Виборчі системи: типи, значення у політичному процесі. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виборчі системи: типи, значення у політичному процесі.



Основная функция выборов состоит в переводе решений, принятых избирателями, в конституционные правительственные полномочия и парламентские мандаты. Предвари-тельные решения касаются того, будет ли для этого использоваться в качестве критерия принцип большинства, исключающий из распределения проигравшие меньшинства, или пропорциональный принцип, согласно количественной пропорции голосов; будет ли делиться территория, где проводятся выборы, на изолированные замкнутые округа и при разъединенном корпусе избирателей или мерилом для подсчета голосов будет служить общий результат на территории проведения выборов при едином электорате. Таким образом, уже в самом начале мы имеем различные формы перевода голосов во властные полномочия.

Способы перевода решений (голосов) в полномочия власти и парламентские места составляют {инструментальные характеристики избирательной системы). В этом смысле она включает:

- количественный критерий, по которому определяются результаты выборов - один победитель, получивший большинство голосов, либо по пропорциональному принципу представительства (несколько победителей);

- тип избирательных округов - одно- или многомандатный;

- формы выдвижения кандидатов и способы голосования;

- тип избирательного списка и способы его заполнения.

Исходя из различных сочетаний этих признаков, могут быть сформулированы различные типы систем. Существуют два основных их типа. Система, где за основу принимается критерий большинства и один победитель, называется мажоритарной. Мажоритарная система предусматривает борьбу кандидатов за места в пределах избирательного округа, причем побеждает кандидат, набравший наибольшее число голосов: голоса же, поданные за других кандидатов, при этом не учитываются. Система, в которой мерилом служит пропорциональное распределение всех кандидатов (партий) согласно количеству поданных за них голосов, называется пропорциональной.

Способ голосования при избрании кандидатов и метод распределения депутатских мандатов и правительственных полномочий являются главными факторами, по которым отличают одну избирательную систему от другой.

Не существует "вообще мажоритарных" и "вообще пропорциональных" систем: первая и вторая выступают в конкретных формах и видах. В целом же их совокупность представляет некий континуум. Существует столько их модификаций, сколько и демо-кратий, и не наблюдается согласия относительно того, какая является наилучшей, поскольку каждая система имеет свои преимущества и недостатки. Кроме того, нейтраль-ной избирательной системы не существует: любой способ избрания и подсчета голосов приводит к результатам, которые не могут не выглядеть произвольными под углом зрения демократического идеала.

Выбор в пользу той или иной системы в конкретной стране диктуется историческими условиями, специфическими задачами политического развития и культурно-политичес-кими традициями. Если в Англии и США на протяжении столетий существует мажори-тарная система, то континентальная Европа привержена пропорциональной. Во Франции на протяжении 200-летней республиканско-демократической истории избирательные системы попеременно чередовались (по нескольку раз), а вместе с ними - типы полити-ческих режимов. Последний - Пятая республика (с 1958 г.) - связан с переходом от пропорциональной системы к мажоритарной двухтуровой.

Переваги і недоліки пропорційної виборчої системи. Зміст і основні характеристики виборчої системи в Україні.

Основные преимущества и недостатки пропорциональной

Избирательной системы

Преимущества Недостатки
"Справедливость", представительность Способствует становлению многопартий-ности Более или менее четкие партийные идентификации избирателей   Стимулирование коалиционных действий и коалиционного парламентского большинства   Защищает интересы политических меньшинств     Сложность определения результатов Передача партиям права назначать депутатов Подмена выборности партийными кооптациями Снижение соревновательности Тенденции к установлению партийной олигархии Слабая связь избранных с избирателями Слабое влияние избирателей на правительственные решения Предоставление преимуществ мелким партиям, что может привести к разруше- нию крупных

Способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов числу голосов, называется пропорциональной избирательной системой. Партия (482) или список кандидатов получают столько мест, сколько получили голосов. Отличительные черты системы:

1. Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте. Сколько партия получила голосов, столько ей достается мандатов.

2. Акцент на представленности различных групп населения в институтах представительной власти.

3. Наличие более одного мандата на округ (многомандатные округа).

4. Голосование на основе партийных избирательных списков.

5. Более справедливый характер.

Справедливость достигается тем, что по итогам выборов нет абсолютно проигравших или утерянных голосов. Получившие меньшее количество голосов, тем не менее, не лишаются права участвовать в распределении парламентских мандатов.

Существуют два основных подтипа пропорционального избрания:

- пропорциональные списочные системы партийного представительства;

- пропорциональная система передачи голосов (англосаксонская версия пропорционального метода).

Пропорциональная система партийных списков. Ее основная техническая особен-ность заключается в наличии множества (более одного) мандатов на данный округ и формировании партийных списков или списков избирательных объединений в качестве важнейшего способа выдвижения кандидатов и распределения парламентских мест. Про-порциональная система этого вида исходит из того, что выступающие в качестве конку-рентов политические партии получают столько мест, сколько им полагается в соответст-вии с пропорцией, полученной ими на всей территории выборов. Технически мандаты распределяются между партиями следующим образом: сумма голосов, поданных за списки участвовавших в выборах партий делится на число мест в парламенте. Получен-ный результат будет "избирательным метром", то есть числом голосов, необходимым для получения одного места. Сколько раз этот метр уложится в общее (483) число голосов, полученных данным избирательным объединением, столько мандатов из числа вакантных мест оно должно получить. Не вдаваясь в детали, отметим, что в целом распределение мест происходит с помощью специальной математической формулы с использованием различных выборных коэффициентов.

Существует две модели партийного представительства: полное и ограниченное. Полное партийное представительство означает, что вся страна представляет собой единый избирательный округ и объединенный корпус избирателей (единый электорат), в котором сразу распределяются все мандаты. Это обеспечивает тесную связь между результатами выборов и парламентским представительством. Применяется, как правило, в государствах с небольшой территорией (Израиль, Германия, Голландия). Хотя не исключено обратное (выборы по партийным спискам в Государственную Думу в России

в 1993 г. и частично в 1995 г., в Украине в марте 1998 г.). Однако такая система в государствах с большой территорией теряет свои преимущества: избиратели вынуждены голосовать вслепую за партии, концентрирующиеся в столице, и за списки кандидатов, содержащие длинный перечень фамилий, которые не знакомы избирателю. Так, в"российской Госдуме 1993-1995 гг. 60% депутатов составляли москвичи. Кроме того, если применяются закрытые списки, содержащие лишь первые фамилии партийных кандидатов (как в России), то голосование происходит также вслепую, потому что избиратели ориентируются лишь по именам ярких партлидеров.

Ограниченное пропорциональное представительство призвано нейтрализовать указанные недостатки и означает, что выборы проходят в нескольких избирательных (многомандатных) округах и распределение мест происходит в них. Эта система предполагает большие расхождения между числом голосов, полученных партией после выборов по всей стране, и числом их представителей. В чисто математических терминах это звучит так: чем меньше парламентских мест поставлено на распределение в округе, тем труднее обеспечить, чтобы оно точно отражало относительное влияние каждой партии или партийной коалиции.

Чтобы не допустить в парламент крайние экстремистские партии, а также избежать партийной раздроб(484)ленности в парламенте и, тем самым, неэффективной парламентской деятельности, пропорциональность ограничивают так называемой процентной оговоркой - процентным порогом голосов: преодолевшие этот порог партии допускаются к распределению парламентских мест (например, в Украине он составляет 4%, в Германии и России - 5%, в Турции - 10%). Однако применять процентную оговорку необходимо взвешено, так как не исключены случаи полного искажения смысла пропорционального представительства.

Следует учитывать такую математическую зависимость: чем больше партий и изби-рательных объединений участвуют в выборах и чем выше процентная оговорка, тем ниже представительность пропорциональной системы и выше потеря голосов, что создает возможность дополнительного и непропорционального распределения мест в парламенте прошедшим процентный барьер партиям. Например, в 1993 г. на выборах в Госдуму России участвовали 13 партий и объединений, причем 8 из них, прошедшие барьер 5% и собравшие 87% голосов, распределили все парламентские места. В 1995 г. участвовало уже 43 партии и объединения, пятипроцентный барьер преодолели лишь 4, которые в сум-

ме собрали только 50,14% всех голосов, но разделили между собой все парламентские мандаты. Другими словами, интересы 49,86% избирателей не представлены в парламенте. Вследствие этого большие преимущества извлекли для себя крупные партии, приобретя несоразмерно большую часть парламентских мест. Скажем, КПРФ Зюганова получила по списку чуть более 20% голосов, но в Госдуме ей досталось 35% мест.

Пропорциональная система передачи голосов. Применяется в Ирландской Республике, Северной Ирландии, также при выборах в австралийский Сенат. Целью введения этой системы было стремление минимизировать количество проигнорированных голосов и дать как можно большему числу избирателей возможность избрать депутата, который отвечал бы их симпатиям.

Системе передачи голосов, кроме многомандатного округа, присуще голосование по преференциям. В отличие от системы партсгшсков, где голосование осуществляется только за партии, а возможность выбора между кандидатами минимальна или отсутствует вовсе, указанная сис(485)тема дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает.

Система подсчета голосов, при которой один голос передается другому, выглядит следующим образом. Страна делится на избирательные округа, каждый из которых имеет несколько мест. При этом оптимальным считается число мест, равное пяти. Имена кандидатов вносятся в избирательные бюллетени Е алфавитном порядке с указанием, от какой партии выдвинут кандидат. Избиратели отмечают фамилии кандидатов цифрами в порядке предпочтения, например, от одного до пяти. Когда начинается подсчет голосов, первыми считаются голоса, отданные кандидатам, помеченным в списке цифрой 1. Если кандидатам удается получить достаточное число голосов, то такие кандидаты объявляются избранными. Затем производится подсчет голосов, отданных кандидатам, помеченным цифрой 2. "Лишние" голоса избранных кандидатов суммируются с голосами кандидатов, помеченных цифрой 2. Этот процесс передачи оставшихся голосов продолжается до тех пор, пока не изберется требуемое большинство членов парламента.

При таком подсчете представительство партий в парламенте и поддержка избирателей оказываются строго пропорциональны. Следует отметить, что в целом система передачи голосов справедлива по отношению к избирателям, тогда как списочные системы справедливы по отношению к партиям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.011 с.)