Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема х: «казахстан в условиях становления тоталитарной системы 20-30-х гг. »Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: Раскрыть особенности и закономерности социально- экономического и политического развития Казахстана в 20-30-х гг. XX столетия.
План: 1. Образование Казахской Автономной Советской Социалистической Республики. Объединение казахских земель в составе Казахской АССР. 2. Особенности и трудности проведения индустриализации в республике. 3. Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане: трагедия крестьянства. 4. Общественно-политическая жизнь республики в 1920-30-х гг. Курс «Малый Октябрь». Основные понятия по теме: тоталитаризм, автаркия, национально – государственное строительство, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства, седентаризация, режим личной власти.
Одним из сложнейших вопросов национально–государственного строительства стал вопрос о государственном самоопределении наций и народностей, находившихся до 1917 года в колониальной зависимости от Российской империи. На повестку дня была поставлена и проблема восстановления казахской национальной государственности. Этот процесс начался еще в период гражданской войны, когда 12 мая 1918 г. постановлением СНК РСФСР был создан Киргизский отдел при Народном комиссариате по национальным делам. 4 апреля 1919 года ВЦИК РСФСР принял Постановление «Об образовании Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики» в составе РСФСР. После завершения гражданской войны национально- государственное строительство в стране получило новое развитие. Начался процесс реализации одного из сложнейших вопросов - формирование территории республики. Предстояло преодолеть последствия колониальной политики царизма, разделившего казахский край на ряд административных частей. Большая предварительная работа была проделана по подготовке национально- государственного размежевания Средней Азии и присоединению Южного Казахстана к Казахской АССР. Так Казахстан обрел административно – территориальные границы. Сырьевая направленность казахстанской экономики, многие другие ее перекосы и недостатки в структуре. Демографические проблемы сложились в течение долгого времени и были обусловлены ходом исторического развития Казахстана после присоединения ее к России и, особенно в советскую эпоху, в связи с индустриализацией страны. Осуществление индустриализации, курс на которую был намечен на XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 года, натолкнулось в Казахстане на ряд серьезных трудностей, главной из которых была социально – экономическая отсталость. Казахстану по замыслу сталинского руководства предстояло совершить стремительный переход от феодализма к социализму, минуя капитализм. Положение усугублялось еще и тем, что восстановление народного хозяйства после гражданской революции затянулось до 1927 года. Однако следует помнить, что был достигнут довоенный, чрезвычайно низкий уровень, при котором в промышленности ведущее место занимало мелкое производство. Месторождения полезных ископаемых, на базе которых можно было развернуть промышленное строительство, находилось в необжитых районах, что требовало всестороннего освоения этих мест. К этому следует добавить крайнюю нехватку квалифицированных кадров, строительных материалов, техники и механизмов. Эти трудности, а также сложная расстановка общественно-политических сил в Казахстане в 20-е – начале 30-х гг., вызвали острую борьбу вокруг вопросов о путях осуществления индустриализации республики и создания национальных кадров рабочего класса. При этом выявилось несколько точек зрения. В 1920-30-е гг. были реконструированы и построены предприятия цветной металлургии, ставшие крупнейшими не только в Казахстане, но и в Союзе. Казахстан вышел на второе место в стране по выпуску цветных металлов. Бурное развитие получила угольная промышленность, 90% добычи которой к концу 30-х гг. приходилось на долю Карагандинского бассейна, превратившегося в третью после Донбасса и Кузбасса угольную кочегарку страны. По добыче нефти Казахстан вышел на третье место после России и Азербайджана и давал около 1/5 части всей нефти страны. Кузницей кадров для многих предприятий и строек республики стала Туркестано-Сибирская железная дорога. В процессе индустриализации сформировался рабочий класс, составивший в 1939г. – 33,8% из числа занятых в народном хозяйстве республики, против 10,7% в 1926г. Вместе с тем необходимо отметить, что в индустриальном развитии Казахстана имелись и существенные проблемы и недостатки, что повлекло за собой ряд крупных социально-экономических и демографических проблем. На рубеже 1920-30-х гг. нэповская линия в области сельского хозяйства была заблокирована идеями утопизма, густо замешанных на дрожжах тоталитарного политического мышления, проявлением которого в числе прочего, стала коллективизация сельского хозяйства. Казахстан, волею сталинского руководства был отнесен к той региональной группе, где коллективизацию необходимо было завершить весной 1932г. Тем не менее, на местах с поощрения центра даже эти форсированные сроки воспринимались как некая планка, которую во что бы то ни стало нужно перепрыгнуть. Началось давление на крестьян. В течение короткого времени принимается ряд решений, которые имели трагические последствия для казахов. Сильнейший удар по традиционному казахскому хозяйству нанесло силовое оседание скотоводов-кочевников и полукочевников. Казахский аул отреагировал на все эти меры упадком сельскохозяйственного производства. Беспрецедентный урон понесло животноводство. Реакция на силовое давление и грубый произвол выразились не только в экономике. Как и по всему Союзу, в Казахстане имело место проявление открытого недовольства, которое, в ряде случаев, переросло в вооруженные выступления крестьянства. Но самым страшным последствием сталинской коллективизации стал голод 1931-1932гг., масштабы которого были катастрофическими для казахского народа, и массовые откочевки за пределы республики и страны. Катастрофические последствия голода 30-х гг., охватившего не только Казахстан, но практически все аграрные районы Союза – лишь одно из преступлений сталинского режима, ставшего трагической страницей в истории казахского народа. Конец 20-30-х гг. стал периодом утверждения тоталитарного режима и установления режима личной власти Сталина, которое сопровождалось грубым произволом, массовым беззаконием и репрессиями, обрушившимися на миллионы людей и целые народы. Сталинизм в Казахстане отождествлялся прежде всего с личностью Ф.И. Голощекина, являвшегося с 1925 по 1933гг. первым секретарем Казахского крайкома партии. Согласно взглядам Ф. Голощекина Октябрь миновал казахский аул и, следовательно, требовалось проведение курса «Малого Октября». С именем Ф. Голощекина связаны массовые репрессии против партийных, советских и хозяйственных кадров, представителей казахской интеллигенции. В 1937-38-е гг. террор принял массовый характер. Были репрессированы многие из тех, кто участвовал в установлении и упрочении советской власти, а также основатели казахской советской литературы, представители науки и др. Территория республика стала покрываться сетью лагерей для политических заключенных. Выводы: Таким образом, 1920-30-е гг. представляют собой сложный и противоречивый период в новейшей истории республики. Особенно негативными и трагическими оказались для республики превращение Казахстана в сырьевой придаток Советского Союза, массовый голод, как часть геноциду казахской нации и сталинские репрессии, унесшие сотни тысяч человеческих жизней и превративших Казахстан в огромный концентрационный лагерь.
þ Методические рекомендации к лекции. Для усвоения материала данной лекции необходимо обратить особое внимание на этапы становления территориально-государственного устройства Казахстана: образование Киргизской АССР; национально-государственное размежевание Средней Азии и вхождение казахских областей Туркестанской республики в состав Казахстана, курс на индустриализацию республики и ее основные принципы; различные подходы к вопросам проведения индустриализации в крае; противоречия и трудности индустриализации; начало насильственной коллективизации сельского хозяйства; форму и методы коллективизации; политику насильственного оседания кочевников; противодействия сплошной коллективизации; социально-экономические и демографические последствия коллективизации; обострение идейной борьбы в общественно-политической жизни республики; роль Ф.И. Голощекина и его политика «Малого Октября»; массовые репрессии 20-30-х гг. в Казахстане.
& Источники: 1. Гонимые голодом. Документы о судьбе тысяч казахов, бежавших в начале 30-х годов. – Ч. 1-2. – Алматы, 1995. 2.Голод в казахской степи: Сб. документов. - Алма-Ата. 1991. 3. Коллективизация сельского хозяйства Казахстана (1926-1941гг.) / Док. и матер. в 2-х томах.- Алма-Ата, 1967. 4. Культурное строительство в Казахстане: Сб. докум. и матер. - Алма-Ата, 1965. Литература: 1. Козыбаев М.К., Абылхожин Ж.Б. Коллективизация в Казахстане: трагедия крестьянства. – Алматы, 1993. 2. Козыбаев М.К. Актандактар акикаты. – Алматы, 1992. 3. Козыбаев И.М. Историография Казахстана. Уроки истории. – Алма-Ата, 1990. 4. Михайлов В. Хроника великого джута. – Алма-Ата, 1989. 5. Осипов В.П. Всматриваясь в 20-30-е годы. – Алма-Ата, 1991. 6. О чем не говорили. – Алматы, 1993. 7. Устинов В.М. Турар Рыскулов. – Алматы, 1996. 8. Чокаев М. Туркестан под властью Советов. – Алматы, 1993.
??? Вопросы контроля теоретических знаний.
Репродуктивный уровень:
1.В чем состояла сложность национально-государственного строительства в таком многонациональном государстве как бывший СССР? 2.Какие цели преследовало советское руководство, осуществляя политику индустриализации страны? 3. Почему взял вверх курс на сырьевую направленность экономики Казахстана в 1920-30-е гг.? 4.Последствия силовой коллективизации и седентаризации кочевников, проводившейся большевиками в Казахстане? 5.Политика советского руководства в отношении казахской интеллигенции в 1920-30-х гг.
Репродуктивно-практический уровень:
1.Охарактеризуйте этапы формирования казахской советской государственности. 2.Проанализируйте социально-экономические результаты индустриализации в Казахстане. 3.Проанализируйте социально-экономические и демографические последствия коллективизации. 4.Раскройте особенности общественно- политической жизни Казахстана в 1920-30-е гг. 5. Достижения республики в области культуры и науки в 1920-1930-е годы. Торжество большевистской концепции культуры. 6. Борьба с «буржуазным национализмом» в культуре в 1920-1930-е годы. 7. Насильственное переселение корейцев в Казахстан.
@ Задания для СРС. Репродуктивний уровень Подготовьте рефераты по темам (на выбор):
1.Политический портрет Ф. Голощекина. 2. Политический портрет М. Шокая. 3. Книга М. Шокая «Туркестан под властью Советов». 4. Политический портрет С. Садвокасова 5. Политический портрет Т. Рыскулова 6. Учредительный съезд Советов Казахстана и его решения 7. Восстания казахских шаруа против силовой коллективизации в 1929-1931гг. 8. История строительства Турксиба. 9. История “Карлага” 10. История “Алжира” 11.Депортация в Казахстан репрессированных народов в 1930-е гг.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.87 (0.007 с.) |