Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура древних цивилизаций. Художественные идеалы и достопримечательности Др. Греции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Культуры Древней Греции, как «античная культура» рассматривать в качестве одного из важнейших источников европейского культурного развития последующих столетий. Культура Древней Греции (Эллады) поражает обилием своих достижений. Грецию называют родиной философии, европейского театра, демократии западного типа, Олимпийских игр. В Греции появилось искусство возвышенного реализма, утверждавшее идеал калокагатии - единство физической красоты и нравственного совершенства человека. В Греции берет начало ордерная архитектура (архитектурный ордер - строгая система рациональных соотношений между несомыми и несущими частями зданий стоечно-балочной конструкции). Здесь возникли и получили развитие главные жанры и виды литературы (эпос, поэма, трагедия, комедия, идиллия, эпиграмма, басня и т.д.). Названия многих наук, множества общеупотребительных научных и философских терминов имеют греческое происхождение (например, физика, астрономия, ботаника, антропология, динамика, атом, грамматика, политика, демократия…). Удивительно также общее количество знаменитых эллинов - талантливых и даже гениальных творцов культуры. Среди них: философы Сократ, Платон, Аристотель; трагики Эсхил, Софокл, Еврипид; комедиограф Аристофан; баснописец Эзоп; поэты Гомер, Сапфо, Анакреонт; скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет; математик Евклид; врач Гиппократ; историк Геродот; изобретатель Архимед… При этом эллины всегда оставались относительно небольшим народом, и сроки расцвета их культуры были довольно сжаты («классический период» - V - IV вв. до н.э.). Ряд авторов указывают на особенности ментальности (национального характера) эллинов, в т.ч. на их славолюбие и свободолюбие, предприимчивость и любознательность, любовь к публичности и развитое чувство прекрасного. Эти особенности пытаются увязать с каким-то своеобразием природно-климатических условий и географического положения Греции. Говорят о мягком климате и разнообразии рельефа, о жизни эллинов в окружении гор и морей, о жизни на пересечении многих путей, по которым уже в древности двигались торговцы, пираты, завоеватели, происходила передача культурных ценностей. Подчеркивают тот факт, что цивилизация эллинов вошла в фазу зрелости на пике т.н. «железной революции», что обусловило ее больший динамизм и склонность к инновациям - в сравнении с древневосточными цивилизациями, где еще в бронзовом веке успели сложиться чрезвычайно консервативные общественные структуры. Немаловажно, что на землях, населенных эллинами, не было необходимости заниматься ирригационным земледелием, а в странах Востока именно оно служило одним из главных условий складывания деспотических государств, устойчивых и медлительных в своем развитии. На небольшой территории Древней Греции (помимо ее собственно балканской части к ней относились острова Эгейского и Ионического морей, западное побережье Малой Азии, юг Италии, побережье Сицилии, колонии в Северном Причерноморье и Северной Африке) в течение ряда веков существовало несколько сотен полисов, городов-государств, в управлении которых так или иначе участвовали все граждане (свободные мужчины-землевладельцы). В полисах случались перевороты, между полисами завязывались войны, но в целом такая общественно-политическая организация содействовала развитию в людях-гражданах инициативы и ответственности, чувства собственного достоинства, любви к публичной деятельности, умения ставить и обсуждать проблемы. Следует учитывать и то, что в Греции в отличие от древневосточных цивилизаций сформировалось рабство классического типа, для которого характерна массовая и жестокая эксплуатация рабов, бесправных «говорящих орудий». Существование рабства давало свободным более широкие возможности посвятить свой досуг политике, искусству, философии, спорту. Мало того, рабство прямо к этому подталкивало, поскольку для эллинов было принципиально важно культивировать в себе такие качества, которые подчеркивали их статус свободных граждан. И конечно же, надо признать факт влияния на греков культур Древнего Востока. 65. Искусство Западной Европы как полет експериментаторства: реализм, модернизм,постмодернизм. В развитии западноевропейской литературы и искусства XIX в. — период появления произведений, ставших огромным достоянием культуры и завоеванием человеческого гения, хотя условия развития были сложными и противоречивыми. Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны. Они включали изменения в базисных отношениях, в политической жизни, развитии науки, промышленную революцию и ее результаты, религиозный аспект. Общей чертой развития мировой культуры в XIX в. был неуклонный рост международного культурного обмена. Этому способствовало стремительное развитие мировых экономических контактов, совершенствование средств транспорта, связи и взаимной информации. В XIX в. впервые в истории человечества устанавливается всемирная система хозяйствования и в сферу общественного производства включаются самые различные пласты действительности. Соответственно расширяется и предмет искусства: в него втягиваются, приобретая эстетическую ценность и общественные процессы (социологический анализ), и тончайшие нюансы человеческой психологии (психологический анализ), и природа (пейзаж), и мир вещей (натюрморт). Претерпел глубокие изменения и главный предмет искусства — человек, общественные связи которого приобретают всеобщий, поистине всемирный характер. Все эти изменения вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившийся в реализме, который сформировался как направление в 30—40-е гг. XIX в. В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, — главный принцип реализма. Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени). К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Уходящий век занимает исключительное место в истории человечества. Главной тенденцией, наиболее ярко характеризующей исторический процесс в XX столетии, является постоянное движение к объединению, интернационализации всех сфер жизни обществ, ранее замкнутых в национальных рамках. Кумулятивным фактором процесса объединения, или как его часто называют процесса конвергенции (слияния), стали две НТР, которые не только необычайно увеличили хозяйственный потенциал человеческого общества, но и связали воедино национальные хозяйства, создав прочную основу для быстрого взаимопроникновения, слияния духовных ценностей, сформированных в рамках национальных культур, в том числе и на более высоком уровне — цивилизаций Запада, Востока и Юга. Противоречия мирового развития в XX в. отразились в духовной сфере, свидетельством чего может служить, в частности, широкое распространение антигуманных, по своей сути антикультурных концепций, доктрин, направлений. Ведущими художественно-эстетическими системами культуры 20 века явились модернизм и постмодернизм. Модернизм определяет характер художественной культуры Запада в первой половине 20 века. В его рамках происходит поиск и утверждение новых духовных основ бытия, отвечающих требованиям позднего индустриального общества. К модернизму относятся самые различные течения искусства: экспрессионизм, символизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, абстракционизм, сюрреализм. Модернизм нашел отражение в живописи, поэзии, скульптуре, графике, хореографии и архитектуре. Его идейной основой стали философия жизни, психоанализ (Берсон, Лосский, Ясперс, Фрейд, Юнг)). Выступая каждый раз с позиции открытия новых путей, искусство модернизма объявляет себя авангардом. Авангардистские течения отразили стремление к активному утверждению человеческих проектов, преодоление натурализма и реализма, предполагает доверие к сложившимся формам жизни и предметности. Искусство становится не только отражением реальности, но ее заменой, средством ее преодоления и выражения истинного бытия. Поэтому оно разрывает с прежними формами и проводит или реконструкцию или конструктурирование. Воссоздание принципиально новых моделей бытия. Источником нового могут быть самые разные начала: · создание принципиально новых моделей в архитектуре конструктивизма, апология техницизма в техноутопиях и живопись футуриста, утверждение абсолютной ценности индивидуального начала философии и литературы. · отказ от изображения реальности в абстракционизме. Все авангардные течения отказывают искусству в его познавательных функциях. В целом модернизм способствует преодолению традиционных типов буржуазности, внедряет идеи и мотивации зрелого индустриального общества и стремления к выходу за его пределы. В середине 70-х годов 20 века в духовной жизни развитых стран, вступивших в постиндустриальную эпоху, проявляется течение постмодернизма. Оно складывается как адаптация духовной деятельности к условиям зрелого демократического общества, отличающегося плюрализмом в различных сферах бытия. Постмодернизм претендует на преодоление эстетической или рефлексивной дистанции между жизнью и культурой.. Постмодернизм освобождает человека от внешней принудительности, регулированной силы любого плана. Он стремится снять принудительность прежнего культурного достояния, дискредитирует идею самодостаточности культуры как высшего выражения ценностей и смысла бытия. Отвергаются не только идеалы, но и сам принцип сохранения культурного наследия и самобытности культуры. В отличие от авангарда, ставившего себя просто выше прошлого, постмодернизм ставит себя вне прошлых достижений культуры. Он оперирует безличными понятиями, делает неопред. лучшим критериям ценностей тексты и рац. текучесть слов наиболее приемлемой формой выражения мысли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.120 (0.01 с.) |