Развитие музыкально-поэтической культуры в Казахстане во второй половине XIX – начале XX вв. (курмангазы С. , даулеткерей Ш. , таттимбет. , ыкылас Д. , биржан К. , акан сери и др. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие музыкально-поэтической культуры в Казахстане во второй половине XIX – начале XX вв. (курмангазы С. , даулеткерей Ш. , таттимбет. , ыкылас Д. , биржан К. , акан сери и др. ).



Во второй половине XIX в. жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие немеркнущие классические произведения. В произведениях талантливых композиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы. В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет и многие другие. Курмангазы Сагырбай-улы (1818 – 1889) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке Жидели на территории Букеевской Орды. Выходец из бедной среды Курмангазы с юных лет проявил музыкальные дарования. Первым наставником на домбре был Ханбазар, а главным учителем – кюйши Узак. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создает свои произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих. Преследования не смогли его сломить по народным рассказам, первый его кюй это «Кишкентай» был посвящен руководителю народного восстания Истаю Тайманову. В его кюях “Ајбай”, “Ајсај киiк”, “Ѕ†бiк шашјан”, “Кiсен ашјан”, “Адай”, “Турмеден јашјан” отражены его раздумья, вера в бущее. В кюе “Сары Арка” сляшатся мотивы несгибаемой воли народов к свободе, родной земле, безграничной степи. Сохранилось более 60-ти кюев Курмангазы. Его вклад в казахскую культуру является огромням. Даулеткерей Шигай-улы (1820-1887) – великий кюши – композитор, основоположник лерического направления в домбровой музыке. Д. происходил из аристократических кругов. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-38 гг. в Букеевской Орде. Он установил связи с казахской молодежью, получивший образование в Оренбурге. При поддержке председателя Временного совета по управлению Букеевской Ордой Ващеннко был избран султаном правителем рода. Д. с юных лет отличался необычным музыкальным талантом, тонким восприятием и широким кругозором. Кюйши

посещал не только Оренбург. В 1859 г. в составе депутации почетных казахов он выехал в Петербург, по пути проезжал Нижний Новгород, Москву, знакомился с их достопримечательностями. Это были годя его широкой известности в степи как кюйши-композитора. Музыка Д впечатляет мастерством композиции, отточенностью формы, глубоким эмоциональным зарядом. Композитор создал тонкий психологические женские портреты в кюйях Кос – Алка, Кыз-Акжелен, Кудаша, Женгем суйер, Акбала – кыз, Жумабике. Тончайшие душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях Коныр, Топан, Жигер. Есть и глубоко трагические произведения – Салык олген. Как новатор, Д, не нарушая ткань казахской музыки, в некоторях кюях использовал музыкальные темы руских военных маршей и элементы туркменской музыки. Известно около 40 кюев композитора. Таттимбет Казангап –улы (1815-1862) – выдающийся кюши – композитор, один из основоположников клссической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Т. родился и вырос на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области. Искусство игры на домбре перенял от своих предков и талантливых кюйши Ц.Каз. Любовь к древней культуре, которую воспитали в мальчике, сказалось и на его музыкальных интересах: его привлекали кюй-легенды, эпические кюи, созданные в XIII-XVII вв. многие кюи самого Т. являются разработками традиционных жанров инструментальной музыки, он сочинил классические образцы традиционных кюев: Косбасар (цикл объединял множество кюев, иногда с характеристиками медленный печальный и т.д.), Терискакпай, Алшагыр и др. кюй Т. Саржайлау, Сылкылдак, Балкылдак, Кокей-кести относится к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки. Т. является автором великолепных музыкальных зарисовок природы, лирических произведений, кюев-раздумий. В его кюях отражены стремления к красоте и гармонии жизни, ожидании надежды, превратности судьбы, противоречия жизни. В некоторых произведениях звучат и социальные мотивы. Например, в кюе Бес торе осуждается власть людей, возвышающихся над народом. В 1855 г. он ездил в Петербург, где, по преданию, играл на домбре. Сохранилось свыше 30 кюев. Ыкылас Дукен-улы (1843-1916) – кюйши-композитор, кобызист. Вдохновителем его таланта был отец. В середине XIX в. кобыз использовали наряду с музыкантами быксы-лекари, которые приспосабливали инструмент для психотерапии. Сфера кобызовой музыки в это время сокращалась. Заслуга Ыкыласа в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркута. Ы. Сочинял кюи, в которых нашли воплощение широко известные в народе легенды и эпические сказания. Жезкиик, Камбар, Казан, Шынырау. В традиционных жанрах инструментальной музыки, уходящих корнями в средневековье, созданные кюи Коныр, Кертолгау. Его глубокие переживания о жизни переданы в сочинении Ыкыластын кюйи. В кюе Жарым патша композитор высмеивал недостойных чиновников и властителей. Обогащая технику игры на кобызе Ы. сохранил в то же время выработанные веками принципы кобызовой музыки. Биржан-сал Кожагул-улы (1834-1897) – выдающийся композитор казахского народа, певец и поэт. Родился в очень бедной семье на территории Кокчетауской области. Примерно с 20-ти лет стал сочинять песни, получившие большую популярность в степи. На становлении его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 г. Одна из первых его песен Биржан-сал. Б. затрагивает социальные проблемы, нравственные понятия, судьбу отдельных лиц. У Б. ряд песен посвященных любовной лирики. К замечательным образцам песни относятся его произведения Биржан-сал, Айтбай, Гашыгым и др. Биржан своей песней выступал за правду, обличал обман и произвол. Его песни Жанбота, Адаскак выражали его гнев по поводу действий власть имущих. Он был талантливым поэтом. Особенно широко известен в народе его айтыс с девушкой по имени Сара. Вокруг Б. группировалась талантливая молодежь, которая перенимала его искусство. Сохранилось около 40 песен. Акан-серы Корамсал-улы (1843-1913) – выдающийся композитор. Родился в Кокчетауской области. С юных лет увлекался музыкой и поэзией. Его постоянное участие в празднествах и состязаниях дало приставку к его имени – серы. С 16-17 лет занимается творчеством. Его выдающиеся произведения – песни Кулагер, Манмангер, Макпал, Балхадиша, Сырымбет и др. – заняли достойное место среди музыкальных сокровищ. Акан-серы занимался и поэтическим творчеством. В нем отражались идеалы справедливости, осуждалось жестокость и предательство

74. Ш. Уалиханов - ученый, просветитель и его научное наследие.

Ответ:
Шокан родился в 1835 году в крепости Кусмурун. Имя данное ему прирождении было Мухаммед – Канапия, а Шокан (Чокан) так ласкова называла его мать. Он закончил начальную частную аульную школу в Кульмуруне. Где овладел основами арабского, персидского языка. Шокана с детства привлекала наука. Осенью 1847 года 12- летний Шокан прибыл в Омск и был определён в Сибирский кадетский корпус. Шокан учился отлично. Уж здесь Шокан общался с крупными востоковедом Н.И.Березинфм, трудф хорошего побудили его заняться изучением средневековых восточных хроник. В 1853 году восемнадцатилетний Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета. Обладая основательными научными знаниями и эрудицией, владея европейскими и восточными языками Шокан занимался научными исследованиями. В 1855 году участвует в большом путешествии по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью с генералом Г.Х.Гасфорта. В 1858-1859 годах совершает свою знаменитую поездку в Кашгар. После этого пишет труд о географии Восточного Туркестана «О состоянии Алтышара». 1859-1861 годах Шокан работает в Петербурге с русскими писателями А.Н.Бекетовым, А.Н.Майковым. В 1865 году в газете «Русский инвалид» публикуется последний труд Шокана Уалиханова о восстание дунган в Цинской империи. Работа «Абай», «Казахское родословие», «Следы шаманства у казахов», «О кочевках казахов» и д.р. послужили основой глубоко изучения истории и этнографии казахского народа.

75. Абай Кунанбаев - великий поэт и просветитель и его место в отечественной и мировой культуре.

Ответ:
Абай Кунанбай – улы (1845-1904 гг.) великий поэт, основатель казахской классической литературы, мыслитель и композитор. Абай (настоящие имя Ибрагим) родился в 1845 году в Чингизских горах Семипалатинской области. Отец Абая – Кунанбай был правителем рода Тобыкты. Мать Улжан. Первоначальное образование получил в ауле у мулы. Абай знакомится в Семипалатинске с А.Леонтьевым, Н.И.Долгополовым. Абай призывал изучать язык и культуру русского народа. Абай был композитором, им были переведены на казахский язык песни из «Евгения Онегина» отрывки стихи и песни Абая широко распространились по казахским степям. Раздумья Абая о жизни запечатлелись в художественно – философской прозе «Галлию». В 1904 году Абай Кунанбаев умер спустя 40 дней после смерти его второго сына Магаул. 1-ы сые Абдрахман умер в 1895 году.

76. Ы. Алтынсарин - педагог, просветитель и основатель детской литературы.

Ответ:
Ыбрай Алтынсары – улы (1844-1889 гг.) выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог – родился 20 октября 1841 года. В 1814 году умер отец Ыбырая. Ыбырай окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии. За годы учебы Ыбырай был близок к известному востоковеду В.В.Григорьеву, часто посещал его дом и пользовался его библиотекой. После школы он работает писарем у своего деда Балгожи бия. В 1864 году Ыбырай назначается учителем в школе. В 1879 году Ыбырай Алтынсарин был назначен инспектором школ Тургайской области. Он являлся основоположником женского образования в крае, организует ремесленные и сельскохозяйственные школы, так же занимался организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ, в городе Проицке. Для русско-казахских школ Ыбырай написал два учебных пособия «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство» по обучению киргиз русскому языку. Так же он собирал образцы устного творчества казахского народа. Пишет произведение «Кыпшак Сейткул» где одобряет изменения в жизни казахов, занимающихся земледелием. В произведениях «Байлык неде» (В чём богатство?), «Таланты пайдасы» (Польза от стремления?) выражает свою мечту о жизни человека, надежду о светлом будущем казахского народа.

77. Экономическое развитие Казахстана в начале XX в. Проникновение товарно денежных отношений
Ответ:
К началу ХХ в. К. являлся колониальной окраиной Российской империи. Теряя прежнюю хозяйственную замкнутость, К. включился в общественное разделение труда и приобщался к общероссийскому, а тем самым к мировому рынку. С развитием капиталистических отношений в К. усилилось классовое расслоение казахского общества. В связи с развитием земледелия и капиталистических форм хозяйства, баи захватывают лучшие земельные участки. Обезземеливание ведёт к росту числа бедняков. Одновременно и основная часть скота сосредотачивается у баев. Лишившиеся скота шаруа уходят на рыбные и соляные промыслы, рудники и заводы. В земледельно-скотоводческих районах байские хозяйства перестраиваются на капиталистический лад. Бай вкладывает капитал – покупает с/х машины, улучшает породу скота. Значительно усиливается переход казахов к осёдлости. Постройка ж/д на территории К. способствовала расширению экономических связей между различными районами. Это оказало влияние на развитие товарных отношений в с/х К. Сохраняется значение К. как источника сырья и рынка сбыта для русской промышленности. Но наряду с этим К. сильнее втягивается в капиталистическое производство. Однако промышленность К. была развита очень слабо. Причину этого царские чиновники видели в слабом заселении, нехватке капиталов, отсутствии специалистов хороших путей сообщения. Действительная причина – отношение царской политики к К. как источнику сырья. К. также представлял большой интерес для иностранного капитала. Проникновение оного явилось результатом вовлечения К. в сферу мирового хозяйства. Безусловно, иностранные вложения осуществлялись в те отрасли, которые давали высокую прибыль, т. е. разработку природных ресурсов. Следует отметить, что приток иностранного капитала вызвал позитивные изменения в экономике края, значительно оживив ёё. С развитием торговли, товарно-денежных отношений в К. формируются торговая буржуазия, интеллигенция, рабочий класс. С развитием промышленности усилилось формирование пролетариата. Казахов не допускали к квалифицированным профессиям и использовали как чернорабочих. Квалифицированными рабочими были по-прежнему русские, которых привлекали сюда с Урала и других промышленных центров России. Положение рабочих было очень тяжёлым. Они подвергались дискриминации по национальному признаку. Вследствие этого начинает развиваться рабочее движение. Новые экономические отношения и социально-политическая ситуация обусловили появление ранее неизвестных представителей казахской интеллигенции. В ней намечаются два направления: национально-буржуазное и радикально- демократическое. Представители казахской

интеллигенции стремились вызволить родной народ из феодально-патриархальной

отсталости, освободить от царского колониального рабства, указать ему пути знания и прогресса, приобретения национальной государственности.

78. Казахская национальная интеллигенция и ее роль в политической жизни Казахстана в начале 20в.

Ответ:
Особо важно отметить значение казахской интеллигенции в национально- освободительном движении, которое тесно переплеталось с борьбой казахского населения за справедливое решение аграрного вопроса в крае. Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них, в основном выходцы из низов, придерживались социалистических идей, сотрудничали с социал-демократами, эсерами. Так, например, Мухаммед-Максут Хамидуллин-Бекметов — телеграфист Омской почтово-телеграфной конторы, выходец из Каркаралинска, поддерживавший тесный контакт со своими земляками, в особенности накануне и в период всероссийской политической стачки в октябре 1905 г., занимался пропагандой революционных идей в Северном Казахстане. Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию, часть казахской интеллигенции стояла на либерально-демократических позициях. Это были в основном представители феодально-аристократической верхушки степи — А. Букейханов, Б. Каратаев и др., хотя среди них были и выходцы из среднихи низших слоев аула (А. Байтурсынов и др.). Они в декабре 1905 г. в Уральске провели съезд делегатов казахского населения пяти областей и пытались создать свою партию—филиал конституционно-демократической партии России, которая должна была отстаивать национальные интересы казахов. В феврале 1906 г. в Семипалатинске состоялся второй съезд казахов, который одобрил близкую к кадетам программу, но включил в нее требования о прекращении переселения в край крестьян, признания всех земель Казахстана собственностью коренного населения, открытия школ и т. д. Они выступали за свободу вероисповедания, развитие национальной культуры, распространение казахского языка наравне с другими языками в Казахстане.

 

76. Казахская периодическая печать начала 20 века. (Дала уялаты, Айкап,Абай, Казах и др.

Ответ:
Журналистика советского периода имеет свои особенности. В 1888-1908 году в Оренбурге печаталась газета «Дала уалая тынын газеты» - приложение к «Акмолинским областным ведомостям». С 1894 года на казахском языке газета выходит под прежнем названием, а на русском языке переименована на «Киргизскую степную газету». В редколлегии были Ешмухамбет Аблайханов, Днимухамед Султангазин. Газета публиковала распоряжения, указы царского правительства. Печатались заметки о внутренней жизни казахов, большое количество материалов было просвещенно литературным произведениям писателей, акынов. Появление газеты «Казак» (1907 году) свидетельствовало о политической активности казахской интеллигенции. Переселенческая политика царизма, обострение противоречий в казахском ауле, призывы к неповиновению властям были главной темой в этой газете. Газета выражая интересы казахского народа была его трибуной, правозащитников «Казах» являлась политическим центром передовой казахской интеллигенции. В 1911-1915 году на территории Казахстана выходит первый общественно-политический журнал «Айкап». Основателем и редактором журнала был М.Сералин. Основными сотрудниками издания были: Торайгыров, Сейфуллин, Кубеев и др. В журнале давалась полная история участия казахских депутатов в работе мусульманских фракций, освещалась работа Государственной Думы

80. Казахстан в годы первой войны. Национально-освободительное восстание 1916 года в Казахстане.
Ответ:
За годы первой мировой войны тяжело пострадала экономика Казахстана. Налоги выросли в 3-4 раза, в отдельных случаях в 15 раз. Был введён специальный военный налог. Собирались различные пожертвования в счёт которых у казахов собирался скот и юрты. Казахи должны были бесплатно поставлять мясо, хлеб, скот и юрты войскам на фронт. Хозяйству казахов был нанесён огромный ущерб. Сокращалось площадь обрабатываемых земель как казахских, так и переселенческих, в результате резко выросли цены на хлеб. В 1915 году встал вопрос о непосредственном участии казахов в войне. Казахская интеллигенция через газету «Казах» предлагала использовать казахов как боевую силу в кавалерийских частях. При этом преследовались 2 цели: 1) должны были сохранятся от изъятие под переселенческие участки земли казахов, служащих в армии, 2) участие в боевых действиях могло подготовить квалифицированные, обученные военные на случай образования армии независимого Казахстана. Кроме того, только таким путем казахи могли получить оружие необходимое для борьбы с колонизаторами. Однако 25 июня 1914 года был опубликован указ, по которому все нерусское население, мужчин в возрасте 18-43 лет должно было быть привлечено для работ по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Данный указ ставил казахскую степь в крайне тяжёлое положение. Призыв казахов на тыловые работы послужил поводом к началу мощного восстания казахов против российской колонизации. Напуганные размахом восстания царские власти 20 июля объявили об отсрочке. Однако погасить пламя антиколониального восстания казахов не удалось.

81. Февральская революция в России и ее значение в демократизации жизни Казахстана
Ответ:
Февральская революция была встречена в Казахстане с восторгом. Временное правительство вместо прежних структур власти начало создавать областные и уездные комиссариаты. Комиссаром Торгайской области стал Алихан Букейханов, Семиреченской - Мухамеджан Тынышпаев. Уральской - Халел Досмухамедулы, Костанайского уезда -Ахмед Биримжанулы. б марта 1917г. всем участникам восстания 1916г. была объявлена амнистия. Весной 1917 г. во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. Уже в марте группа газеты «Казак» стала оформляться в политическую партию. После длительной подготовки в июле на съезде в Оренбурге было принято решение об образовании партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание, 5 октября партия получила название «Алаш» - имя легендарного прародителя казахов. Партию Алаш возглавили лидеры национально-освободительного движения - Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Халел и Жаханша Досмухамедулы, Мухамеджан Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жумабай. Программа партии, принятая на съезде в декабре 1917г., включала в себя требования автономии Казахстана, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. Региональная конференция в Ташкенте в августе 1917 г. вы-работала более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету «Бiрлiк туы», редактором которой был Мустафа Чокай.

82. ОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ 1917 Г. УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В КАЗАХСТАНЕ.
Ответ:
В условиях резкого падения авторитета временного правительства и фактического безвластия 25 октября (7 ноября) 1917 г. в Петрограде был совершен вооруженный переворот. Функции правительства передавались Совету Народных Комиссаров. Декреты, принятые на II съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласили выход России из войны, передачу земли крестьянам и повсеместное установление власти Советов различных уровней. Политическая ситуация в Казахстане была достаточно своеобразной. Пролетариат здесь был немногочисленным, крестьяне-переселенцы в большинстве своем были обеспечены землей, большой процент населения составляло казачество, бывшее при царизме привилегированным сословием. Казахи в большинстве своем поддерживали партию «Алаш» и мусульманские политические организации. Осенью 1917 г., накануне переворота, большевики практически не обладали авторитетом на территории Казахстана. Однако особенности политической ситуации, связанные с колониальным статусом этой окраины России, привели к установлению в ряде крупных городов Советской власти уже в первые же месяцы после Октябрьского переворота. Установление советской власти в Казахстане. Достаточно быстро взяли в свои руки власть Советы в Сырдарьинской и Семиреченской областях, входивших в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Это было обусловлено поддержкой, оказанной большевикам со стороны местного чиновничьего аппарата, верхушки переселенческой деревни и армейских частей. В Ташкенте была провозглашена Советская Туркестанская Автономия, однако представители местных народов были отстранены от власти под предлогом их неготовности к пролетарской революции. Недовольство казахского и узбекского населения было подавлено вооруженной силой. В противовес, 26 ноября в г. Коканде начал свою работу IV чрезвычайный Мусульманский съезд, главным итогом которого стало провозглашение Туркестанского Мухтариата во главе с Временным Советом. Главой Временного правительства Туркестана стал Тынышпаев, министром иностранных дел- Чокай. Таким образом, на юге Казахстана в ноябре-декабре 1917 г. сложилось своеобразное двоевластие. Однако советские власти в Ташкенте не хотели мириться с су-ществованием оппозиционного им мусульманского правительства. В ночь с 5 на б ноября 1918 г. на Коканд были брошены все вооруженные силы Советского Туркестана, в том числе и казачьи части. Временный Совет свергнут, и перешли к партизанским действиям. Не менее драматические события происходили в Тургайской области и ее центре - г. Оренбурге. При нейтралитете основной части казачества в городе в ноябре 1917г. была установлена Советская власть, однако просуществовала она недолго. Атаман Оренбургского казачьего войска Дутов при поддержке партии «Алаш» и меньшевиков арестовал членов Оренбургского Совета. Эти события встревожили центральные власти, и Совнарком несколько раз рассматривал вопрос о военных мерах по восстановлению в Оренбурге власти Советов. В декабре 1917 г. в Торгайскую область были отправлены отряды красногвардейцев. В конце 1917г. власть перешла в руки Советов в Кустанае, Тургае, Актюбинске, а в январе 1918г. - в Оренбурге. Дутов и его союзники отступили в степь.

83. Партия Алаш и правительство Алаш-Орда (1917-1919гг.)

Ответ:
В годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Казак» группируется наиболее значительная часть патриотически настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведение в крае прогрессивных реформ демократического толка. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш» 1917 года в июле на съезде в Оренбурге было принято решение об ее принятии. 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш» - имя легендарного прародителя казахов. Партию возглавили лидеры национально-освободительного движения – Алихан Букейхан, Ахмет Байтурсун, Мыржакып Дулатулы, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жумабай и др. Программа партии принятая на съезде в декабре 1917

года включала в себя требования автономии Казахстана, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. «Алаш-Орда» (1917-1919годах) – центральный орган власти «Алашской автономии».

84. Образование Каз. СССР - начало казахской советской государственности (1919 - 1925 гг.)

Ответ:
В ходе войны между большевиками и их противниками Алаш Орда потеряла контроль над большей частью территории Казахстана. Отказ колчаковцев предоставить казахам автономию, с одной стороны, и формальный призыв большевиков к самоопределению народов с другой привел в 1918-19 гг. к кризису Алаш Орды и гибели автономии Алаш.//Кризис Алаш Орды. Основными причинами кризиса и ликвидации Алаш Орды стали неприятие идеи автономизации ее союзниками по антибольшевистской коалиции с одной стороны, и обещание предоставить казахам широчайшие политические права вплоть до самоопределения со стороны советских властей. В условиях гражданской войны, развала экономики и отсутствия связи между отделениями Алаш Орды ее лидерам не оставалось ничего другого, как перейти на сторону Советов.//Казахский ревком. Победы Красной Армии и переход под ее контроль территории Казахстана поставили перед руководством Советской России задачу наладить управление в Казахском крае. С этой целью, а также для подготовки Учредительного Съезда Советов Казахстана 10 июля 1919г. был образован Киргизский (Казахский) революционный комитет во главе с Пестковским. В состав его вошли как активные сторонники большевиков А. Жанкельдин, Б. Каратай, М. Тунганчин, С. Мендешев, так и их недавние противники А. Байтурсын, Б. Караллин и др. В введении Казревкома должны были находиться территории Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областей, однако реалии гражданской войны привели к тому, что Акмолинская и Семипалатинская области оказались под управлением Сибирского ревкома, а Кустанайский уезд Тургайской области - Челябинского районного управления. Споры о принадлежности этих территорий шли долго. Лишь протесты последнего и вмешательство центральных властей, боявшихся оттолкнуть национальные окраины, привели к тому, что в 1920 г. Акмо-линская и Семипалатинская области, а также Кустанайский уезд были возвращены Казахстану, однако фактическое воссоединение этих регионов произошло только в 1921 г.. Этот процесс совпал с острыми разногласиями в самом ревкоме по вопросу о формах будущей казахской автономии и включении в ее состав территорий с неказахским населением.//Образование КАССР. В конце 1919-начале 1920 года шла интенсивная подготовка к образованию казахской советской автономии. В начале января 1920 г. в Актюбинске была проведена первая краевая советская конференция с участием депутатов от казахских районов Туркестана и Сибири. В начале августа 1920 г. при Народном Комиссариате по делам национальностей состоялось совещание представителей Казревкома, Сибревкома и ТурЦИКа, на котором окончательно был решен вопрос о передаче Акмолинской и Семипалатинской областей Казахстану и отношении последней к РСФСР. 17 августа проект Декрета об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной социалистической республики был рассмотрен и одобрен СНК РСФСР, а 26 августа этот декрет был утвержден и вступил в действие.//4-12 октября 1920 г. в Оренбурге прошел Учредительньй Съезд Советов Казахстана, избравший Центральный Исполнительный Комитет во главе с С. Мендешевым и Совет Народных Комиссаров во главе с В. Радус-Зеньковичем. Казахстан стал автономией в составе России и столицей был провозглашен г. Оренбург. В связи с этим Оренбургская губерния в сентябре 1920 г. вошла в состав КАССР. Для более удобного управления партийными организациями Казахстана было создано областное бюро Российской коммунистической партии и Казахское бюро при ЦК РКП.//

85. НЭП, ее особенности в крае. Земельно водная реформа (1921 - 1925 гг.)

Ответ:
События 1916 года, революции 1917 года, гражданская война принесли разруху и разорение. Бездействие предприятий (из 307 предприятий бездействовали 250),бездействие железных дорог, упадок сельского хозяйства показали необходимость перехода к новым принципам хозяйственной политики.//В марте 1921 года состоялся X съезд правящей верхушки РКП, на нем было принято решение о переходе к новой экономической политике. Эта политика включала в себя переход от продразверстки к продналогу. Однако эта мера не исчерпывала всего комплекса реформ, осуществлявшихся в рамках НЭПа. Помимо изменений в налоговой политике, были приняты действенные акции в финансах, кредитах, денежном хозяйстве, аренде, трудовом законодательстве и в целом ряде других фрагментов социально-экономических отношений.//Эти меры весьма скоро и эффективно сказались на состоянии с\х. Также широкий размах приобрела торговля.//Экономика края начала приобретать ярко выраженный многоукладный характер, т.е. появилось несколько различных форм собственности и их конкуренция определяла движение народного хозяйства. //В 1921-22 годах в К. была проведена земельно-водная реформа, суть которой заключалась в возврате каз. земель, изъятых для Сибирского и Уральского казачьих войск в Прииртышье и по левому берегу Урала, а также земель в Семиречье и в Южном К.. Всего крестьяне получили в пользование более 1млн. 385 тыс. десятин земли. В 1921 году создан союз бедняков «Кошчи» члены которого активно участвовали в проведении земельно-водной реформы.

86. Национально-территориальное размежевание республик Средней Азии и Казахстана (1920-1925гг.) Объединение казахских земель в составе

КазАССР.
Ответ:
Объединение казахских земель Тяжелым наследием колониальной политики в Казахстане было то, что край оказался разделенным между отдельными административно-территориальными частями. Образование Казахской АССР поставило проблему объединения казахских земель. В 1921 году произошло размежевание на западе и севере республики и в Западной Сибири. Большая подготовительная работа велась по решению национально-территориального размежевания Средней Азии и присоединению казахских земель. Идея присоединения к Казахстану Семиреченской и Сырдарьинской областей, входивших в состав Туркестана, возникла еще в период Гражданской войны. Казахское население этих областей постоянно высказывалось за объединение с северными районами в одну республику. Это совпадало и с планами центральных властей, не заинтересованных в усилении национальных республик. 16 сентября 1924 года чрезвычайная сессия ЦИК Туркестана приняла постановление о национально-государственном размежевании республик Средней Азии. В результате этого Казахской АССР передавались 40 процентов территорий бывших Туркестанской, Хорезмской и Хивинской республик с населением около 1,5 млн человек. Территория Казахстана увеличилась с 2 млн квадратных километров в 1920 году до 2,8 млн квадратных километров в 1925-м. После присоединения к КАССР южных территорий ее население выросло с 4,8 млн человек в 1920 году до 6,5 млн человек в 1925-м. В результате национально-государственного размежевания Средней Азии завершилось объединение казахских земель в едином Казахском советском государстве. Благодаря этому увеличились территория и численность населения, возрос экономический потенциал Казахстана. В то же время к РСФСР отошли город Оренбург с прилегающими районами

87. Культурное строительство в Казахстане в 20 - 30 -е годы XX в.

Ответ:
Одно из безусловных достижений советского режима - развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. В 1918г. принимаются «Декларация о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе». Большая часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. В то же время количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Тем не менее, власти предпринимали огромные усилия по ликвидации неграмотности. //Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.//В 20-х- 30-х гг. проводилась большая работа по методическому обеспечению школ. При Госиздате была образована редакционная коллегия для создания новых учебных пособий, к написанию которых были привлечены А. Бокейхан («География»), М. Жумабай («История Казахстана», «Педагогика»), Ж. Аймауыт-улы («Дидактика»), Б. Омаров («Алгебра») и другие известные представители национальной интеллигенции. //Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.//Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.//Первым казахстанским ВУЗом стал Казахский педагогический институт, открывшийся 1928 году, а в 1935 г. получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 г. был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1931г. в Алма-Ате открывается первый в республике медицинский институт. //Наука. В годы гражданской войны и послевоенное время начинается постепенное возрождение науки Казахстана. //В 20-х годах в Казахстане появляются первые научно-иссле-довательские учреждения. Химико-биологическая лаборатория (1922 г.). Краевая станция защиты растений (1924 г.), Санитарно-бактериологический институт (1925 г.), Институт удобрений и агропочвоведения (1926 г.).//Литература. В начале XX в. казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользо-вались произведения классиков казахской литературы - А. Бай-турсына, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая, Ж. Аймауытулы. В то же время появляются молодые литераторы - С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хаким-жановой.//К началу 30-х годов в Казахстане устанавливается жесткий контроль над литературой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запретным и дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политике властей

 

88. “Малый Октябрь” Голощекина в Казахстане. Политическая компания "Советизация казахского аула" в 1925 – 1927 гг.


Ответ:
Укрепление тоталитарной системы в Казахстане связано с именем Ф. Голощекина. Он заявил об необходимости «пройтись по аулу Малым Октябрем». Основной задачей провозглашалось разрушение традиционной общины через ликвидацию социальной дифференциации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.77.59 (0.042 с.)