Взаимосвязь реформационного движения и новых социальных, политический, экономических тенденций в культуре Западной Европы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь реформационного движения и новых социальных, политический, экономических тенденций в культуре Западной Европы



Реформация является идеологическим движением в странах Центральной и Западной Европы, сторонники которого боролись против католического учения и церкви, и имевшим в основе антифеодальный характер. Учитывая, что церковь являлась составной феодальной системы, реформация нанесла удар непосредственно по ней. Идеология реформации заключалась в том, что для спасения души, человек не нуждается в посредничестве церкви, что собственно отрицало необходимость католической церкви во главе с папой, её учения, в том числе того, что духовенство передаёт человеку «божественную благодать». Наиболее яркими представителями данного движения были: Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли, Томас Мюнцер (представлявший интересы народа), Филипп Меланхтон, Ганс Таусен, Олаус Петри, Джон Нокс.

В результате реформации католическая церковь утратила монопольное положение в Западной Европе: в странах, где она победила (в религиозном отношении)— на части территории Германии, Швейцарии, в скандинавских странах, Англии и Шотландии, Нидерландах, части Венгерского королевства — возникли новые — протестантские — церкви. Реформация удешевила и упростила церковную организацию, придала также божественную санкцию нормам буржуазной практики и морали. В странах, где победила реформация, церковь оказалась в большей зависимости от государства, пользовалась меньшей властью, чем в странах господства католицизма, что облегчало развитие науки и светской культуры. Духовная диктатура церкви была сломлена. В странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — государством. В Англии утвердилась Англиканская Церковь. В экономическом плане Реформация способствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические. Реформация оказалась последним крупным антифеодальным движением, проходившим под религиозной оболочкой.


86 .Тенденция развития искусства. Классицизм. Барокко как художественный и идеологический стиль.

Основная тенденция социального и идейного развития Европы в 18 веке проявила себя в разных странах неравномерно и в национально своеобразных, конкретно-исторических формах. 18 век — век «разума», век философов, социологов, экономистов. Большое значение приобретает обмен между странами философскими, научными, эстетическими идеями. Широта и интенсивность культурных взаимодействий, обмен творческими достижениями.

Одним из основных направлений искусства 17 – 18 веков было «барокко». От итальянского «барокко» значит - причудливый, странный. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко свойственны грандиозность, напряжённость, контрастность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. Мировоззренческие основы стиля сложились после периода реформации. Стиль барокковыразил прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничности и многообразии мира, его изменчивости. Человек в искусстве барокко воспринимается как часть мира, как сложная личность, переживающая драматические конфликты.

Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Самыми яркими представителями были: К. Мадерна, Л. Бернини, Ф. Борромини, Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини, Б. Лонгена, Д. Трезини.

В живописи барокко характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Представители: Микеланджело Меризи, Аннибале Карраччи, Гвидо Рени, Питер Пауль Рубенс.

Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Представители: Ф. де Кеведо, П. Кальдерон, Г. Гриммельсгаузен, С. Полоцкий.

Для второго этапа 18 века характерно утверждение искусства классицизма. От латинского – образцовый. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Классицизм формировался как антагонистическое направление по отношению к пышному и виртуозному искусству барокко. Но, когда во второй половине 17 века классицизм стал официальным искусством абсолютистской монархии, он вобрал в себя элементы барокко. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения.

Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Представители: Э.Фальконе, Ж.Гудон, Г. ШадовИ. П. Мартос.

В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов.(Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид) Постепенно распространяясь в мире, классические принципы дошли и до литературы: здесь его действие проявилось использованием формального баланса, пропорций, приличий и сдержанности, как и выполнялись основные произведения древней греческой и римской литературы («классика»). (Ж.Б. Поклен, Мольер, Вольтер, Гете, Шиллер)

 

 

87. Романтизм-реализм-модернизм. Культурные параметры эпохи

Романтизм - идейное движение в литературе, науке и искусстве, возникший в конце 18 века в Германии, Англии и Франции, и распространился с начала 19 в. в России, Польше и Австрии, а с середины 19 в. охватил другие страны Европы и Северную и Южную Америки. Возникший после французской революции, в условиях окрепшего на рубеже 18 - 19 вв. абсолютизма, Романтизм был реакцией против рационализма эпохи просвещения и застывших форм, схем и канонов классицизма и порой против сентиментализма.

Определяющими для романтизма стали идеализм в философии и культа чувств, а не разума, обращение к народности, увлечение фольклором и народным художественным творчеством, искания исторического сознания и усиленное изучение исторического прошлого (историзм), иногда бегство от окружающей действительности в идеализированное прошлое или в мечты будущего или в фантастику. Романтизм привел к выработке романтического мировоззрения и романтического стиля и появления новых литературных жанров - баллады, лирической песни, романсовой лирики, исторических романов и драм.

Своими идеями и установками, в частности провозглашением народности и роли значения в национальной литературе и художественного творчества, романтизм сыграл выдающуюся роль в пробуждении и возрождении славянских народов. Первыми проявлениями романтизма была выданная 1818 году в Петербурге «Грамматика малороссийского наречия» А. Павловского и сборник М. Цертелева «Опыт собрания старинных, малороссийских песней» с изложенными в них мнениями о глубоком своеобразии и самостоятельности украинского языка и украинской народной поэзии. К проявлений украинского предромантизма причисляют также изданную в Москве 1827 году сборника «Малороссийские песни» М. Максимовича и баллады П. Гулака-Артемовского («Твардовский» и «Рыбалка», 1827). Украинский романтизм возник не так как реакция против не слишком значительного в украинской литературе классицизма, а против имеющихся в ней тогда Бурлескных традиций и развился в большой степени под влиянием углубленного изучения народного творчества, с одной стороны, и писаний русских и польских романтиков - с другой. В частности немалое влияние на утверждение романтизма в украинской литературе имели украинские школы в русской и польской литературе. В русской литературе ведущими представителями украинской школы были не только восторженные русском экзотикой (природой, историей, народным бытом и творчеством) русские (К. Рылеева, А. Пушкин, Ф. Булганина), но и многие украинцы, которые писали на русском языке (О. Сомов, М. Маркевич, Е. Гребенка и особенно Н. Гоголь). Определяющими были украинские темы и украинские экзотические сюжеты также для творчества польской и украинской школы "- романтиков А. Мальчевского, Б. Залеского и С. Гощинского.

Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.

Духовная и материальная культура XX в. — это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого — запечатлеть мгновение жизни.

В отличие от примерно однотипных в идейном и стилевом началах движений в культуре XIX в. — романтизма, академизма, реализма, художественная культура XX в., распадаясь на ряд течений, являет собой различное отношение художественного творчества к действительности. Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм. В переводе с французского модернизм — «новый, современный». В целом это совокупность эстетических школ и течений конца XIX — начала XX вв., характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями. Модернизм объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильность человеческого существования, бунт против рационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления, трансцендентальность и мистицизм, стремление к новаторству любой ценой.
К понятию «модернизм» близко другое понятие — «авангард» (фр. передовой отряд), объединяющий наиболее радикальную разновидность модернизма.
Модернизм — характерная черта эстетики XX в., независимая от социальных слоев, стран и народов. В своих лучших образцах искусство модернизма обогащает мировую культуру за счет новых выразительных средств.
Наравне с модернизмом, параллельно с ним, существовал и продолжал развиваться реализм. На рубеже столетий он претерпел многоаспектные изменения, по-разному себя проявляя, но ярче всего — как неореализм, особенно в кинематографе (Л. Висконти, М. Антониони, Р. Росселини, Ст. Крамер, А. Куросава, А. Вайда). Неореализм выполнял задачу правдивого отражения социального бытия, борьбу за социальную справедливость и достоинство человека. Принцип неореализма нашел свое выражение и в искусстве (Р. Гуттузо, Э. Уайет), и в литературе (А. Миллер, Э. Хемингуэй, А. Зегерс, Э.М. Ремарк). С позиций неореализма творили писатели и художники: Ж. Амаду, Г. Маркес, Д. Сикейрос.


88. Реализм

РЕАЛИЗМ утверждается в 1830 — 1840-еРеализм — это правдивое, объективное отражение действительности. Реализмвозник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков.Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резкокритическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство,вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейнойцеленаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Во Франции в 30— 40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения Опоре де Бальзак, написавший 95-томную «Человеческую комедию»; Виктор Гюго - «Собор Парижской богоматери», «Девяносто третий год», «Отверженные» и др. Гюстав Флобер - «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо» Проспер Меримо — мастер новелл«Матео Фальконе», «Коломба», «Кармен», автор пьес, исторических хроник «Хроника времен Карла10» и др. В 30 — 40-е годы в Англии. Чарльз Диккенс - выдающийся сатирик и юморист, произведения «Домби и сын», «Тяжелые времена», «Большие ожидания», являющиеся вершиной реализма. Уильям Мейкпис Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия», в историческом произведении «История Генри Эсмонда», сборнике сатирических эссе «Книга снобов», образно показал пороки, присущие буржуазному обществу. В последней трети 19 в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения, норвежских писателей: Генриха Ибсена - драмы «Кукольный дом» («Нора»), «Приведения», «Враг народа» призывали к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Бьернсон драмы «Банкротство», «Свыше наших сил», и стихи. Кнут Гамсун - психологические романы «Голод», «Мистерии», «Пан», «Виктория», в которых изображен бунт личности против обывательской среды. Новые формы искусства в европейской культуре 20 в. На рубеже 19-20 вв.Культур ологи Шпенглер, Сорокин, Швейцер, Ортега и Гассет стали говорить о кризисе культуры. На самом деле в кризисе находились экономика, политика, социальные отношения и культура. Кризис: 1. За период с 1800-1914 гг. - европейское население увеличилось в 2,5 раза. Ортегай и Гассет писал по этому поводу: «Огромные толпы народу извергаются на поверхность с такой скоростью, что не успевают пропитаться культурой». 2. Проведена четкая черта междуЭлитарной и массовой культурой. Элитарная культура - это глубокие художественные произведения современности, чрезвычайно сложное современное искусство, для воспитания которого нужна подготовка и немалые интеллектуальные усилия. Пр: музыка Стравивского, живопись Пикассо, роман «Уилис» Джойса. 3. «Техническая болезнь» - необходимость культуры отвечать на вызов техники. Первые 20 лет 20 в. - «Прекрасная эпоха», вызванная успехамиНаук и и техники - автомобиль, аэроплан, радио, телефон, телеграф, кинематограф... Новые формы - это попытка ответа на вызов 19 в. Бергсон (философ того времени) в «Творческой революции» пишет: «Мы не можем понять творчество. Разум искусственно разделяет мир, а потом соединяет. Разум обманывает. Нужен жизненный порыв». Сюрреализм (сюр- сверх) основывался на интуитивизме Бегрсона, бессознательности Фрейда, герменевтике (фантазия) Дильтея Соеди-нение несоединимого, свободные ассоциации - Дали, Миро, Эрнст.Они считали, что надо разрушить мир, ломая его предполагаемую реальность, чтобы пробудить разум к сверхреальному. Кубизм - попытка выразить художественные образы в различных кубических формах (Сезан, Пикассо). Это форма, которая отражает поиск идеи.. Сам же изображаемый предмет для них иррационален, интросубъективен. Их не интересовал реальный мир, главное форма. Абстракционизм - высвобождение от формы. Основатель - Кондинский 1910 г. (Мне не понравился). Экспрессионизм - выражение. Красочность, контрастность. Бюфе, Джорж Руо «Купание в озере», «Голова клоуна» - он сам (везде очень темные краски). Сущ. течение «Синий всадник». Фовизм («дикий») - стремление к стихийному выражению чувств. Нобизм - синтез литературного символизма и декоративной обобщенности. Дадаизм («детский лепет») - возник в Швейцарии, основоположник Траза. Выражает нечто наивное, первозданное. Поль Элюар. Европейская литература 20 в.
89. Ранний модернизм. Декаданс

Словно предвещая новый этап развития искусства, уже к концу прошлого века, в качестве реакции на критический реализм и натурализм предшествующей эпохи, возник декаданс (от фр. — упадок). Впервые появившись во Франции, декадентские настроения безнадежности, неприятия жизни, крайнего индивидуализма затронули значительную часть художников многих направлений и видов искусств. Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих противоречий. Все формы и все течения искусства декаданса, бунтующие против традиций, получили название модернистских.
Модернизм (от фр. — новый, новейший, современный) — совокупность эстетических школ и течений конца XIX — начала XX в., характеризующихся разрывом с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений.
Ощущение общей дисгармонии современного мира; нестабильность положения в нем отдельной человеческой личности; ее отчуждение от общества; растущая роль в жизни людей абстрактного мышления и одновременно бунт против рационализма в искусстве и стремление отразить в нем некие трансцендентальные и неуловимые стороны действительности — все это и обусловило переход мирового или, по крайней мере, «западного» искусства в новое качество, объединяемое понятием «модернизм».
Определяющими в концепции мира художников модернистской ориентации являются историческая бесперспективность, отчаяние, более или менее очевидный нигилизм, убежденность в фатальном одиночестве человека и безысходности его судьбы. В представлении модерниста человек – безнадежно одинокое, страдающее, отчужденное, наконец, порочное существо. Истоки порочности человека отнюдь не обусловлены историческими или социальными условиями общественной жизни, они согласно воззрениям модернистов, заключены в самой природе человека. Ничтожество человеческой натуры, на взгляд модернистов, предопределено совокупностью первобытных, животных инстинктов, на почве которых якобы складывается весь круг поступков и устремлений индивида от самого рождения.
Модернизм развивался в нескольких этапах и проявился во множестве течений. Начиная с 60-х г. модернизм вступает в стадию постмодернизма. В лабиринтах модернистских течений разобраться нелегко. Целесообразно рассмотреть наиболее яркие его проявления: абстракционизм и авангардизм.


90. Промышленный переворот. Научно-технические революции и их влияние на культуру.

В последние десятилетия 19 в. капитализм вступил в новую эпоху своего исторического развития. В результате победы буржуазных революций в странах Западной Европы и США в течение столетия (с 70-х годов 18 века до 70-х годов 19 века. Утвердилось политическое господство финансово-промышленной буржуазии, а это в свою очередь открыло широкие возможности для быстрого развития производительных сил. Промышленная революция, которая состоялась в условиях свободной конкуренции, вызвала невиданный взрыв технического прогресса. А он в свою очередь корне изменил структуру капиталистического хозяйства и его организационные форму. Бурно шло роста производительности труда, обусловленное научно-техническими открытиями, принципиальными изменениями в технологии производства, а также возникновением новых, высокопроизводительных отраслей индустрии. Переход к массовому производству стали обеспечил значительный рост машиностроения, всех видов транспорта, особенно железнодорожного и морского.

Для стран Западной Европы и Северной Америки 1870-1900 гг были периодом значительного экономического прогресса. В этот период в странах Западной Европы и США завершился промышленный переворот. Бурно развивалась научно-техническая мысль, достижение которой проникали в промышленное производство, способствовали качественному обновлению средств транспорта и связи.

Одновременно этот период всемирной истории стал одним из самых тревожных и трагическая для судьбы человечества в циничных формах оказались все отрицательные черты капиталистического строя:

а) унизительная и безжалостная эксплуатация человека человеком;

б) интенсивный рост прибыли узкой части населения и растущее обнищание трудового населения;

в) захватнические войны.

По темпам развития промышленности впереди других стран были США и Германия, которые представляли два разных типа индустриального развития. В США оно стимулировалось прежде всего тем, что внутренний рынок имел спрос на массовую стандартизированную продукцию. В Германии лучше были развиты отрасли тяжелой промышленности, связанные с потребностями государства.

Американская и немецкая промышленность была оборудована по последнему слову техники и была свободна от расходов на переоборудование старых предприятий. Это давало США и Германии важные преимущества по сравнению с Англией, где техническая база промышленности была давно заложена и требовала серьезного обновления.

Германия и США опережали Англию и Францию также и по темпам развития оборота внешней торговли. Для Англии это означало потерю ее бывшего монопольного положения на мировом рынке.

Таким образом, развитие производительных сил, концентрации производства и капитала, конкуренции конце 19 - начале 20 веков. подготовили переход к новому типу капиталистического хозяйства - монополии.

Первые монополии образовались в 70-х годах 19 в. Однако оживление их деятельности пришелся на 90-е годы 19 в. в Великобритании, Германии, Франции, США, России и других странах. Именно в это время в капиталистическом мире, растет число национальных и международных монополий. Бурно развивается кредитно-банковская система, облегчала и ускоряла разнообразные альянсы крупного капитала.

В начале 20 в. заканчивается формирование основных социальных групп индустриального общества. Руководящее место в структуре населения окончательно заняли буржуазия и пролетариат.

Окончательное превращение буржуазии и пролетариата в базовые социальные группы индустриального общества привело к значительному уменьшению и снижения общественной роли традиционных средних слоев - крестьян, ремесленников, мелких торговцев.

Миллионы людей, пришедших в город из села были вынуждены изменить относительно независимое существование мелкого торговца или ремесленника на положение наемного работника.

В развитых капиталистических странах Европы в целом рабочий класс составлял около 30% населения, а в Великобритании, Германии, Бельгии, Голландии - около 50%. Для сознания рабочего и его потомков фабрично-заводская промышленность постепенно становилась единственно мыслимой формой производства.

Вообще техническая революция демонстрировала могущество человеческого разума, создавая одно "чудо" за другим: Электрическое освещение, телефон, радиосвязь, кино, автомобиль, начало воздухоплавания, каналы, туннели, мосты. Изобретения появились в отдельных странах, но очень быстро распространялись по всему миру, входили в быт людей - сначала богатых, а потом всех остальных. Особое место с историко-культурной точки зрения принадлежит тем техническим новинкам, которые непосредственно связаны с передачей информации, т.е. с обогащением сознания фактами, без тех изобретений вообще бы не дошли до многих людей, или пришли бы с опозданием. Телеграф, как и дороги, было унаследовано от предыдущего периода, даже трансатлантический кабель был проложен в 60-е годы 19 в. Но широкий развитие телеграфных линий, как и совершенствование аппаратуры и коммуникаций принадлежит уже к эпохе технической революции. Информация (и внутренняя, и международная) стала поступать регулярно, чем воспользовалась прежде всего пресса. Корреспонденты ведущих газет соревновались между собой, стремясь обеспечить свои газеты самыми свежими фактами, а благодаря разветвленной железнодорожной сети газеты из столиц и крупных городов быстро доставляли читателям.

Расширения и ускорения потока информации, несомненно, было фактором культурного прогресса. Развитие средств связи и транспорта чрезвычайно облегчал международные контакты, способствовал интенсивному культурному обмену.

Образование, в частности, школьное обучение, была одним из главных способов передачи молодым поколениям приобретенного человечеством опыта, одним из путей адаптации человека к тем общественным отношениям, в которых ей предстояло жить, работать. Состояние образования, как известно, более чем когда-либо сферы культуры зависит от социально-экономического и государственного строя определенной страны, от политики господствующего класса, от соотношения политических сил. Вокруг проблем организации школьного дела, таких как роль государства в создании и финансировании учебных заведений, обязательность образования до определенного возраста, отношения между школой и церковью подготовка учительских кадров и т.д., в конце 19 - начале 20 веков шла непрекращающаяся борьба между различными слоями и политическими партиями. Еще острее борьба велась по вопросам содержания образования, его идейной направленности, объема знаний, которые должны усвоить учащиеся, методики обучения.


91. Тоталитаризм как феномен 20 в.

Одним из основных направлений развития мировой истории в XX в. была борьба между тоталитаризмом и демократией.

Тоталитаризм (от лат. totaliter - всеобъемлющий) является феноменом, особенностью XX века Самыми типичными его воплощениями были фашистская Италия, гитлеровская Германия и Советский Союз в течение почти всего времени его существования. Основными видами тоталитаризма были фашизм (нацизм) и сталинский социализм.

Тоталитаризм как общественное явление включает в себя следующие основные признаки:

В области идеологии и внутренней политики:

- Способ воплощения в жизнь утопической идеи (независимо от того, какие исходные принципы в нее были заложены, например, всеобщего равенства и благосостояния и т. п);

- Абсолютный, всеобщий, ничем не ограниченный контроль за жит тей общества и каждого человека в частности;

- Господство единой идеологии, единой правящей партии, которая обладает монопольным правом политической деятельности; запрет политической и идейной оппозиции и свободомислення;

- Ничем не ограниченное насилие, Диктатура и террор для достижения цели (сила - главный аргумент, а цель оправдывает средства.

В области экономики:

-Преобразование всей собственности в государственную или собственность послушных государству предпринимателей;

-Невозможны или крайне затруднены проявления личной инициативы, во приемництва в хозяйственной деятельности;

-Милитаризация и централизация экономики, бюрократизация власти и управления в целом.

В области культуры, образования и воспитания, прав человека:

-Всеобщий (тотальный) контроль над духовной жизнью и твор чисто;

-Политическое слежения, попрание прав и свобод человека и граж дянина;

-Создание системы всестороннего воздействия на личность через семью, школе, средства массовой информации, государственные и общественные органы зации, Деятельность которых полностью контролируется партийно-государственным аппаратом;

-Формирование культа личности вождя: попытка превратить народ в толпу, послушный его воле.

В области внешней политики:

доминирующее попытки распространить на другие народы и на весь мир свои идеалы и порядки.

Тоталитаризм был и остается врагом демократии и гуманизма, гражданского общества и правового государства.

Во всех государствах, где царил тоталитарный режим, он оставил после себя страшную наследство. Особенно горькими были его плоды в странах, входивших в состав тоталитарных государств на правах «младшего брата», как, скажем, Украина в СССР.

В конце 20-х гг заканчивается формирование тоталитарного государства в СССР. Власть сосредоточена в руках одного человека. Для укрепления режима абсолютной власти создан централизованный партийно-бюрократический аппарат и всевластные карательные органы ГПУ и НКВД. На это время было установлено политическую диктатуру коммунистической партии. Все оппозиционные партии и движения были ликвидированы. Совета и общественные организации превратились в придаток к властным структурам.

В результате массовых репрессий, голодомора Украина потеряла миллионы людей. Было истреблено почти весь цвет национальной интеллигенции, опытных специалистов, хозяйственных, трудолюбивых крестьян.

Огромный вред был нанесен развития национальной культуры, искусства, национального образования.

Были ликвидированы политические партии, в том числе и украинские коммунистические партии, возникшие в 1918-1920 гг (УКП, боротьбисты и др.).

Природные ресурсы Украины в значительной мере были исчерпаны или истощены. Непоправимый ущерб нанесен окружающей среде, еще в течение десятилетий напоминать о себе Чернобыльская ката


92. Массовая культура: Унификация - стандартизация - новая мифология

Массовая культура.У массовом обществе ХХ века, культура должна была ответить на запросы масс, запросы простых людей, живущих в сугубо материальном, физическом мире, в котором высшие духовные ценности не более чем абстракция, а ценность личности достаточно сомнительна. Традиционная аристократическая культура уступила свое место культуре массовой, которая обращалась к массовому вкусу, т.е. к низком. Возрастная народная культура - цирк, рыночный балаган, зрелище, в котором действие важнее содержания, ее назначение развлекать, она предоставляла возможность на время уйти от проблем повседневной жизни. Это был своего рода легкий наркотик. Рыночный балаган, плотские радости жизни, еда, вино, секс были теми сферами, где, хотя бы временно, можно было укрыться от реальности, травмирует.

Массовое общество воспитывало материалистическое мировоззрение, так как выросло на фундаменте массовой экономики, материальная сторона жизни став преобладающей, вытеснила все другие аспекты жизни. А в материальной сфере внешняя, физическое действие человека важнее его внутреннего мира. Действие, а не внутренний мир человека, его психология, движущая сила материалистической цивилизации.

Когда на авансцену истории вышли массы, весь цивилизованный мир, вне зависимости от политической системы каждой страны, встал перед вопросом, как контролировать эти миллионы, и направить их энергию в безопасное для власти имущих русло.

Культура предыдущих веков не могла быть использована, идеи, которые в ней содержались, противоречили тем задачам, которые ставила перед собой власть, и была очень сложная, она требовала многолетнего воспитания.

Культура, как и наука, не может существовать без заказчика, по словам Скотта Фитцджеральда, "культура идет за деньгами". Новые хозяева жизни заказывали музыку исполнителям, вооружали их новыми техническими средствами.

Новые технологии позволяли упростить культуру и сделать ее доступной для широкого потребления. Как говорил один из заказчиков, Ленин, - "Важнейшим из всех искусств для нас является кино, потому что наше население по преимуществу безграмотно.

Радио, кино, а затем и телевидение, сама природа этих новых технических средств сделала упрощение идей, образов традиционной культуры, и давала неисчислимые возможности для постепенной подмены широкого видения мира тем плоским, одномерным миром, который понятен зрителю и необходим заказчику.

Кинообьектив вырывает из реальной жизни определенный режиссером фрагмент, отделяет его от всего остального рамкой и, в результате монтажа образов, создается та картина мира, соответствующую задачам, которые ставит перед собой ее создатель.

Телевизионный экран создает окно в огромный мир, сужая его многомерность до нескольких десятков сантиметров плоского изображения, и это уже не объемная реальность мира, а его бледная, упрощенная копия, лишенная широком смысле оригинала.

Другой советский идеолог, Арбатов, таким образом определял задачи для создателей пролетарской массовой культуры, - ".... художник переживает идеей целесообразности, обрабатывая материал не в угоду субъективным вкусам, а согласно объективным задач производства,... художники становятся сотрудниками инженеров, ученых, администраторов. Организовать общий продукт. Руководствуясь не личными побуждениями, а объективными потребностями производства, выполняя задания класса... "

"Объективные потребности производства" - отвлечь массы от реальных проблем их жизни и заставить их видеть мир так, как этого хочет заказчик.

Работники западной индустрии массовой культуры, в отличии от советских "инженеров человеческих душ", никогда не говорили о заказе власти, что они сознательно или бессознательно выполняли, но цель была та же - формирование необходимого системе восприятия мира.

Мифология, как советской пропаганды, так и Голливуда, рисовала мир, в котором полнокровные, сильные характеры вовлечены в активную борьбу добра и зла. Но, как правило, это были абстракции, далекие от повседневной реальности. Реальная же борьба проходила в мире, о котором, ни советская пропаганда, ни пропаганда Голливуда, никогда не говорили, а то, что не имеет своего образа в средствах массовой информации, как бы и не существует. Классическая культура стремилась найти в разнообразных и многослойных явлениях общий закон, пыталась дать объяснение закономерности развития общества и общественных отношений. Она помогала индивиду приобщиться к богатству чувств и мыслей мировой цивилизации, помогала личности найти свой уникальный, индивидуальный путь. Пиетет перед традиционной, аристократической культурой придавал в глазах низших общественных классов престиж, ценность ее владением и подталкивал все общество к осмысленному подходу к проблемам жизни.

Оригинальное произведение искусства пытается понять реальность, ее законы, ее логику, в нем существует глубина накопленного человечеством знания, оно воспроизводит реальность в объемных образах. А индустрия массовой культуры не производство значительных произведений искусства, говорят об огромном объем реальной жизни, а конвейерное производство композиций, стандартных общественных иллюзий.

Массовая культура использует реальность лишь как материал для создания фантазий, обрывая все связи с общемировым знанием. Теоретики постмодернизма называют творения массовой культуры "симулякрами" - копиями реальности, в которых факты реальности не более, чем игровой материал. Факты только компонента динамического и эффектного калейдоскопа, задача которого не расширить знание и понимание, а развлекать и отвлекать.

Формы массовой культуры в различных странах индустриального мира были разные, но цель у них была одна - "... дрессировка масс, чтобы они не были обеспокоены вопросами, которые угрожают стабильности общественного порядка.... зря обращаться к разуму и интуиции людей, нужно обработать их сознание таким образом, чтобы сами вопросы не могли быть заданы.... задача социальных инженеров, социологов и психологов, находящихся на службе в правящей элиты, создание оптического обмана колоссальных размеров, в сужении всего объема общественного сознания до тривиальных, бытовых форм. "Оруэлл" Оптический обман колоссальных размеров "создавался постепенно, мелкими шажками. Еще в середине ХХ века была не совсем понятна огромная сила рынка, поставивший культуру в один ряд с другими товарами потребления. Внешне рынок культуры отвечает на массовый спрос, на деле он культивирует, воспитывает массовые вкусы, и истинное знание утрачивает свой престиж в глазах всего общества.

Гигантская индустрия развлечений создала культуру ескапизма, бегства от знания, бегства от реальности - она дает возможность уйти от реального мира в мир фантазий, уйти от рассуждений, травмирующих



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.062 с.)