Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура как общественной явление. Особенности духовной сферы культуры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие культуры выступает к качестве центрального в соотношении человека и общества. Культура и общество находятся друг с другом в отношении не абстрактного, а конкретного тождества, предполагающего на только совпадение, но и различие. Общество некоторая целостная система, в которой множество людей обеднены совокупностью связей (отношений). Взаимодействие людей и образует общественную жизнь, оно и создает общество как некоторый целостный организм. Общество это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Культура есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии – материальных предметов текстов и идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению. Здесь можно выделить следующие аспекты: - генетический. Культура это продукт общества. - аксеологический. Культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей - гуманистический. Культура –это развитие самого человека, его творческих способностей. - нормативный. Культура система регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. - социологический. Культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта. Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения. Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества. Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта. Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Духовная культура имеет некоторые важные черты, которые отличают ее от других областей культуры: — в отличие от технической и социальной культуры, духовная культура неутилитарная, бескорыстная. Духовная культура нужна людям сама по себе, а не ради решения каких-нибудь внешних по отношению к ней утилитарных задач; — в духовной культуре человек в сравнении с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества. Свобода творчества проявляется уже в старинных мифах. Немаловажное значение она имеет в любой религии. Безграничное пространство для творчества представляет искусство; — творческая деятельность в духовной культуре — это особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли; — духовная культура чувствительно реагирует на внешнее влияние в области культуры: она способна ощущать изменения в жизни людей и откликаться на них изменениями в себе, она находится в постоянном напряжении и движении, является самой уязвимой областью культуры: люди в трудных жизненных обстоятельствах тяготятся ею. 81. Культура, образование, наука, в период тоталитаризма. На грани 20-30-х годов ситуация в украинской культуре в корне изменилась. Стимулируемые нэпом, процессы в экономике, общественной жизни и культуре уже из второй половины 20-х годов стали выходить из-под контроля парткерівництва. Потому власть стремилась к унификации культурного разнообразия, которое бурлило в 20-х годах, отбирая себе в союзники те творческие объединения, союзы и группы, внутренне организационная жизнь которых строилась преимущественно на административных принципах, а творческое - на идеологических и вульгарно социологических. Фактически власть делала выбор между неординарностью и талантом и серостью в сторону последней.Показательная в этом отношении литературная дискуссия 1925-1928 гг., в ходе которой затрагивались вопросы культурного строительства в Украине, в частности о месте интеллигенции в культурном процессе, пути перестройки национальной культуры при социализме, взаимоотношения украинской и российской культур и тому подобное. В центре дискуссии очутилась найнеординарніша фигура в литературе - личность Г. Волнового. Он был одним из немногих, кто не побоялся честно отображать историческую правду, с въедливой иронией и сарказмом разоблачал изъяны нового общества. Беспокойство писателя о повышении уровня художественного мастерства советской литературы, выступлении против "красной халтуры" и особенно его полемичный призыв "Прочь от Москвы" с ориентацией на "психологическую Европу", который в сущности задевал лишь проблему повышения украинской культурности, лишения провинциальности, были всячески перекручены и инкриминируемые Волновому как буржуазный национализм. Свои мнения он отстаивал в блестящих полемичных статьях "Мысли против течения", "Камо грядеші?" (Куда идешь?), в опубликованном гострокритичному романе "Вальдшнепы" (1926).Тоталітарне общество, чувствуя свою уязвимость перед словом правды, конфисковало вторую часть "Вальдшнепов", напечатанную в шестом номере журнала "ВАПЛІТЕ" за 1927 г., запретило и памфлет "Украина или Малороссия?", какой стал известным лишь в 1990 г. Удушающая атмосфера, созданная вокруг Г. Волнового, в конечном итоге привела к его излому - он пробовал идти на компромиссы, думать и действовать как все, но сила таланта и личности делали невозможным пристосуванство как способ существования. Выстрел 13 мая в 1933 г. оборвал жизнь Г. Волнового, став трагической точкой в истории украинского культурного возрождения XX в.Направляя остроту удара в первую очередь против выдающихся деятелей интеллигенции, тоталитарная власть прекрасно осознавала, что именно этот слой является самой влиятельной силой, способной оказывать духовное сопротивление, подносить свой голос на защиту народа, привлекать внимание мировой общественности. Истребление украинской духовной элиты в 30-х годах известно как украинское расстрелянное возрождение. К нему принадлежат не только те деятели, которые были физически уничтожены, расстрелянные, замученные, умерли в тюрьмах и лагерях Гулагу, но и значительная часть тех, кто, испытав репрессии и притеснения, на длительное время прекратили творческий труд. Первой целеустремленной репрессивной акцией против украинской интеллигенции был сфабрикован властью процесс Союза освобождения Украины (СВУ). Карательные органы арестовали выдающихся ученых ВУАН: вице-президента С. Ефремова, академика Г. Слабченко, историка И. Гермайзе, педагога В. Дурдукивского, политического деятеля, главы первого правительства Директории В. Чехивского, писательницу Л. Старицьку-Черняхівську и др. Все было обвинено 45 украинских деятелей. О той ядоносной атмосфере, которая создавалась в обществе, в канун ареста писал в своих дневниках С. Ефремов. 5 декабря в 1928 г. он записал, перефразируя слова Т. Шевченко: "Все запугано, придушенное и даже не благоденствует". Несокрушимая позиция, которую занял на процессе С. Ефремов, в конечном итоге привела его к гибели. В 1930-х годах настоящее опустошение осуществляется тоталитаризмом в украинской науке. В 1934-1935 гг. были осуждены ведущие специалисты в отрасли литературы академик В.М. Перетц, член-корреспондент Є.С. Шаблиовский. В 1936-1937 гг. погибли в лагерях геолог академик ВУАН, ее вице-президент Н.І. Свитальский, генетик академик I.I. Агол, математик академик М.П. Кравчук, философ академик С.Ю. Семковский. В 1931 г. вынужденный был прекратить работу в Киеве Г. Грушевский. Его арестовали, обвинив в деле "Украинского национального центра". В украинской науке затормозился или и совсем прекратилось развитие ряда отраслей - статистики, этнографии, демографии, краеведения. Чисткам было подданное коллективы многих научных и академических учреждений. В литературе удар направляется против творческих объединений, которые отстаивали относительную свободу творчества, - ВАПЛІТЕ и неоклассиков. В грудных в 1934 г. было арестовано и расстреляно Г. Косынку, Д. Фалькивского, О. Влизька, К. Буревала. Жертвами репрессий стал Г. Кулеш, О. Предрассветный, О. Вишня, В. Подмогильный, Г. Зеров, П. Филипович, Г. Драй-хмара, О. Слисаренко, Г. Семенко, В. Полищук. По подсчетам историков, в Украине было репрессировано около 500 литераторов, с каких почти 150 погибло. В Соловецкому лагере погиб выдающийся реформатор украинского театра Л. Курбас. В 1936 г. был расстрелян профессор Киевского художественного института М. Бойчук и свои ученики - І. Падалка и В. Седляр. Тоталитарный геноцид не уничтожил украинской культуры, но резко затормозил ее развитие, обезобразил культурный образ нации на долгие годы. Из середины 30-х годов в культуре господствуют унификация и централизация, творческие союзы художников подчиняются центру, берут на вооружение в своем творчестве единственный метод социалистического реализма. В творчестве талантливых писателей, которым удалось уцелеть в период репрессий, растут застойные явления.К официальному оптимизму склонялось творчество П. Тычины, В. Сосюри, Г. Рильского, М. Бажана и других поэтов, которые канонизировали в поэзии образ "отца народов", "человека в звездоносном Кремле". Ведущими стали темы борьбы за мир, трудового подвига на заводах и колхозных ланах. С 30-х годов культура в целом приобрела идеологические черты. Проблемы национальной культуры, переместившись на второй план, оказывались по большей части в нейтральных художественных сферах - музыке, оперном искусстве, балете, фольклоризме, этнографии. Даже в архитектуре национальные художественные мотивы почти не использовались к середине 50-х годов. Целеустремленно уничтожались в 30-х годах достопримечательности национальной истории и архитектуры. Только в Киеве уничтожен Михайловский золотоверхий монастырь (XII в.), церковь Богородицы Пирогощи на подоле, воспетая в "Слове о полку Игоревим", один из лучших образцов украинского барокко - Микильский военный собор (XVII в.), памятник княгине Ольге и другие. Вместо этого устанавливались памятники революционным вождям, расчищались площади для массовых демонстраций, возводилась типичная архитектура.Невзирая на все притеснения тоталитарного режима украинская культура постоянно обнаруживала свою способность к возобновлению. Сталинизму так и не удалось сделать ее послушными орудиями своей политики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.89 (0.008 с.) |