Раціонально-критичне розуміння політики мислителями нового часу (Т. Гоббс, дж. Локк, Ш. -л. Монтескьє, Ж. -ж. Руссо). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раціонально-критичне розуміння політики мислителями нового часу (Т. Гоббс, дж. Локк, Ш. -л. Монтескьє, Ж. -ж. Руссо).



Т. Гоббс(1588-1679гг) его трактат «Левиафан» или материя и форма гос-ва церковного и гражданского. Обосновал идею состояния войны всех против всех, так называемое естественное состояние людей, что хар-ет ничем не ограниченную свободу людей, которые равны в своих правах. способностях и т. д. Для того чтобы природные страсти человека гарантировали общественный порядок и права граждан. Граждане создают гос-во, создают так называемый общественный договор - договор между собой, который взаимно ограничивает их свободу и согласно которому они передают часть своих прав и свобод в руки правителю. Гоббс был приверженцем гражданского общества, т.к. считал, что оно покоится на общественном договоре и юридическим законом отстаивал идею гражданского общества.

Дж. Локк (1632-1704гг) два трактата «О гос. правлении». По мнению Локка в 1й об абсолютной свободе людей лежит не борьба, а выражение их равенства естественным природным законом. В интересах общественного блага часть законов необходимо отдать правителю, что приводит к созданию общественного договора между людьми и как следствие возникает гос-во. Основной акцент в своей теории Локк делает на часть которую отдает правителю, что права лидируют частично. Гос-во должно обеспечивать естественные права человека на собственную жизнь и свободу. Идеалом была английская конституционная монархия.

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778гг) естественное состояние людей он трактует как первобытное состояние природы, гармонии человека. Следовательно, человек не нуждается в моральных и общественных ограничениях. Способность к самосокращению удерживает человека от «войны всех против всех». С появлением частной собственности общество расслаивается на богатых и бедных. Общество заключает общественный договор, т.к. нуждается в гражданском мире. По договору власть приходит в руки гос-ва. Гос. власть это то в основе чего может воля и свобода каждого отдельного вида человека. Это свобода и воля неотчуждаемы, они абсолютны и после заключения общественного договора и гос-во берет на себя обязательность это выполнять. Руссо считал, что народ является источником власти, при этом народ имеет право свергнуть правителя, если он деспотичен или нарушил условия договора. Ж.-Ж. Руссо «суверенно не гос-во, а народ». Ш.-Л. Монтескье, его работа «О духе закона»(1748г) Теория разделения власти: законодательная, служебная, исполнительная.

· Повлияло на становление теории правового гос-ва.

· В самой теории должна активно действовать система сдержек и противовесов.

· За нарушение любой может быть принят к ответственности.

 

Основні риси політичних ідеологій. «Посткласичні» ідеологічні течії у ХХ1 ст.

Идеология - это система взглядов, отражающие политические интересы государств, этносов, классов и отдельных индивидов.

Сторонники конкретной идеологии, как правило, создают партию, ставящую политические цели, и стремятся политическими методами прийти к власти, чтоб реализовать на практике свои теории. Идеология отличается от социальной науки тем, что, используя ее готовые выводы, выстраивает определенную модель действий и систему рационализации ЭТИХ действий, отнюдь не непременно совпадающих с научными результатами.

«Постклассические» идеологические течения в XXI в.

С середины XX в. сформулированные столетием идеологии в своих «классических» формах перестали отвечать главным функциям идеологии, так как развитие человечества шло не по тем проектам, которые предлагали идеологи. В результате происходила переоценка основных идеологических ценностей. После внесения идеологических поправок, вызванных духом времени, мировые идеологии сильно изменились. Рассмотрим наиболее значительные из них, оказывающие влияние на политическую жизнь человечества в новом тысячелетии.

Неолиберализм

Либерализм стал первой по времени рождения мировой идеологией, и он же первым испытал идейный кризис в 1930-х гг. Но либерализм не исчез. Он превратился в неолиберализм, характерными чертами которого стали отказ от требования невмешательства государства в экономическую жизнь, активное социальное реформирование, борьба за равенство всех категорий населения.

Примерами неолиберальной идеологии и политики могут служить социальные и экономические реформы в США, проводимые президентом Рузвельтом в 1930-е гг. и Кеннеди в 1960-е. «Новый курс» показал свою эффективность, и не случайно Рузвельт четырежды переизбирался президентом США.

Виднейшими теоретиками неолиберализма стали экономисты Дж. М. Кейнс, Дж. К. Гэлбрейт и др.

С середины 1970-х гг. неолиберализм пребывает в состоянии кризиса.

Неоконсерватизм и новые правые

С середины 1970-х гг. появляется неоконсерватизм. Новизна - свободное предпринимательство, права индивида, отрицательное отношение к социальному равенству и пр. Защита либеральных ценностей стала частью консерватизма. Многие его положения стали частью национальной традиции многих западных стран.

В 1979 г. Под руководством М. Тэтчер консерваторы завоевали власть в Англии. В США к власти пришла администрация Р. Рейгана. Проводились экономические преобразования в большинства западных стран.

Неоконсерваторы резко выступали против методов регулирования экономики. Они пытались возродить прежнее значение семьи, церкови, школы, армии, общественных организаций.

Пик влияния неоконсерваторов (неоконов) приходился на 80-е гг. XX в., когда они возглавляли почти все ведущие страны Запада.

Сам неоконсерватизм был неоднородным течением. В его среде сосуществовали политики традиционных партий, деятели церкви, интеллектуальные круги, новые правые.

В начале XXI в. неоконсерваторы вновь оказались у штурвала власти в США.

Идеологические поиски социалистов

Идеология социалистов в середине XX в. оказалась в глубоком кризисе, т.к. стали малоотличимы от неолибералов. Выйти из кризиса пытались разными способами в виде различных идейно-политических течений, известных как новые левые. Популярными были философ Г. Маркузе, социолог Ч. Р. Миллс, деятель Ф. Фанон, Р. Дебре, философ А. Негри. Отличие новых левых от «старых» стало отрицание большинства положений традиционных социалистических движений

Левых студенческие движения конца 1960-х, охватили почти все западные страны. Самым известным из этих выступлений был Парижский май 1968 г., в ходе которого мятежные студенты на короткое время стали хозяевами страны. Впрочем, мировая студенческая революция 1968 г., изменив в мире все, не создала ничего. Не случайно вскоре начался распад организаций новых левых, а наиболее радикально настроенные из них перешли к терроризму.

К началу 1980-х гг. новые левые почти сошли с политической сцены.

В 1970-х гг. в коммунистическом движении стран Западной Европы появилось еще одно идеологическое и политическое направление — еврокоммунизм. Главной чертой был «исторический компромисс» — отказ от идеи революции, диктатуры пролетариата, поддержка членства своих стран в НАТО, позитивное отношение к европейской интеграции, осуждение СССР за тоталитаризм.

Коммунитаризм

На рубеже XX-XXI вв. на Западе начала складываться идеология коммунитаризма, которая означает служение интересам сообщества. Коммунитаристы позаимствовали многое от традиций западного либерализма (свобода личности), консерватизма (защита традиционных ценностей), социализма (защита коллективизма). Несмотря на свою молодость, коммунитаризм имеет реальные шансы выдвинуться в одну из ведущих идеологий нового века.

Коммунитаризм заявил о себе в 1990 г., когда в США возникла «коммунитарная сеть» — движение интеллектуалов. В том же году стал издаваться журнал движения «Ответственная community: нрава и обязанности». Затем коммунитаристские кружки появились в Канаде, Великобритании, Германии и ряде других западных стран.

Основатель коммунитаризма — американский социолог (родившийся, впрочем, в Германии в 1929 г.) А. Этциони, написавший в 1993 г. книгу «Дух общины».

Коммунитарное движение — это общественное движение, участников которого объединяет цель изменения общества путем внутреннего духовного перерождения каждого отдельного человека в условиях небольшой общины, осуществление которой они готовы начать с самих себя и немедленно.

К элементам коммунитаризма относятся: критика рыночной экономики; признание того, что развитие отдельного человека бессмысленно рассматривать в отрыве от развития социальной среды; признание возможности сосуществования разных цивилизаций и необходимости культурной диверсификации; выдвижение в качестве системообразующего понятия «сообщества»; приверженность ценностям сообщества («коммуны») как устойчивого объединения людей, связанных общими традициями, историей и моралью, провозглашение важнейшей роли моральных норм.

Пока еще коммунитаризм не стал идеологией, но со временем коммунитаризм может превратится в значительную идеологическую и политическую силу.

Феминизм

Во второй половине XX в. на идеологическую жизнь мира началось сильное влияние феминизма. Политические теории феминизма возникли на базе движения против социально-экономической дискриминации женщин.

Первые женщины — политические деятели были именно в социал-демократических партиях II Интернационала (Р. Люксембург, К. Цеткин, Б. Вебб, С. Панкхерст).

Марксистские феминистки полагают, что начало угнетения женщин было положено введением частной собственности. Только освобождение от капитализма и частной собственности освободит женщин от гнета.

Психоаналитический феминизм основное внимание уделяет исследованию скрытой психодинамики, характер которой накладывает отпечаток на межличностные и социальные отношения, на динамике бессознательного, которое формирует эмоции и действия.

Радикальный феминизм направлен против общества, в котором господствуют мужчины. Большинство радикальных феминисток добивается ликвидации сексизма путем навязывания политкорректности. В США под их влиянием изменяется даже язык. Пока феминизм является больше выражением эмоций, чем идеологией, несмотря на претензии стать мировой системой ценностей. Впрочем, это не означает, что подобная идеология не возникнет в будущем.

Антиглобализм

Одним из самых «молодых», но знаменитых идеологических направлений XXI в. стал антиглобализм. Антиглобалисты выступают против глобализации, против деятельности транснациональных корпораций.

Впервые об антиглобализме заговорили в 1994 г., когда в мексиканском штате Чьяпас началось партизанское движение под руководством некоего субкоманданте Маркоса. Требования повстанцев к правительству заключались в защите тропических лесов и сохранении традиционного быта местных индейцев. Одновременно Маркос одним из самых первых политических деятелей стал использовать Интернет с пропагандистскими целями.

Среди виднейших идеологов антиглобализма можно выделить известных философов Н. Хомски (р. 1933), С. Жижека (р. 1949), политолога А. Негри (р. 1933), социолога И. Валлерстайна (р. 1930), политического деятеля Ж. Бове (р. 1953). Многие деятели культуры также вносят вклад в формирование антиглобалистской идеологии.

В организационном плане антиглобализм представляет собой пример сетевой структуры без единого руководящего органа. К числу ключевых черт сетевой организации относятся: децентрализация; гибкость, подвижность, изменчивость форм; легкость и быстрота создания и распада; открытость для «входа» и «выхода»; равноправие участников сети, независимо от их роли; вторичность форм и структур по отношению к содержанию деятельности; уникальность сетей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.015 с.)