Тема 2. Государство в политической системе общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Государство в политической системе общества



План

1. Происхождение государства, его сущность.

2. Признаки и функции государства.

3. Формы государственного правления и государственного устройства. Вышестоящие органы современного государства и деление государственной власти.

4. Политические режимы.

Темы рефератов

· Концепция украинской государственности в произведениях В. Липинського. Труд «Письма к братьям-земледельцам».

· Основные концепции происхождения государства.

· Распределение власти как главный стимулирующий принцип против злоупотребления власти в теории Ш. Монтескье.

Вопросы для дискуссии

1. «Государство – «Левиафан» – это исторически прошлая форма или возможное его существование и сегодня?

2. Возможно ли, на ваш взгляд, существование человеческого общества без государства в ближайшем (далеком) будущем? Обоснуйте свой ответ.

3. В Конституции Украины записано, что Украина – это суверенное, демократическое, социальное, правовое государство. Правомерным ли есть объединения этих терминов?

4. Согласовываются ли принципы демократии с монархической формой правления?

5. Может ли индивид влиять на государство? Какие режимы наиболее благоприятные для осуществления такого влияния?

Задачи для самостоятельной работы

1. Выясните, в чем состоит проблема этатизации и деэтатизации общественной жизни?

2. На основе Конституции Украины составьте схему государственного устройства нашего государства.

3. Назовите и дайте краткую характеристику форм государственного устройства разных стран.

4. При возникновении каких причин государство может потерять свой суверенитет?

5. Раскройте содержание понятий правовое и социальное государство.

6. Объясните соотношение государства и гражданского общества в разных политических системах.

Методические указания

Для самостоятельной работы предлагается составить схему политического устройства Украины (своей страны), используя для этого Конституцию Украины(документы своей страны), охарактеризовать «классические» по своему государственному устройству страны (предлагаются Германия, Швейцария, Великобритания, Лихтенштейн) и такие страны, как Китай, Япония, Саудовская Аравия, Российская Федерация, Беларусь, Грузия, Австралия. Основываясь на представленных вопросах для дискуссии, студенты должны разработать систему доводов для отстаивания собственной позиции относительно необходимости существования государства, актуальности проблемы построения гражданского государства и правового общества, разработать систему мер для ускорения данных процессов.

 

Тема 3. Политические режимы

План

Сущность понятия «политический режим» и типология политических режимов.

Сравнительная характеристика авторитарного и тоталитарного политических режимов.

Демократия как тип политического режима.

Особенности переходных политических режимов.

Темы рефератов

Политический режим в период независимой Украины.

2. Тоталитаризм в исследованиях З. Бжезинского,
Х. Арендта, К. Фридриха.

Демократические перспективы Украины.

Вопросы для дискуссии

Почему демократия как режим представляется более привлекательной, чем тоталитаризм или авторитаризм?

Разделяете ли вы мысль, что в нынешних условиях Украине нужна «сильная рука»? Почему?

3. Назовите известные вам примеры существования авторитарных режимов в современных государствах. Охарактеризуйте их.

Задачи для самостоятельной работы

Назовите факторы и предпосылки, которые влияющие на тип политического режима.

Сравните сталинизм и фашизм как разновидности тоталитаризма.

Проанализируйте разновидности демократических политических режимов.

Тема 4. Выборы и избирательные системы

План

1. Выборы, их классификация и особенности при разных политических режимах.

2. Принципы избирательного права и организация демократических выборов.

3. Основные функции выборов.

4. Типы (модели) избирательных систем.

5. Основные стадии избирательной кампании.

Темы рефератов

· Выборы и избирательные системы.

· Сравнительная характеристика основных избирательных систем.

· Прямые и косвенные политические выборы: сравнительная характеристика.

· Понятие и принципы избирательного права.

· Особенности избирательного права в посткоммунистических странах.

· Политические выборы и проблема общественной стабильности.

Вопросы для дискуссии

1. Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий они имеют существенные отличия. В чем они состоят?

2. При каких условиях выборы могут рассматриваться как орудие политического манипулирования?

3. Известно, что всеобщность как демократический принцип избирательного права, предполагает участие всех граждан в выборах. Но в действительности разные политические режимы ограничивают это право соответствующими цензами. Покажите на реальных примерах, что это за цензы и в чем специфика их проявления в разных странах.

4. Принцип свободы выборов и добровольного участия у них граждан соблюдается большинством демократических стран. Не существует ли другой мировой опыт (на примере современных демократических стран)?

5. В чем состоят суть, механизм, преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы?

Задачи для самостоятельной работы

1. Раскройте содержание понятий «выборы», «политические выборы», «избирательная кампания».

2. Сделайте классификацию политических выборов в зависимости от предмета избрания и учитывая причины их проведения.

3. Выясните содержание понятий «избирательное право», «активное избирательное право», «пассивное избирательное право».

4. Охарактеризуйте принципы избирательного права и избирательные цензы.

5. Назовите и раскройте содержание юридических процедур проведения политических выборов.

6. Назовите и сделайте сравнительную характеристику избирательных систем. Выясните основные недостатки каждой из них.

Методические указания

Изучая первый вопрос, студенты должны: усвоить определение и суть выборов как основного средства делегирования власти; показать особенности выборов при разных политических режимах. При этом важным есть составление классификации политических выборов в зависимости от предмета избрания и причин проведения. Проанализировать, при каких условиях выборы могут рассматриваться как орудие политического манипулирования и при каких – инструментом перехода к демократии.

Изучение второго вопроса нужно начать из выяснения понятия избирательного права и его основных демократических принципов: всеобщность, равенство, непосредственность, косвенное голосование, тайное голосование. Важное значение имеет и понимание общих принципов демократической организации выборов, а также анализ принципов, действующих в современном украинском государстве.

Рассматривая третий вопрос, нужно особое внимание сосредоточить на анализе основных функций выборов, так как влияние выборов на жизнь современного общества достаточно разнообразное..

Четвертый вопрос посвящен избирательным системам. Его нужно начать из раскрытия нормативных основ выборов. Студенты должны понять сущность основных избирательных систем, уметь объяснить преимущества и недостатки каждой из них, условия эффективности выборов, целесообразность избирательной системы в Украине.

Этот вопрос требует в выяснения юридических процедур проведения выборов, то есть знания норм международного права в области избирательного права, законодательства Украины о выборах президента, народных депутатов Украины и местных органов власти.

Тема 5. Мировая политика и международные отношения

План

1. Международная и внешняя политика. Цели и функции международной политики.

2. Основные современные международные организации и их роль в мировой политике.

3. Современное состояние и проблемы международных отношений.

4. Украина в системе международных политических отношений.

Темы рефератов

· Политический терроризм и его разновидности.

· Национальные интересы Украины и системы их приоритетов.

· Безопасность Украины: факторы нестабильности.

· Кризис цивилизации и проблемы глобалистики.

· Экологические проблемы человечества и политико-правовое обеспечение экологически стойкого развития.

Вопросы для дискуссии

1. Как соотносятся понятия «мораль» и «международная политика»? Приведите примеры аморальности в международной политике одного - двух государств мира.

2. Идентичны ли понятия «внешняя политика» и «международная политика»?

3. Являются ли синонимами понятия «международная политика» и «международные отношения»?

4. Продолжительное время вплоть до начала 90-х годов ХХ в. существовал двухполюсный мир, который возглавляли и олицетворяли соответственно две „ сверхдержавы” – США и СССР. Куда переместился полюсный центр после распада СССР? В Россию? Другие страны? Аргументируйте свой ответ.

Задачи для самостоятельной работы

1. Составьте схему: традиционное мышление и новое политическое мышление.

2. Что такое дипломатия, ее задача.

3. Назовите главные принципы современной международной политики.

4. Какие основные компоненты включают национальные интересы Украины?

Методические указания

В подготовке по этой теме студент должен прежде всего уяснить и осмыслить ключевые слова, понятие и термины, вытекающие из данной темы семинара, а именно: внешняя политика, международная политика, международные отношения, национальный интерес, дипломатия, политическая стабильность, международное сотрудничество, пацифизм, политика из позиции силы, внутренняя политика. При изучении вопросов, вынесенных на семинарское занятие, рекомендуем сосредоточить внимание на осмыслении основных теоретических положений и концепций.

Основные тенденции развития современной мировой политики. Сотрудничество и взаимозависимость как фактор международной жизни. Взаимоотношения национальных и общечеловеческих интересов. Процессы интеграции и дезинтеграции в системе международных отношений. «Баланс сил» и «баланс интересов» в мировой политике.

Проблемы формирования коллективной безопасности. Роль ООН, других международных организаций в обеспечении мира, безопасности, консенсуса.

Характеристика глобальных проблем современности. Ускорение ритма истории и обострение глобальных проблем: насилие в его разновидностях и обеспечение мира; «население – продовольствие»; отсталость и обеспечение экономического роста; культура и культурная политика; преодоление опасных болезней; мирное освоение космоса и недр Мирового океана, культурно-цивилизационные разногласия и т. п. Украина в системе международных политических отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.013 с.)