Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природно-экономический потенциал республики

Поиск

3. Внешняя политика Республики Казахстан

 

Основные понятия: партия, политическая система, экономическая стабилизация, инвестиции, республика, президент.

Период реформирования политической системы Казахстана насчитывает около десяти лет. Переход к демократии начался в сложных условиях:

- страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция, резкое снижение уровня жизни населения;

- в стране отсутствовало политическое многообразие, не было многопартийности, независимых СМИ, неправительственных организаций;

- не было исторически сложившихся демократических традиций и опыта функционирования демократических институтов.

В силу этого процесс политических изменений принял характер поэтапного реформирования политической системы страны.

На первом этапе (1990 - 1993) основные изменения были направлены не столько на создание новой системы, сколько на разрушение существовавшей. В этот период в стране произошло становление парламентско-президентской формы правления.

На втором этапе (1993 - 1995) происходил процесс поиска модели политической системы Казахстана, учитывающей политические, экономические, социокультурные, психологические, геополитические и национальные особенности страны.

На третьем этапе (1995 - 1998) шел активный процесс создания архитектуры новой политической системы страны. Развитие политической системы Казахстана стало определяться положениями, принятой на референдуме Конституции 1995 г., которая юридически закрепила переход к президентской форме правления. В стране был создан профессиональный двухпалатный Парламент.

Нынешний этап развития (с сентября 1998) характеризуется усилением и ростом демократической составляющей политической системы страны. Начинается данный этап с обнародования Послания Президента страны народу Казахстана и внесения осенью 1998г. изменений в Конституцию и другие законодательные акты, расширившие полномочия Парламента.

Парламентские выборы 1999г., проводившиеся по общенациональному избирательному округу по партийным спискам, явились переломным моментом в жизни нашего общества - было достигнуто политическое многообразие и многопартийность.

Проведение выборов на альтернативной основе стало одним из важных элементов демократизации казахстанского общества, придало заметный импульс развитию политической системы и свидетельствовало о качественном росте политического сознания казахстанцев. На сегодняшний момент политическая система вышла из противоречий между либерализацией экономики и консервацией «старых» политических отношений. Политическая элита проявила свою приверженность к последовательному курсу поддержки и укрепления легитимности политической власти и неприемлемости антидемократических мер. Об этом свидетельствует тот факт, что в Казахстане созданы основные условия для развития неправительственных организации: действует более 2,5 тыс. общественных объединений, которые выражают и защищают интересы самых различных групп и слоев населения.

В республике стали реальностью независимые средства массовой информации. В настоящее время из более 1300 действующих в республике СМИ негосударственные масс-медиа составляют более 70%.

В стране действует боле 400 объединений и движений, некоторые зарегистрированы как политические партии. Среди них Партия народного единства Казахстана, Демократическая партия, Крестьянский союз, Союз молодежи. «Народное единство Казахстана», Демократическая партия, Либеральное движение и ряд других мелких организаций образовали партию «Отан», которая победила на парламентских выборах в октябре 1999 года.

В законодательстве Казахстана было закреплено равенство прав и свобод всех граждан, независимо от их национальной, языковой и религиозной принадлежности. Закон о языках дает прочные гарантии дальнейшего развития языков всех народов Казахстана.

В социально-политической сфере претворяются в жизнь перспективные, нацеленные в будущее общенациональные программы: «Здоровье народа», полная компьютеризация системы образования, поддержка культуры. В последние годы введена конкурсная система отбора государственных служащих.

Принятый в декабре 2000 г. Закон "О социальном партнерстве в Республике Казахстан" отражает объективные процессы, происходящие в социальной сфере, в частности, в нем определяются правовые основы, задачи и порядок заключения, изменения и расторжения соглашений для достижения общих социально значимых задач. Лейтмотивом социального партнерства является классический треугольник классового консенсуса (трипартизм). Он состоит из государства (правительства), профсоюзов, представляющих интересы наемных работников, и организаций, защищающих права работодателей. Это обеспечивает дальнейший поступательный ход демократизации в стране без раскола и потрясений общества.

За последние годы в Казахстане проведены важные институциональные и структурные преобразования, которые закрепили базовые основы демократического общественного устройства и либеральной политической системы. При этом большинство возникающих в обществе проблем были решены без опасных внутренних конфликтов. На нынешнем этапе развития общества присутствует ряд объективных факторов, обуславливающих дальнейшую демократизацию общества.

В результате последовательных политических реформ в Казахстане на нынешнем этапе сложился тип политической системы, для которого характерны следующие черты:

- в государственном устройстве реально утвердился принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

- завершен переход к проведению всеобщих выборов Главы государства и представительных органов; законодательно закреплено политическое многообразие, положено начало становлению многопартийности;

- активно функционируют негосударственные СМИ;

-продолжается процесс создания неправительственных организаций;

-законодательно закреплено и осуществляется на практике равноправие всех этнических групп населения;

- сформирована база рыночной экономики.

Обозначенные 10 лет назад в «Декларации о государственном суверенитете» и Конституционном Законе «О государственной независимости» принципы демократического государственного устройства Республики Казахстан обрели реальные очертания.

К числу таких успехов, определяющих облик современного Казахстана за годы независимости, относится гармоничное развитие как сырьевой, так и обрабатывающей составляющих экономики республики.

Ресурсный потенциал Казахстана в СНГ уступает лишь России. Страна богата полезными ископаемыми. Из стран Каспийского бассейна Казахстан располагает наиболее значительными запасами углеводородов - от 2 до 6 млрд. т. условного топлива. Кроме старых нефтепромыслов Эмба, Новый Узень и Мангышлак, действуют и разведываются крупные месторождения Тенгиз, Кашаган и газовое месторождение Карачаганак. Есть крупные разработки каменного угля - Экибастуз, Караганда, железной руды - Соколовско-Сарбайское, Лисаковское. Казахстан имеет крупнейшие месторождения драгоценных, цветных и редких металлов: Балхаш, Рудный Алтай, Джезказган, Успенский рудник, Актюбинское, Кустанайское, алюминия - Аркалык, урана - Степногорск. На основе полиметаллических руд работают горно-обогатительные и металлургические комбинаты в Усть-Каменогорске, Балхаше, Риддере, Джезказгане, Темиртау, Актюбинске и др. В советское время была развита химическая промышленность, мясоконсервная.

Энергетической базой являются 37 тепловых электростанций, работающих на угле. Эксплуатируются 3 крупные гидроэлектростанции -Бухтарминская, Усть-Каменогорская (р. Иртыш) и Капчагайская (р. Или), а также атомная электростанция недалеко от г. Актау (бывший Шевченко).

В Казахстане можно выделить пять экономических районов. На Севере развито зерновое хозяйство, черная металлургия, машиностроение, энергетика. В Восточном Казахстане преобладают цветная металлургия, энергетика, машиностроение и лесное хозяйство. Западный Казахстан - нефтегазодобывающий регион. В Центральном Казахстане наиболее развиты металлургия, машиностроение, животноводство, в Южном Казахстане - сельское хозяйство, цветная металлургия, обрабатывающая промышленность. Казахстан имеет развитую сеть автодорог - около 100 тыс. км, железных дорог - 15 тыс. км, водный транспорт на Балхаше, Каспийском, Аральском озерах.

Казахстан еще в советское время был крупнейшим производителем товарного зерна, шерсти, мясопродуктов, хлопка. В 1950-е гг. во время освоения целинных и залежных земель была заложена основа современного сельского хозяйства республики, работали 2,5 тыс. коллективных хозяйств. В ВВП СССР Казахстан давал 4 %. В структуре ВВП республики ведущее место занимали сельское хозяйство - 25 %, промышленность - 20 %, строительство - 15 %, торговля и услуги - 33 %. По производительности труда Казахстан держался на уровне среднесоюзных показателей, по уровню жизни был несколько ниже таковых.

Падение ВВП обозначилось с 1989 г. и шло до 1995 г., когда показатель ВВП остановился на 56,3 % от уровня 1989 г. На 2003 г. ВВП составил 86 % уровня 1989 г. Сократилась почти вдвое выработка энергии. В структуре ВВП резко возросли доля услуг (с 33 до 50 %) и доля промышленности (до 32 %), сократилась доля сельского, лесного и рыбного хозяйства (до 9 %).

Причины кризиса экономики Казахстана обычны для стран СНГ -монетарный курс реформ плановой экономики, разрыв связей с другими странами СНГ. Пик шокотерапии в Казахстане пришелся на 1992 - 1994 гг., когда цены росли ежегодно в 20 - 30 раз. С 1996 г. инфляция перешла в более контролируемое русло, с 1996 по 2001 гг. цены выросли всего в два раза.

Отпуск цен сопровождался приватизацией основных отраслей экономики. С 1991 по 1996 г. шла хаотичная приватизация небольших предприятий торговли, сферы услуг и строительства посредством акционирования, приватизация жилья. В 1993 г. были введены именные приватизационные инвестиционные купоны для распределения государственной собственности среди всех граждан. Для управления собственностью граждан были созданы инвестиционные приватизационные фонды. С 1995 г. началась денежная приватизация. Президент Н.А. Назарбаев принял решение об индивидуальных проектах приватизации для крупных предприятий обрабатывающей и горной промышленности.

Около 50 предприятий были переданы в управление, а затем - в собственность фирмам из оффшорных зон, образованных на паритетных основаниях иностранными компаниями и казахскими госструктурами. Акции предприятий продавались по низким ценам, но сами они получали крупные инвестиции для развития. Государство сохранило контроль над ситуацией и, меняя собственников, ищет наиболее эффективных партнеров. Казахстан привлек в экономику около 10 млрд. долл. инвестиций из стран ЕС, США, Южной Кореи. Крупнейшие иностранные инвесторы Казахстана - нефтяные компании «Шеврон», «Эльф-Акитэн», «Аджип» и др. В Казахстане зарегистрировано более 1,5 тыс. действующих предприятий с иностранными инвестициями из 81 страны. Доля частного сектора в ВВП составляет более 60 %.

Основные планы выхода Казахстана из кризиса связаны с увеличением продажи нефти, газа и металлов, которые составляют в более 80 % стоимости экспорта. Внешнеторговые операции имеют выраженную тенденцию к росту. С 1995 г. по 2002 г. объем внешней торговли страны вырос с 9 млрд. долл. до 14,7 млрд. долл. Положительное сальдо составляет 1 - 2 млрд. долл. ежегодно. Особые надежды связаны с пуском нефтепровода Тенгиз - Новороссийск мощностью до 70 млн. т. в год, который строится международным Каспийским трубопроводным консорциумом с участием российского капитала.

Другой внешнеэкономической надеждой Казахстана является участие в трансазиатских транспортных проектах. В 1991 г. была открыта железная дорога, связавшая Казахстан с Китаем, а в 1993 г. - с Ираном и Турцией через Туркменистан. Однако грузооборот их невелик и до сих пор отсутствуют удобные пути для транспортировки грузов между восточными и западными районами Казахстана.

2000 г. - год высоких макроэкономических показателей. Его главная характеристика - попытка переориентации доходов добывающих отраслей на реабилитацию обрабатывающих отраслей промышленности, выразившаяся в программе импортозамещения. Наблюдаются определенные результаты: 300 млн.долл. США направлены на контракты с казахстанскими подрядчиками, вновь запущено около 1500 средних и крупных предприятий.

Крупной проблемой Казахстана является критическое состояние окружающей среды. Природное равновесие в Казахстане было нарушено в результате небрежной хозяйственной и военно-космической деятельности. Развитие земледелия привело к сильной эрозии верхнего слоя почв в северном Казахстане, опустынена половина пастбищ. Большая часть рек и озер сильно загрязнена промышленными стоками и пестицидами. Аральское море пересыхает из-за забора большей части воды Амударьи и Сырдарьи на орошение. К 1998 г. береговая линия моря отступила в некоторых местах на

80 км, а само море распалось на три изолированных водоема. Серьезную
угрозу представляют район закрытого Семипалатинского ядерного полигона
и запуски космических ракет с космодрома Байконур. В связи с
интенсификацией деятельности нефтяных компаний и затоплением бывших
нефтепромыслов растет опасность катастрофы в северном Каспии.

Основная макроэкономическая стратегия страны на ближайшие годы предполагает, наряду с развитием отечественного реального сектора и производства, уверенный выход Казахстана на мировой рынок. Идеи гармоничного и диверсифицированного развития отечественного реального сектора собственными силами при взаимодействии с внешнеэкономическим окружением позволят учитывать те коренные перемены, которые произошли в мировой экономике за последние годы.

В октябре 1997 года Президент Н.А. Назарбаев обратился с Посланием к народу Казахстана, в котором была изложена Стратегия развития страны до 2030 года. В этой программной работе были обозначены траектория развития страны на ближайшие тридцать лет, будущее казахстанцев и будущее их детей. Целью стратегии является построение независимого, процветающего и политически стабильного Казахстана с присущим ему национальным единством, социальной справедливостью, экономическим благосостоянием всего населения. В этой связи, в качестве долгосрочных приоритетов были выделены:

-Национальная безопасность: развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности;

-Внутриполитическая стабильность и консолидация общества: единство как гарант дальнейшего развития общества и государства;

-Экономический рост на основе открытой рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений: достижение реальных и устойчивых темпов экономического роста;

-Здоровье, образование и благополучие казахстанцев: улучшение условий и уровня жизни граждан, улучшение экологической среды;

-Энергетические ресурсы: эффективное использование путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа для устойчивого экономического роста;

-Инфраструктура (транспорт и связь): укрепление национальной безопасности, политической стабильности и усиление экономического роста;

-Профессиональное государство: создание эффективного и современного корпуса государственных служащих, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении приоритетных целей страны.

В Послании Президента четко сформулированы основополагающие идеи мобилизации, консолидации и координации, подчеркнута необходимость коренного пересмотра методов и приемов осуществления реформ в системе управленческих решений. Уникальность данного документа состоит в том, что реализация основных кратко- и долгосрочных приоритетов нацелена, в первую очередь, на свободу, благосостояние и уверенность в завтрашнем дне всех граждан Казахстана.

Стратегия реформ учитывает неразрывность связи экономической и политической составляющей либерализации. Путь к открытому, конкурентоспособному и честному обществу пролегает через дальнейшие шаги демократизации общества, касающиеся проведения выборов, усиления роли политических партий, парламента, повышения самостоятельности правительства, реформы судебной системы, предоставления большей свободы СМИ, положения женщин в обществе.

Сегодня Казахстан установил дипломатические отношения со 120 странами мира. В стране аккредитовано 68 посольств и представительств международных организаций. Дипломатические миссии Казахстана открыты в 38 странах. Казахстан вступил в такие международные организаций, как ООН, ОБСЕ, ОИК, Совет Сотрудничества НАТО, Всемирный банк, МВФ, ЕБРР, ОЭС и др. Республика отказалась от ядерного оружия, доставшегося в наследство от СССР, и подписала Договор СНВ, Лиссабонский протокол, присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Многовекторность внешней политики Казахстана направлена на развитие равноправных и диверсифицированных отношений с внешним миром и служит достижению национальных приоритетов страны в условиях глобализации современного мирового сообщества. Это, прежде всего, идея евразийства Президента Н.Назарбаева, которая в октябре 2000 года нашла свое претворение в жизнь в образовании Евразийского Экономического Сообщества на основе Таможенного Союза на постсоветском пространстве. Это и поступательный ход процесса подготовки Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, также инициированного Н.Назарбаевым на 47-й Сессии ГА ООН.

Выступая на Саммите тысячелетия ООН в рамках 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, казахстанский Президент Н.А. Назарбаев выдвинул ряд конструктивных предложений:

- ООН и национальные правительства должны четко определить свои позиции в процессах, вызываемых дальнейшей глобализацией;

- Совет Безопасности должен предусмотреть меры по налаживанию взаимодействия и использованию возможностей региональных систем безопасности;

- ООН, Совету Безопасности и мировому сообществу необходимо разработать практические меры по стабилизации ситуации в Афганистане и в Центрально-Азиатском регионе в целом;

- Ядерным державам необходимо перейти к конкретным шагам по ликвидации ядерного оружия.

Во внешней политике Казахстана существует четыре приоритета: Россия, страны Центрально-азиатского региона, Запад, Китай.

Россия во всех отношениях главный внешнеэкономический и внешнеполитический партнер Казахстана. Первый договор Казахстана и России был заключен еще 21 ноября 1990 г. о взаимном признании суверенитетов. 25 мая 1992 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В октябре 1992 г. стороны обменялись посольствами. В марте 1994 г. был подписан договор об углублении интеграции. В 1998 г. была подписана Декларация о вечной дружбе и союзничестве, в том же году - Договор об экономическом сотрудничестве на 1998 - 2007 гг.

Казахстан вошел в число учредителей таможенного союза в январе 1995 г., подписал 29 марта 1996 г. договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между странами Таможенного союза. Н.А. Назарбаев - наиболее инициативный и последовательный сторонник интеграции в СНГ. Он предложил идею Евразийского Союза. В апреле 1998 г. его предложение сделать 10 шагов навстречу простым людям означала осуществление идеи единого экономического и гуманитарного пространства в СНГ. Эти идеи не сразу получали поддержку российских прагматиков, обеспокоенных экономическим положением Казахстана как партнера. Наконец, 10 октября 2000 г. в Астане был подписан договор об образовании Евразийского экономического сообщества странами-членами Таможенного союза. В феврале 2003 г. Казахстан стал участником еще одного объединения в рамках СНГ - Организации экономической интеграции вместе с Белоруссией, Россией и Украиной.

Россия - главный торговый партнер Казахстана, Торговый оборот между странами достиг в 1996 г. 5,5 млрд. долл., однако после российского дефолта он снизился в два раза. Россия поставляет в Казахстан продукцию машиностроения, лесоматериалы, ткани, получая взамен уголь, нефть и нефтепродукты, табачное сырье, хлеб.

Долгое время неопределенным был статус военно-космических сил России на территории Казахстана. С распадом СССР космодром Байконур, испытательные полигоны остались в Казахстане. Проблему решили подписанные в Москве 28 марта 1994 г. Договор о военном сотрудничестве и соглашение об аренде космодрома Байконур, соглашение о стратегических ядерных силах, временно расположенных на территории Республики Казахстан, соглашение о военно-техническом сотрудничестве и др. В 1996 г. был арендован на 10 лет полигон Сарышаган. Семипалатинский ядерный полигон законсервирован.

В январе 1995 г. президенты подписали Декларацию о расширении и углублении сотрудничества между двумя странами, предполагающую создание объединенных вооруженных сил. В начале 1994 г. российские пограничные войска вернулись на казахско-китайскую границу. Казахстан и Россия - участники ДКБ, других военно-политических соглашений в рамках СНГ.

Двухсторонние отношения России и Казахстана, несмотря на взаимозависимость и тесное сотрудничество, осложняются рядом проблем. Одна из них - раздел ресурсов Каспийского моря. Другая проблема - фактически открытая самая длинная в мире сухопутная граница в 7509 км. Соглашение о делимитации границы подписано 13 июля 1998 г. Через год назначенные сторонами делегации начали межевание границы с западного участка. До сих пор оно не завершено. Демаркация границы произойдет не ранее 2012 г. Важный вопрос, требующий решения - это миграция населения из Казахстана в Россию.

Вторым приоритетным направлением внешней политики Казахстана являются отношения с развитыми индустриальными странами Западной Европы и с США. Казахстан интенсивно привлекает финансовые ресурсы иностранных компаний в сферу добывающей промышленности. Наиболее крупные проекты связаны с разработкой нефтяных месторождений. Для доставки нефти из месторождения Тенгиз организован в 1992 г. Каспийский трубопроводный консорциум Россией, Казахстаном и Оманом. В апреле 1996 г. в него вошли ряд американских, англо-голландских, французских компаний. Сейчас главную роль в консорциуме играет французские компании. Крупные проекты также связаны с разведкой и разработкой нефтяного месторождения Кашаган и газового Карачаганак. Часть надежд уже не оправдалась.

В Казахстане созданы благоприятные условия для инвестиций, приватизации государственной собственности. В США, Германии организованы координационные советы для финансирования проектов в Казахстане. Доля стран ЕС пока еще уступает СНГ в торговом обороте республики, но постоянно растет. 5 декабря 1995 г. между Казахстаном и ЕС был подписан Временный договор о торговле. С 1996 г. идет ратификация странами ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Казахстаном. С 1993г. в Казахстане выполняется программа ТАСИС. Европейская общественность озабочена нарушением демократических свобод в Казахстане и это может стать серьезным фактором отношений страны с Европейским Союзом.

Усиливается военное сотрудничество Казахстана с НАТО и США. Н.А. Назарбаев в 1994г. твердо заявил об участии страны в программе «Партнерство во имя мира». Казахстан принял участие в формировании под эгидой НАТО «Центрально-азиатского батальона», участвует в совместных учениях с войсками НАТО. С США Казахстан в 1994 г. подписал Хартию о демократическом партнерстве и образовал комитет по вопросам конверсии оборонной промышленности. В 1994 и 1997 гг. Н. Назарбаев нанес визиты в США, где ему был оказан теплый прием. Казахский президент поддержал антитеррористическую операцию США в Афганистане и агрессию в Ираке.

Приоритетом внешней политики Казахстана являются отношения с соседями - странами Центральной Азии. Казахстан стремится играть роль регионального лидера в соперничестве с Узбекистаном. Назарбаев был одним из инициаторов создания Центрально-азиатского союза в 1994 г. (Казахстан, Киргизия, Узбекистан). В 1994 - 1995 г. он был руководителем высшего органа содружества и попытался превратить организацию в активно действующую. В 1998 г. к ним присоединился Таджикистан, и организация стала именоваться Центрально-азиатское экономическое сообщество. Опыт сотрудничества показал, что взаимные противоречия велики, принципы экономической политики очень разнятся, по этой причине реальных результатов было получено немного. В связи с антитеррористической операцией в Афганистане оживились и интеграционные тенденции в Центральной Азии. 28 февраля 2002 г. президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана подписали договор об учреждении организации «Центрально-Азиатское Сотрудничество» для координации усилий по борьбе с международным терроризмом, сепаратизмом, решения водных и энергетических проблем региона.

Важны для Казахстана отношения с Китаем. Экономические отношения стран не отличаются масштабностью, ограничиваясь оборотом в 1,5 млрд. долл. Казахстан поставляет металлы и топливо, получая взамен товары широкого потребления. Серьезные проекты поставки нефти пока не получили развития из-за экономической нецелесообразности, однако они перспективны.

Более существенны достижения в политической сфере. 26 апреля 1994 г. во время визита премьера Госсовета КНР Ли Пэна в Казахстан было подписано соглашение о границе, кредитах и режиме перевозки грузов. В дальнейшем отношения с Китаем складывались в рамках новой региональной организации - «Шанхайской пятерки» (с июня 2001 г. - Шанхайской организации сотрудничества), образованной в апреле 1996 г. для решения вопросов пограничного сотрудничества стран СНГ и Китая. Были подписаны «Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе границы» (1996 г.), «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы» (1997 г.), «Соглашение между Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой и Кыргызской Республикой о точке стыка государственных границ трех государств» (1999 г.). Такие же соглашения были достигнуты с Кыргызстаном и Узбекистаном, а также с Россией и КНР. Эти соглашения способствовали стабилизации ситуации в Центральной Азии, укреплению безопасности Казахстана на восточной границе.

Определенное влияние на внешнюю политику Казахстана оказывает и мусульманский мир. Наиболее масштабное сотрудничество отмечено с Турцией, в меньшей степени - с Ираном и Пакистаном. Казахстан в 1992 г. вступил в Организацию экономического сотрудничества, образованную Ираном и Пакистаном еще в 1964 г. Теперь в нее входят, кроме основателей, Турция, Азербайджан, Афганистан и пять стран Центральной Азии. Основное направление сотрудничества - организация транзитного транспорта. В 1995 г. Казахстан вступил в организацию «Исламская конференция».

Крупнейшей внешнеполитической инициативой Казахстана стала идея организации «Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии», выдвинутая Н.А. Назарбаевым в октябре 1992 г. на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Идею поддержали многие страны Азии, в том числе и Россия. Казахстан активно участвует в разработке проектов итоговых документов Совещания.

Казахстан также является членом Организации Объединенных Наций (ООН), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Координационного совета НАТО, Казахстан имеет статус наблюдателя в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Дипломатические отношения республика имеет более чем со 120 странами мира.

Выводы: Таким образом, мы видим, что Республика последовательно проводит стратегический курс на поэтапную демократизацию всех сфер общественно-политической жизни. В короткий срок обеспечен переход от однопартийной диктатуры к многопартийности и плюрализму. Показателями реальной демократизации являются обеспечение прав и свобод гражданина, развитие независимых СМИ, формирование структур гражданского общества.

He менее значимы результаты независимого государственного развития в экономической сфере. Создана либеральная экономика с развитой рыночной инфраструктурой, а также одна из прогрессивных на постсоветском пространстве финансово-экономическая система с устойчивой национальной валютой-тенге.

В Казахстане сформирован благоприятный инвестиционный климат. Осуществляется подъем отечественного производства и развиваются современные информационные технологии. В социальной сфере был осуществлен переход от идеологии государственного патернализма к взвешенной адресной социальной политике. Формируется и развивается национальная модель образования. Обретение государственной независимости дало толчок развитию культурно-исторического наследия всех народов Казахстана.

В обществе сохранена политическая стабильность и межнациональное согласие. Весомы достижения нашей страны и во внешнеполитической сфере. В короткий по историческим меркам срок руководство Казахстана обеспечило плавное вхождение молодого независимого государства в мировое сообщество.

Повысился авторитет Казахстана на международной арене, свидетельством чему является последовательная реализация инициированных Президентом Н.А.Назарбаевым идей по укреплению региональной безопасности, развитию экономического сотрудничества и углублению интеграции на постсоветском пространстве.

 

þ Методические рекомендации:

 

Данная лекция довольно сложна для понимания. Для того чтобы усвоить содержание данной лекции, необходимо не только простое прочтение и проработка данного текста. Для качественного усвоения материала данной лекции обратите внимание на список рекомендованной литературы. Кроме этого просмотрите последние публикации казахстанской прессы, посвященные анализу развития республики на современном этапе. Для усвоения материала по данной теме выполните нижеследующие задания, успешное выполнение которых, поможет вам в освоении материала темы лекции.

 

& Литература:

 

1. Абдакимов А. История Казахстана.-Алматы, 2002

2. Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана ХХ век. -Алматы, 1997.

3. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк. – Алматы, 1993.

4. История политических движений в Казахстане. –Алма-Ата, 1991.

5. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие. -Алматы, 1998

6. Шеретов Г. В. История Казахстана 1985-2000 гг.-Алматы, 2001

??? Вопросы контроля теоретических знаний:

 

Репродуктивный уровень

1. Расскажите об основных чертах политической системы Казахстана?

2. Каковы основные этапы партийного строительства в Казахстане?

3. Охарактеризуйте стратегию экономического развития РК?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.234 (0.012 с.)