: рельеф сохранялся серебряным, а фон заливали чернью), особенно в самом изысканном виде искусства - финифти, т.е. технике эмалей, выемчатых и перегородчатых. Эмаль чаще всего сочеталась с золотом, а серебро - с чернью. Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния - византийское, южнославянское, даже романское,- Киевская Русь создала свое самобытное искусство, культуру единого феодального государства, предопределила пути развития искусства отдельных земель и княжеств. ? 8. Изменения в экономической, политической и культурной жизни
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.166.157 (0.007 с.) |