Роль церкви в культурной жизни Киевской Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль церкви в культурной жизни Киевской Руси



Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало в то время приобщение к многовековой и высокой культуре Византии. Музыка, живопись, в значительной мере архитектура и почти вся литература Киевской Руси находились в орбите именно христианской мысли.

Византийская эстетика оказала огромное влияние на музыкальную культуру Киевской Руси, надолго определив путь развития русской музыки. С принятием христианства смысл языческих верований породивших те или иные жанры музыкального фольклора, стал забываться. Однако внешние формы обрядов остались. Церковь Древней Руси не отвергла традиционные народные праздники, но лишь придала им новый духовный смысл.

При церквях создавались школы. Обучение велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре.

Стало бурно развиваться церковное искусство - иконопись, составление летописей.

Содействуя развитию культуры и грамотности, церковь подавила культуру, основанную на язычестве.

Помогая экономическому, культурному, религиозному сближению с Византией и другими православными государствами, церковь выступает против латинства, чем способствовала изоляции от стран Западной Европы и тех духовно-культурных процессов, которые протекали там.

Византийское влияние на древнерусскую культуру очевидно и в доказательствах не нуждается. Несомненно и его большое положительное значение для РусиНаиболее интенсивными культурные связи Руси с Византией были в период с конца Х в. до середины ХII в. Значительным было воздействие византийской культуры на высшие слои общества, гораздо меньше его испытывали широкие слои населения. Особенно сильно это воздействие проявлялось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства.

 

Культовая архитектура. Софиевский собор, Десятинная церковь

С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Постепенно на Руси получает развитие культовая архитектура, представленная двумя типами построек — наземными и подземными. Те и другие являлись каменными, только одни рукотворными, а другие природными. Те и другие назывались монастырями и храмами.

В Киеве были построены Десятинная церковь, Успенский и Софиевский соборы. Золотые ворота, в Галичьих — 20 каменных церквей, между которых Успенский собор, в Чернигове — Спасский и Борисо-глибский соборы.

Десяти́нная це́рковь — первая каменная церковь Киевской Руси. Сооружена между 986 и 996 годами в Киеве в честь пресвятой Богородицы в эпоху княжения Владимира Великого, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. В источниках Десятинную церковь, однако, нередко называют церковью Богородицы. Она представляла собой крестово-купольный шестиярусный каменный храм. Десятинная церковь была богато украшена мозаиками, фресками, резными мраморными и шиферными плитами.

В конце 1240 г. орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом набившегося в неё народа, пытавшегося спастись от монголов.

Собо́р Свято́й Софи́и был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.

Разные летописи называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Учитывая политическую обстановку на Руси, более вероятной видится вторая дата.

Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси. В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

Софийский собор стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

 

 

Памятники литературы

Особое место в формировании культуры Древней Руси занимает литература, выступавшая как форма общественного самосознания.

До наших дней дошли пергаментные книги, написанные в эпоху Киевской Руси: переводная литература, изборники, богослужебные книги и др.; среди них древнейшая — «Остромирово Евангелие».

В 10—12 вв. в Киевской Руси развивалась оригинальная литера­тура. Значительное место занимали произведения церковно-богословского характера — проповеди, поучения и пр. Среди произведений церковных писателей-проповедников выделялось произведение “Слово о законе и бла­годати” киевского митрополита Илориона. Одной из разновидностей церковной литературы Киевской Руси были жития святых. В Киево-Печерском монастыре составлены жития монахов и повести об этом монастыре, которые в начале 13 в. вошли в сборник, названный позднее «Киево-Печерским патериком».

Талантливым светским писателем был князь Владимир Мономах. Он написал “Поучение детям” — одно из наиболее выдающихся литератур­ных произведений Киевской Руси. В “Поучении детям” изложены полити­ческие и философско-этические взгляды, в частности речь шла о деятельно­сти в пользу людей и государства.

Особое место в оригинальной литературе Руси занимали летописи. Самым значительным памятником летописания считается "Повесть временных лет", составленная в 1113 г. монахом Нестором. В "Повести" автор выдвинул перед собой совершенно новую задачу- ввести историю Руси в контекст всемирного исторического процесса, переработав старинные летописи. "Повесть", возникшая в период, когда уже начался распад Древнерусского государства на отдельные земли и княжества, проникнута идеей единства Русской земли, которое мыслилось как сплочение всех земель под властью киевских великих князей.

Непревзойдённым произведением литературы Древней Руси было “Сло­во о полку Игоревым. В нём с большим мастерством изложена история неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Автор поэмы призывал к единству князей в борьбе против врагов, выступил горячим патриотом родной земли.

В середине 13 в. важным центром летописания стал галицкий город Холм. Именно здесь была составлена первая часть Галицко-Волынской ле­тописи, доведённой до 1260 г. Она является, собственно, жизнеописанием князя Данила Галицкого.

Большую роль в развитии литературы Киевской Руси сыграло народное творчество. Наиболее яркими образцами народного творчества были бы­лины. Излюбленные герои былин — сам князь Владимир Красное Солнышко и воины-богатыри — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

13. Перші слов*янські книгодрукарні (Ш.Фіоль, Вукович, Ф.Скорина). І.Федоров – першодрукар.

Происхождение первых типографий и издательств на Руси окутано глубокой тайной. Известно, что задолго до появления собственных производительных сил, книги на Русь доставлялись из близлежащих славянских государств. Именно этими книгами, как считает ряд исследователей, пользовались, обучаясь грамоте при князе Владимире Красное Солнышко. Благодаря стараниям другого русского князя, Ярослава Мудрого, при храме Софии в Киеве появилась библиотека с книгами, изданными за рубежом.

Издать книгу в то время было весьма сложно. Первым кто это сделал был Иван Федоров. Именно ему приписывают факт опубликования книги под названием «Апостол». Дата этого события 1 марта 1564 г. Через год, почти сразу же после того как первому русскому издателю удалось напечатать книгу, он вместе с Петром Мстиславцем предпринимает попытки издания новой богослужебной книги получившей название «Часовник», Попытка эта оказалась удачной, более того ознаменовала собой создание и организацию рабоы первой государственной типографии на Руси. Кроме работы И. Федорова можно отметить значительно ранее происходившую деятельность церковного издательства под руководством протопоп Сильвестра. Этот человек собрал специалистов, требуемых для того, чтобы выпустить книгу и, как считают некоторые авторы, уже тогда на Руси знали, что такое тираж.

Ш. Фиоль был по национальности франком, т.е. немцем их Франконии. За четверть века до первой книги Франциска Скорины, Фиоль издал в польском Кракове первую из известных в мире русских книг под названием «Октоих Швайпольта Фиоля», выпустив в том же году и вторую книгу. Сразу оговорюсь, что понятие «русский» в нашем контексте не имеет ничего общего с Москвой и московским государством вообще, которое являлось улусом Золотой Орды. Русский язык XV века – это прежде всего язык РПЦ Киева (Руси), на котором также писали православные литвины ВКЛ.

Ф.Скорина - русский ученый начала XVI в., медик (д-р лекарских наук), типографщик (в Праге и в Вильне) и переводчик Библии на русский язык. Родился в Полоцке, в купеческой семье. Имя Франциска он получил, по всей вероятности, в краковском университете. Все издания С. снабжены предисловиями и краткими послесловиями. Пражские издания напечатаны в 4-ю долю листа, с миниатюрами на библейские сюжеты, с заставками, красивыми заглавными буквами и другими украшениями. Виленские издания, в 8-ю долю и в 12-ю, представляют меньше украшений. Шрифты и типографские украшения С. отличаются красотой и связаны с типографскими изданиями Нюрнберга, славившимися в XVI веке. Несвижские издания 1562 г. носят на себе следы влияния шрифтов С., равно как и первопечатные моск. издания 1564 г.


Роль храмів і монастирів.

Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. Именно в храме послы великого князя Владимира убедились в красоте православия. Церковная служба стала для них верным свидетельством истинности православной веры. Жертвовать на храм всегда было доброй православной традицией. Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни. Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры. Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории, архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.013 с.)