Взаимодействие земледельческих и кочевых племен. Понятие кагана.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие земледельческих и кочевых племен. Понятие кагана.



Степная полоса Восточной Европы на протяжении многих столетий была местом кочевий скотоводов. Обозначившееся ещё в эпоху бронзы, во II тысячелетии до Р. Х., разделение племён на осёдлые земледельческие и кочевые скотоводческие, существенно воздействовало на судьбы этих племён, но не было ни абсолютным, ни окончательным. Достаточно распространённым был переход кочевников к осёдлости; под натиском новых пришельцев осёдлые или полуосёдлые племена порой бывали вынуждены покидать привычные места и возвращаться к кочевому образу жизни.

Земледельческие племена не всегда могли рассчитывать на спокойное и безбедное существование в раз избранной местности. Истощение почв или появление могущественных врагов были наиболее частыми причинами переселения земледельцев.

Сложное взаимодействие осёдлого севера и кочевого юга Восточной Европы во многом определило своеобразие исторического развития региона. И военные стычки, набеги, и политические союзы, и торговые сношения степняков и лесных жителей - все эти факторы воздействия на общественную жизнь славян с незапамятных времён, формировались новые черты общественного строя и жизненного уклада.

В ряде источников IX века правитель Руси назывался каганом (хаканом). Каган — тюркский титул, который носили верховные правители кочевых империй. Вероятнее всего, русы могли заимствовать его у хазар. В источниках X века титул по отношению к правителям Руси не употребляется, что может свидетельствовать о том, что он вышел из употребления. Однако он появляется в ряде древнерусских текстов XI — XII вв. применительно к киевским князьям.

 

 

Славянский пантеон: Сварог - Дажбог – Перун.

В 980-ые годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через искоренение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном, однако реформа не удалась, так как на базе политеизма не удалось объединить славянские племена. В ходе реформы был установлен единый для всей Руси пантеон божеств, идолы которых были установлены в Киеве. В пантеоне Владимира, языческие божества были расставлены в порядке их старшества и каждому из них были условно противопоставлены античные боги и христианские святые.

Перун - верховный бог в древнерусской языческой мифологии, покровитель князя и дружины (бог войны). Связан с грозой, громом и молнией. Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на Балканы в 4в. и в процессе создания государственности Киевской Руси IX - X вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье.

Сваро́г — бог-кузнец, отец Даждьбога. По мнению некоторых исследователей — верховный бог восточных славян, небесный огонь. »). Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, «бог-отец». Уподобен христианскому богу-творцу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Гефест.

Дажьбо́г— один из главных богов в славянской мифологии, бог плодородия и солнечного света, предок князей и вообще русских людей, сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, «белого света», податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну.

Даждьбог, сочетал в себе две основных функции: в природе он был подателем света, тепла и плодородия, а в обществе — источником княжеской и царской власти.

В итоге появляются как бы три разряда богов: на первом месте стоит общегосударственный княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог грозы, но и как бог оружия, воинов и князей. Второй разряд составляют древние божества неба, земли и «белого света» - Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл – Макошь

 

Становление и развитие державности

Процесс политической консолидации восточных славян завершился в конце IX ст. образованием большого, относительно единственного средневекового Древнерусского государства — Киевской Руси.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства.

Согласно норманской теории государственность на Русь была привнесена извне варягами в 862 году. Антинорманская теория основывается на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — словенов (новгородцев), кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Под властью Киева объединились два огромных славянских политических центра — Киевский и Новгородский. Это событие, которое история относит перед 882 г., традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Позже киевскому князю покорилось большинство восточнославянских земель.

Возникновение Древнерусского государства с центром в Киеве было закономерным результатом внутреннего социально-экономического и политического развития восточных славян. Процесс их политической консолидации предопределенный также около других внутренних и внешних факторов: территориальной и культурной общностью восточных славян, экономическими связями и их стремлением объединить силы в борьбе с общими врагами. Они характеризовались в первую очередь общностью языков(с сохранением, однако, местных диалектов), общностью территории (которая в основном совпадала с пределами Киевской Руси), материальной и духовной культуры, религии, определенной экономической целостностью. Этническому сплочению восточных славян в единственный народ способствовали и одинаковые традиции, обычаи, обычное право, закон, суд, боевой уклад, общая соперничество против внешних врагов.

 

Развитие городов

Отделение ремесла посредством земледелия, концентрация ремесленников в поселениях, развитие торговли привели к образованию для Руси городов.

Древние города образовывались по-разному. Если в Западной Европе для развитие городов имели значительное влияние античные традиции, то в Киевской Руси города развивались под воздействием внутренних факторов. Согласно археологическими материалами определяются такие пути их становления: торгово-ремесленный, общинно феодальный и государственный. Иногда в торгово-ремесленные ячейки превращались села. Много городов учредили князья, в частности Галич, Львов, Ярослав, Изяслав, Владимир и др. Возникали города и из боярских усадеб. Феодальные города развивались из центров межплеменных союзов. Часто города формировались для месте оборонных засек.

Структура города в Киевской Руси мало чем отличалась от западноевропейской. Город или дворец был и резиденцией князя или боярина и укреплением для случай нападения. Экономической ячейкой и центром общественной жизни города был "торг" — рынок. Города принадлежали князьям уделов, большим боярам, были центрами ремесленничества и торговли для сельской округи, которая прилегала к ним.

В конце XII ст., наибольшим городом был Киев, где проживало 100 тыс. чел. Особенно он вырос во времена правлении Ярослава Мудрого. Был построен Софиевский собор, много церквей. Киев оставался больше административным и торговым центром, чем ремесленным. Здесь проживало многочисленное купеческое население.

После освобождения из-под золотоординского ига в 60-х годах XIV ст. украинские земли испытывали значительные нападения крымско-татарских орд. Для обороны было построено много оборонных замков, многие из которых переросли для города.

Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение в отличие от села — неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Более того, вплоть до XVII в. этим словом часто называли сами оборонительные стены.

 

 

Принятие христианства

Придя к власти в 980 году, Владимир проводит религиозную реформу, установив славянский пантеон языческих богов, стремясь объединить племена, составлявшие тогда Российское государство. Эта реформа не получила народной поддержки и поэтому фактически провалилась. Тогда в выборе религии Владимир остановился на христианстве. Этот выбор имел несколько плюсов для Руси: во-первых, позволял объединить население под одной религией, а во-вторых, позволял заключить выгодный договор с Византией. Итак в 988 году князь Владимир тайно принимает крещение, 1 августа 990 года происходит крещение киевлян, а уже 8/9 сентября того же года крестят жителей непокорного Новгорода.

Понадобилось несколько веков для укрепления христианства, но влияние язычества не ослабевало и возникало двоеверие: молились в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники.

Значение крещения Руси.

1. Церковь получила земли, на которых организовала свое хозяйство.

2.Укрепившись в экономическом отношении, церковь стала играть большую роль и в политической жизни. Некоторые епископы и митрополиты участвовали в политических интригах, но в целом, они выступали против междоусобиц и за единство Руси.

3.При церквях создавались школы. Стало бурно развиваться церковное искусство - иконопись, составление летописей.

4.Церквям князья стали поручать судопроизводство по семейным и религиозным делам.

5.Содействуя развитию культуры и грамотности, церковь подавила культуру, основанную на язычестве, преследуя веселые праздники Коляды и Масленицы, как бесовские.

6.Помогая экономическому, культурному, религиозному сближению с Византией и другими православными государствами, церковь выступает против латинства, чем способствовала изоляции от стран Западной Европы и тех духовно-культурных процессов, которые протекали там.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.008 с.)