Развитие культурных процессов в Украине на современном этапе, в годы независимости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие культурных процессов в Украине на современном этапе, в годы независимости.



После провозглашения независимости Украины в1991 году в культурной сфере сложились весьма противоречивые условия для развития культуры. В стране, с одной стороны, впервые за многие годы сложились благоприятные условия для развития культуры. Были ликвидированы все цензурные контролирующие органы. Преград для свободного развития украинской культуры не было. Государство перестало контролировать, но оно не обеспечивало в должной мере финансирование культуры. В литературно-художественной жизни утверждается плюрализм, пришедший на изменение присущем тоталитарном системе однотипном заидеологизированной художественном отражению действительности. Переосмысливаются догмы социалистического реализма. Уже в феврале 1992 Министерство культуры Украина подготовило программу развития в национальной культуре, которая практически порывала с тоталитарным прошлым и направляла развитие культуры на путь исповедание высших гуманистических ценностей. В первые годы независимости были созданы Комитет Национальной премии им.Т.Шевченко. Среди первых лауреатов Шевченковской премии независимой Украины стали узник сталинских концлагерей Б.Антоненко-Давидович (Посмертно), диссиденты А.Калинец, Т.Мельничук, художники М.Максименко, Г. Синица, капелла бандуристов им.Т.Шевченко з Детройт (США) и хор имени А. Кошица из Канады. Возвращаются произведения, книг собрания, архивы и другие, культурные и духовные ценности, которые з различных причин были вывезены из Украины за границу. Увидели свет ранее недоступные украинским читателю издания литературы украинской эмиграции – произведения И. Багряного, В. Барки, А.Телиги, С.Гординского, Л.Мосендза и многих других. В Союзе писателей Украины создана специальная комиссия, что активно включалась в возрождение имен тех деятелей культуры, которые стали жертвами сталинщины. На книжных полках появились забытые произведения писателей «расстрелянного возрождение»: М. Зерова, М. Хвылевого, Е. Плужнока, Г. Косынки и др. Вышедших произведения украинских диссидентов – В.Стуса, І.Светличного, Е. Сверстюка, В. Рубана, М. Руденко. Возобновлен выпуск журналов «Киевская старина». С 1992 в Украине выходят издания ежемесячного журнала независимого мнения «Современность». Появились новые периодические издания журналов, например, «Порог» в Кировограде, «Борисфен» в Днепропетровске. В Харькове возобновлено издание «Сборника Харьковского историко-филологического общества», публикуется журнал «Млечный путь». Широкую издательскую деятельность развернуло Научное общество имени Шевченко во Львове. Киевское издательство «Глобус» начало переиздания в Украину знаменитой «Энциклопедии украинознавства», подготовленной представителями украинской диаспоры. Свою собственную периодику имеют общества, общественных объединений и политические партии. Украина унаследовала от советской власти развитую и широко разветвленную систему образования, о том в сфере образования имели место и негативные стороны, обусловлены ограниченными связями педагогов с опытом развитых стран мира. Первый съезд педагогических работников Украины в декабре 1992 одобрил государственную программу «Образование». Программа определяет стратегические цели образования в Украине и предусматривает коренное ее реформирования, преодоление монопольного положения государства в сфере образования путем создания возможностей для функционирования в ней на равноправной основе альтернативных структур. Единственное, что в конституционном порядке признается обязательным – это общая среднее образование. Программа предусматривает переориентацию всей сферы образования на приоритетное развитие личности и создание для этого соответствующих условий в обществе. Состоялась деидеологизация и углубляется демократизация учебного процесса. В учебно-воспитательном процессе начали уже отказываться от догматической единообразия, что признает только единые учебные программы, методики и учебники. С этой целью создаются школы углубленного изучения отдельных предметов, открываются гимназии, лицеи, коллегиумы, авторские и частные школы. Уже в первые годы независимости работало 4,3 тыс. школ с углубленным изучением отдельных предметов. 179 гимназий, 130 лицеев, было открыто 17 частных школ. Была реорганизована вся система высшего и среднего специального образования, её переход на принципы Болонской системы. Осуществляется переход на 4-х ступенчатую систему: младший специалист, бакалавр, специалист, магистр. В 1992 г. было возобновлена деятельность Киево-Могилянской академии, открыто Национальную академию управления в Киеве, Академию финансов в Донецке и другие новые университеты. Введены систему государственного лицензирования и актации вузов. Появились также негосударственные учебные заведения, которые проходят аккредитацию и получают соответствующий статус по разрешению Министерства образования. Цель создания подобных заведений – оперативное реагирование на потребности рынка путем подготовки специалистов по специальностям, которые наиболее востребованные в рыночных условиях. Вузы стали более автономными в своей деятельности. Осуществляется переход на трехступенчатую подготовку: бакалавр, специалист, магистр. В Украине работают учебные заведения различных форм собственности и уровней аккредитации. Сделаны заметные шаги в деле гуманизации и гуманитаризации образования. Значительное внимание уделяется изучению украинской истории, религии, народоведения. Несколько новых научно-исследовательских институтов создано в системе Национальной академии наук Украины. В декабре 1991 г. создано Институт национальных отношений и политологии. Археологическая комиссия Института истории АН Украины была превращена в Институт украинской археографии им М. Грушевского (С филиалами в Львове и Днепропетровскую). Открыт Институт украинского языка, Институт востоковедения им. А. Крымского, Институт мировой экономики и международных отношений, Институт социологических исследований. Как учебное и научное заведение в 1992 г. при Киевском университете создан Институт украиноведения. Во многих вузах созданы кафедры украиноведения, открыто или обновлено сотни школ с украинским языком обучения, организовано тысячи украиноязычных классов в школах с русским языком обучения. С 1994 г. в Украина начала действовать Государственная программа возрождения и развития образования национальных меньшинств на период до 2000 года. В нашем государстве образование признано приоритетной сферой и поэтому должна обеспечиваться соответствующими средствами и ресурсами. Между тем, финансирование на развитие образования ежегодно уменьшалось. Частичным решением проблемы финансирования стало введения контрактной формы обучения, которая предусматривает оплату студентами обучения. Параллельно с государственными ВУЗами начали организовываться учебные заведения внебюджетного финансирования. Школы не обеспечены надлежащим количеством учебников, методических пособий и техническими средствами обучения. Время изменения не только учебников гуманитарного профиля, но и переведенных преимущественно с русского языка: по физике, химии, биологии и другим предметам.

В культуре начала третьего тысячелетия наука является ключевым фактором развития. На ней базируются передовые технологии в производстве, стиль жизни населения, система образования. В современной Украине наука испытывает острую нехватку финансирования. Экономический кризис вытеснила науку из государственных приоритетов. Уровень бюджетного финансирования на науку за последние семь лет сократился более чем в 17 раз. Неудовлетворительное материальное положение стало причиной, в основном, того, что в 1991-1998 гг. Национальную Академию Наук Украины покинуло 1 500 человек, преимущественно выехали за границу. За эти годы общая численность научных сотрудников сократилась на 27%. Выехали преимущественно специалисты в области математического анализа, физики твердого тела, механики твердого тела, хирургии. Расходы на науку не превышали 0,5% государственного бюджета. В этих условиях наука не дает должной отдачи. Несмотря на большие потери, Украина удалось в условиях независимости не только сохранить, а в некоторых отраслях и существенно укрепить ядро научно-технического и технологического потенциала. Речь идет, прежде всего, о потенциале самолетостроения. Создано три принципиально новые модели самолетов. Украина принимает участие в реализации международной программы ракетно-космического комплекса морского базирования «Морской старт»и «Глобалстар». Девять судостроительных заводов Украины способны выполнить любые заказы на строительство современных судов как гражданского, так и морского назначения. Украина входит в пятерку стран мира по развитию танкостроения продукция которого не уступает передовым мировым аналогам. Наше государство сохраняет высокотехнологичные конкурентоспособные производства в приборостроении, производстве энергетического оборудования и тяжелом машиностроении. В Украине сохранились признанные в мире собственные научные школы и уникальные технологии разработки новых материалов, способных обеспечить развитие высокотехнологичного производства на уровне лучших мировых стандартов. Позитивные и негативные тенденции переплетаются в области художественной культуры. Театр сегодня стал режиссерским. Это означает, что каждый режиссер сегодня по-своему трактует пьесы даже известных драматургов. Наиболее модные имена Р.Виктюк, Б.Жолдак, В.Оглоблин. Украинский кинематограф переживает ныне трудные времена. Перестала существовать Ялтинская киностудия. Одесская и киностудия им. А.Довженко испытывают большие трудности. Резко сократилось количество фильмов, выпущенных в Украине, прекратили свою работу многие кинотеатры. Государство прекратило финансировать кино, и просторы Украины заполонило третьеразрядное американское кино. В 1992 году была создана Всеукраинский музыкальный союз. Создано Одесский филармонический симфонический оркестр. Государственный ансамбль солистов «Киевская камерата». Большую популярность приобрел Всеукраинский фестиваль современной песни и популярной музыки «Червона рута». Вошли в практику международные праздники-конкурсы «Лесины источники», «Сорочинска ярмарка»; международные фестивале Украинский фольклора «Берегиня», авторской песни «Золотые ворота». Голоса оперных певцов А.Кочерги, В. Лукьянец, В.Пятнички звучат на оперных сценах не только Украины, но и за рубежом. Новые песни слушателям дарят Т.Повалий, И. Билык, А.Пономарев, Руслана и многие другие. В 2004 году победительницей Евровидения стала Руслана. Развивается украинское изобразительное искусство. Проходят разнообразные художественные выставки. Заслуженной славой отцов постмодернизма пользуются такие художники, как О.Дубовик, Л.Медвидь. Они, также как и художник-реалист И.Марчук широко известны и за рубежом. Представители современного искусства В.Попов, Ю.Горбачев, С.Поярков поставили свое искусство на коммерческую основу. Национальное возрождение стимулировало рост сети музее. В областях открыто 29 новых государственных музеев. Основаны новые историко-культурные заповедники в Батурине, Глум, Дубно, Збараж, Корсунь-Шевченковском т.д. Став независимой, Украина начала воспроизводить закачать свою историко-культурное наследие. Указом Президента в 1996 г. создано Всеукраинский фонд воссоздания выдающихся памятников историко-архитектурного наследия им.О.Гончара. Ведется работа по подготовке свода памятников истории и культуры Украины. Государство взяла под свою охрану более 160 тысяч памятников, имеющих тысячелетнюю историю. 49 выдающихся ансамблей и комплексов историко-архитектурного наследия объявлены государственными заповедниками. После провозглашения Украиной независимости выдающиеся достопримечательности нашей государства были включены в списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Это ансамбли Софийского собора и Киево-Печерской лавры в Киеве, застройка и памятники исторического Львова. Уже восстановлено Михайловский Златоверхий собор, воспроизводится Успенская собор Киево-Печерской лавры. В последнее время украинская церковь переживает кризисные явления. Украинское православие оказалось расколотым, возникло множество религиозных организаций и объединений, которые относятся к нетрадиционным культам. Всего в Украине действуют более 100 религиозных объединений. Конституция Украины провозглашает свободу совести, то есть каждый человек имеет право выбирать себе религию. Сотни тысяч людей в современной Украине обращаются к религии, обретая благодаря ей духовность. Вместе с тем Украина остается светским государством. Следует также помнить, что существует значительное количество разного рода сект тоталитарного толка. В июне 2001 года состоялся визит Папы Римского в Украину. Таким образом, можно констатировать неоднозначность процессов, которые происходят в культурной сфере.

Культура Древнего Египта.

Древний Египет – это цивилизация, которая возникла на Востоке и имела особую культуру.

Письменность. Потребность в письме появилась в связи с ростом знаний, которые нужно было передавать из поколения в поколение. В начале слова предавали рисунками. Видоизменяясь, рисунки постепенно превратились в иероглифы. Одному слову соответствовал один иероглиф. Они выглядели как изображения человека и его занятий, птиц, животных, растений. В древнеегипетском письме использовалось 750 знаков, причем гласные не писались. Поэтому после слова ставились определитель – знак, поясняющий общее значение слова. Что касается направления письма, то строки могли располагаться горизонтально - сперва налево и наоборот, или вертикально – сверху вниз. Определить направление текста было несложно, если голова изображенного человека и животных обращена направо – текст надо читать справа налево и наоборот. В качестве письма египтяне использовали камень, глиняные черепки, дерево, кожу. Широкое распространение получил папирус (тростник, из которого добывали материал для письма). Папирус могли использовать больше одного раза и, длина свитков из папируса достигала 45 метров. Египтяне писали заострёнными палочками из тростника, которые изготовлялись из болотного растения каламус.

Наука. По мере развития хозяйства у египтян появилась потребность в научных знаниях. Для постройки храма или пирамиды, или дамбы им нужны были математические знания. Система счета у египтян была десятичной. Они могли производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представления о дробях, в числе которых стояла единица. Особенно велики были достижения египтян в геометрии. Они умели вычислять площадь круга, поверхность полушария, объем усеченной пирамиды. С древних времен в Египте развивалась астрономия. Они хорошо изучили небо. Звезды были объединены в созвездия, которые получили имена, обозначающие животных, например, созвездие льва, бегемота, крокодила. Больших успехов достигла медицина. Врачи бальзамировали и мумифицировали трупы, изучая при этом строение тела и различные его органы. При египтянах применялись хирургические инструменты, при лечении ран – бинты и пластыри. В Египте была создана первая «энциклопедия» - сборник слов для писцов. В них перечислялись продукты питания, сорта хлеба, виды животных - всего 800 слов. Важными наученными и техническими достижениями египтян было изобретение водяных и солнечных часов.

Образование. Египетские школы находились при храмах. Обучение начиналось с 5 лет и длилось 12 лет. Занятия в школе начинались утром и заканчивались поздно вечером. Мальчиков обучали письму, счету, чтению. С начало они писали на глиняных черепках, а когда ученик научился писать хорошо и красиво, то ему выдавали папирус. Обычно текст писали черной краской, но часто начало главы, даты в деловых документах писали красной, поэтому и появилось выражение «начинать с красной строки».

Литература. От египтян до нас дошло много произведений художественной литературы. Среди них – сказки, повести, мифы, поучения, песни. Самыми известными произведениями египтян считаются:

«Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Рассказ египтянина Синухета». Большое значение играют мифы о богах и героях. Особенно популярный в Египте миф об Осирисе. Одним из древнейших образцов поучения является «Поучение Птахотепа». До сегодняшнего дня дошли народные песни.

Архитектура, скульптура, живопись. Египтяне первыми в мире создали монументальные сооружения из камня – пирамиды и храмы.Египетские пирамиды считаются первым чудом света.

В Египте насчитывается ок.2000 разных пирамид. Самая большая – пирамида Хеопса, ее высота 155 м. Пирамиды начинали возводить при жизни фараона.Проход к пирамидам охраняет Сфинкс.

Возведение пирамид длилось десятилетия. Камень для них вырубался в каменоломнях, за несколько км от Долины мертвых. На строительстве трудились сотни тысяч человек различных профессий. Но большинство таскало камни. Не меньший интерес вызывают и египетские храмы. Один из самых знаменитых храмов находится в Карнаке. Египтяне считали, что в храмах живут боги. Как правило, храмы высекались в труднодоступных районах, среди каменных скал. Реже храмы располагались в зданиях-дворцах. Дорога к храму вела по дороге сквозь 2 ряда сфинксов. У входа в храм располагались фигуры фараонов. Рядом возвышались Обелиски. Перед главным залом находится большой двор, где собирались люди для молитв. В центре зала находится главное помещение. Сюда входят только жрецы и фараоны. Здесь стоит статуя бога, которому посвящен храм. Рядом с залом располагается священная комната, где хранится священная ладья. Все помещения в храме украшались искусно украшенными колоннами. Они напоминали побеги молодого бамбука. На многих колоннах изображались сцены из жизни богов и фараонов. Египтяне широко применяли живописные изображения для украшения храмов, дворцов, свитков папируса. В росписях стен появляются на ряду с религиозными сюжетами, сцены обычной жизни - охота, развлечения. Они помогают узнать быт египтян. В Древнем Египте высочайшего расцвета достигла скульптура. Самым знаменитым творением стало изображение Нефертити - жены Эхнатона. Скульптура выполнена из золотистого песчаника и искусно раскрашена. Нефертити стала символом женской красоты. Стены храмов и гробниц были богато украшены рельефами и росписями. Изображались люди, работающие на полях, в садах, ремесленники, слуги. Фараон и вельможи изображались крупнее других людей. Лучше всего художники запечатлевали живую природу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.016 с.)