Название курса: История Казахстана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Название курса: История Казахстана



SYLLABUS

по истории Казахстана

1. Преподаватель:

Научные интересы:

Научная школа:

Название курса: История Казахстана

Код курса: ИК

Количество кредитов: 3

3. Время проведения: по расписанию

Место проведения: УЛК, ЕНУ имени Л.Н.Гумилёва

4. Пререквизиты курса: Кафедра истории Казахстана.

 

5. Характеристика курса дисциплины:

5.1. Назначение курса учебной дисциплины:

История Казахстана является обязательной дисциплиной для изучения студентами всех специальностей университета. Известно, что народ лишенный собственной истории становится манкуртом. Сегодня, в условиях формирования исторического сознания, национальной истории востребованной является именно Отечественная история, позволяющая показать динамику исторического процессов, происходивших на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней.

5.2. Цель изучения учебной дисциплины: Изучить основную проблематику учебной дисциплины «История Казахстана». Сформировать историческое сознание и мышление у студентов, подготовить их к активному участию в решении задач, стоящих перед Республикой Казахстан.

 

5.3. Специальные задачи изучения дисциплины:

•Ознакомить студентов с предметом курса.

•Сформировать умения осмыслить страницы истории, неоднозначно оцениваемые в современной историографии.

•Создать объемное, выходящего за рамки узко-национального, видение истории, приобщить студентов к глобальной сокровищнице исторического знания.

•Овладеть навыками научно-исследовательской работы, а также методами беспристрастного анализа хода развития истории.

•Научить творчески мыслить, грамотно излагать исторический материал, работать с историческими источниками.

5.4. Знания и умения после прохождения курса:

•Студент должен полностью освоить курс истории Казахстана.

•Студент должен уметь работать с первоисточниками по истории

Казахстана. •Необходимо выработать умение объективно подходить к толкованию исторических фактов школами различными научными и выявлять рациональное зерно в оценке явлений и событий, связанных с историей Казахстана.

 

4.5.План курса:

Тема Лекция Семинар СРСП СРС
  1. Доисторический период истории Казахстана        
2. Древние государства на территории Казахстана в 8 веке до нашей эры – 4 в н.э. Номадизм как тип цивилизации        
3. Казахстан в эпоху раннего средневековья     3 3
4. Казахстан в 13 – первой половине 15 века        
5. Казахстан во второй половине 15- начале 18 века        
6. Казахстан в составе Российской империи (18-19вв.)        
7. Национально-освободительное движение в Казахстане        
8. Казахстан в начале XX века        
9. Казахстан в период гражданского противостояния        
  Казахстан в период становления тоталитарной системы (20-30гг.)        
  Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)        
  Казахстан в послевоенный период (1946-1956гг.) Освоение целинных и залежных земель        
  Казахстан в 60-х середине 80-х годов        
  Казахстан в условиях реформирования и обновления общества (1985-1991гг.)        
  Казахстан на современном этапе        
  Всего:        

6.Список основной и дополнительной литературы:

6.1 Основная литература:

1.История Казахстана. Учебник для вузов. В 4 томах. – Алматы, 1996-2001. 2.История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк. – Алматы, 1993.

3.Кан Г.В. История Казахстана: пособие для студентов. Алматы, 2001.

4.Кузембайулы А., Еркин А. История Республики Казахстан. – Астана, 2000.

 

6.2. Дополнительная литература:

1.Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий.- Алматы, 1992.

2.Акишев А.К. Искусство и мифология саков. – Алма-Ата, 1983.

3.Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20-40-е годы XIX века.- Алма-Ата, 1992.

4.Касымбаев Ж.К. Государственные деятели казахских ханств в 18 веке. - Алматы, 1999.

5.Козыбаев М. История и современность.- Алматы, 1991.

 

6.3. Перечень наглядных и других пособий:

Атлас по истории Казахстана, карты, таблицы, схемы.

 

7. Контроль и оценка результатов обучения:

В ходе изучения дисциплины предусмотрены такие виды контроля, как: текущий, рубежный, итоговый, а также определенные средства контроля. Студенты должны регулярно посещать занятия, принимать активное участие в групповых дискуссиях.

Преподаватель оставляет за собой право применять без предварительного предупреждения различные виды контроля (квиз, тест), которые направлены для закрепления информации лекции или главы. Их оценка будет включена в окончательную оценку, выражающую общее понимание материала. Для качественного освоения курса студент должен ориентироваться на то, что ему придется самостоятельно прочитать приблизительно 30 – 50 страниц литературы в неделю.

Студент может получить максимальный балл, если задание выполнено качественно, в соответствии с предъявляемыми требованиями. Не сданные к установленному сроку задания преподавателем не принимаются.

7.1. Критерии оценки письменных работ:

- логичность изложения

- соответствие выбранной теме

- стиль изложения, грамотность

- ссылки на источники исследования

- раскрытие сущности заявленной темы

 

7.2. Система оценивания:

Текущий контроль – 20%

Промежуточный тест – 20%

СРС и СРСП – 20%

Экзамен – 40%

Итого – 100%

Общая шкала оценки знаний

Буквенная оценка Цифровой эквивалент баллов %-е содержание усвоения учебной дисциплины Оценка по традиционной системе
A 4,0 95-100 отлично
A- 3,67 90-94
B+ 3,33 85-89 хорошо
B 3,0 80-84
B- 2,67 75-79
C+ 2,33 70-74 удовлетворительно
C 2,0 65-69
C- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F   0-49 неудовлетворительно

Итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании определяется по формуле:

И% = Р1 + Р2 х 0,6 + Э х 0,4,

где: Р1 – процентное содержание оценки 1-го рейтинга, Р2 – процентное содержание оценки 2-го рейтинга, Э - процентное содержание экзаменационной оценки (тест-экзамен).

8. Политика учебной дисциплины:

8.1.Виды и методы контроля: текущий, рубежный и итоговый контроль, который будет осуществляться в виде тематических контрольных работ, промежуточных тестов, индивидуальной и групповой презентаций, исследовательской работы (реферат), итогового государственного экзамена.

Для студентов является обязательной активность в процессе аудиторного занятия, которая оценивается на основе качества выступления.

Индивидуальная презентация представляет собой выступление, текст которого не превышает 5 листов. На презентацию будет выделено 5 минут для выступления и 5 минут для обсуждения результатов работы.

В конце изучения курса истории Казахстана предусмотрена защита индивидуальной исследовательской работы:

а) первый раздел должен включать формулировку и обоснование выбранной проблемы, целей и задач исследования, определение методологических принципов организации работы, краткий обзор литературы;

б) второй раздел посвящается анализу исследуемой проблемы;

в) третий раздел должен содержать выводы и результаты проделанного исследования;

г) работа должна быть сдана за 2 недели до окончания курса, сдача работы после указанного срока ведет за собой снижение оценки на 5%;

д) презентация работы проводится на последней неделе обучения каждым студентом. На презентацию отводится 10 минут и 5 минут на обсуждение.

Студент должен быть воспитанным, корректным при контактах с преподавателем и сокурсниками. Студент не должен отсутствовать на занятиях без уважительных причин.

Посещение занятий и участие в учебном процессе являются обязательными. Опоздания на занятия не допускаются. Сотовые телефоны на время занятия следует отключать. Нормы поведения и этики должны соответствовать требованиям университета.

Посещение занятий и участие в учебном процессе являются обязательными. Опоздания на занятия не допускаются. Сотовые телефоны на время занятия следует отключать. Нормы поведения и этики должны соответствовать требованиям университета.

 

 

4 Тема I: Доисторический период истории Казахстана.

Цель – представить научную картину происхождения человека, возникновения и развития человеческого общества на территории Казахстана, а также охарактеризовать основные этапы его развития.

 

План:

Общая характеристика и периодизация доисторического периода

Каменный век на территории Казахстана: периодизация, особенности, памятники

Эпоха бронзы: периодизация, особенности, памятники

Экономика и социальная организация доисторического периода

 

Основные понятия: «доистория», каменный век, бронзовый век, железный век, социальная организация, неолитическая революция, андроновская культура, бегазы-дандыбаевская культура, социогенез, техногенез, антропогенез.

 

Историческая наука представляет собой комплекс взаимосвязанных общественных наук, изучающих эволюцию человеческого общества в отдельных аспектах и в целом. В строгом смысле «история» (от греч. Historia – рассказ о минувшем познанном; знание) является описанием событий прошлого. Соответственно, предметом истории Казахстана является процесс происхождения и развития человеческого общества на территории Казахстана.

Описание прошлого возможно на основе каких-либо источников. Под источниками понимаются те или иные памятники, оставшиеся от прошлых эпох. Они бывают вещественными (предметы материальной культуры), этнографическими (традиции, обычаи и т.п.), лингвистическими, устными (фольклор) и письменными.

Одной из наиболее сложных и дискуссионных проблем истории является вопрос о происхождении человека и периодизации его древнейших этапов развития. Наука утверждает, что уже более двух миллионов лет назад появился предок человека. Не менее сложной представляется проблема выявления прародины человека.

Для обозначения периода человеческой истории до возникновения письменности в 1851 г. Д.Уиолсоном был введен термин «доистория» или «праистория». Данный термин получил довольно широкое распространение, Можно сказать, что доистория – часть истории человечества, ее «анонимный» период.

Периодизация доисторического периода представляет сложную и еще не решенную до конца научную проблему. Это относится как к общей (исторической), так и к специальным периодизациям – археологической, антропологической и др.

В 1870г. американским этнологом Льюисом Морганом, в его труде «Древнее общество» впервые была предложена общая периодизация первобытной истории. Используя установившееся в XYIIIв. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации, он разделил эпоху дикости на три ступени: низшую (начинается с появление человека и членораздельной речи); среднюю (с возникновения рыболовства и применения огня); высшую (с изобретения лука и стрел). Аналогично была представлена эпоха варварства. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением гончарного ремесла, к средней – освоением земледелия и скотоводства, высшей – освоением железа. С изобретением буквенного письма, алфавита начинается эпоха цивилизации.

Ф.Энгельс, обобщив периодизацию Моргана, определил эпоху дикости, как время присваивающего, а эпоху варварства - как время производящего хозяйства.

Из специальных периодизаций первобытной истории наиболее важной является археологическая. Историю человеческого общества археологи делят на эпохи, условно называемые веками: каменный (орудия труда изготовлялись в основном из камня (галька, кремень); бронзовый ( использовали сплав олова и меди, а так же и другие полиметаллы), железный (использовали железо).

Для создания более полной научной картины прошлого, доисторический период развития человечества следует рассматривать по трем линиям: антропогенез – процесс возникновения и развития человека как общественного существа; техногенез – процесс развития техники обработки и применения орудий труда, что в свою очередь вело к прогрессу материальной культуры; социогенез - процесс развития человеческого общества от простейших форм к сложному общинному коллективу. Эти линии взаимосвязаны и в совокупности формируют четвертую – развитие духовной культуры человека.

2. Древний каменный век – время становления человека, его мышления, производственной деятельности и культуры.

В исторической науке принята следующая периодизация каменного века:

· Палеолит (древнекаменный век) начинается 2,6 млн. лет назад (3 этапа: олдувай, ашель, мустье) и завершается к 12 тысячелетию до н.э.

· Мезолит (среднекаменный век) охватывает период 12-5 тыс. лет до н.э.

· Неолит (новокаменный век) датируется 5-3 тыс. до н.э.

Следы деятельности первого человека – “ хомо эректуса” (человека прямоходящего) на территории Казахстана, обнаруженные археологами, относятся к ашельскому периоду. Они представлены древними орудиями: массивные кремневые отщепы, рубила разных форм (бифасы, унифасы), нуклеусы, скребла и т.д. Одним из мест, благоприятных для расселения древних насельников на территории Казахстана, был район горного хребта Каратау. В горных пещерах Каратау, а также в Северном Прибалхашье обнаружены стоянки с грубо обработанными каменными орудиями. Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь, Кудайколь, Жаман-Айбат и др.

Таким образом, можно выделить две зоны палеолитических культур: Южный Казахстан и Сары-Арка. Эти зоны различаются техникой обработки камня и материалом, применяемым для изготовления орудий.

О пребывании человека на территории Казахстана в эпоху палеолита свидетельствуют так же кремневые скребки, скребла и другие изделия, найденные в Восточном Казахстане. С эпохой позднего палеолита связывают появление человека современного вида (хомо сапиенса). В этот период появляется третья зона культуры – Восточный Казахстан (стоянки Козыбай, Новоникольское, Канай, Шульбинка и др.), органически связанный с Южной Сибирью и Алтаем. Орудия труда совершенствуются, появляются ножи, пилы, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Увеличивается количество орудий из кости – рыболовные крючки, гарпуны, иголки с ушками.

Переход к мезолиту ознаменован изменениями в климате, связанными с отступлением ледников. Специфическими признаками мезолита можно считать - широкое употребление лука и стрел (вследствие распространения индивидуального способа охоты), распространение вкладышевой техники в изготовлении орудий труда (появление микролитической технологии обработки камня), возрастание подвижности населения.

Неолит – время расцвета каменной индустрии, развития гончарного искусства, горного дела. Появляются новые технологические приемы обработки камня – пиление, сверление, шлифование. Стали лепить посуду из глины, обжигать ее.

Неолитической революцией – называется процесс перехода от потребляющего хозяйства к производящему – скотоводству и земледелию.

В эпоху неолита в Казахстане образовалось несколько локальных групп памятников, возможно, соответствующих племенным образованиям. В Южном Казахстане была распространена кельтеминарская культура, в Северном Казахстане – атбасарская и маханджарская, в Западном Казахстане неолит представлен стоянками оюклинской и тюлузской культуры.

Энеолит -время перехода к производящим формам хозяйства, в частности к скотоводству. В Северном Казахстане появляются памятники ботайской культуры (стоянки Ботай, Красный Яр, Бестамак, и др.).

3. Сэпохи бронзы (XYIII-YIII вв. до н.э.)начинается древняя история Казахстана. Условно ее можно разделить на следующие периоды: ранний, средний, поздний. В это время на территории Казахстана утверждается экономика производящего хозяйства, двумя главными направлениями которой выступают скотоводческо - земледельческое хозяйство и высокоразвитая древняя металлургия. В этническом и культурном отношении – время формирования на обширной территории Казахстана и сопредельных зонах ареала родственных племен, получивших название андроновской культуры. Эпоха поздней бронзы представлена памятниками бегазы-дандыбаевской культуры.

Андроновская культура представляла собой культурно-историческую общность, протоцивилизацию, определившую историческое развитие значительной части Евразии. Важными ее центрами были части центрального, восточного и северного Казахстана. На западе Казахстана параллельно с андроновской существовала близкая ей срубная культура. На юге андроновская культура соседствовала с родственной ей тазабагьябской в Приаралье. По данным археологов, андроновская культурно-историческая общность включает в себя: петровскую, алакульскую, федоровскую и культуру валиковой керамики. Причем каждая из них имеет свои особенности в изготовлении жилища, керамической посуды, в способах захоронения, в технологии плавки и литья металла. Между тем, общим для них является то, что они знали весь цикл производства металлических изделий от добычи руды выплавки до изготовления предмета. Имелись специальные плавильные печи, литейные мастерские, хорошо знали приемы ковки, чеканки и тиснения.

Происхождение андроновской культуры – проблема дискуссионная. Наиболее сложным является вопрос об определении этнической принадлежности населения. Существуют несколько мнений. Часть исследователей (Чернецов В., Вереш П. И др.) относят андроновцев к финно-угорской этнической группе. В исторической и филологической науке на основе анализа древнейших памятников индоиранцев – Авесты, Ригведы, Атхарваведы и других данных топонимики, ономастики, археологических материалов утвердилась и гипотеза об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен. Буквально, в последние годы появился целый ряд исследований языковедов-тюркологов, этнологов, историков, в которых выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен или хотя бы некоторой их части. По антропологическому типу андроновцев относят к протоевропеоидной расе без какой-либо примеси монголоидных черт.

У андроновцев было скотоводческо-земледельческое хозяйство. Жилищами им служили землянки, полуземлянки. Строили они свое жилье из камня и дерева. Установлено, что жили они в больших поселениях, окруженных оборонительными сооружениями – стенами с деревянными частоколами и рвами, башнями. Аркаим – считают протогородом той эпохи. Археологические данные позволяют констатировать следующие факты, у андроновцев были широко развиты домашние промыслы. Так, например, они пряли, ткали, выделывали кожу, шили одежду, обувь. И мужчины и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с ушками.

В конце 2-го и начале 1-го тысячелетия до н.э. в Центральном Казахстане появляются оригинальные архитектурные погребальные комплексы, отнесенные академиком А.Маргуланом к Бегазы-Дандыбаевской культуре. Культура получила название по могильникам Бегазы (Жезказган) и Дандыбай (Караганда). Таким образом, в Центральном Казахстане комплексная андроновская культура в XII-X вв. до н.э. сменяется Бегазы-Дандыбаевской культурой. Отличительная черта этой культуры–монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят и о принадлежности их к родоплеменной знати. Вполне возможно, что мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государства.

Первую форму организации общества называют «первобытным человеческим стадом» или праобщиной. Формирование данной формы совпало с выделением человека из животного мира и образованием общества. Дальнейшая эволюция человеческого социума привела к возникновению общины, как постоянной хозяйственной единицы. При этом основой для укрепления социальных связей были стихийно возникшие узы естественного, кровного родства. Одной из отличительных черт родовой общины является – экзогамия, т. е запрет на брачные отношения внутри общины. Первой формой упорядоченного эгалитарного общества была кровнородственная материнская община – материнский род. Власть внутри рода принадлежала собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные вопросы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины. Разделение труда по полу и возрасту получило дальнейшее развитие. Мужчины – охотились, женщины – были собирательницами и хранительницами домашнего очага, дети и старики помогали. Переход в категорию взрослых отмечался торжественными обрядами - инициацией. С появлением дуальной организации в обществе возникли семья и брак.

Эпоха неолита было временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем в этот период возникают такие формы родовой организации как племена или объединение племен. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства. Они имели свое название, территорию, диалект, культурно-бытовые особенности.

Изменения в хозяйстве андроновцев нашли отражения в их социальной структуре общества. В эпоху бронзы доминирующей формой становятся патриархально-родовые отношения. У андроновцев наблюдалась и социальная дифференциация: появились своеобразные «цари», особая группа привилегированных и высокочтимых воинов, что свидетельствовало о большой роли военных столкновений, битв, сражений в эпоху бронзы.

Выводы: Казахстан, как показывают исследования археологов и историков, входил в область древнейшего расселения человека. Археологические данные позволяют нам выделить три зоны палеолитических культур: Южный Казахстан, Сары-Арка, Восточный Казахстан. Бронзовую эпоху представляли носители андроновской и бегазы-дандыбаевской культуры.

 

þ Методические рекомендации:

Для углубленного понимания исторических процессов, происходивших на территории Казахстана в доисторический период, следует обратиться к специальным исследованиям археологов и историков. Кроме того, студентам необходимо четко определиться в хронологической последовательности изучаемых периодов, содержании основных понятий по теме, а также в основных подходах, которые существуют в исторической литературе по изучаемой проблематике.

 

& Литература:

1.Абылхожин Ж., Бурханов К., Кадырбаев А., Султанов Т. Страна в сердце Евразии (сюжеты по истории Казахстана).- Алматы, 1998

2.Абилев А.К., Евдокимов В.В. Казахстан в древности. Уч. пособие.- Караганда, 1991.

3.Акишев К.А., Байпаков К.М. Вопросы археологии Казахстана. – Алма-Ата, 1979

4.Маргулан А., Акишев К., Кадырбаев М., Оразбаев А. Древняя культура Центрального Казахстана – Алма-Ата, 1976

5.Ирмуханов Б.Б. Древняя история Казахстана в письменных источниках.- Алматы: «Ольке», 1998

6.Кадырбаев А.Ш. История Казахстана: первобытный мир и древность (от эпохи камня до «великого переселения народов») Уч. пос.- Алматы, 1998

7.Кузембайулы А., Абиль Е. История Казахстана: Уч. пос.-Алматы, 1998.

8.История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк.- Алматы, 1993

9.Кан Г.В. История Казахстана: Пособие для студентов. Алматы, 2001

 

 

??? Вопросы для контроля теоретических знаний по теме

Задание для СРС

 

Уровень репродуктивной деятельности:

1.Напишите аннотацию на книгу А. Маргулана, К.Акишева и др. «Древняя культура Центрального Казахстана». Алма-Ата, 1986. Кратко изложите содержание первоисточника, акцентируя внимание на особенностях бронзового века на этой территории

 

В) 100000 тыс. лет

С) 70000 тыс. лет

Д) 5млн. лет

Е) 40 тыс. лет

 

3. Стадией эволюции человека формы Homo erectus был синантроп, впервые обнаруженный в 1927г.

А) в пещере Чжоу-коу-дянь

В) в Австралии

С) в Южной Африке

Д) Западной Европе

Е) Северо-западной Африке

 

4. У поселка Конырдек, на Юго-западных склонах хребта Каратау были найдены одни из самых древних орудий труда. Это:

А) массивные прямоугольные кремневые отщепы

В) железные топоры

С) каменные остроконечники

Д) сверла

Е) резцы

 

5. Кем и когда был обнаружен самый древний памятник каменного века на территории Восточного Казахстана:

А) 1980г. К.А.Акишевым

В) 1989г. Ж.Таймагамбетовым

С) 1970г. А.Маргуланом

Д) 1927г. В.Грязновым

Е) 1870г. А.Харузиным

 

6. Чьим именем впоследствии была названа многослойная стоянка, обнаруженная Х.А.Алпысбаевым в 1958г.

А) А.Кунанбаева

В) Ч.Валиханова

С) Ы.Алтынсарина

Д) М.Жумабаева

Е) Ч.Дарвина

 

7. Хронологические рамки эпохи позднего палеолита:

А) от 40 тыс. лет до 12 тыс. лет до н.э.

В) от 150 тыс. лет до 100 тыс. лет назад

С) ХУШ-ХП тыс. лет до н.э.

Д) 1 млн. 750 тыс. лет – 40 тыс. лет назад

Е) 2,5 млн. лет – 800 тыс. лет назад

 

8. В нижнем палеолите для раскалывания камня человек использовал другой камень, ударяя их друг о друга. Такая техника получила название:

А) обтеска

В) тиснение

С) пиление

Д) галечная культура

Е) все вышеназванные

 

9. К какому периоду относится возникновение скотоводства и земледелия:

А) мезолиту

В) палеолиту

С) неолиту

Д) бронзовому веку

Е) средние века

 

10. Образование племен и племенных объединений происходит в период:

А) палеолита

В) неолита

С) энеолита

Д) бронзы

Е) железа

 

 

Открытые задания со свободно конструируемым ответом

 

1.Чем характеризуется поздний этап эпохи бронзы в Центральном Казахстане?

2.Какой метод использовали андроновцы при добыче руды в плотных и рыхлых породах?

3. Где на территории Казахстана обнаружены неолитические погребения?

 

Задания на установление правильной последовательности

 

1.Шель, ашель, олдувай, мустье, андроновская культура, срубная культура

2.Человек разумный, человек прямоходящий, человек умелый

3.Чопперы, чоппинги, ножи, мотыги, зернотерки, нуклеусы

 

4 Тема II: Древние государства на территории Казахстана в VIII в. до н.э. – IV в. н.э.

Цель раскрыть основные этапы образования племенных союзов и государственных объединений на территории Казахстана

План:

1. Племенной союз саков

Усуни – этнокультурные преемники саков

Раннегосударственное объединение кангюев

Империя хуннов

 

Основные понятия: «эпоха ранних кочевников», военная демократия, племенные союзы, «звериный стиль», гуньмо, шаньюй, «полихромный стиль»..

 

В I тысячелетии до н.э. с формированием нового типа скотоводческого хозяйства (кочевнического) на смену племенам андроновской культуры приходят новые – саки и савроматы. Археологические и антропологические данные подтверждают генетическую связь саков и савроматов, преемственность их материальной и духовной культуры с населением Казахстана эпохи бронзы.

«Ранний железный век», «эпоха ранних кочевников», «скифо-сакская эпоха» таковы наиболее распространенные определения в литературе хронологических рамок периода (8-3 вв. до н.э.). Это время, когда в казахстанских степях господствовали саки и савроматы, создавшие культурную общность, отличительными чертами которой стали определенный тип вооружения и конского убора, характерная скифская одежда и так называемый «звериный стиль» в искусстве.

В этот период в древних рукописях появляются сведения о могущественном союзе сакских племен, обитавших на территории Казахстана и Средней Азии.

В своей «Истории» Геродот, как и большинство греческих авторов, называл саков скифами, а иногда «азиатскими скифами». В древних иранских письменных источниках упоминаются три группы сакских племен: саки-хаомаварга (населяли Среднюю Азию); саки-парадарайа (юго-восток Аральского моря, правобережье Сырдарьи); саки-тиграхауда (Жетысу).

В степях западного Казахстана, вплоть до Эмбы на востоке и верховьев реки Урал на севере, жили сарматы (савроматы). Вдоль побережья Каспийского моря обитали каспии.

Племена саков вступали в мирные контакты со своими северными, восточными и западными соседями. Археологические раскопки показывают, что саки имели торговые и культурные связи с Хорезмом, Бактрией, Ассирией и Индией. Господствующим типом хозяйства у сакских племен являлось полукочевое и кочевое скотоводство. Переход к такой форме хозяйства означал экономический прогресс. Труд человека стал более продуктивным, этому способствовала специализация хозяйства. Скот и продукты скотоводства быстро приобретали меновую функцию, и таким образом создавались условия для торговли кочевых народов с оседлыми.

В хозяйстве сакских племен развивалось скотоводство трех видов: кочевое, полукочевое и оседлое. На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, ножи и другие предметы. На этот период приходится распространение бронзовой металлургии, орудий труда и оружия из бронзы.

В сакском обществе идет дальнейшее разложение родоплеменных отношений. Патриархальные отношения развиваются. Возникает общинная и семейная собственность. Родоплеменную структуру сакского общества можно представить схемой: группы малых родственных семей объединялись в кочевые общины, они, в свою очередь, - в племена, которые составляли союз племен. Сакские племена не создали государственности в полном смысле, поэтому их социальная организация замыкается в союзе племен.

Саки жили в войлочных юртах, которые ставились на земле, либо для удобства перевозки размещались на телеге. Жили также и в стационарных жилищах (из саманного кирпича и бревен). Носили высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, подпоясанные ремнем, узкие штаны и бескаблучную обувь.

В 1969-1970 гг. казахстанские археологи во главе с К.Акишевым вели раскопки Иссыкского кургана близ Алматы, и в одном из могильников обнаружили останки молодого сакского вождя («золотой человек»). Богатое убранство отразило высокую художественную культуру древних умельцев. Интерес представляет также последние находки археологов С.Самашева (Атырауский золотой человек) и А.Толеубаева (Чиликтинский золотой человек).

Использование железа и переход к более прогрессивной форме хозяйства способствовали развитию культуры саков. Главным компонентом сакского искусства является изобразительная форма, называемая «звериным стилем». Этот стиль сложился в 7-6 вв. до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы. Определяющим его признаком является изображение животных. Кинжал-акинак «золотого человека» из кургана Иссык выполнен в классическом зверином стиле. Это искусство носило культовый характер.

Данные антропологов позволяют полагать, что саки были европеоидами. Между тем, по мнению известного казахстанского антрополога О.Исмагулова, в антропологическом типе саков присутствовало около 20% монголоидных элементов. Саки говорили на восточно-иранских языках и диалектах. Некоторые историки относят их к тюркоязычным племенам.

В конце I тыс. до н.э. на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство – «Страна Усунь». В древнекитайском языке два иероглифа, звучащие ныне «у-сунь», произносились «а-сман», т.е - «небо».

Сведения об этнополитической истории усуней недостаточно изучены. Одно из первых упоминаний об усунях связано с посольством Китайского императорского двора во главе с Чжан Цянем направленного в Западный край для поиска союзника в борьбе с сюнну. Чжан Цян попал в плен к хуннам, и провел там почти 10 лет, затем бежал в Жетысу, откуда и привез первые сведения об усунях. Известно, что в 177 г. до н.э. государство усуней признавало зависимость от хуннов, во втором веке до н.э. усуни отделились от хуннов и сблизились с Китаем.

Итак, усуни – одно из самых крупных раннеклассовых объдинений на территории Центральной Азии. По приблизительным данным восточные границы усуней проходили через районы Бешбалыка, на западе – по рекам, Чу, и Талас, на севере достигали озера Балхаш. Ставка Чигучен (город Красной долины) находилась между Иссык-кулем и южным берегом реки Или.

Во главе государства стоял правитель с титулом – гуньмо (великий правитель).История усуней полна междоусобных войн. В 53 г. до н.э. Усунь распался на 2 части: великий гуньмо и малый гуньмо. Существовало 8 категорий чиновников. Помощник правителя носил титул -–дуглу (являлся главой исполнительной власти). Далее, находились два «великих полководца» и три «правителя уделов» (князья). Помощники военноначальников носили титул – дарту. Были чиновники, которые ведали делами ставки гуньмо, сбором налогов, исполнением законов.

Войско «Страны Усунь» состояло из народного ополчения. Оно собиралось во время внешних войн по приказу гуньмо, который сам командовал этим войском.

Усуньское общество было неоднородным. Оно было поделено на богатую племенную родовую знать, дружинников, жрецов и рядовых скотоводов и земледельцев. Наряду со свободными общинниками в обществе усуней были рабы, в основном из военнопленных.

О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, обнаруженные при раскопках усуньских курганов. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Существуют письменные источники, свидетельствующие о наличии золотых и медных печатей, находившихся у усуньских военноначальников и крупных чиновников. Археологические материалы и письменные источники свидетельствуют о том, что оседлость и земледелие развивались у древних усуней еще в первых веках до н.э. и до 3-5 вв. н.э. Однако доминирующую роль в хозяйстве усуней играло скотов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.76 (0.156 с.)