Особенности культуры Давнего Рима. Ведущие виды искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности культуры Давнего Рима. Ведущие виды искусства.



Художественная культура древнеримского периода античности развивается в условиях активного диалога своего и чужого, взаимопроникновений, заимствований. Заимствуя многое у греков и варваров, Рим и в этой сфере культуры создает ценности, в которых высвечивалось сотворенное до его владычества и, в пределах римского государства, и римлянами и неримлянами.. Во-первых, из богатейшего арсенала древнегреческой художественной культуры римляне брали в основном то, что соответствовало настрою и вкусам римского общества в каждый период его развития. Во-вторых, римляне превзошли греков в ряде цивилизационно-технических достижений. Так, в строительстве-архитектуре применение обожженного кирпича и так называемого римского бетона дало им возможность строить сложные сооружения, возводить своды и купола больших объектов. Техника обработки мрамора, облицовки мрамором достигла в Риме очень высокого уровня. Все это позволило римлянам создавать грандиозные инженерные и архитектурные сооружения (акведуки, цирки, дворцы, особняки, бани-термы). И эти сооружения, помимо всего прочего, выражали идею величия Рима, особенно императорского. В скульптуре для этого наиболее подходили величественный стиль Фидия и атлетическая красота статуй Поликлета, греческих скульпторов, на которых стали ориентироваться скульпторы римские. Но они превосходили греков в тонкостях деталей и отделки мраморных статуй. И кроме общей идеализации, в статуях, в частности портретных, сказывалась особенность римской художественной культуры, - нацеленность на выявление портретного сходства с острыми изобразительными характеристиками. Эта особенность видимо, связана с римской традицией изготовления “имагинас”, точных скульптурных изображений умерших старших. Во всяком случае, реализм римского скульптурного портрета, органично сочетающийся с элементами идеализации образов, до сих пор производит чрезвычайно сильное впечатление. Римские скульпторы стремились схватить и изобразить самое характерное в человеке, вплоть до выражения особенностей его внутреннего, духовного мира, душевного настроя. Наряду с изобразительным искусством, в Риме мощно, хотя и сравнительно поздно, развивается литература. В III в. до н. э. появляются первые известные поэты и римский театр. Театр в Риме, как и в Греции был связан с культовыми действами. Это был один из видов “игр” во время празднеств. В Риме явное преимущество имела комедия, которая начинает ориентироваться на буффонаду, комизм бытовых ситуаций, комедию интриги. Такие римские комедиографы как Плавт и Теренций, заимствуя некоторые сюжеты и приемы у греческих драматургов, осмеивали жажду накопления, ростовщичество. Они, во всяком случае, Плавт, стремились и умели возбуждать смех и создавать яркие гротескные типажи. Римская проза в ее становлении оказалась существенно связанной с ораторским искусством, красноречием и историческими сочинениями (Цицерон, Цезарь, Тит Ливий, позже Тацит, и др.). В I-II вв. н. э. в Риме появляется новая прозаическая форма, так называемый “античный роман”, с сатирическим, комическим содержанием, низменно-бытовыми действиями героев и шутками (“Сатирикон” Петрония и “Золотой осел” Апулея). Сатира, причем порой очень злая, получила в Риме значительное развитие. Эпиграммы Марциала и сатиры Ювенала, желчные, яростные, и сегодня производят огромное впечатление на читателей. Впрочем, это были уже стихотворные сатиры, появившиеся тогда, когда поэзия достигла в Риме своего расцвета, начавшегося в I в до н. э. Одним из первых поэтов этого периода был Катулл. Лирика Катулла. Римская поэзия достигла своих высот в так называемый “век Августа”, “золотой век” римской литературы. Известный Меценат был другом принцепса (фактически императора) Августа. К кружку Мецената принадлежали такие поэтические знаменитости как Вергилий и Гораций. Примерно в то же время разворачивается творчество Овидия, певца любви и любовного томления. Римские поэты используют многое из того, что было создано их предшественниками - греками: сюжеты, мотивы, жанры, и т.д. Но они достаточно своеобразны, чтобы развивать далее само поэтическое искусство и теоретически осмыслять это развитие, как это делал Гораций в своем сочинении “Об искусстве поэзии”. В сравнении с греческой поэзией римская более разнообразна, более разработана в своих приемах, но и более рационализована, порой более нравоучительна. Она вроде бы несколько менее ориентирована на некоторые сферы жизненной практики, не выступает столь откровенно в качестве военной, политической. Она, пожалуй, более направлена на получение от нее чисто художественного наслаждения, рассчитана на успех у читателей, организована для этого, мастерски “выполнена”, и в этом смысле вполне классична.

В целом римское искусство очень богато и разнообразно. Эстетические моменты и в самой жизни и в искусстве видимо ценились римлянами чрезвычайно высоко. Для Рима была характерной все более пышная театрализованность праздников, церемоний, правда, тяготеющая к безвкусице, фальшивому блеску. Римляне уважали и ценили торжественность и спокойную пластичность движений и одеяний, украшали свои жилища мозаиками и росписями. У римлян проявлялась тенденция к безмерности, грандиозности, вычурности, хотя в лучших художественных творениях им давалась классическая строгость, иногда, впрочем, излишне рассудочная, холодноватая. В Риме стремились все свести к нормам, правилам: и в жизни и в искусстве. Римская культура уже не видела в красоте высшей ценности. То есть, красота для римлян, в отличие от греков, не совмещалась с Благом, красота имела как бы более внешний смысл.

Пробуждение национального сознания украинского народа. «Просвита» и его роль в

Культурном процессе.

Национальное возрождение - это процесс пробуждения и формирования сознания народа, который проявляется в развитии духовной культуры, стремлении воссоздать собственное историческое прошлое, защите языка и наконец возникновении и развитии движения за восстановление своей государственности. Оно основывается на идее национальной идентичности. Первое культурно-просветительское общество «Просвита» была открыаы в 1868 году во Львове. Дать современное образование народу – такую цель ставили просвиты. Они развернули активную деятельность как в городах, так и в селах. В конце 19 века общество имело в своем распоряжении 816 читален и 19 их филиалов. С их помощью к лучшим достижениям украиснкой и мировой литературы приобщались тысячи простых людей. «Просвита» и составные участникинационального движения финансировали деятельность кооперативов на Западной Украине. Представители Галицкой Просфиты прилажили не мало усилий по открытию украинских школ и преподавния в них на украиснком языке. Что касается украинских земель в составе России, то общество «Просвита» появились в ходе революции 1905-1907 годов. Первая «просвита» была открыта в Одессе 30 октября 1905 года. Она имела собственную библиотеку, исторический музей, создала отдельный фонд для издания книг. Общество «Просвита», которе действовало на территорииЕкатеринославля проводила работу в 4-х секциях:драматической, вокально-музыкальной, литературной и библиотечной.В 1095 году общество «Просвита» появилась в Киеве. К середине 1907 года в Украине действовало 35 организаций «Просвита». Деятельность просвит заключалась не только в распростаранение украинской литературы, но также идеи и знания, которые могли бы вывести село из отсталости. Через кооперативы члены просвит стремились помочь крестьянам получить элементарыне знания по агротехнике, вообще научить пользоваться достижениями науки.

49. Современные этапы культуры в Украине. Закон о языке, образовании, основах законодательства о культуре.

В развитии национальной культуры наметились новые тенденции, открылись качественно новые перспективы. С принятием Коснтитуции в 1996 году были закреплены основные тенденции развития кульутры, языка, образования. Важным средством проведения государственной политики в сфере социально-культурного строительства является законодательство.23 мая 1991 г. Закон «Об образовании», регулирующий общественные отношения в сфере воспитания, обучения, профессиональной, научной подготовки граждан. Его справедливо можно считать своеобразной «конституцией» образования. В Законе образование определяется приоритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного развития общества. Целью образования провозглашается всестороннее развитие человека как личности и высочайшей ценности общества, развитие его талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, обеспечение различных сфер экономики квалифицированными работниками, специалистами. Основными принципами образования являются: доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, которые предоставляются государством; равенство условий каждого человека для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития; гуманизм, демократизм; приоритетность общечеловеческих духовных ценностей над политическими интересами; органическая связь с национальной историей, культурой, традициями; независимость государственной системы образования от политических партий и других общественных и религиозных организаций; научный, светский характер образования в государственных учебно-воспитательных учреждениях; интеграция с наукой и производством, взаимосвязь с образованием других стран; гибкость и прогнозируемость системы образования; непрерывность и разнообразие образования; соответствие образования мировому уровню; объединение государственного управления и общественного самоуправления в системе образования. 10 февраля 1998 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О профессионально-техническом образовании». Этот Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы профессионально-технического образования, создание условий для профессиональной самореализации личности и обеспечение потребностей общества и государства в квалифицированных рабочих. 13 мая 1999 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «Об общем среднем образовании». Законодательство Украины об общем среднем образовании базируется на Конституции Украины и состоит из Закона Украины «Об образовании», Закона «Об общем среднем образовании», других нормативно-правовых актов и международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. 17 января 2002 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О высшем образовании». Этот Закон направлен на урегулирование общественных отношений в области обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан Украины. Он устанавливает правовые, организационные, финансовые и прочие основы функционирования системы высшего образования, создает условия для самореализации личности, обеспечения потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.До 1992 г. законодательство Украины по вопросам культуры не имело единого базового системообразующего акта. Оно состояло из совокупности довольно разрозненных по конкретному содержанию в основном отраслевых нормативных актов, регламентирующих деятельность субъектов и объектов управления в сфере искусства, культурно-просветительной работы, кинематографии, телевидения и радиовещания, издательского дела и т. п. 14 февраля 1992 г. Верховная Рада Украины приняла Основы законодательства Украины о культуре, которые определяют правовые, экономические, социальные, организационные основы развития культуры в Украине, регулируют общественные отношения в сфере создания, распространения, сохранения и использования культурных ценностей и направлены на реализацию суверенных прав Украины в сфере культуры; возрождение и развитие культуры украинской нации и культур национальных меньшинств, проживающих на территории Украины; обеспечение свободы творчества, свободного развития культурно-художественных процессов, профессионального и самодеятельного художественного творчества; реализацию прав граждан на доступ к культурным ценностям; социальную защиту работников культуры; создание материальных и финансовых условий развития культуры. Существенным шагом развития законодательства о культуре стало принятие Законов Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» (1992), «О телевидении и радиовещании» (1993), «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» (1993), «О музеях и музейном деле» (1995), «Об информационных агентствах» (1995), «О библиотеках и библиотечном деле» (1995), «Об издательском деле» (1997), «О системе общественного телевидения и радиовещания Украины» (1997), «О кинематографии» (1998), «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей» (1999), «Об охране культурного наследия» (2000), «О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине» (2003). Закон о языках был принят в Украине 1989г и опеределил основные задачи регулирования общественных отношений в сфере всестороннего развития и употребления украинского и других языков, которыми пользуется население республики, в государственной, экономической, политической и общественной жизни, охрану конституционных прав граждан в этой сфере, воспитание почтительного отношения к национальному достоинству человека, его культуре и языку, дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества народов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.006 с.)