Имитативная магия - по Дж.Фрезеру - симпатическая магия, основанная на допущении возможности перенесения воздействия с одного предмета на другой в силу их сходства.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имитативная магия - по Дж.Фрезеру - симпатическая магия, основанная на допущении возможности перенесения воздействия с одного предмета на другой в силу их сходства.



Слово "символ" одно из самых многозначных в системе семиотических наук. Понятие символа занимает особое место в культурологии. Символ есть знак, но совершенно особого рода. Культура выражает себя через мир символических форм, которые передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. Но сами по себе символические формы — это внешняя сторона культуры. Символы становятся выражением культуры не сами по себе, а лишь через творческую активность человека.

55.Возникновение искусства

Вопрос о путях становления изобразительного искусства является сложной научной проблемой. Верхний палеолит — это время рождения искусства. Его появление было огромным прогрессом в познавательной деятельности людей, осмыслении окружающего мира. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком.

одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества; другой - верования того времени.

Имеется несколько гипотез причин возникновения искусства: 1) г-за простого этапа; 2) г-за меандров; 3) г-за «руки»; 4) г-за макета.

1)Гипотеза простого этапа: Автор- Буше де Перт. Гипотеза предполагает уже сформированное худож-ное сознание у первобытных людей.

2) Гипотеза меандров: Меандры: условно-схематические изображения; осмысления человеком себя.

3) Гипотеза «рук»: «Рука» – преднамеренно полученное пятно, повторяющее очертания кисти. Положение, что от рук происходит все изобр. искусство

4) ) Гипотеза макета: Др. люди сооружали из останков животных скульптуры для практических целей: обучения охоте, обрядов. Реалистические изображения отсутствуют, чисто схематическое изображение либо ч-ка либо жив-ых. Это абстрактное искусство.

 

 


 

56.Культура Древнего Египта (ранее, древнее, среднее, новое царство и поздний период)

Как независимое государство Египет существовал примерно от 2920 г. до н. э. до 332 г. до н. э., что является абсолютным рекордом для всех времен и народов. В течение своей продолжительной истории египетская культура выработала весьма своеобразную мифологию и связанное с ней представление об окружающем мире.

Главная особенность культуры древнего Египта - огромное значение, придаваемое заупокойному культу. Представлениям о посмертном странствовании души подчинены принципы египетской скульптуры и живописи. Египетская религия, несмотря на наличие обширного пантеона богов, как правило, покровителей отдельных местностей, в своей государственной форме тяготела к монотеизму, признавая верховным богом Амона-Ра.

Продолжительную историю Египта традиционно делят на несколько периодов: ранний Египет (2920 - 2649 гг. до н. э.), Древнее царство (2649 - 2134 гг. до н. э.), Среднее царство, (2040 - 1640 гг. до н. э.), , Новое царство (1550 - 1070 гг. до н. э.), Поздний Египет (1070 - 332 гг. до н. э.).

Раннее царство

Почти весь период Раннего царства проходит под знаком борьбы Верхнего и Нижнего Египта, завершившейся победой последнего.К этому времени относится и основание «Белых стен» - Мемфиса, крепости на границе Севера и Юга. Технологически Египет Раннего царства находился на уровне медно-каменного века, а керамика изготовлялась еще без применения гончарного круга. Раннее царство - эпоха уже сложившейся иероглифической письменности, о чем свидетельствуют сохранившиеся царские надписи.

Древнее царство

Объединенный Египет периода Древнего царства находился на вершине своего могущества, что выразилось, в частности, в возведении в то время самых известных памятников египетской древности - пирамид.

Относящиеся к периоду Древнего царства памятники письменности представляют собой запечатленные на внутренних стенах гробниц автобиографии покойных с перечислением их заслуг перед фараоном и народом.

Среднее царство

Периоду Среднего царства предшествует переходный период , когда страна погрузилась в период смуты и войн

Расцвета Среднее царство достигло когда был построен храм, названный греками «Лабиринтом» в Файуме. Большие гробницы-пирамиды сменились в период Среднего царства гробницами, вырубленными в скалах или небольшими пирамидами из кирпича-сырца.

Новое царство.

Новое царство - период наибольшего политического могущества Египта, время его культурного расцвета. Строятся многочисленные заупокойные храмы, светские дворцы фараонов.

В период Нового царства заупокойный храм строится отдельно от гробницы, вырубаемой обычно в отдаленных скалах.

Поздний период.

Для позднего Египта (1070 - 332 г. н. э.) характерны состояние политической раздробленности и длительные периоды подчинения иностранным завоевателям - ливийцам, нубийцам, персам. Особенность позднего Египта в культурной и технологической сфере - распространение железных орудий, что повлекло за собой использование твердых пород камня в скульптуре. Этой же причиной объясняется и распространение в этот период статуэток из бронзы.

 


 

57. Заупокойный культ. Мумификация. «Книга мертвых». Значение пирамид, современное изучение пирамид.

Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со смертью человека умирает только его тело, а душа, судьба продолжают жить, именно судьба связана с судьбой тела, ибо душа не бессмертена, она может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым.

Заупокойный культ неразрывно переплетался с культом царя. Это переплетение и определяло задачи древнеегипетского искусства. Древнеегипетское искусство в целом представляется нам как „искусство оформления смерти“.Заупокойный культ в Древнем Египте не был культом смерти, а как бы отрицанием ее торжества, желанием продлить жизнь и сделать так, чтобы смерть — явление ненормальное — не нарушала бы красоты жизни.

Древние египтяне рассматривали смерть как переход к иной, лучшей жизни в Ином мире. Они верили, что сумеют реализовать все свои возможности только после смерти. В период Раннего царства царей и вельмож погребали под землей в облицованных камнем погребальных камерах, но тела быстро разлагались. Тогда египтяне стали искать способы сохранения тел умерших. К началу эпохи Нового царства была разработана методика бальзамирования, которая применялась при погребении царей и богачей. Когда человек умирал, жрецы читали над ним особые молитвы, в последний раз пытаясь вернуть его к жизни. Затем тело омывали и проводили обряд очищения в специальном покое, называвшемся ибу. Потом тело поступало в уабет - мастерскую, где над ним трудились мастера-бальзамировщики. Внутренние органы извлекались и хранились в особых сосудах с крышками, называемых канопами. Далее тела обкладывали специальной солью - патроном, которая высушивала тело. Через несколько дней внутренние полости тела заполнялись льном, опилками, смолой и натроном. Тело заворачивали в специальные свивальные ленточные покровы, между слоями таких покровов укладывались драгоценности и амулеты. Маска-портрет возлагалась на голову главным бальзамировщиком, носившим маску шакала, изображая бога Анубиса , бога-покровителя бальзамировщиков. Мумия опускалось в саркофаг.

«Книга мёртвых» в Древнем Египте — сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии. Была настолько объемной, что требовала сокращения, неоднократно переписывалась и дополнялась из поколения в поколение на протяжении почти 5 тысяч лет, и любой благочестивый египтянин жил, постоянно обращаясь к учению Книги мёртвых; египтян хоронили, руководствуясь её указаниями; их надежда на вечную жизнь и счастье была основана на действенности её гимнов, молитв и заклинаний.

Главным воплощением заупокойного культа и идеи о сверхчеловеческой мощи фараона были пирамиды, и поэтому зодчество стало ведущим видом искусства в Египте. Все остальные виды подчинялись ему, зависели от него, т.е., иными словами, искусство в Древнем Египте было комплексно, синтетично, и это его основная и наиболее характерная черта. Египетское искусство едино и в живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре, т.к. оно во многом развивалось как украшение, как дополнение того, что почиталось главным для ублажения богов, для обожествления фараона и для борьбы со смертью, т.е. архитектуры.


 

58. Особенности религии. Обожание солнца. Культ животных.

Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы до явлений культуры. Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами.

Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью.

Религия Древнего Египта базировалась на культе животных. В каждом египетском городе-государстве было своё священное животное или же птица. Особым почтением относились к змеям. Изображением кобры украшался головной убор фараона. Как сокол, пчела и коршун змея олицетворяла собой царскую власть. После того, как культовое животное умирало, его бальзамировали и с почестями хоронили в священных гробницах. Например, в городе Бубастис хоронили кошек, В Иуну хоронили ибисов и т.д. Священных змей, а точнее их мумии хоронили в храмах бога Амона-Ра. Убившему священное животное грозила смертная казнь. Согласно представлениям древнеегипетского населения, душа умершего человека на протяжении 3000 лет покоилась в телах священных животных или птиц. Считалось, что таким образом душа избегала опасностей, подстерегающих её в загробном мире.


 

59. Развитие науки, искусств ( монументализм, портретность).

Самые древние орудия человека датируются свыше 2 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на: каменный, медный, бронзовый и железный века. Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм – сочетание разнородных воззрений.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика, живопись , скульптура , архитектура .

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений– крепости.

Монументальное искусство— одно из пластических пространственных изобразительных и неизобразительных искусств; данный род их включает произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой. К монументальному искусству относятся памятники и мемориальные скульптурные композиции, живописные и мозаичные панно, декоративное убранство зданий, витражи, а также произведения выполненные в иных техниках. Истоки Монументальное искусство восходят к первобытному обществу. Принципы монументальности и статичности, господствовавшие в искусстве Древнего Египта, в условиях рабовладельческого общества должны были способствовать утверждению идеи незыблемости социального строя и обожествления личности властителя.

Портрет - изображение того или другого человека, произведенное средствами живописи, гравирования или скульптуры (а также фотографическое). Портрет сформировался под воздействием древнеегипетской скульптуры, поскольку именно с Египта берут свое начало первые образцы портрета. Египетский портрет получил свое развитие благодаря популярным на тот момент культам. В Древней Греции, в отличие от Древнего Египта, долгое время не существовало портрета, поскольку греки придавали большое значение идеализированным статуям. Сегодня же портретное искусство приобрело самостоятельность, яркую индивидуальность, свой собственный взгляд на мир.

 


 

 

60. Шумеро–Аккадская цивилизация. Мифология. Письменность. Значение «Эпоса про Гильгамеша»

В IV-III тысячелетии до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигр и Евфрат – возникла и утвердилась культура древних шумерийцев и аккадцев (жителей Месопотамии), которая стала одной из древнейших очагов человеческой цивилизации.

Древнейшая культура Двуречья – шумеро-аккадская. По мнению большинства современных востоковедов, шумеры – родоначальники всей вавилонской культуры.
Именно в Шумере на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа. Древнейшая на земле письменность – это шумерская клинопись. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет свое начало от рисунков. Со временем рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось, переходя к неполному или символическому изображению.

Ко времени образования первых шумерских городов-государств, видимо, сформировалось представление об антропоморфном божестве. Божества - покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы, с которыми соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещающейся с функциями верховного жреца. Все известные нам аккадские боги - шумерского происхождения или с давних пор отождествлены с шумерскими. Так, аккадский бог солнца Шамаш отождествился с шумерским Уту, богиня Иштар - с Инанной и рядом других шумерских богинь, бог бури Адад - с Ишкуром и т. д. Бог Энлиль получает семитский эпитет Бел(Баал), «владыка».

«Эпос о Гильгамеше», или поэма «О всё видавшем» —одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, созданное в XXII веке до н. э. в Древнем Шумере. считается древнейшим в мире литературным произведением, созданным в 22 в. до н.э. древними шумерами, основателями цивилизации Двуречья. Эпос рассказывает о приключениях легендарного основателя города Ура полубога Гильгамеша и его друга Энкиду, их походе на властителя гор Ливана монстра Хумбабу, смерть Энкиду, которого возненавидела отвергнутая Гильгамешем богиня Иштар, и странствие самого Гильгамеша в страну мертвых к хозяйке богов Сидури и праотцу Утнапишти за цветком бессмертия. Чаще всего это сказание вспоминают в связи с историей о всемирном потопе. Читая эту поэму, вы можете своими глазами оценить разницу в мировосприятии обеих народов - и в том, как радикально изменил картину мира евреев монотеизм. В отличие от Бога Библии, в мире "Гильгамеша" нет и намека на равенство отношений людей и богов. Боги не общаются с людьми и не устанавливают с ними отношений - они просто используют их в своих целях. Сделанное одним богом добро почти неизбежно навлекает на облагодетельствованного смертного гнев другого бога, лишь потому, что у него какие-то свои счеты с небесным благодетелем. Таков мир язычника, где человек может полагаться только сам на себя, и "удел людей - подчиненье высшим" - вечные игры с богами с целью избежать как их гнева, так и их милости.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.177.171 (0.014 с.)