Предмет політології, її зміст і методи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет політології, її зміст і методи



Предмет політології, її зміст і методи

Политология - учение о политике, политических процессах, механизмах изучения власти и управления обществом.

Объект политологии - политическое устройство, политическая власть, ее функционирование.

Метод - совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание предмета исследования. Методы политологии:

1. Диалектический - учение о развитии. Раскрывает взаимосвязи меж-ду политикой общества, между обществом и культурой, обществом и человеком, обществом и нравственностью. Это универсальный метод.

2. Социологический - накопление и систематизация материала, анке-тирование.

3. Коммуникативный - изучает элементы политического процесса во взаимодействии и развитии.

4. Сравнительный. Чей-то опыт нельзя копировать, а сравнить можно.

5. Системный. Элементы политической системы сливаются в единый процесс.

Сущность и содержание политики.

Политология изучает политику. Политика есть выражение разума.

Политология - это наука и искусство, взаимоотношения между нациями и государством, это цепь компромиссов. Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов: 1) как сфера общественной жизни; 2) как один из видов активности социальных субъектов; 3) как тип социальных отношений(между индивидами, малыми группами и т.д.)

 

 

Місце політології в системі наук про політику. Закони і категорії науки.

Наука о политике - важный фактор социализации граждан, воспитания у них уважения к правопорядку и обеспечивающим его институтам, формирования устойчивой политической культуры, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Наука о политике способствует становлению демократического менталитета, воспитанию таких качеств, как политическая толерантность, готовность к компромиссам и консенсусу, умение в рамках законов выражать и защищать свои интересы, предотвращать или относительно безболезненно разрешать социальные конфликты.

Кроме политологии, ее исследованием занимаются:

  1. политическая философия изучает мировоззренческие, нормативные и ценностные основы политик;
  2. политическая социология изучает влияние социальной среды на политику и ее обратное влияние на эту среду.
  3. политическая психология изучает механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций человека.

4. политическая антропология изучает влияние расовых и этнических факторов на политическое поведение человека.

5. политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с природными факторами - территориальными, ресурсно-сырьевыми и климатическими.

6. геополитика изучает связи и взаимодействие политики и пространственных факторов - географических, экономических, культурных, коммуникационных.

7. политическая история исследует процессы развития политической жизни общества, становления государственных институтов, партий, движений.

Политология взаимодействует и с целым рядом формальных наук – логикой, кибернетикой, статистикой, общей теорией систем.

Политология основана на законах, которые определяют сущность форм и методов организации политических систем, их внутреннюю направленность и взаимообусловленность. Законы могут быть:

1. Общие законы - это те законы, которые характерны для политической жизни всех народов.

2. Особые законы характеризуют развитие общих законов в определенной системе (тоталитарной, авторитарной, демократической).

3. Единичные законы - это законы, которые регулируют взаимоотношения власти и лица в определенном государстве.

В тесной взаимосвязи с законами политологии находятся ее категории, которые выражают сущность политических процессов и явлений, познания законов. Категории политики:мировая политика, международная политика, внешняя политика, внутренняя политика, финансовая политика, национальная политика, конфессиональная (религиозная) политика, правовая политика, молодежная политика, геополитика и т.д.

Условно категории можно разделить на четыре группы: 1.общие, 2.структурные,3.функционирования,4.развития.

1.общие категории - "политика", "власть", "демократия", "свобода", "национальная идея", "менталитет нации" и т.д.

2.категории структуры - "политическая система", "политическая организация", "государство", "политическая партия", "общественно-политическое движение" и др.

3.категории функционирования - "политическая деятельность", "политический процесс", "политический конфликт", "политическая борьба".

4.категории развития - "политическая революция", "контрреволюция", "эволюция" и др. Центральными категориями политологии можно признать такие: "власть", "политика", "демократия", "свобода".

Политика как общественное явление. Сущность, структура и функции.

Сущность политики

Политика возникла во времена перехода человечества от простейших форм бытия к социально и этническому обществу и определяет различные формы государственного управления.

Ø Политика как отношения включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между людьми – внутренняя политика, а также между государствами – внешняя политика.

Ø Отождествление политики с другими политическими явлениями, в частности, такими как власть, господство и, следовательно, государство. Основой такого подхода является управленческая деятельность, организация и контроль государства, знания и умения тех, кто управляет.

Ø Функциональная трактовка, т.е. осознание политики с помощью функций управления, распределения ресурсов, сохранения внутреннего и внешнего мира. В зависимости от времени исторического развития ее функции могут изменяться.

Ø Целевая трактовка политики, т.е. определение достигаемых целей.

Политика – это деятельность, направленная на всеобщую организацию общества, согласование интересов отдельных граждан и социальных групп путем применения власти как отношений господства и подчинения.

Политика имеет определенную структуру. Составные компоненты политики: политические отношения, политическое сознание и политическая организация общества. Политические отношения – это устойчивые связи общественных групп между собой и институтами власти. Характер политических отношений – непримиримая борьба за политическое господство. Политическое сознание - вовлечение в политическую жизнь. Политическое сознание имеет несколько уровней: - массовое; - групповое; - индивидуальное. Политика существует благодаря органам власти, а также различным негосударственным политическим институтам, которые составляют политическую организацию общества. Она имеет собственную структуру - совокупность органов государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные), партийные и общественно-политические институты, группы влияния и другие звенья, представляющие политические интересы различных слоев общества.

Функции политики:

Ø Регулятивная – отображение интересов всех групп населения.

Ø Рационализации – изучение и рациональное решение противоречий, возникающих при реализации разносторонних интересов граждан.

Ø Человекообразующая - позволяющая личности себя представлять самостоятельно предполагает превращение человека в гражданина.

Ø Обеспечение инновационности социального развития общества и человека. Согласуя интересы социальных групп и отдельных граждан, политика способна создавать новые формы социальной организации.

Ø Функции мобилизации и эффективности общей деятельности.

 

Неолиберализм

Либерализм стал первой по времени рождения мировой идеологией, и он же первым испытал идейный кризис в 1930-х гг. Но либерализм не исчез. Он превратился в неолиберализм, характерными чертами которого стали отказ от требования невмешательства государства в экономическую жизнь, активное социальное реформирование, борьба за равенство всех категорий населения.

Примерами неолиберальной идеологии и политики могут служить социальные и экономические реформы в США, проводимые президентом Рузвельтом в 1930-е гг. и Кеннеди в 1960-е. «Новый курс» показал свою эффективность, и не случайно Рузвельт четырежды переизбирался президентом США.

Виднейшими теоретиками неолиберализма стали экономисты Дж. М. Кейнс, Дж. К. Гэлбрейт и др.

С середины 1970-х гг. неолиберализм пребывает в состоянии кризиса.

Коммунитаризм

На рубеже XX-XXI вв. на Западе начала складываться идеология коммунитаризма, которая означает служение интересам сообщества. Коммунитаристы позаимствовали многое от традиций западного либерализма (свобода личности), консерватизма (защита традиционных ценностей), социализма (защита коллективизма). Несмотря на свою молодость, коммунитаризм имеет реальные шансы выдвинуться в одну из ведущих идеологий нового века.

Коммунитаризм заявил о себе в 1990 г., когда в США возникла «коммунитарная сеть» — движение интеллектуалов. В том же году стал издаваться журнал движения «Ответственная community: нрава и обязанности». Затем коммунитаристские кружки появились в Канаде, Великобритании, Германии и ряде других западных стран.

Основатель коммунитаризма — американский социолог (родившийся, впрочем, в Германии в 1929 г.) А. Этциони, написавший в 1993 г. книгу «Дух общины».

Коммунитарное движение — это общественное движение, участников которого объединяет цель изменения общества путем внутреннего духовного перерождения каждого отдельного человека в условиях небольшой общины, осуществление которой они готовы начать с самих себя и немедленно.

К элементам коммунитаризма относятся: критика рыночной экономики; признание того, что развитие отдельного человека бессмысленно рассматривать в отрыве от развития социальной среды; признание возможности сосуществования разных цивилизаций и необходимости культурной диверсификации; выдвижение в качестве системообразующего понятия «сообщества»; приверженность ценностям сообщества («коммуны») как устойчивого объединения людей, связанных общими традициями, историей и моралью, провозглашение важнейшей роли моральных норм.

Пока еще коммунитаризм не стал идеологией, но со временем коммунитаризм может превратится в значительную идеологическую и политическую силу.

Феминизм

Во второй половине XX в. на идеологическую жизнь мира началось сильное влияние феминизма. Политические теории феминизма возникли на базе движения против социально-экономической дискриминации женщин.

Первые женщины — политические деятели были именно в социал-демократических партиях II Интернационала (Р. Люксембург, К. Цеткин, Б. Вебб, С. Панкхерст).

Марксистские феминистки полагают, что начало угнетения женщин было положено введением частной собственности. Только освобождение от капитализма и частной собственности освободит женщин от гнета.

Психоаналитический феминизм основное внимание уделяет исследованию скрытой психодинамики, характер которой накладывает отпечаток на межличностные и социальные отношения, на динамике бессознательного, которое формирует эмоции и действия.

Радикальный феминизм направлен против общества, в котором господствуют мужчины. Большинство радикальных феминисток добивается ликвидации сексизма путем навязывания политкорректности. В США под их влиянием изменяется даже язык. Пока феминизм является больше выражением эмоций, чем идеологией, несмотря на претензии стать мировой системой ценностей. Впрочем, это не означает, что подобная идеология не возникнет в будущем.

Антиглобализм

Одним из самых «молодых», но знаменитых идеологических направлений XXI в. стал антиглобализм. Антиглобалисты выступают против глобализации, против деятельности транснациональных корпораций.

Впервые об антиглобализме заговорили в 1994 г., когда в мексиканском штате Чьяпас началось партизанское движение под руководством некоего субкоманданте Маркоса. Требования повстанцев к правительству заключались в защите тропических лесов и сохранении традиционного быта местных индейцев. Одновременно Маркос одним из самых первых политических деятелей стал использовать Интернет с пропагандистскими целями.

Среди виднейших идеологов антиглобализма можно выделить известных философов Н. Хомски (р. 1933), С. Жижека (р. 1949), политолога А. Негри (р. 1933), социолога И. Валлерстайна (р. 1930), политического деятеля Ж. Бове (р. 1953). Многие деятели культуры также вносят вклад в формирование антиглобалистской идеологии.

В организационном плане антиглобализм представляет собой пример сетевой структуры без единого руководящего органа. К числу ключевых черт сетевой организации относятся: децентрализация; гибкость, подвижность, изменчивость форм; легкость и быстрота создания и распада; открытость для «входа» и «выхода»; равноправие участников сети, независимо от их роли; вторичность форм и структур по отношению к содержанию деятельности; уникальность сетей.

Функції груп інтересів

У політичній системі суспільства групи інтересів виконують певні функції, до яких належить насамперед функція артикулювання інтересів, тобто перетворення соціальних прагнень, емоцій та очікувань у певні політичні вимоги. Ці вимоги доводять до владних структур побажання громадян, тим самим залучаючи останніх у політичний процес, роблячи їх суб´єктами політики.

Артикулювання інтересів вимагає їх агрегування, тобто узгодження часткових потреб, установлення між ними певної ієрархії, вироблення на цій основі загальногрупових цілей. Ця функція передбачає вибір не лише політично найбільш значущих, а й найреальніших вимог стосовно можливостей їх задоволення.

Групи інтересів підтримують тих чи інших політиків на виборах до представницьких органів державної влади, впливають на їхню діяльність у владних структурах, на відбір кадрів для державного апарату й тим самим виконують функцію формування та оновлення правлячої еліти.

Важливою функцією груп інтересів є інформаційна, яка полягає в тому, що вони доводять до органів влади інформацію про стан громадської думки щодо тієї чи іншої проблеми суспільного життя. Використання цієї інформації помітно полегшує підготовку і практичне застосування законодавчих актів, істотно підвищує ефективність адміністративної діяльності. Володіння інформацією дає можливість державним органа.

 

Избирательной системы

Преимущества Недостатки
"Справедливость", представительность Способствует становлению многопартий-ности Более или менее четкие партийные идентификации избирателей   Стимулирование коалиционных действий и коалиционного парламентского большинства   Защищает интересы политических меньшинств     Сложность определения результатов Передача партиям права назначать депутатов Подмена выборности партийными кооптациями Снижение соревновательности Тенденции к установлению партийной олигархии Слабая связь избранных с избирателями Слабое влияние избирателей на правительственные решения Предоставление преимуществ мелким партиям, что может привести к разруше- нию крупных

Способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов числу голосов, называется пропорциональной избирательной системой. Партия (482) или список кандидатов получают столько мест, сколько получили голосов. Отличительные черты системы:

1. Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте. Сколько партия получила голосов, столько ей достается мандатов.

2. Акцент на представленности различных групп населения в институтах представительной власти.

3. Наличие более одного мандата на округ (многомандатные округа).

4. Голосование на основе партийных избирательных списков.

5. Более справедливый характер.

Справедливость достигается тем, что по итогам выборов нет абсолютно проигравших или утерянных голосов. Получившие меньшее количество голосов, тем не менее, не лишаются права участвовать в распределении парламентских мандатов.

Существуют два основных подтипа пропорционального избрания:

- пропорциональные списочные системы партийного представительства;

- пропорциональная система передачи голосов (англосаксонская версия пропорционального метода).

Пропорциональная система партийных списков. Ее основная техническая особен-ность заключается в наличии множества (более одного) мандатов на данный округ и формировании партийных списков или списков избирательных объединений в качестве важнейшего способа выдвижения кандидатов и распределения парламентских мест. Про-порциональная система этого вида исходит из того, что выступающие в качестве конку-рентов политические партии получают столько мест, сколько им полагается в соответст-вии с пропорцией, полученной ими на всей территории выборов. Технически мандаты распределяются между партиями следующим образом: сумма голосов, поданных за списки участвовавших в выборах партий делится на число мест в парламенте. Получен-ный результат будет "избирательным метром", то есть числом голосов, необходимым для получения одного места. Сколько раз этот метр уложится в общее (483) число голосов, полученных данным избирательным объединением, столько мандатов из числа вакантных мест оно должно получить. Не вдаваясь в детали, отметим, что в целом распределение мест происходит с помощью специальной математической формулы с использованием различных выборных коэффициентов.

Существует две модели партийного представительства: полное и ограниченное. Полное партийное представительство означает, что вся страна представляет собой единый избирательный округ и объединенный корпус избирателей (единый электорат), в котором сразу распределяются все мандаты. Это обеспечивает тесную связь между результатами выборов и парламентским представительством. Применяется, как правило, в государствах с небольшой территорией (Израиль, Германия, Голландия). Хотя не исключено обратное (выборы по партийным спискам в Государственную Думу в России

в 1993 г. и частично в 1995 г., в Украине в марте 1998 г.). Однако такая система в государствах с большой территорией теряет свои преимущества: избиратели вынуждены голосовать вслепую за партии, концентрирующиеся в столице, и за списки кандидатов, содержащие длинный перечень фамилий, которые не знакомы избирателю. Так, в"российской Госдуме 1993-1995 гг. 60% депутатов составляли москвичи. Кроме того, если применяются закрытые списки, содержащие лишь первые фамилии партийных кандидатов (как в России), то голосование происходит также вслепую, потому что избиратели ориентируются лишь по именам ярких партлидеров.

Ограниченное пропорциональное представительство призвано нейтрализовать указанные недостатки и означает, что выборы проходят в нескольких избирательных (многомандатных) округах и распределение мест происходит в них. Эта система предполагает большие расхождения между числом голосов, полученных партией после выборов по всей стране, и числом их представителей. В чисто математических терминах это звучит так: чем меньше парламентских мест поставлено на распределение в округе, тем труднее обеспечить, чтобы оно точно отражало относительное влияние каждой партии или партийной коалиции.

Чтобы не допустить в парламент крайние экстремистские партии, а также избежать партийной раздроб(484)ленности в парламенте и, тем самым, неэффективной парламентской деятельности, пропорциональность ограничивают так называемой процентной оговоркой - процентным порогом голосов: преодолевшие этот порог партии допускаются к распределению парламентских мест (например, в Украине он составляет 4%, в Германии и России - 5%, в Турции - 10%). Однако применять процентную оговорку необходимо взвешено, так как не исключены случаи полного искажения смысла пропорционального представительства.

Следует учитывать такую математическую зависимость: чем больше партий и изби-рательных объединений участвуют в выборах и чем выше процентная оговорка, тем ниже представительность пропорциональной системы и выше потеря голосов, что создает возможность дополнительного и непропорционального распределения мест в парламенте прошедшим процентный барьер партиям. Например, в 1993 г. на выборах в Госдуму России участвовали 13 партий и объединений, причем 8 из них, прошедшие барьер 5% и собравшие 87% голосов, распределили все парламентские места. В 1995 г. участвовало уже 43 партии и объединения, пятипроцентный барьер преодолели лишь 4, которые в сум-

ме собрали только 50,14% всех голосов, но разделили между собой все парламентские мандаты. Другими словами, интересы 49,86% избирателей не представлены в парламенте. Вследствие этого большие преимущества извлекли для себя крупные партии, приобретя несоразмерно большую часть парламентских мест. Скажем, КПРФ Зюганова получила по списку чуть более 20% голосов, но в Госдуме ей досталось 35% мест.

Пропорциональная система передачи голосов. Применяется в Ирландской Республике, Северной Ирландии, также при выборах в австралийский Сенат. Целью введения этой системы было стремление минимизировать количество проигнорированных голосов и дать как можно большему числу избирателей возможность избрать депутата, который отвечал бы их симпатиям.

Системе передачи голосов, кроме многомандатного округа, присуще голосование по преференциям. В отличие от системы партсгшсков, где голосование осуществляется только за партии, а возможность выбора между кандидатами минимальна или отсутствует вовсе, указанная сис(485)тема дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает.

Система подсчета голосов, при которой один голос передается другому, выглядит следующим образом. Страна делится на избирательные округа, каждый из которых имеет несколько мест. При этом оптимальным считается число мест, равное пяти. Имена кандидатов вносятся в избирательные бюллетени Е алфавитном порядке с указанием, от какой партии выдвинут кандидат. Избиратели отмечают фамилии кандидатов цифрами в порядке предпочтения, например, от одного до пяти. Когда начинается подсчет голосов, первыми считаются голоса, отданные кандидатам, помеченным в списке цифрой 1. Если кандидатам удается получить достаточное число голосов, то такие кандидаты объявляются избранными. Затем производится подсчет голосов, отданных кандидатам, помеченным цифрой 2. "Лишние" голоса избранных кандидатов суммируются с голосами кандидатов, помеченных цифрой 2. Этот процесс передачи оставшихся голосов продолжается до тех пор, пока не изберется требуемое большинство членов парламента.

При таком подсчете представительство партий в парламенте и поддержка избирателей оказываются строго пропорциональны. Следует отметить, что в целом система передачи голосов справедлива по отношению к избирателям, тогда как списочные системы справедливы по отношению к партиям.

 

Избирательной системы

Преимущества Недостатки
Определенность результата, соревнователь-ный характер выборов   Монолитное большинство; однопартийное правительство большинства   Стабильное правительство, опирающееся на парламентское большинство   Более тесная связь депутата с территорией, от которой он избран   Взаимосвязь общенациональных проблем с местными Политическая ответственность кандидатов и депутатов перед избирателями   Двухпартийная конкуренция, чередование двух партий у власти Относительная простота подсчета голосов Слабая представленность (электоральная диспропорциональность)   Неучастие голосов проигравших в распределении парламентских мест   Непропорциональное усиление партий, получивших относительное большинство   Исключение третьих партий из правитель-ственных и парламентских коалиций, несмотря на регулярно получаемую высокую долю голосов   Победившая партия может получить большинство в парламенте, не располагая им в масштабах страны   Не исключены злоупотребления при "нарезке" округов

 

Общий тип избирательных систем, в основу которых при определении результатов голосования положен принцип большинства, называется мажоритарной избирательной системой. Основная цель, преследуемая при введении мажоритарной системы, - определить победителя и сплоченное большинство, способное проводить в жизнь политические решения. Мажоритарная система технически наиболее проста при определении результатов и была первой, применявшейся при выборах представительных учреждений. Основным недостатком является значительное несоответствие (искривление)

между числом голосов, поданных за кандидата или за список кандидатов, и числом полученных мандатов, а также значительные потери голосов проигравших на выборах и не представленных в выборном органе. Поэтому с середины XIX в. стали применять пропорциональную систему, занявшую в Европе преобладающее положение. Тем не менее мажоритарные правила в той или иной мере применяются в 83 странах мира. Разли-

чают мажоритарные системы абсолютного и простого (относительного) большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства - способ определения результатов голосования, при котором для получения мандатов требуется собрать абсолютное большинство голосов (50% + 1), то есть число, превышающее хотя бы на один голос половину численности избирательного корпуса в данном округе (обычно от числа проголосовавших или числа голосов, признанных действительными). Преимущество этой подсистемы в ее технической пррстоте при определении результатов, а также в том, что избранный кандидат или список кандидатов будут представлять абсолютное большинство избирателей. Существенным недостатком является высокая степень непредставленных голосов в выборных органах. (479)

Такая система выгодна в первую очередь крупным партиям, которые имеют постоянный и массовый электорат и могут рассчитывать на победу. Небольшим партиям, да еще в условиях политической раздробленности, крайне трудно рассчитывать на победу. Для устранения недостатков правила абсолютного большинства применяется повторное голосование. Оно может, проводиться столько туров, сколько необходимо для того, чтобы один из кандидатов набрал абсолютное большинство голосов. Еще один способ совершенствования названной системы - введение механизма перебаллотировки (впервые был введен во Франции в 1852 г.). Перебаллотировка означает определение победителя в двухтуровом голосовании: кандидат может быть избран в первом туре лишь при условии получения голосов абсолютного большинства. Если этого не произошло, тогда приступают ко второму туру голосования, в котором победителю требуется лишь простое большинство.

Мажоритарная система относительного большинства - способ определения резуль-татов голосования, при котором требуется собрать относительное или простое большинс-тво голосов, то есть больше, чем у оппонентов. По существу, относительное большинство - это большее меньшинство. В этой системе действует принцип "одномандатный округ - простое большинство" и "победитель получает все". В британской политологии она получила название "первый, кто проскочит финишный столб". Инструментальная задача этой системы - перевести относительное большинство голосов избирателей одной партии в данном избирательном округе в один парламентский мандат. Эта система возникла в Великобритании и действует примерно в 43 странах, многие из которых ранее были британскими колониями. Система всегда результативна, а также имеет ряд других преимуществ, о чем пойдет речь ниже. Основным ее недостатком является значительная степень непредставленности (проигравших) голосов. Она порождает жесткую зависи-мость: чем с меньшим числом голосов завоевал мандат победитель, тем большее число голосов не учитывается при определении победителя.

Предмет політології, її зміст і методи

Политология - учение о политике, политических процессах, механизмах изучения власти и управления обществом.

Объект политологии - политическое устройство, политическая власть, ее функционирование.

Метод - совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание предмета исследования. Методы политологии:

1. Диалектический - учение о развитии. Раскрывает взаимосвязи меж-ду политикой общества, между обществом и культурой, обществом и человеком, обществом и нравственностью. Это универсальный метод.

2. Социологический - накопление и систематизация материала, анке-тирование.

3. Коммуникативный - изучает элементы политического процесса во взаимодействии и развитии.

4. Сравнительный. Чей-то опыт нельзя копировать, а сравнить можно.

5. Системный. Элементы политической системы сливаются в единый процесс.

Сущность и содержание политики.

Политология изучает политику. Политика есть выражение разума.

Политология - это наука и искусство, взаимоотношения между нациями и государством, это цепь компромиссов. Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов: 1) как сфера общественной жизни; 2) как один из видов активности социальных субъектов; 3) как тип социальных отношений(между индивидами, малыми группами и т.д.)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.130 (0.078 с.)