Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бегазы-Дандыбаевская культура поздней бронзы. Переход от пастушеского к кочевому скотоводству.↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На смену андроновской культуре пришла Бегазы-дандыбаевская (кочевое хозяйство). Климат становится значительно суше, зима суровее, а лето короче и жарче. Соответственно развивается кочевое и полукочевое скотоводство, для которого характерны 4 сезонных пастбища (жайляу, кыстау, коктеу, кузеу). Для кочёвок характерны длительные переходы с летовок на зимовки. Переход к кочевому скотоводству обуславливает появление тебенёвки (в X-IX вв. преобладало коневодство). В Западном Казахстане было развито верблюдоводство. Земледелие было развито только на юге Казахстана (оседлые земледельцы). Использовали, в основном, каменные мотыги, медные и бронзовые серпы. Также были зернотёрки. В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой. Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э.(Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру. Это культура, в облике которой сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей археологической эпохи - раннего железного века. В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченно на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине. В могильных ямах рядом с сосудами с богатым геометрическим декором обнаружена грубо сформованная неорнаментированная посуда Предтасмолинского облика. В мавзолее Бегазы обнаружены бронзовые черешковые наконечники стрел, определившие верхнюю дату культуры. Фиксируются новшества и в архитектуре жилищ. 7. Политическая история саков В 530 году до н.э. против саков выступил царь Кир. Киру удалось обманом захватить в плен сына Томирис – Спаргаписа, который, боясь позора, покончил с собой. Получив весть о гибели сына, Томирис с большим войском двинулась навстречу Киру. В 529 году до н.э. на Сырдарье разыгралась кровопролитная битва, в которой персы потерпели страшное поражение, а сам царь Кир был убит. В 519—518 годах до нашей эры поход против саков предпринял Дарий I. В безводной пустыне войско едва не погибло. По сведениям Полиена, во время похода сак по имени Ширак вошел в доверие к персам и завел их в безводную пустыню, где большинство участников похода погибло. В конечном счете, Дарий подчинил саков, заставил их платить дань и посылать своих воинов для участия в персидских войнах. Саки в составе войска Кира участвовали в войне с царем Крезом. При Дарий I саки входили в его гвардию, сражались на стороне персов в греко-персидских воинах, в битве при Марафоне в 490г днэ сражались на стороне персов, в битве при Фермопилах в 480г днэ они в составе войска Ксеркса сражались против спартанцев царя Леонида. Другая страница истории саков связана с борьбой против завоеваний Александра Македонского. На завоевание территории саков ему понадобилось 3 г. Вождь саков – Спитамен три года вел партизанскую войну с македонянами. По приказу Александра на Сырдарье был построен город - Александрия Асхата. 8. социальное устройство, хозяйство и быт саков Во главе союза саков стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, заключавший союзы, возглавлявший войска, регулирующий отношения между племенами. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки, устанавливал порядок использования этих земель. Источники упоминают о царских сатрапах – наместниках в какой-либо местности или племени. Опорой царской власти была военно-племенная аристократия. Далее были жрецы – служители религии. Затем стояла основная масса народа – рядовые воины-общинники (земледельцы, скотоводы) и далее рабы. Предполагают, что существовали маргинальные слои населения, объединявшиеся для грабежа и не подчинявшиеся царям и народному собранию. В сакском обществе можно выделить три группы населения: воинов; сословие жрецов, атрибутами которых была жертвенная чаша и особый головной убор, и сословие саков-общинников. Каждому из названных сословий соответствовали свои традиционные цвета. Воинам подбирали цвета красные и золотисто-красные, жрецам — белый, общинникам — желтый и синий. 9. Материальная и духовная культура сакских племен Важнейшим источником материальной, духовной культуре саков являются археологические памятники — могильники. Они встречаются в Западном, Северном, Восточном и Южном регионах Казахстана. Часть памятников древних саков – это захоронения сакских вождей. Город Чирик – Рабат был столицей апасиаков. Чирик- Рабат находился в 300 км от нынешнего областного центра – города Кызылорды. В центре города на площади в 12 га была расположена четырехугольная крепость – цитадель. Бабиш – Молда – город, расположенный в Аральском регионе с мощными оборонительными сооружениями и рвом. Одним из замечательных памятников древней жытсуйских саков является найденный в Иссыкском кургане «Золотой человек». Курган был раскопан в 1969 – 1970гг. Предположительно, здесь захоронен сакский царь. Ему было примерно 17-18 лет. В захоронении было свыше 4000 различных золотых красиво выполненных пластин, застежек и украшений. Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран (7-8 века до нашей эры). Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона, «древа жизни». Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Они изображали их на посуде, одежде. Наряду с резьбой по дереву развивалось ремесло, связанное с обработкой кости и производством костяных поделок — застежек, пряжек, пуговиц. Оседлые саки обожествляли землю. По их представлениям земля – мать наделена священной силой. Кочевые саки поклонялись божествам солнца, огня и войны. Они верили в духов умерших, верили, что мертвые оживают вновь. Саки хоронили умерших в парадной одежде, вместе с оружием, едой, необходимыми предметами обихода. Иногда хоронили вместе с хозяином и его лошадь. Саки больше всего поклонялись огню и солнцу как очищающим силам. У саков мнение об окружающем мире было следующим – весь мир состоит из трех миров: нижний – подземный, средний – земной и высший – мир голубого неба. Мир имеет четыре угла: правый, левый, передний, задний. Понятие саков о космосе выражено в головном уборе сакского принца, найденного в Иссыкском кургане. 10. письменные источники о саках В Авесте кочевые племена населявшие степные просторы Казахстана именовались туры с быстрыми конями В древнеперсидских текстах племена периода раннего железа кочевавшие к востоку от Волги назывались именем сака. Например, в 2500 лет назад была сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария 1-го, где народы жившие к к северу от Сырдарьи названы саки. Сведения о древних жителях Казахстана содержится в античных трудах древнегреческих и римских летописцев. И прежде всего в «Истории» отца истории Геродота, состоявший из 9 книг, где 4 выделялись племенам Евразии.Сведения по истории Казахстана можно найти и в работах Полибия, Плинея, Птоломея, Страбона. Древнегреческие и латинские источники называли саков скифами, упоминали имена племен: массагеты – в междуречье Амударьи и Сырдарьи, савроматы – на Западе Казахстана, а также исседоны, аргиппейи, аримаспы и др. Сведения о саках содержится в Библии. Письменные источники о саках можно разделитьна три типа. Первый – основанные на древнеперсидских надписях и сведениях Геродота. Второй - источники периода походов Александра македонского. Третий – сведения греческих и латинских ученых, основанных на сообщениях своих современников, так или иначе связанных с историей саков. 11. государство усуней и кангюй ГОСУДАРСТВО УСУНЕЙ Государственное устройство Во главе государства стоял правитель, носивший титул гуньмо, передававший престол по наследству. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т.п. Территория. Занимали территорию от реки Чу до Тянь-Шаня, от Балхаша до Иссык-куля. Столица – город Чугучен (город Красной долины). Китайские источники сообщают, что усуней 120 тыс. дворов, 630 тыс. человек, количество воинов 180 тыс.
Хозяйство. Наряду со скотоводством развивалось земледелие. Однако в усуньской экономике все же доминирующую роль играло скотоводство. На всех этапах развития хозяйство было скотоводческо-земледельческим. Социальный строй усуней. В усуньском обществе существовали имущественное и социальное расслоение, частная собственность на скот. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком - тамгой. Существование частного землевладения находит подтверждение в письменных источниках. Политическая история. С начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. В 53 г. до н.э. Усуньское государство было разделено на две части Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые - на кангаров и хунну. Во II в. н.э. усуньские владения окончательно обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в. н.э. до середины VI в. н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетысу, на Тянь-Шань. В 425 г. усуни направили в Китай посольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После этого усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. ГОСУДАРСТВО КАНГАРОВ Образование государства катаров. На запад от усуней, в долинах Таласа. Сырдарьи и Центральном Казахстане обитали многочисленные племена кангаров. Китайцы называли эти земли «страной Кангюй». Говорили на иранских и тюркских языках. Источники говорят, что их насчитывалось 600 тыс. Могли выставить 120 тыс. войнов. Ими управлял царь, носивший титул «би» и «ябгуд». Кроме того, в государственный аппарат входили «заместитель» царя и три советника. Кангарам подчинялись пять владений, во главе которых стояли поставленные царем наместники. Столица государства- город Битянь - находился в среднем течении Сырдарьи. В первые века нашей эры кангары подчинили себе аланские племена северозападного Приаралья. В Средней Азии кангарскому правителю подчинялись пять «малых- владений» - Сусе, Фуму, Юени, Ги, Юетянь. Кангары придерживались антикитайской политики. Впоследствии вошли в состав Тюркского каганата. Хозяйство Основным занятием кангаров было полукочевое скотоводство. Китайцы определенно называют Кангюй «кочевым владением». В долине Сырдарьи кангары занимались богарно лиманным земледелием, выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры, разводили овец, верблюдов, лошадей, оседлые кангары - коз, коров. 12. политическая история хунну Образование державы хунну. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром -"высочайшим", и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну- племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили себе юечжи и усуней на западе, племена лоуфань и байян на юге. Усиление хунну не осталось без внимания Китая. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением ханьских войск. Был заключен мир, по которому Китай обязался выплачивать ежегодную дань. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части - северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. Государство гуннов. Аттила. Часть северных хунну в I в. н.э. проникли на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. В 375 г. гунны под предводительством Баламбера, кочевавшего тогда по степям нижнего Поволжья, переправились через Дон и разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов, форсировали Дунай и поселились во Фракии, в пределах Восточно-Римской империи. Так началось "Великое переселение народов". Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-римской империи. В 305 г. они подводили к стенам Константинополя, в том же году совершали набег на Закавказье и Мессопотамию. От неорганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. В 434 г., после смерти Ругилы, власть переходит в руки его племянников, сыновей его брата Мундзука-Бледе и Аттиле. В 437 г. гунны разгромили Бургундское королевство. В 445 г. Аттила, убив своего брата Бледу, стал единоличным правителем. Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римско.й империи, в союзе с которой выступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошедшая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.208.243 (0.011 с.) |