Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Избирательные системы. Избирательная система Республики Казахстан.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План 8.1 Избирательная система: виды, принципы, цензы 8.2 Пропорциональная и мажоритарная системы. Избирательная кампания. Особенности применения пропорциональной и мажоритарной избирательной системы. 8.3 Избирательная система в Казахстане: эволюция, современное состояние. Список литературы: 1. Лексин В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного территориального регулирования, 2000. 2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Уч.пособие. – М., 1995. 3. Иванич Ю. Казахстан в современном мире: реалии и перспектива, Астана, 2008 4. Мухаев Р.Т. Теория политики: Учебник. – М., 2005. 5. Ахметгалиев Б. 10 лет: Казахстан и интеграция: научное издание, 2009 6. История политических и правовых учений / Грацианский П.С., Зорькин В.Д., Мамут Л.С. и др. – М., 1983. 7. Мацупа Л.В. Маслихаты. Институционализация. А., 2004 8. Гаджиев Введение в политическую науку. – М, 2004. 9. Антропология власти. Хрестоматия по политологии / В.В. Бочаров в 2-х томах 10. Система местного самоуправления Дании. А., 2006 Цель – определение значения избирательной системы для развития демократических основ «Демократию можно определить как режим, при котором правители назначаются посредством свободных и честных выборов», - утверждает французский ученый Лалюмьер. С принципом представительства и идеей партии тесно связана идея выборности, призванной обеспечить народный суверенитет и представительство всех слоев населения в системе власти. То есть выборы это не только признак демократии, но и условие демократии. Поэтому в индустриально развитых странах большое внимание уделяется подготовке подрастающего поколения к участию в политическом и особенно избирательном процессах. В системе образования, через официальные народные праздники, патриотические и политические организации обеспечивается пропаганда достоинств участия в голосовании. Помимо этого, обеспечение равных и справедливых выборов есть гарантия стабильности и легитимности существующей системы, что обусловило то, что в настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Но для его утверждения понадобилась длительная борьба демократических сил на протяжении более чем двух веков. В Нидерландах, например, в 1800 году электорат включал всего 12% взрослого населения, 1890 г. этот показатель поднялся до 27%, 1900 - 63%. 1917 году было введено всеобщее право голоса для мужчин, а для женщин – в 1919 г. В США только в 50-х – 70-х годах были сняты ограничения на участие негров в избирательном процессе. В 1971 году Конгресс США одобрил поправку к Конституции о снижении возрастного ценза на участие в голосовании с 21 года до 18 лет. Женщины получили право голоса в США в 1918 году, в Швейцарии – лишь в 1971 году. Что же такое избирательная система. Избирательная системаесть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практике государственных и общественных организаций. Являясь частью политической системы, избирательная система состоит из структурных компонентов: 1. избирательное право (теоретическая база); 2. избирательная процедура (практико-организационный компонент). Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборном процессе. В основе классификации выборов лежат принципы и критерии избирательного права: объект выборов (президента, парламент), сроки выборов (очередные, внеочередные, дополнительные). По принципу избирательного права классификация выборов при демократическом и авторитарном режимах выглядит следующим образом: всеобщие – ограниченные; равные – неравные; прямые – косвенные; с тайным и открытым голосованием. Признаки, характеризующие высокую степень демократизма избирательной системы, стоят первыми. Рассмотрим эти принципы более подробно. Всеобщность выборовпредполагает право всех граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах. Однако в ряде стран это право ограничено так называемыми избирательными цензами, причем под этим подразумевается как активное избирательное право, так и пассивное: - имущественным (обладание имуществом или доходом определенного размера). Например, в Канаде в сенат может входить только лицо, владеющее недвижимой собственностью; - цензом оседлости (проживание на данной территории не менее определенного законом срока). Например, согласно Конституции Казахстана, президентом страны может стать гражданин Республики по рождению и проживающий в Казахстане не менее 15 лет; - образовательным (знание государственного языка, наличие высшего образования). Например, в ряде штатов США кандидаты на такие должности, как судьи, генеральные прокуроры могут быть только практикующие юристы с определенным стажем работы по данной профессии; - возрастной ценз. До конца 60-х годов ХХ столетия во многих странах избирательное право предоставлялось с 21-23 лет. Но в ходе широких молодежных движений этот ценз был снижен до 18 лет. Для кандидатов на выборные должности этот ценз был снижен 23-25 лет в нижнюю палату, 30-40 лет в верхнюю палату. Например, согласно нашей Конституции депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики, достигший 20 лет, а Мажилиса, достигший 25 лет, Сената – 30 лет. В некоторых странах возрастной ценз, особенно в верхнюю палату особенно высок. Например, в Бельгии и Испании - 40 лет. Равными выборами считаются те, где обеспечено равенство возможностей для всех участвующих в выборах: избираемых (кандидатов, партий) и избирающих. Для избираемых кандидатов суть этого принципа состоит в том, что всем им предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. С одной стороны, ограничивается сумма пожертвований частных лиц в фонды избирательных кампаний, с другой стороны, во многих странах государство берет на себя расходы по финансированию предвыборной кампании. В тоже время всем партиям и кандидатам предоставляется равное время на радио и телевидении. Прямые выборы– это система выборов, предполагающая непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного избирателя или список кандидатов. Косвенные выборы – это система выборов, при которой депутаты представительного органа избираются нижестоящими выборными органами или избирательными коллегиями (избранные населением выборщики и т. д.), косвенные выборы бывают двух и более ступеней. Например, двухстепенными выборами избирается президент США, верхняя палата Индии. Трехстепенными выборами формируется часть сената Франции: избиратели голосуют за муниципальных советников, последние назначают делегатов, которые избирают сенаторов. В Казахстане используются прямые выборы при избрании на должность президента. Таким образом, в основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа. 1. обеспечение равенства возможностей; 2. принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты должны вести себя лояльно по отношению к другим кандидатам, не допускать фальсификаций, оскорблений; 3. нейтралитет государственного аппарата,его невмешательство в ход избирательной кампании. В большинстве стран порядок и процесс проведения избирательных кампаний регулируется установленными законодательными нормами. Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки избирателям, привлекать их обещаниями продвижения по службе, обходить дома избирателей с целью предвыборной агитации и т.д. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до выборов. Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум (с лат. то, что должно быть сообщено), называемый иногда плебисцитом (обычно при решении территориальных споров). Первый в истории референдум был проведен в 1439 году в Швейцарии. Референдум – важнейший институт непосредственной демократии, всенародное голосование, объектом которого является какой-либо важный государственный вопрос. Например, это может быть вопрос о территории, о форме государственного правления. Избирательная процедура – это мероприятия государства по организации и проведению выборов, включает в себя: назначение дня выборов, создание избирательных органов, организация избирательных округов, регистрация кандидатов в депутаты, финансовая поддержка выборов, охрана порядка в ходе их проведения, определение результатов голосования. Избирательная процедура может сохраняться в относительно неизменном виде довольно долгое время. Избирательная кампания – это действия непосредственных участников выборов. Избирательная кампания официально начинается со дня провозглашения акта о назначении выборов и продолжается до даты выборов. Избирательная борьба – основное поле деятельности политических партий. Каждая партия стремится к расширению своего электората. Электорат – это контингент избирателей, голосующих за свою партию. Например, электорат социально-демократических партий составляют в основном рабочие, служащие, интеллигенция и др., а в электорат демократических партий в США входит, как правило, цветное население страны. От выборов к выборам электорат может меняться в количественном и качественном составе. Для победы в предвыборной дипломатии партии необходим целый комплекс мероприятий: - это возможное объединение сходных по взглядам партий в предвыборные блоки, союзы; - наличие финансовых средств, позволяющих широко развернуть предвыборную кампанию; - авторитет, приемлемость программы партии в глазах избирателей; - политическая новизна, бросающая вызов старому укладу; - политическая и личная привлекательность выдвигаемых партией кандидатов; - продуманность предвыборной платформы. Кульминацией избирательной кампании является день выборов. В современных демократических государствах сама процедура выборов является тайной. Однако, к сожалению, данное требование выполняется не всеми и не всегда. К примеру, еще недавно в Заире депутатов в парламент выбирали на городских площадях путем восклицания одобрения кандидатурам из зачитываемого мэром списка. В Западном Самоа старейший голосует за всех членов своей большой семьи. В Свазиленде избиратели голосуют ногами, проходя в одни из ворот, за которыми их ждут кандидаты в коллегию выборщиков в депутаты парламента. Однако по мере формирования гражданского общества подобные способы голосования приобретают черты анахронизма. Во многих странах голосование - обязанность, за невыполнение которой полагается наказание. Например, в Бельгии, Нидерландах, Австралии – штраф, в Пакистане – тюремное заключение. В некоторых странах во избежание выборной давки ограничивается количество кандидатов по избирательному округу. Так, в Великобритании это число не должно превышать пяти, кроме того, каждый депутат вносит большой денежный залог, который будет удержан, если кандидат не наберет минимум 5% от общего числа голосов. Пятипроцентный барьер установлен и для партий в ряде государств. Как правило, за день до выборов предвыборная агитация запрещается, чтобы на мнение избирателя не оказывала влияние реклама, или другая форма пропаганды. Избирательная кампания заканчивается подсчетом голосов, определением и объявлением итогов выборов. Определение результатов голосования происходит на основе двух главных систем: пропорциональной и мажоритарной. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, которая характеризуется тем, что избранным считается претендент, набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает большинство голосов (система первого пришедшего к финишу) (США, Канада, Великобритания, др.). При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один избиратель, то выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования. Недостаток этой системы в том, что пропадает большое число голосов политических партий малых и средних по своему влиянию. Вместе с тем такая система обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентских и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство. Данную систему применяют в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента 43 государства, в том числе США. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (51% и более) (в Австралии, Казахстане). Мажоритарная система абсолютного большинства - это система, которая для избрания требует абсолютного большинства голосов, т.е. более половины от общего их числа. Такое исходное общее число может исчисляться тремя способами: от общего числа зарегистрированных избирателей; от общего числа поданных голосов, от общего числа поданных действительных голосов. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Достоинством данной системы по сравнению с мажоритарной системой относительного большинства является то, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составлял один голос. Недостаток же ее в том, что пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов, а также специфический дефект - частая нерезультативность выборов, что наиболее вероятно при большой конкуренции кандидатов. Это происходит тогда, когда из-за раскола голосов ни один из баллотирующихся кандидатов не получил требуемого большинства. Данная нерезультативность преодолевается следующими способами: - проведение второго тура (повторное голосование), когда баллотируются уже не все кандидаты, соперничавшие в первом туре. Например, в Казахстане во второй тур выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Победителем признается кандидат, набравший относительное большинство голосов. Во Франции во втором туре участвуют все желающие кандидаты первого тура, собравшие в первом туре не менее 12,5% голосов от числа избирателей, внесенных в списки. Для победы кандидату также необходимо относительное большинство поданных голосов избирателей; - проведение альтернативного голосования, т. е. избиратель в бюллетене цифрами указывает предпочтительность для него кандидатов. Такая система применяется в Австралии при выборах палаты представителей, а также на парламентских выборах в Штатах. Мажоритарная система квалифицированного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивших квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает большинство абсолютное. Эта система применяется редко, так как еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Например, в Чили палата депутатов избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая 2/3 от общего числа действительных голосов, получает оба мандата от округа. Иногда встречается система смешанного голосования. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре применяется система абсолютного большинства, во втором – относительного. Таким образом, при мажоритарной системе голосования от каждого избирательного округа избирается один депутат, набравший наибольшее количество голосов. В 40-е гг. XIX в. проекты пропорциональных избирательных систем предложили американец Томас Джильпин и швейцарец Виктор Консидеран. Многие континентальные государства используют пропорциональную систему, в соответствии с которой от каждого округа избирается несколько кандидатов, число которых распределяется пропорционально числу завоеванных партиями голосов. К началу XX в. насчитывалось 152 ее разновидности и в настоящее время она существует более чем в 60 странах мира. Система пропорционального представительства политических партий - это система, в которой каждая политическая партия получает в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. Здесь избирательные округа делаются достаточно крупными, чтобы включить максимальное количество депутатов пропорционально завоеванными партиями голосов. Если, например, от одного округа выдвинулось пять кандидатур, и одна партия собрала 40% всех голосов, то она получит соответственно 40% из пяти мест, то есть два. Таким образом, в отличие от мажоритарной системы, данная дает возможность сравнительно небольшим партиям иметь места в парламенте, что способствует сохранению многопартийной системы. С другой стороны, пропорциональная избирательная система, гарантируя представительство даже для относительно мелких партий, при парламентарной или смешанной системе правления создает сложные проблемы при формировании правительства. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Наилучший результат достигается, если вся страна представляет собой единый избирательный округ, в котором избирается весь состав парламента: так избирается Кнессет (парламент) Израиля, состоящий из 120 депутатов. Для пропорционального распределения мандатов наиболее часто используются метод избирательной квоты и метод делителей. Избирательная квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. В любом случае использование метода квоты требует дальнейшего распределения неиспользованных голосов и нераспределенных мандатов. Метод делителей позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе и по стране в целом. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов на определенную серию делителей. Система единственного непередаваемого голоса заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т.е. относительное большинство). Эта система требует от партий умения точно прогнозировать свой электорат, так как, если выдвинутых партией кандидатов окажется слишком много, голоса избирателей могут рассеяться между ними, и кандидаты не будут избраны. Система ограниченного вотума - система, при которой у избирателей меньше голосов, чем следует избрать депутатов от избирательного округа. Суть этой системы в том, чтобы обеспечить представительство не только большинства, но и меньшинства избирателей. Система кумулятивного вотума характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (число голосов у всех избирателей одинаково) и распределяет свои голоса между кандидатами, как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу или одному из кандидатов отдать все голоса. Такая система применяется при выборах органов местного самоуправления в Баварии. В ряде стран существует смешанная мажоритарно-пропорциональная система. Смешанные системы используются с целью соединить выгоды от различных систем и избежать или существенно смягчить их недостатки. Например, в Германии смешанная система применяется при выборах Бундестага. Половина его депутатов избирается в одномандатных избирательных округах, охватывающих территорию страны, по мажоритарной системе относительного большинства. Другая половина депутатов избирается по германским землям (субъектам федерации), представляющим собой многомандатные избирательные округа, на основе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, по системе пропорционального представительства с 5-процентным заградительным пунктом, распределением по правилу наибольшего остатка. Похожие системы действуют в Болгарии, Грузии, Литве, Италии, России. При этом отмечено, что мажоритарная система способствует формированию двухпартийности, а пропорциональная - многопартийности. Мажоритарная система в два тура ведет к объединению партий в коалиции. Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. Приходится признать, что для резкого усиления государственной линии надо отдать преимущество мажоритарной системе выборов. Это обуславливается несколькими важными положениями. Выборы в округах заставят партии работать с избирателями в регионах, создавать там разветвленные структуры, то есть быть действительно общенациональными партиями, а не политическими отделами финансово-промышленных групп. Использование мажоритарной модели в одномандатных округах позволяет: - персонифицировать выборы, что важно для нашей политической традиции; - способствовать формированию двухпартийности. Введение мажоритарной системы вынудило бы партийных лидеров уделить серьезное внимание кадровой региональной политике. Хотя известно, что пропорциональная система инициирует развитие реальной многопартийности, она достаточно часто тормозит создание реально действующих партий - выразителей всего спектра общественного мнения и политических пристрастий. В большинстве партий и политических движений после двух избирательных циклов сформировалась своя номенклатура, которая не только не заинтересована в региональном развитии своих структур, но и боится этого процесса. Приток в партии новых, политически активных людей из глубинки, обладающих свежими взглядами, энергичной манерой поведения, может оттеснить номенклатурных бюрократов от участия в формировании партийной политики. Напротив, политическое будущее депутата, избранного по одномандатному округу, напрямую зависит от благополучия данного округа и региона в целом. Конечно, парламентарий - одномандатник будет в первую очередь думать и заботиться о жителях своего округа и в этом смысле окажется лоббистом на высших этажах власти. «Так как депутаты направляются для того, чтобы они обсуждали и решали всеобщие дела, - писал Георг Фридрих Гегель в «Философии права», - то и избрание их имеет тот смысл, что облекаются доверием те индивиды, которые лучше делегирующих их разбираются в делах, а также и то, что они защищают не особенный интерес какой-либо общины, корпорации в противовес всеобщему, но утверждают значимость всеобщего». С другой стороны, исторический опыт показывает, что использование выборов по пропорциональной системе партийных списков активизировало создание демократических институтов, например, в странах Латинской Америки, где до того господствовали военные режимы. Однако нельзя забывать, что деятельность партий на Западе отразила крах многих господствовавших политических союзов после скандальных разоблачений в Германии, Италии, Японии и ряде других государств. Он обязывает задуматься: насколько хорош и в какой мере адекватен нашей реальности чисто партийный способ отражения интересов людей в органах власти. Практика «продвинутого» в этом отношении Запада показывает, что, подкармливая свой аппарат и электорат за счет государственного бюджета и налогоплательщиков, партии впоследствии не соглашаются отказываться от столь выгодной привилегии. Наконец, смешанная избирательная система обладает способностью к гибкой, эволюционной трансформации в ту или другую сторону, что особенно важно для проведения избирательных реформ в переходный период. Возникновение и развитие партий, отражающих интересы людей, больших общественных групп - желательный и необходимый для общества процесс. Но он остается таким лишь до того момента, когда партии начинают жить своими собственными интересами. В итоге разрушается понятие демократии (народовластия) как господства народа или хотя бы управления в его интересах. Тогда народ должен устранять такие структуры с политической арены - так, как это было в Италии на апрельском референдуме 1993 года, когда 90% избирателей проголосовали за выборы в Сенат не по партийным спискам, за ограничение финансирования партий из казны, за прямые выборы бургомистров в городах. Сочетание мажоритарного и пропорционального принципов в рамках одной избирательной системы позволяет в какой-то мере преодолевать присущие любой схеме (в том числе мажоритарной и пропорциональной) недостатки и использовать их достоинства. Не случайно поэтому сочетание указанных выше избирательных моделей все чаще используется в разных странах (включая выборы парламента или одной из его палат), в государствах с развитой демократией (Германии, Италии и Японии), в развивающихся обществах (Гвинее, Сенегале, Шри-Ланке), в странах, переживающих, подобно Казахстану, переходный период (Болгарии, Венгрии). Конечно, выбор в пользу той или иной избирательной системы невозможен без учета конкретных особенностей и специфики каждой страны. Он зависит от уровня ее социально-экономического развития, характера политической системы, степени зрелости всех демократических институтов, включая гражданское общество и политические партии, а также от складывающейся партийной системы, уровня политической и правовой культуры, национальных традиций и т.д. Таким образом, в современных демократически организованных странах выборы являются институтом и процессом принятия политико-правовых решений, субъектом которых выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом - государственная власть. Посредством конституционных выборов осуществляется публичное политическое воспроизводство государства, а именно социальная ротация или перераспределение (перегруппировка, передача) законодательных и исполнительных полномочий внутри сил и групп, политически и юридически оформивших себя. Поэтому любая альтернатива таким выборам, как форме и способу организации и функционирования публичной политической власти и ее трансформации в государственную власть, ведет к разложению демократического конституционного правопорядка, к вытеснению граждан и их территориальных, политических и иных объединений на периферию политической системы и, как следствие, оформлению режима господства государства над обществом. Демократические конституционные выборы, разумеется, не панацея в решении всех проблем посттоталитарного этапа развития казахстанской государственности, но это единственный политико-правовой институт, дающий шанс выйти из состояния «закрытого общества», преодолеть тоталитарное социополитическое и социокультурное наследие. Демократия неосуществима вне политического избирательного процесса, то есть процесса, допускающего и обеспечивающего для граждан юридическую возможность выбора между различными лицами, группами и партиями, претендующими на то, чтобы в течение определенного срока не только представлять их интересы, но и проводить собственную политику, санкционированную гражданами-избирателями. Хотя полномасштабное исследование электорально-правовой культуры казахстанцев - вопрос будущего, уже сегодня есть все основания утверждать, что для значительной части из них участие в выборах стало способом «селекции» политических лидеров, публичной оценки деятельности партий, инструментом коррекции официального правительственного курса. Люди начинают воспринимать участие в выборах как реализацию своих политических и гражданских прав. В заключение хотелось бы отметить, что все виды избирательной системы в той или иной степени имеют негативные черты, поэтому в современных условиях (особенно это касается Казахстана) первостепенное значение приобретает проведение в жизнь содержательного аспекта представительства, включающего в себя повышение политической культуры депутатского корпуса, выработку четкой функциональной концепции роли самого депутата. Рассмотрим основные принципы избирательного права в Республике Казахстан: 1. Всеобщее избирательное право означает, что все граждане, достигшие определенного возраста имеют право избирать и быть избранными независимо от происхождения, социального, должностного, имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства и др. 2. Равное избирательное право. На основании этого принципа все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, имея при этом один голос, без каких-либо преимуществ в голосовании. 3. Прямые выборы. Избиратели непосредственно, без каких-либо посредников, избирают своих представителей. 4. Косвенные выборы, т.е. непрямые выборы депутатов Сената Парламента. В них участвуют выборщики - депутаты маслихатов, обладают одним голосом на равных основаниях. 5. Тайное голосование. Этим принципом обеспечивается независимое, без внешнего влияния, волеизъявления граждан - избирателей. 6. Добровольное голосование - участие граждан Республики в выборах является добровольным. Систему избирательных органов в Республике Казахстан представляют избирательные комиссии, подразделяющиеся на: -центральную избирательную комиссию Республики; Срок полномочий всех избирательных комиссий составляет 5 лет. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов. Право на проведение предвыборной агитации имеют граждане Казахстана, обладающие активным избирательным правом, общественные объединения. К государственному финансированию относятся выборы Президента, депутатов Парламента, маслихатов, членов органов местного самоуправления. Все расходы, связанные с организацией и деятельностью избирательных комиссий: -выпуском агитационных материалов; -транспортными расходами в размерах, устанавливаемых центральной избирательной комиссией, покрываются за счет республиканского бюджета. Голосование проводится по избирательным участкам в специальных помещениях, где устанавливаются кабины для работы избирателей с бюллетенями. Помимо избирателя в данной кабине никого не должно быть, если он не имеет возможности сам заполнить бюллетень, избиратель вправе пригласить в кабину любое лицо, кроме члена комиссии или наблюдателя. Заполнив бюллетень, избиратель опускает его в ящик, который предварительно был предъявлен для обозрения членам комиссии; присутствующим избирателям и наблюдателям и опечатан председателем участковой избирательной комиссии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.128 (0.014 с.) |