Этапы развития древней культуры восточных славян 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития древней культуры восточных славян



Этапы развития древней культуры восточных славян

Первый период охватывает VII-VIII вв. Он отмечен формированием домовых общин, одновременно и усилением власти племенной аристократии, вождей и знати. И свободные общинники, и знать предпринимают первые попытки установления контактов с заморскими землями.

Второй период охватывает в основном IX и большую часть X в. На славянском побережье наблюдается повсеместный расцвет производства керамических форм, а также золотых и серебряных украшений в мастерских ювелиров.

Третий период экономического, социально-политического и художественного развития (конец X-XII в.)

Славянское язычество за время своего существования проходит ряд ступеней:

1. непосредственное поклонение природе и стихиям (анимизм – от лат. anima «душа»);

2. поклонение божествам, олицетворяющим эти явления;

3. поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.

Переходя на новую ступень развития, язычество не отрицало и предыдущей, впитывая ее черты, модифицируя их, приспосабливая под новые понятия.

О ранней истории восточных славян известно очень мало. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.

 

 

Трипольская культура и её особенности

Трипольская культура — энеолитическая археологическая культура, распространенная в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье. Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита (медно-каменный век), на территории правобережной Украины, в Молдавии, в восточной Румынии (Кукутень), а также в Венгрии.

Трипольская культура названа по имени села Триполье Киевской губернии, где в 1897 году археолог Викентий Хвойка обнаружил материальные остатки этой культуры.

Трипольская цивилизация являлась одним из наиболее ранних центров развития планеты. Трипольцы в основном были крестьянами. Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет. Племенами управляли вожди, существовали так же и верховные вожди союзов племён. Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Охотились при помощи лука и стрел. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи. Орнамент был насыщен символами и какими-то знаками. Религия — аграрные культы, почитание Великой Богини, священным животным была собака, особенное место в жизни трипольцев занимал Храм. Он был ярко раскрашен, с орнаментом, высокими арками, крестообразным алтарём и жертвенной чашей.

 

 

Культура скифского периода

В более широком смысле термин скифская культура употреблялся как название культуры, распространенной на территории степной и лесостепной зон между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью и Северного Кавказа (Прикубанье) в 7-3 вв. до н. э.

Скифы разделялись на несколько крупных племен. Господствующими были царские скифы — самое восточное из скифских племён. Западнее их жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра — скифы-земледельцы.

Для скифской культуры характерно широкое применение курганного обряда при захоронениях. Обычные мужские захоронения сопровождаются определенным набором оружия и конского снаряжения. У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой, а во время переднеазиатских походов — единственной силой.

Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия — особый способ изображения животных, так называемый скифский звериный стиль. Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой.

Отличительной особенностью С. к. на лесостепной территории и в Северном Причерноморье является возникновение множества городищ и поселений, среди которых выделяется Бельское городище. Эта особенность связана с оседлым бытом населения данного района.

Мифология скифов имеет многочисленные иранские и индоевропейские параллели. В целом скифская мифология, с учетом находок археологов, сложна и многообразна, требует учета большого круга источников

К середине 3 в. до н. э. скифская культура исчезает с вторжением в Северное Причерноморье сарматских племен.

 

Взаимодействие земледельческих и кочевых племен. Понятие кагана.

Степная полоса Восточной Европы на протяжении многих столетий была местом кочевий скотоводов. Обозначившееся ещё в эпоху бронзы, во II тысячелетии до Р. Х., разделение племён на осёдлые земледельческие и кочевые скотоводческие, существенно воздействовало на судьбы этих племён, но не было ни абсолютным, ни окончательным. Достаточно распространённым был переход кочевников к осёдлости; под натиском новых пришельцев осёдлые или полуосёдлые племена порой бывали вынуждены покидать привычные места и возвращаться к кочевому образу жизни.

Земледельческие племена не всегда могли рассчитывать на спокойное и безбедное существование в раз избранной местности. Истощение почв или появление могущественных врагов были наиболее частыми причинами переселения земледельцев.

Сложное взаимодействие осёдлого севера и кочевого юга Восточной Европы во многом определило своеобразие исторического развития региона. И военные стычки, набеги, и политические союзы, и торговые сношения степняков и лесных жителей - все эти факторы воздействия на общественную жизнь славян с незапамятных времён, формировались новые черты общественного строя и жизненного уклада.

В ряде источников IX века правитель Руси назывался каганом (хаканом). Каган — тюркский титул, который носили верховные правители кочевых империй. Вероятнее всего, русы могли заимствовать его у хазар. В источниках X века титул по отношению к правителям Руси не употребляется, что может свидетельствовать о том, что он вышел из употребления. Однако он появляется в ряде древнерусских текстов XI — XII вв. применительно к киевским князьям.

 

 

Развитие городов

Отделение ремесла посредством земледелия, концентрация ремесленников в поселениях, развитие торговли привели к образованию для Руси городов.

Древние города образовывались по-разному. Если в Западной Европе для развитие городов имели значительное влияние античные традиции, то в Киевской Руси города развивались под воздействием внутренних факторов. Согласно археологическими материалами определяются такие пути их становления: торгово-ремесленный, общинно феодальный и государственный. Иногда в торгово-ремесленные ячейки превращались села. Много городов учредили князья, в частности Галич, Львов, Ярослав, Изяслав, Владимир и др. Возникали города и из боярских усадеб. Феодальные города развивались из центров межплеменных союзов. Часто города формировались для месте оборонных засек.

Структура города в Киевской Руси мало чем отличалась от западноевропейской. Город или дворец был и резиденцией князя или боярина и укреплением для случай нападения. Экономической ячейкой и центром общественной жизни города был "торг" — рынок. Города принадлежали князьям уделов, большим боярам, были центрами ремесленничества и торговли для сельской округи, которая прилегала к ним.

В конце XII ст., наибольшим городом был Киев, где проживало 100 тыс. чел. Особенно он вырос во времена правлении Ярослава Мудрого. Был построен Софиевский собор, много церквей. Киев оставался больше административным и торговым центром, чем ремесленным. Здесь проживало многочисленное купеческое население.

После освобождения из-под золотоординского ига в 60-х годах XIV ст. украинские земли испытывали значительные нападения крымско-татарских орд. Для обороны было построено много оборонных замков, многие из которых переросли для города.

Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение в отличие от села — неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Более того, вплоть до XVII в. этим словом часто называли сами оборонительные стены.

 

 

Принятие христианства

Придя к власти в 980 году, Владимир проводит религиозную реформу, установив славянский пантеон языческих богов, стремясь объединить племена, составлявшие тогда Российское государство. Эта реформа не получила народной поддержки и поэтому фактически провалилась. Тогда в выборе религии Владимир остановился на христианстве. Этот выбор имел несколько плюсов для Руси: во-первых, позволял объединить население под одной религией, а во-вторых, позволял заключить выгодный договор с Византией. Итак в 988 году князь Владимир тайно принимает крещение, 1 августа 990 года происходит крещение киевлян, а уже 8/9 сентября того же года крестят жителей непокорного Новгорода.

Понадобилось несколько веков для укрепления христианства, но влияние язычества не ослабевало и возникало двоеверие: молились в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники.

Значение крещения Руси.

1. Церковь получила земли, на которых организовала свое хозяйство.

2.Укрепившись в экономическом отношении, церковь стала играть большую роль и в политической жизни. Некоторые епископы и митрополиты участвовали в политических интригах, но в целом, они выступали против междоусобиц и за единство Руси.

3.При церквях создавались школы. Стало бурно развиваться церковное искусство - иконопись, составление летописей.

4.Церквям князья стали поручать судопроизводство по семейным и религиозным делам.

5.Содействуя развитию культуры и грамотности, церковь подавила культуру, основанную на язычестве, преследуя веселые праздники Коляды и Масленицы, как бесовские.

6.Помогая экономическому, культурному, религиозному сближению с Византией и другими православными государствами, церковь выступает против латинства, чем способствовала изоляции от стран Западной Европы и тех духовно-культурных процессов, которые протекали там.

 

Памятники литературы

Особое место в формировании культуры Древней Руси занимает литература, выступавшая как форма общественного самосознания.

До наших дней дошли пергаментные книги, написанные в эпоху Киевской Руси: переводная литература, изборники, богослужебные книги и др.; среди них древнейшая — «Остромирово Евангелие».

В 10—12 вв. в Киевской Руси развивалась оригинальная литера­тура. Значительное место занимали произведения церковно-богословского характера — проповеди, поучения и пр. Среди произведений церковных писателей-проповедников выделялось произведение “Слово о законе и бла­годати” киевского митрополита Илориона. Одной из разновидностей церковной литературы Киевской Руси были жития святых. В Киево-Печерском монастыре составлены жития монахов и повести об этом монастыре, которые в начале 13 в. вошли в сборник, названный позднее «Киево-Печерским патериком».

Талантливым светским писателем был князь Владимир Мономах. Он написал “Поучение детям” — одно из наиболее выдающихся литератур­ных произведений Киевской Руси. В “Поучении детям” изложены полити­ческие и философско-этические взгляды, в частности речь шла о деятельно­сти в пользу людей и государства.

Особое место в оригинальной литературе Руси занимали летописи. Самым значительным памятником летописания считается "Повесть временных лет", составленная в 1113 г. монахом Нестором. В "Повести" автор выдвинул перед собой совершенно новую задачу- ввести историю Руси в контекст всемирного исторического процесса, переработав старинные летописи. "Повесть", возникшая в период, когда уже начался распад Древнерусского государства на отдельные земли и княжества, проникнута идеей единства Русской земли, которое мыслилось как сплочение всех земель под властью киевских великих князей.

Непревзойдённым произведением литературы Древней Руси было “Сло­во о полку Игоревым. В нём с большим мастерством изложена история неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Автор поэмы призывал к единству князей в борьбе против врагов, выступил горячим патриотом родной земли.

В середине 13 в. важным центром летописания стал галицкий город Холм. Именно здесь была составлена первая часть Галицко-Волынской ле­тописи, доведённой до 1260 г. Она является, собственно, жизнеописанием князя Данила Галицкого.

Большую роль в развитии литературы Киевской Руси сыграло народное творчество. Наиболее яркими образцами народного творчества были бы­лины. Излюбленные герои былин — сам князь Владимир Красное Солнышко и воины-богатыри — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

13. Перші слов*янські книгодрукарні (Ш.Фіоль, Вукович, Ф.Скорина). І.Федоров – першодрукар.

Происхождение первых типографий и издательств на Руси окутано глубокой тайной. Известно, что задолго до появления собственных производительных сил, книги на Русь доставлялись из близлежащих славянских государств. Именно этими книгами, как считает ряд исследователей, пользовались, обучаясь грамоте при князе Владимире Красное Солнышко. Благодаря стараниям другого русского князя, Ярослава Мудрого, при храме Софии в Киеве появилась библиотека с книгами, изданными за рубежом.

Издать книгу в то время было весьма сложно. Первым кто это сделал был Иван Федоров. Именно ему приписывают факт опубликования книги под названием «Апостол». Дата этого события 1 марта 1564 г. Через год, почти сразу же после того как первому русскому издателю удалось напечатать книгу, он вместе с Петром Мстиславцем предпринимает попытки издания новой богослужебной книги получившей название «Часовник», Попытка эта оказалась удачной, более того ознаменовала собой создание и организацию рабоы первой государственной типографии на Руси. Кроме работы И. Федорова можно отметить значительно ранее происходившую деятельность церковного издательства под руководством протопоп Сильвестра. Этот человек собрал специалистов, требуемых для того, чтобы выпустить книгу и, как считают некоторые авторы, уже тогда на Руси знали, что такое тираж.

Ш. Фиоль был по национальности франком, т.е. немцем их Франконии. За четверть века до первой книги Франциска Скорины, Фиоль издал в польском Кракове первую из известных в мире русских книг под названием «Октоих Швайпольта Фиоля», выпустив в том же году и вторую книгу. Сразу оговорюсь, что понятие «русский» в нашем контексте не имеет ничего общего с Москвой и московским государством вообще, которое являлось улусом Золотой Орды. Русский язык XV века – это прежде всего язык РПЦ Киева (Руси), на котором также писали православные литвины ВКЛ.

Ф.Скорина - русский ученый начала XVI в., медик (д-р лекарских наук), типографщик (в Праге и в Вильне) и переводчик Библии на русский язык. Родился в Полоцке, в купеческой семье. Имя Франциска он получил, по всей вероятности, в краковском университете. Все издания С. снабжены предисловиями и краткими послесловиями. Пражские издания напечатаны в 4-ю долю листа, с миниатюрами на библейские сюжеты, с заставками, красивыми заглавными буквами и другими украшениями. Виленские издания, в 8-ю долю и в 12-ю, представляют меньше украшений. Шрифты и типографские украшения С. отличаются красотой и связаны с типографскими изданиями Нюрнберга, славившимися в XVI веке. Несвижские издания 1562 г. носят на себе следы влияния шрифтов С., равно как и первопечатные моск. издания 1564 г.


Роль храмів і монастирів.

Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. Именно в храме послы великого князя Владимира убедились в красоте православия. Церковная служба стала для них верным свидетельством истинности православной веры. Жертвовать на храм всегда было доброй православной традицией. Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни. Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры. Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории, архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.


Развитие украинской музыки.

Украинская музыка берёт начало со времён Киевской Руси и в своём развитии охватывает практически все типы музыкального искусства — народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Сегодня разнообразная украинская музыка звучит на Украине и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований.

Музыкальность — одна из характерных черт украинского народа, музыкальные традиции на территории современной Украины существуют с доисторических времён. Найденные киевскими археологами возле Чернигова музыкальные инструменты — трещётки из бивней мамонта датируют 18 тысячелетием до нашей эры. К тому же времени относят флейты, найденные на стоянке Молодово в Черновицкой области).

На фресках Софии Киевской (XI век) изображены музыканты, играющие на разных духовых, ударных и струнных (похожих на арфы и лютни) инструментах, а также танцующие скоморохи. Эти фрески свидетельствуют о жанровом разнообразии музыкальной культуры Киевской Руси. К XII веку относятся летописные упоминания о певцах Бояне и Митусе.

Инструментальный фольклор и народные инструменты

Важное место в украинской музыкальной культуре занимает инструментальный фольклор. Музыкальный инструментарий Украины и очень богат и разнообразен. Он включает широкий ряд духовых, струнных и ударных инструментов. Значительная часть украинских народных музыкальных инструментов происходит от инструментов времён Руси, другие инструменты (например, скрипка) принялись на украинской почве, позднее, хотя затем стали основой новых традиций и особенностей исполенения.

Самые древние пласты украинского инструментального фольклора связаны с календарными праздниками и обрядами, которые сопровождались маршевой (марши для шествий, поздравительные марши) и танцевальной музыкой (гопачки, козачки, коломийки, полечки, вальсы, голубки, арканы и т. д.) и песенно-инструментальной музыкой для слушания. Традиционные ансабли чаще всего состояли из троек инструментов, например, скрипки, сопели и бубна (т. наз. тройственная музыка). Исполнение музыки также предусматривает определённую импровизацию.

В XX веке к теме украинского фольклора обращались многие профессиональные и любительские коллективы Украины, также создавались ансамбли в эмигрантских кругах зарубежных стран. Характерной стала особенность представления фольклорных традиций в формах академического музицирования.

Так, в начале XX века украинский ансамбль этнической музыки во главе с Павлом Гуменюком из Филадельфии получил популярность в США. Украинские традиции сохранились в творчестве таких украинско-американских музыкнатов из Нью-Йорка, Кливленда, Детройта, як Зиновий Штокалко, Григорий Китастый, Юлиан Китастый, Виктор Мишалов и др.

В УССР также было создано много коллективов, которые специализировались на обработках украинских народных песен и танцев, а также на произведениях украинских композиторов в подобном стиле: оркестры народных инструментов Украины, ансамбли песни и танца, народные хоры и т. д. Так, в 1922 году был организован Первый оркестр украинских народных инструментов, в1939 — Гуцульский ансамбль песни и танца, в 1943 — Народный хор им. Верёвки, в 1951 — Ансамбль танца Украины.

Украинская народная песня легла в основу произведений многих украинских композиторов. Наиболее известные обработки украинских песен принадлежат Н. Лысенко и Н. Леонтовичу, значительный вклад в исследование и собирание народного творчества внесли отечественные фольклористы — Филарет Колесса и Климент Квитка.

С 1980-х гг. наблюдается повышение интереса к аутентичным формам народного музицирования. Первопроходцами этого направления считается основанная в 1979 год группа Древо, возглавляемая профессором Киевской консерватории Е. Ефремовым. В 2000-ных годах на Украине возникли такие фестивали этнической музыки, как Страна мечт и Шешоры, где народная музыка звучит как в аутентичном исполнении, так и в разнообразных обработках рок- или поп-направлений. Среди современных групп аутентичного пения следует назвать группы «Божичи», «Властитель», «Бытие». Этнические мотивы используются группами Полотенце «Лесопилка», «Вопли Видоплясова», «Путешествия», «Гайдамаки», «Тростниковый кот», оригинальное наслоение элементов предлагает группа «ДахаБраха»

 

 

Ликвидация УГКЦ

Уже в марте 1945 года в Совете по делам Русской православной церкви был разработан компелекс мероприятий «по отрыву приходов греко-католической (униатской) церкви в СССР от Ватикана и последующему присоединению их к Русской православной церкви», который был одобрен Сталиным.

После восстановления советской власти на Западе Украины, НКГБ способствовал созданию среди части греко-католического духовенства так называемой «инициативной группы», которая призвала к упразднению унии между Греко-католической церковью и Римом и за её слияние с Русской православной церковью, решение о чём было принято на Львовском соборе 8 — 10 марта 1946 года.Советское правительство и НКВД рассматривали УГКЦ как центр националистического движения на Западной Украине, что было одной из главных причин принятия руководством СССР политического решения о её ликвидации.УГКЦ активно поддерживала движение УПА и ОУН в борьбе за создание «независимого соборного государства Украина», не только предоставляя ночлег и лечение боевикам УПА в случае необходимости, но и оказывая значительную финансовую поддержку. По мнению руководства НКВД, ликвидацию УПА следовало проводить параллельно с ликвидацией УГКЦ, активистов участников движения за независимость Украины, в число которых входили не только представители ОУН и УПА, но и других украинских партий.Для придания Собору канонической легитимности НКГБ рекомендовал Центральной Инициативной группе разослать приглашения на собор наиболее видным деятелям оппозиции.Всего таких приглашений было разослано 13, однако, не информруя об этом Центральную Инициативную группу, НКГБ приняло меры, чтобы противники воссоединения получили эти приглашения к концу работы собора.

Все епископы УГКЦ, отказались участвовать в этом соборе. Большинство епископата УГКЦ впоследствии подверглись репрессиям.

 

 

36 Пострадянський період. Постмодернізм і комерціаналізація культури

 

Постмодернізм — світоглядно-мистецький напрям, що в останні десятиліття 20 століття приходить на зміну модернізмові. Цей напрям — продукт постіндустріальної епохи, епохи розпаду цілісного погляду на світ, руйнування систем — світоглядно-філософських, економічних, політичних.

Термін «постмодернізм»

Вперше термін «постмодернізм» згадується у 1917 p. в роботі німецького філософа Рудольфа Панвіца "Криза європейської культури", але поширився він лише наприкінці 1960-х pp. спершу для означення стильових тенденцій в архітектурі, спрямованих проти безликої стандартизації, а невдовзі — у літературі, малярстві та музиці.

Розвиток постмодернізму

Як філософська категорія, термін «постмодернізм» отримав розповсюдження завдяки філософам Ж. Дерріди, Ж. Батая, М. Фуко і особливо книзі французького філософа Ж.-Ф. Ліотара «Стан Постмодерну» (1979).

Постмодерністи, завдяки гіркому історичному досвідові, переконалися у марноті спроб поліпшити світ, втратили ідеологічні ілюзії, вважаючи, що людина позбавлена змоги не лише змінити світ, а й осягнути, систематизувати його, що подія завжди випереджає теорію. Прогрес визнається ними лише ілюзією, з'являється відчуття вичерпності історії, естетики, мистецтва. Реальним вважається варіювання та співіснування усіх (і найдавніших, і новітніх) форм буття.Принципи повторюваності та сумісності перетворюються на стиль художнього мислення з притаманними йому рисами еклектики, тяжінням до стилізації, цитування, переінакшення, ремінісценції, алюзії. Митець має справу не з «чистим» матеріалом, а з культурно освоєним, адже існування мистецтва у попередніх класичних формах неможливе в постіндустріальному суспільстві з його необмеженим потенціалом серійного відтворення та тиражування.

Концепція З.Фрейда

Фрейд - австрийский врач, психолог основатель психоанализма (научное направление стремящееся применить психологические концепции). Фрейд и его последователи рассматривали культуру как проекцию индивидуальной психики. Фрейдизм стремится свести формы культуры и соц.жизни к проявлениям первичных влечений. Половой инстинкт Фрейда обозначил термином либидо--главная направляющая сила человеческого влечения. По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объяснения общественного сознания в его настоящем и прошлом. Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.

Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд утверждений. По его мнению, во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В третьих, стадия невроза является характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невротического сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения человека. По его мнению, вытеснение влечений —это мерило достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элементарное наслаждение нашему “Я”.

Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин “культура” в большинстве случаев оказывается равнозначным понятию “общество”. В наиболее развернутом определении “человеческой культуры” Фрейд указывает, что “она охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и добывать блага для удовлетворения человеческих потребностей”, и в то же время она включает все институты, регулирующие отношения между людьми, в особенности распределения добываемых благ.

Можно сказать, что человек как бы находится между двух огней. С одной стороны, культура угнетает человека, лишает его наслаждений (за это он и стремится избавится от нее); с другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Итак, если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, то он лишается защиты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его психику. Главным остается вопрос о том, как заставить отрицательно настроенную толпу соблюдать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли личности в культуре.


Одной из особенностей первобытной культуры является коллективизм. С самого зарождения человеческого рода община была основой его существования, именно в общине и зародилась культура первобытности. В эту эпоху не было места индивидуализму. Человек мог существовать только в коллективе, пользуясь с одной стороны, его поддержкой, но с другой стороны, будучи готовым в любое время пожертвовать ради общины всем, вплоть до жизни. Община рассматривалась как некое единое существо, для которого человек – не более чем составной элемент, которым при необходимости можно и должно жертвовать во имя спасения всего организма.

Еще одной особенностью первобытной культуры является практический характер всего, что было создано первобытным человеком как в материальной, так и в духовной сфере. Не только продукты материального производства, но и религиозные и идеологические представления, обряды и предания служили главной цели – выживанию рода, сплачивая его и указывая принципы, по которым он должен существовать в окружающем мире. И эти принципы также возникали не на пустом месте, они формировались многовековым практическим опытом как непременные условия нормального существования человеческой общины.

Симпатическая магия - по Дж.Фрезеру - магия, основанная на убеждении в существовании связи между всеми предметами мира и формами поведения. Симпатическая магия включает имитативную и контагиозную магию.

Контагиозная магия - по Дж.Фрезеру - симпатическая магия, при которой, воздействуя на предмет при помощи определенных магических процедур, ожидают аналогичного влияния на другой предмет, связанный с первым.

Вопрос о путях становления изобразительного искусства является сложной научной проблемой. Верхний палеолит — это время рождения искусства. Его появление было огромным прогрессом в познавательной деятельности людей, осмыслении окружающего мира. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком.

одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества; другой - верования того времени.

Имеется несколько гипотез причин возникновения искусства: 1) г-за простого этапа; 2) г-за меандров; 3) г-за «руки»; 4) г-за макета.

1)Гипотеза простого этапа: Автор- Буше де Перт. Гипотеза предполагает уже сформированное худож-ное сознание у первобытных людей.

2) Гипотеза меандров: Меандры: условно-схематические изображения; осмысления человеком себя.

3) Гипотеза «рук»: «Рука» – преднамеренно полученное пятно, повторяющее очертания кисти. Положение, что от рук происходит все изобр. искусство

4) ) Гипотеза макета: Др. люди сооружали из останков животных скульптуры для практических целей: обучения охоте, обрядов. Реалистические изображения отсутствуют, чисто схематическое изображение либо ч-ка либо жив-ых. Это абстрактное искусство.

 

 


 

56. Культура Древнего Египта (ранее, древнее, среднее, новое царство и поздний период)

Как независимое государство Египет существовал примерно от 2920 г. до н. э. до 332 г. до н. э., что является абсолютным рекордом для всех времен и народов. В течение своей продолжительной истории египетская культура выработала весьма своеобразную мифологию и связанное с ней представление об окружающем мире.

Главная особенность культуры древнего Египта - огромное значение, придаваемое заупокойному культу. Представлениям о посмертном странствовании души подчинены принципы египетской скульптуры и живописи. Египетская религия, несмотря на наличие обширного пантеона богов, как правило, покровителей отдельных местностей, в своей государственной форме тяготела к монотеизму, признавая верховным богом Амона-Ра.

Продолжительную историю Египта традиционно делят на несколько периодов: ранний Египет (2920 - 2649 гг. до н. э.), Древнее царство (2649 - 2134 гг. до н. э.), Среднее царство, (2040 - 1640 гг. до н. э.),, Новое царство (1550 - 1070 гг. до н. э.), Поздний Египет (1070 - 332 гг. до н. э.).

Раннее царство

Почти весь период Раннего царства проходит под знаком борьбы Верхнего и Нижнего Египта, завершившейся победой последнего.К этому времени относится и основание «Белых стен» - Мемфиса, крепости на границе Севера и Юга. Технологически Египет Раннего царства находился на уровне медно-каменного века, а керамика изготовлялась еще без применения гончарного круга. Раннее царство - эпоха уже сложившейся иероглифической письменности, о чем свидетельствуют сохранившиеся царские надписи.

Древнее царство

Объединенный Египет периода Древнего царства находился на вершине своего могущества, что выразилось, в частности, в возведении в то время самых известных памятников египетской древности - пирамид.

Относящиеся к периоду Древнего царства памятники письменности представляют собой запечатленные на внутренних стенах гробниц автобиографии покойных с перечислением их заслуг перед фараоном и народом.

Среднее царство

Периоду Среднего царства предшествует переходный период, когда страна погрузилась в период смуты и войн

Расцвета Среднее царство достигло когда был построен храм, названный греками «Лабиринтом» в Файуме. Большие гробницы-пирамиды сменились в период Среднего царства гробницами, вырубленными в скалах или небольшими пирамидами из кирпича-сырца.

Новое царство.

Новое царство - период наибольшего политического могущества Египта, время его культурного расцвета. Строятся многочисленные заупокойные храмы, светские дворцы фараонов.

В период Нового царства заупокойный храм строится отдельно от гробницы, вырубаемой обычно в отдаленных скалах.

Поздний период.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.105 с.)