Теоретические основы политической системы в современном казахстане 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы политической системы в современном казахстане



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что с момента обретения независимости одним из главных направлений развития Республики Казахстан стало строительство стабильной, эффективно функционирующей политической системы. Уже в самом начале выбор общества в этом вопросе пал на демократию, что было обусловлено как внушительной демонстрацией глобальных достижений этого типа политической системы, так и желанием казахстанцев воспользоваться соответствующим мировым опытом для вхождения в когорту успешных стран. Следует, однако, отметить, что формирование политической системы, основанной на ценностях и принципах современной демократии, оказалось достаточно сложным процессом, сопряженным с влиянием на характер и линейность его развития ряда внутренних и внешних факторов.

В частности, в первые годы существования РК заметный отпечаток на формирование ее политической системы накладывали жесточайший социально-экономический кризис, вызванный последствиями распада СССР и крахом его хозяйственной системы, идеологический вакуум, эмбриональное состояние всего комплекса новых общественных отношений. Определенное воздействие оказывали сохранение остатков «советского наследия» в системе государственного управления и аморфность социальной структуры населения. Помимо внутренних факторов, развитие политической системы РК определялось задачами обеспечения суверенитета, территориальной целостности, национальной безопасности и утверждения международной субъектности молодого казахстанского государства.

Необходимость решения комплекса указанных проблем в самые кратчайшие сроки обусловила повышенные требования к эффективности и дееспособности политической системы РК, отличавшейся на тот момент определенной внутренней противоречивостью и вполне понятной институциональной незавершенностью. Формально, политическая система РК строилась на либерально-демократических принципах (конституционное разделение ветвей власти, многопартийность, плюрализм мнений, основные гражданские права и свободы, и т. д.) и по своей внешней атрибутике вполне соответствовала западным «стандартам» парламентской республики. Однако на деле, ввиду отсутствия главного составляющего современной демократии – зрелого гражданского общества, она оказалась «политическим пустоцветом», не способным ни решить текущие задачи, ни обеспечить быстрый и решительный переход к новым политико-экономическим отношениям.

Н.А. Бердяев назвал нашу эпоху концом новой истории и началом нового средневековья, которое, по его мнению, будет в высшей степени народно, но совсем не демократично [1, с.30].

Считается, что вопросы создания и функционирования различных политических систем являются достаточно разработанными в зарубежной и отечественной социально-политических науках. При необходимости можно ознакомиться с довольно большим количеством профильных научных книг, монографических исследований и научных статей. В сети Интернет размещены более ста тысяч источников по тематике политической системы.

Для написания работы были использованы работы российских ученых, Соловьева А.И.[2], Полякова Л.В.[3], Шевцовой Л.Ф. [4] и др., рассматривающие проблемы политической модернизации, политической трансформации, политического знания.

Также при написании работы были использованы труды казахстанских авторов, которые в той или иной степени исследовали рассматриваемую нами проблему. Это прежде всего известные ученые - политологи и историки Бижанов А.Х.[5], Булуктаев Ю.О.[6], Джунусова Ж.К.[7], Майлыбаев Б.А.[8], Машан М.С.[9], Романова Н.[10], Сейдуманов С.Б.[11], Тасмагамбетов И.Н.[12], Ишмухамедов А.[13], Кадыржанов Р.[14] и др.

Особый интерес представляют работы президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева "К обновленному Казахстану через углубление реформ, национальное согласие" и "В потоке истории"[14]. Автор на основе широкого фактического материала и личных наблюдений анализирует исторический опыт политической модернизации Казахстана в разные периоды 90-х годов прошедшего века. Эти работы представляют серьезный научный интерес для тех, кто изучает развитие политических процессов в странах СНГ, и прежде всего в Республике Казахстан и Российской Федерации, разрабатывает методологические проблемы теории политической, экономической и демократической модернизаций общества. В этих и других трудах Президента Республики Казахстан дана высокая оценка казахско-российским связям во всех областях жизнедеятельности государств.

Большое внимание проблемам политической модернизации Казахстана уделяется в труде Майлыбаева Б.А. "Современный политический процесс в Казахстане: театральная сцена или шахматная доска?", в которой исследуются проблемы Казахстана, деятельность политических партий и общественно-политических движений, политическое лидерство в современном Казахстане, проблемы и перспективы консолидации политической системы Казахстана и многие другие проблемы политического процесса республики в 90 - е годы ХХ века [8].

Значительный интерес представляет работа И.Н. Тасмагамбетова "Социально-политическое обновление Казахстана: тенденции и приоритеты" [12], в которой последовательно рассматриваются политические и демократические перемены в развитии политических институтов страны: переходные характеристики субъектов политики, вопросы относительности политики и духовности в постсоветский период применительно к Республике Казахстан. В данном труде исследуется относительно самостоятельный блок вопросов, требующих научного анализа, роль и место в политической системе общества политических партий, общественных организаций и движений.

При изучении политической системы Казахстана были также использованы работы зарубежных авторов, которые также следят за развертыванием политических процессов как в Республике Казахстан, так и во всех странах СНГ. О модернизации писали Ш. Эйзенштадт [16], Д.Аптер [17], Э. Шиле [18], и другие исследователи [19]. В их работах последовательно прослеживается многогранная работа по становлению и развитию политической системы в той или иной стране, анализируются ошибки американской политики в регионах ведущих стран мирового сообщества.

Таким образом, в современной научной литературе имеется немало публикаций, посвященных различным проблемам политического развития общества и государства.

Итак, цель данной работы – исследовать в рамках изучения курса теории государства и права важного раздела предмета – политической системы и государства на примере Республики Казахстан. Во исполнение поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:

- изучить теоретические основы правовой и политической системы государства;

- проанализировать общие закономерности развития политико-правового режима в Республике Казахстан.

В заключение работы подвести итоги проделанному исследованию.

Объект исследования – современные представления о политической системе общества в науке государства и права.

Предмет исследования – структура политической деятельности современного Казахстана.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты систематизируют и углубляют некоторые аспекты понимания государства и государственности как результата совокупности определенных политических и правовых составляющих государственной системы.

Методологическая и теоретическая базы исследования. Настоящая работа основана на использовании диалектического, логического сравнительного, системного методов научного исследования.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ

 

Государство как институт общества и политический институт занимает определенное место в политической системе. Будучи организацией политической структуры, оно отличается от негосударственных организаций рядом показателей, обусловливающих его особую роль и значение консолидирующего звена, ядра и политической структуры, а также политической системы в целом.

Во-вторых, государство оказывает всеобъемлющее влияние на всех и каждого, объединенных фактом рождения, получения, приобретения гражданства либо находящихся на территории страны. Другие организации основаны на добровольном членстве и объединяют только часть населения страны.

В-третьих, формируется аппарат – система органов, слой профессионально подготовленных лиц (чиновников), а также материальных атрибутов (тюрем и учреждений принудительного характера). За пределами государства государственный аппарат не может иметь места (партийный аппарат, профсоюзный аппарат).

В-четвертых, государство обладает монополией на принятие общеобязательных правил поведения (норм права) и доведение их до реализации. Другие организации не располагают такими полномочиями и возможностями.

В-пятых, государство – единственная организация, обладающая свойством суверенитета (самостоятельностью, независимостью, полнотой, неделимостью, непрерывностью власти).

Государство, обладая такими показателями, характеризуется как политическая организация власти, которая осуществляется во взаимодействии с другими институтами политической структуры. Формы этого взаимодействия именуются: создание правовой основы, государственная регистрация, делегирование полномочий, контроль, надзор, общественное мнение и др.

В Казахстанской политической системе складывается тенденция возрастания роли государственных начал. Она дает о себе знать, во-первых, в связи с формированием институтов гражданского общества и вместе с укреплением экономической основы, социальной базы государственности в Казахстана, а также с преодолением отчуждения личности от собственности и власти, утверждением приоритета основных прав и свобод человека, гражданина по отношению ко всем другим интересам и ценностям. Во-вторых, укрепление государственных начал в измерениях реального гражданского общества идет не по пути усиления принудительно-силовых юрисдикционных звеньев государственного аппарата либо выстраивания вертикали власти, обеспечения управляемости, а за счет возрастания авторитета власти, ее поддержки большинством населения страны, достижения состояния ее полновесной легитимности. В-третьих, роль государства возрастает в условиях такого взаимодействия с институтами политической системы, при котором государство, сохраняя за собой приоритеты в преодолении социальных напряжений, приведении общества к согласию и равновесию, бремя других забот передает институтам политической системы и гражданского общества. Политические партии, общественные организации и объединения, религиозные организации, объединения промышленников и работников сельскохозяйственного сектора экономики и др., отражая интересы социальных слоев и групп населения, стремятся оказывать влияние на политику и потенциально могут становиться опорой государства в ее формировании и осуществлении. Сила и мощь государства здесь имеет тенденцию возрастания.

Выводы.

Политическая система общества определена всеми авторами как целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов, подчиненных кодексу правовых, социальных, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Основные функции политической системы общества:

1) Определение целей, задач и путей развития общества.

2) Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.

3) Распределение материальных и духовных ценностей.

4) Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей.

5) Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе.

6) Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя

7) Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности.

8) Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения, государства, чьи интересы выражают те или иные современные государства; Но аксиомой является то, что квинтэссенцией, результатом политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления декларативных или тайных целей. Самое существенное в государстве - не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Бердяев Н.А. Новое средневековье. - М., 1991.

2. Соловьев А И. Политическая культура. М., 1997

3. Поляков Л В. Методология исследования российской модернизации // Полис, 1997, С. 14-15.

4. Шевцова Л.Ф. Политические зигзаги посткоммунистической России. – М., 1997.

5. Бижанов А.Х. Республика Казахстан: демократическая модернизация общества переходного периода. Алматы, 1997

6. Булуктаев Ю О. и др Политические партии Казахстана (справочник). Алматы, 1998

7. Джунусова Ж.К. Республика Казахстан: президентские институты демократии. Алматы, 1996

8. Майлыбаев Б.А. Современный политический процесс в Казахстане: театральная сцена или шахматная доска? Алматы, 1999

9. Машан М.С. Политическая система Казахстана: трансформация, адаптация, целедостижение. Алматы, 2000

10. Романова Н. Этнополитические процессы в Республике Казахстан. Алматы, 1998

11. Сейдуманов С.Б. Феномен многопартийности в Казахстане. Алматы, 1997

12. Тасмагамбетов И.Н. Социально-политическое обновление Казахстана: тенденции и приоритеты. Алматы, 1996

13. Ишмухамедов А. Проблемы становления и развития политической науки в Казахстане. Алматы, 1999

14. Кадыржанов Р. Консолидация политической системы Казахстана: проблемы и перспективы. Алматы, 1999.

15. Назарбаев Н.А. К обновленному Казахстану через углубление реформ, национальное согласие. Алматы, 1994;: В потоке истории. Алматы, 1999.

16. Эйзенштадт Ш. Политический процесс в странах Запада. Берлин, 1988

17. Аптер Д. Формы и методы политического познания. - США, Нью-Йорк, 1971

18. Аптер Д., Шиле Э. Политическая модернизация в начале XX века. М., 1936

19. Шаран П. Сравнительная политология (в переводе с английского). М., 1992. Ч.1, С. 128 – 148.

20. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.-317с.

21. Аристотель. Политика//Антология мировой фило­софии. – М., 1969. Т. 1. С. 472.

22. Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 157.

23. Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. – С. 162.

24. Кашкин С.Ю. Политические отношения // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х томах. Т. 1–2 / Под ред. Б.А. Страшуна. – С. 206.

25. Перевалов В.Д. Политология. – М., 2003. – С. 121.

26. Матузов Н.В., Малько А.В. Теория государства и права. – С. 96.

27. Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993. – С. 273.

28. Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 159.

29. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х томах. Т. 1–2 / Под ред. Б. А. Страшуна, – С 254–256;

30. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины / Предисловие Е.Б. Шестопал // Полис. 1997. № 6. С. 174–183.

31. Даль Р.А. Введение в теорию демократии. М., 1992.

32. Демидов А.И., Федосеев А.А.Основы политологии.– М., 1995. С. 190.

33. Закон Республики Казахстан. О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан // Казахстанская правда. — 22 мая 2007 г.

34. Байзакова К.И. конституционные реформы в Казахстане: опыт Французской Республики// В сборнике материалов «круглого стола» «Конституционная реформа — новый этап в развитии Казахстана». — Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2007, с. 89

35. Абенов Е.М., Арынов Е.М., Тасмагамбетов И.Н. Казахстан: эволюция государства и общества. — Алматы: ИРК, 1996. — С. 249.

36. Конституция Республики Казахстан 1995 г. — Алматы, 1995. — П. 3. — Ст. 40.

37. Конституция Республики Казахстан 1995 г. — Алматы, 1995.

38. Назарбаев Н.А. На пороге ХХI века. — Алматы: Љнер,1998. — С. 165.

39. В. Жискар д’Эстен. Президент: арбитр и гарант // Известия. — 8 марта 1990 г.

40. Казахстанская правда. — 31 мая 2007 г.

41. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.05.2007 г.)

42. Мурзалин Ж.А. Тенденции развития партийной системы в Казахстане // Саясат. - 1999. - № 10. - С. 37-40.

43. Ашимбаев М.С. Политический транзит: от глобального к национальному измерению. — Астана: ЕЛ ОРДА, 2002. — 304 С.

44. О`Доннелл Г. Следует ли слушаться экономистов? // URL: http://old.russ.ru/journal/predely/97-11-11/o_donn.htm

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что с момента обретения независимости одним из главных направлений развития Республики Казахстан стало строительство стабильной, эффективно функционирующей политической системы. Уже в самом начале выбор общества в этом вопросе пал на демократию, что было обусловлено как внушительной демонстрацией глобальных достижений этого типа политической системы, так и желанием казахстанцев воспользоваться соответствующим мировым опытом для вхождения в когорту успешных стран. Следует, однако, отметить, что формирование политической системы, основанной на ценностях и принципах современной демократии, оказалось достаточно сложным процессом, сопряженным с влиянием на характер и линейность его развития ряда внутренних и внешних факторов.

В частности, в первые годы существования РК заметный отпечаток на формирование ее политической системы накладывали жесточайший социально-экономический кризис, вызванный последствиями распада СССР и крахом его хозяйственной системы, идеологический вакуум, эмбриональное состояние всего комплекса новых общественных отношений. Определенное воздействие оказывали сохранение остатков «советского наследия» в системе государственного управления и аморфность социальной структуры населения. Помимо внутренних факторов, развитие политической системы РК определялось задачами обеспечения суверенитета, территориальной целостности, национальной безопасности и утверждения международной субъектности молодого казахстанского государства.

Необходимость решения комплекса указанных проблем в самые кратчайшие сроки обусловила повышенные требования к эффективности и дееспособности политической системы РК, отличавшейся на тот момент определенной внутренней противоречивостью и вполне понятной институциональной незавершенностью. Формально, политическая система РК строилась на либерально-демократических принципах (конституционное разделение ветвей власти, многопартийность, плюрализм мнений, основные гражданские права и свободы, и т. д.) и по своей внешней атрибутике вполне соответствовала западным «стандартам» парламентской республики. Однако на деле, ввиду отсутствия главного составляющего современной демократии – зрелого гражданского общества, она оказалась «политическим пустоцветом», не способным ни решить текущие задачи, ни обеспечить быстрый и решительный переход к новым политико-экономическим отношениям.

Н.А. Бердяев назвал нашу эпоху концом новой истории и началом нового средневековья, которое, по его мнению, будет в высшей степени народно, но совсем не демократично [1, с.30].

Считается, что вопросы создания и функционирования различных политических систем являются достаточно разработанными в зарубежной и отечественной социально-политических науках. При необходимости можно ознакомиться с довольно большим количеством профильных научных книг, монографических исследований и научных статей. В сети Интернет размещены более ста тысяч источников по тематике политической системы.

Для написания работы были использованы работы российских ученых, Соловьева А.И.[2], Полякова Л.В.[3], Шевцовой Л.Ф. [4] и др., рассматривающие проблемы политической модернизации, политической трансформации, политического знания.

Также при написании работы были использованы труды казахстанских авторов, которые в той или иной степени исследовали рассматриваемую нами проблему. Это прежде всего известные ученые - политологи и историки Бижанов А.Х.[5], Булуктаев Ю.О.[6], Джунусова Ж.К.[7], Майлыбаев Б.А.[8], Машан М.С.[9], Романова Н.[10], Сейдуманов С.Б.[11], Тасмагамбетов И.Н.[12], Ишмухамедов А.[13], Кадыржанов Р.[14] и др.

Особый интерес представляют работы президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева "К обновленному Казахстану через углубление реформ, национальное согласие" и "В потоке истории"[14]. Автор на основе широкого фактического материала и личных наблюдений анализирует исторический опыт политической модернизации Казахстана в разные периоды 90-х годов прошедшего века. Эти работы представляют серьезный научный интерес для тех, кто изучает развитие политических процессов в странах СНГ, и прежде всего в Республике Казахстан и Российской Федерации, разрабатывает методологические проблемы теории политической, экономической и демократической модернизаций общества. В этих и других трудах Президента Республики Казахстан дана высокая оценка казахско-российским связям во всех областях жизнедеятельности государств.

Большое внимание проблемам политической модернизации Казахстана уделяется в труде Майлыбаева Б.А. "Современный политический процесс в Казахстане: театральная сцена или шахматная доска?", в которой исследуются проблемы Казахстана, деятельность политических партий и общественно-политических движений, политическое лидерство в современном Казахстане, проблемы и перспективы консолидации политической системы Казахстана и многие другие проблемы политического процесса республики в 90 - е годы ХХ века [8].

Значительный интерес представляет работа И.Н. Тасмагамбетова "Социально-политическое обновление Казахстана: тенденции и приоритеты" [12], в которой последовательно рассматриваются политические и демократические перемены в развитии политических институтов страны: переходные характеристики субъектов политики, вопросы относительности политики и духовности в постсоветский период применительно к Республике Казахстан. В данном труде исследуется относительно самостоятельный блок вопросов, требующих научного анализа, роль и место в политической системе общества политических партий, общественных организаций и движений.

При изучении политической системы Казахстана были также использованы работы зарубежных авторов, которые также следят за развертыванием политических процессов как в Республике Казахстан, так и во всех странах СНГ. О модернизации писали Ш. Эйзенштадт [16], Д.Аптер [17], Э. Шиле [18], и другие исследователи [19]. В их работах последовательно прослеживается многогранная работа по становлению и развитию политической системы в той или иной стране, анализируются ошибки американской политики в регионах ведущих стран мирового сообщества.

Таким образом, в современной научной литературе имеется немало публикаций, посвященных различным проблемам политического развития общества и государства.

Итак, цель данной работы – исследовать в рамках изучения курса теории государства и права важного раздела предмета – политической системы и государства на примере Республики Казахстан. Во исполнение поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:

- изучить теоретические основы правовой и политической системы государства;

- проанализировать общие закономерности развития политико-правового режима в Республике Казахстан.

В заключение работы подвести итоги проделанному исследованию.

Объект исследования – современные представления о политической системе общества в науке государства и права.

Предмет исследования – структура политической деятельности современного Казахстана.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты систематизируют и углубляют некоторые аспекты понимания государства и государственности как результата совокупности определенных политических и правовых составляющих государственной системы.

Методологическая и теоретическая базы исследования. Настоящая работа основана на использовании диалектического, логического сравнительного, системного методов научного исследования.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.06 с.)