Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое наследие деятелей движения «Алаш».

Поиск

Движение «Алаш», которое было создано видными казахскими интеллигентами - просветителями Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Миржакыпом Дулатовым вошло в анналы нашей истории как попытка целого поколения национальных интеллектуалов защитить, сохранить и совершенствовать то, без чего не могло быть казахов как этноса – самостоятельного государства с самобытным укладом. С молодых лет начав борьбу против колониальной политики царизма, они неоднократно были подвергнуты преследованиям вначале русского царизма, а впоследствии Советской властью. С утверждением большевистской идеологии имя этих выдающихся людей было предано забвению, а если и упоминалось, то с неизбежными эпитетами - «националистический», «контрреволюционный» и так далее.

Алихан Букейханов родился 5 марта 1866 года в седьмом ауле Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Род Букейхановых принадлежал к чингизидам, то есть, к степной аристократии. Сын хана Букея (умер в 1817 г.) султан Батыр являлся прадедом Алихана. Начальное образование Алихан Нурмухамед-улы получает в медресе и в трехклассной русско-казахской школе. После окончания Каркаралинского городского трехгодичного училища поступает в Омское техническое училище. В 1890 году директор этого учебного заведения Н.Е. Доброхотов обращается к начальнику Каркаралинского уезда с прошением «продолжить выдавать султану Алихану Нурмухамедову стипендию киргизских обществ в размере 200 рублей, имея в виду весьма отличные его успехи и безупречное поведение». Благодаря этой стипендии Алихан получает высшее образование в Санкт-Петербургском императорском лесном институте.

Студентом, кроме основных предметов, увлеченно изучает юриспруденцию, западную философию, русскую классическую литературу. А. Букейханов хорошо учится и при этом принимает активное участие в студенческих «беспорядках», изучает марксизм и привлекает к себе внимание полиции как «политически неблагонадежный».

После окончания императорского лесного института Алихан Букейханов возвращается в Омск, работает в редакции газеты социал-демократического направления «Степной край», принимает участие в работе экспедиции под руководством Ф.А. Щербины (1896 – 1903 гг.) и С.П. Щвецова (1903 – 1904 гг.) для исследования местных просторов и экономического состояния животноводческого хозяйства казахов. Этот опыт практической работы дал Букейханову очень много. Досконально и подробно изучив проблему, он становится уникальным специалистом и знатоком по земельным и переселенческим вопросам. Это сформировало основу его политического мировоззрения.

Ахмет Байтурсынов (1873-1938 гг.) -казахский поэт, публицист, литературовед, переводчик, тюрколог, основоположник казахского языкознания, лингвист и общественный деятель, один из основателей партии Алаш и правительства Алаш Орда родился 18 января 1873 года в местности Сарытубек – нынешнем Жангельдинском районе Костанайской области.

С девяти лет учился в аульной школе, затем – в Торгайском русско-казахской училище, которое окончил в 1891 г. Далее продолжил учебу в Оренбургской учительской школе, окончив которую, с 1895 по 1909 гг. работал учителем в школах, русско-казахских училищах Актюбинского, Костанайского и Каркаралинского уездов. А. Байтурсынов, излагая свои соображения о проблемах обучения в казахских и русских школах, настаивал на обязательном двухгодичном обучении детей на казахском языке: «…начальные школы должны быть в миссионерской политике, то есть каждый народ должен иметь право на свой язык, письменность и религию».[12]

С именем Байтурсынова связано духовное возрождение казахского народа. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения то, что без его алфавита и учебников, без его книг «Кырык мысал», «Маса», газеты «Казах», «Омич», «Иртыш» не могло быть всплеска национального самосознания.

Миржакып Дулатов (1885—1935) - видный казахский просветитель, общественный деятель, поэт, писатель, мастер публицистики - родился в ауле № 3, волости Саркопа, бывшего Торгайского уезда. Отец Дулат был известным на всю округу мастером, делал седла, сбруи, шил сапоги, ичиги. Мать Дамеш была человеком веселым, жизнерадостным, прекрасно пела. Миржакыпу было два года, когда умерла мать, а в 12 лет умер отец, и он воспитывался у брата Аскара. Аскар помог Миржакыпу учиться и дальше, как того хотел их отец, уделял особое внимание его образованию. Молодой Миржакып, родившийся и выросший в ауле, продолжал работать в ауле, все звали его «сельским учителем». Трудная жизнь, тяжелое положение народа вызывали у него сострадание, заставляли задуматься о его судьбе. Он поклялся стать опорой своему угнетенному народу, вместе с ним переживать горе и радости. Всей душой, целиком, он отдался делу служения народу.

Так, например, когда вышел царский указ от 3 июля 1907 года, согласно которому казахи, как и все коренные народы Сибири и Средней Азии, были лишены права участия в Государственной Думе России, М. Дулатов в своей статье «Закон от 3 июля и казахи» подверг всесторонней критике это решение, как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то, как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может, логично считал он.

Политическое кредо Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, казак!» (Проснись, казах!). Первое издание – «Оян казак!»

Көзiндi аш, оян, қазақ, көтер басты,

Өткiзбей қараңғыда бекер жасты.

Жер кеттi, дiн нашарлап, хал харам боп,

Қазағым, ендi жату жарамасты.

Книжка была немедленно конфискована. Он сумел переиздать её в 1911 году и вернулся в Тургай. В промежутке Миржакып опубликовал в 1910 году книгу «Бахытсыз Жамал» (Несчастная Жамал), которая является первым романом, написанным на казахском языке, а также, вероятно, первым на мусульманском Востоке художественным произведением, посвященным проблеме неравноправного положения женщины в современном ему обществе. Одновременно Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. Из-за своих публикаций он попадает под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки. Попав в чёрный список, он долго не может устроиться на работу в городе. А в 1911 году арестован в Семипалатинске и проводит год и восемь месяцев в заключении.

Начала активной общественно-политической жизни казахской интеллигенции А. Байтурсынова, А. Букейханова, М. Дулатова совпадает с периодом насильственного вытеснения казахов с родных земель. Казахские хозяйства в тот период насильственно вытеснялись в пустынные и полупустынные зоны. Наиболее плодородные земли вблизи крупных рек и других водных источников объявлялись собственностью государства и передавались либо переселенцам, либо богатым инвесторам. Русским царизмом последовательно проводилась политика массового оседания местного населения. При этом отсутствие экономических, социальных, психологических предпосылок для решения такой крупномасштабной проблемы в расчет не принималось. За короткий срок времени миллион русских крестьян из внутренних районов российской губернии были переброшены на казахские земли. Примерно с 1905-1906 гг. в этих регионах создается целая система переселенческих организаций, цель которых заключалась в выявлении удобных для заселения переселенцами земель. Переселенческий земельный фонд создавался путем насильственного изъятия, главным образом, уже освоенных казахами земель, имевших оросительные системы, лесонасаждения, постройки. Всего к 1917 году у казахов было отнято около 45 млн. десятин плодородных земель. Неоправданно большое переселение крестьян из внутренних губерний империи положило начало подрыву основы существования казахов – кочевому скотоводству. Другое последствие этой политики – коренное изменения национального состава Казахстана.

Все народы, населявшие этот обширный край, должны были находиться в положении людей, не имеющих равных прав с жителями метрополии. Такая социальная и политическая несправедливость по отношению к народам вызвала недовольства и волнения. Политически грамотные деятели того времени понимали, что шовинистическая политика Российской империи приведет малые народы к потере языка и культуры. Так по переписи 1897 года в Степном крае русского населения было 20%, а в 1917 году – уже 42%. За этот период рост казахского сельского населения составил 17,6%, тогда как русское крестьянское и казачье население увеличивалось в 4,5 раза.

Эта политика царской власти, при которой казахская масса становилась мгновенно нищей и бесправной, вынуждает образованных казахов задаться вопросом: что делать? И они стали вынашивать идеи национально-освободительного движения, организовываться в политическую партию с конкретной программой действий. Появляются первые программные документы (Каркаралинская и др. петиции), где излагаются проблемы и требования казахского народа прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. «Не считаясь с интересами народа, ни с его историческим правами, преследуя лишь обрусительную политику, местная администрация стремилась к уничтожению всего того, что не согласовывалось с этой политикой. Правительство совсем упустило из виду, что киргизские степи не завоеваны, а добровольно присоединились к России. Киргизы приняли русское подданство в видах внешней защиты, не предполагая какого-либо вмешательства во внутренние дела… Введение в стране Степного положения,…полное пренебрежение к правам личности, административное насилие, пренебрежение к духовным и экономическим интересам киргиз, искусственно поддерживаемое невежество масс – все это привело к обеднению, а его культурное развитие - к застою».[13]

А. Букейханов, А. Байтурсынов, как и их предшественник Чокан Валиханов, выступают категорически против революционной ломки традиционного уклада народной жизни. Казахи, по преимуществу, стали полуоседлыми скотоводами не оттого, что они желали стать ими, утверждает Букейханов, а в силу объективных условий, природных особенностей занимаемого ими природного ареала. Следовательно, переход к оседлому образу жизни должен быть осуществлен постепенно и поэтапно, через реализацию комплексных социально-экономических мер. Алихан Букейханов беспощадно обрушивается на так называемую «надельную политику». Она уже дала свои печальные результаты: неподготовленный к земледельческому труду кочевник почти тут же разорялся, бросал свои «десятины» и, не имея решительно никаких средств к дальнейшему существованию, превращался в степного люмпена. А его надел передавался очередным переселенцам, которые владели им отныне на правах частной собственности.

Таким образом, как свидетельствует исторический опыт, интеллигенция в периоды резких социальных перемен всегда отличается значительной активностью, самостоятельными инициативами. Обладая обостренными социальными, интеллектуальными, нравственными чувствами, казахская интеллигенция начала ХХ века поднимала самые важные вопросы о положении казахов, их будущем, видя глубинные причины их бедственного положения. Главную благородную цель казахской интеллигенции – служении народу – ясно излагал в своем письме из Бутырской тюрьмы один из лидеров «Алаш» М. Дулатов: «Я считал своим долгом помочь своему порабощенному, угнетенному народу вырваться из рабского положения… Не думаю, что смог вовремя предвидеть события в политической сфере, то что преподносят сейчас как борьбу против советской власти, всего лишь мое желание видеть казахскую нацию самостоятельной, независимой, счастливой».[14]

 

 

В 1905 году Букейханов стал депутатом I Государственной Думы от казахского населения Семипалатинской области. В 1908 году он поставил свою подпись под Выборгским воззванием, которое было направлено против царского указа о роспуске Государственной Думы. А. Букейханов был решительным противником тотальной унификации жизни народов России, последовательно отстаивал идею предоставления реальной национальной автономии народам империи. Именно эту позицию он отстаивает, являясь членом Первой Государственной думы России (1906 г.), выступая с трибун съездов кадетской партии (членом ЦК которой он был избран), земских и городских деятелей России, наконец, в своих публикациях в периодической печати. За свою активную политическую деятельность А. Букейханова в 1906 – 1908 гг. дважды помещают в тюрьму. Из них второй раз – за участие в составлении известного «Выборгского воззвания» думских депутатов. После тюрьмы Алихан по распоряжению военного губернатора генерала Галкина был сослан в Самару без права посещения за время ссылки родного края. Имя Алихана в это время становится широко известно в степи. Он становится общепризнанным лидером набирающего силу национально-освободительного движения.

В 1913 году Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов открывают в Оренбурге газету «Казах». Редактором и издателем этой общенациональной газеты был Ахмет Байтурсынов. Ему удалось сплотить вокруг газеты таких видных деятелей казахского народа, как Миржакып Дулатов, Шакарим Кудайбердиев, Магжан Жумабаев и др. Газета просуществовала 5 лет — до осени 1918 года. На протяжении 1913 – 1916 года эту газету за антиколониальный характер публикаций закрывали 26 раз. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием, на страницах которой публиковались многочисленные статьи о просвещении казахского народа, необходимости ведения делопроизводства в государственном аппарате и судебных органах на казахском языке, другие вопросы, касающиеся различных сторон жизни казахов. Таким образом, газета «Казах» стала фактически первым казахским печатным органом, прямо выступавшим за перемены в обществе, декларировавшим идеи антиколониализма. В 1905-1907 гг. Букейханов одновременно был редактором газет «Иртыш», «Омич», «Голос степи». Широкое признание его роли в жизни народа было связано, прежде всего, разработкой им идеологии национально-освободительного движения, стратегии борьбы в земельном вопросе. Показательно, что латинской буквой «V», являющейся еще и знаком победы, Алихан Букейханов подписывал свои многочисленные статьи и заметки в самые драматические периоды своей жизни – во время столыпинской реакции 1906 - 1910 годов и на начальном этапе массовых сталинских репрессий 1922 - 1927 годов.

Известно, что у алашординской интеллигенции наблюдалось особо трепетное отношение к творческому наследию Абая. Главным для них был критический анализ казахской жизни. Анализ, который помогал им не только правильно понимать и оценивать казахскую действительность, но и менять ее. На самом деле алашординцы хотели видеть казахское общество независимым не только от имперского ига, но и от пут феодализма, независимым, самостоятельным в экономическом и культурном отношении. Они хотели изменить собственное общество.

В начале своего пути А. Букейханов и его соратники считали себя последователями русской демократии. С восторгом они встречают февральскую буржуазно-демократическую революцию, призывают казахский народ оказать всемерную поддержку Временному правительству. Правда, несколько позже, анализируя опыт политической элиты Туркестана периода революционных перемен семнадцатого года, член правительства Алаш Орды Мустафа Чокай, ориентацию «на русскую революционную демократию» назовет ошибкой, проистекающей «из очевидного понимания невозможности своими собственными силами… построить свой собственный национально-государственный очаг». Но, тем не менее, 17-й год для А. Букейханова и его единомышленников был годом эйфории. Они с энтузиазмом принимают участие в деятельности органов Временного правительства. Весною и летом этого года в областях и уездах усилием интеллигенции создаются казахские комитеты, ставшие позже местными органами правительства Алаш Орды. Процессом формирования политической партии и казахских комитетов руководит Алихан Букейханов. Одновременно он является членом Туркестанского комитета и комиссаром Временного Правительства по Тургайской области. Эта должность по статусу равнялась должности генерал-губернатора в прежней системе управления. Одновременно он становится членом Туркестанского комитета. Однако для них первостепенное значение имеет национально-освободительное движение. Создавшиеся в империи политические условия позволяют лидерам степи созвать в июле 1917 года в Оренбурге первый всеказахский съезд. Букейханов, выступавший с основным докладом, объявляет о создании первой в национальной истории политической партии «Алаш» и о своем выходе из состава партии кадетов. «Алаш» ставил две задачи: освобождение казахского народа от колониальной зависимости и преодоление социально-экономической отсталости. Деятели партии «Алаш» полагали, что это будет происходить таким образом: Казахстан вначале будет суверенной демократической республикой в составе Российской Федерации, а затем, спустя некоторое время, станет самостоятельным государством. Согласно программе «Алаш» форма правления должна была соответствовать социальной структуре и национальным особенностям. Основоположники новой партии на первый план выдвигали не классовые, а общенациональные интересы. «Алаш» решительно отверг идеи и лозунги октябрьской социалистической революции. Алихан Букейханов в памятке, адресованной крестьянам, рабочим и солдатам обвиняет в единоличном диктаторстве Ленина. Поскольку Ленин, разогнав учредительное собрание, «как царь Николай, не желает давать отчета ни перед кем».

В декабре 1917 года на втором общеказахском съезде, где было образовано правительство Алаш Орды, Алихан Букейханов большинством голосов избирается председателем правительства Алаш Орды, М. Дулатов, А. Байтурсынов активными членами правительства. Здесь же принимается решение о создании автономии Алаш в составе федеративной демократической России. Как показали ход развития событий, это была попытка восстановления казахской государственности. Национальная интеллигенция стояла во главе этого движения.

Правительство Алаш Орды в годы гражданской войны сотрудничало с белогвардейцами и другими антиреволюционными силами, надеясь с их помощью достичь конечной цели – образование казахской национальной государственной автономии. Однако ход событий показывает несбыточность этих надежд. В 1919 году, когда стало очевидным: Красная Армия победила, алашординцы избирают путь компромисса с Советской властью. ВЦИК объявляет амнистию всем участникам движения Алаш. Букейханов и его соратники приглашаются на 1-й учредительный съезд Советов Казахстана.

Чуть позже, то есть 17 мая 1920 года, А. Байтурсынов, ближайший друг и единомышленник А. Букейханов, анализируя первые шаги советской власти, выступает с письмом-обращением к В.И. Ленину. Есть два пути достижения взаимного доверия между центром и казахским народом, отмечается в письме, это «либо насильственно навязать свое господство и требовать беспрекословного подчинения, заняв положение повелителя и назначив повсюду вместо царских губернаторов и генерал-губернаторов диктаторов, либо завоевать доверие казахского трудового населения... При выборе первого всякое советское строительство может оказаться на песке, а при выборе второго фундамент строительства будет заложен на прочной почве»[15]. Был ли услышано это предостережение новой властью? Как показали последующие события и собственно процесс советского строительства, руководство центра не собиралось отдавать инициативу в решении местных проблем кому-либо, и уж тем более – алашординской «буржуазной интеллигенции».

Судьба казахской интеллигенции тех лет как в капле воды отразилась в биографиях А. Байтурсынова, А. Букейханова, М. Дулатова. Многократно осужденные царским режимом за политическую деятельность, подвергнутые ссылке за пределы Казахстана, они и в советское время неоднократно арестовывались правоохранительными органами. Финал был закономерен для той системы. 26 июня 1937 года Букейханов был арестован и приговорен к расстрелу. Через три месяца, 27 сентября 1937 года, приговор был приведен в исполнение. В своем последнем слове перед особой «тройкой» военной коллегии Верховного суда СССР Алихан с присущей ему бескомпромиссной честностью заявляет, что он «Советскую власть не любит, но признает». Великий поэт Султанмахмут Торайгыров назвал в свое время Букейханова «Алиханом всего Алаша» (Алаштың Алиханы).

Ахмет Байтурсынов в июне 1929 года был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакыпом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства — Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жены Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря расстрелян как «враг народа».

Отвечая, следователем ОГПУ в 1929 году он писал, что предпочитает заниматься научной работой, чем политикой. Но по велению судьбы до конца своей жизни он вынужден был заниматься политической деятельностью. Иначе и не могло быть. Интеллигенция эпохи подъема национального самосознания не может быть вне политики. «Мой идеал – отмечал он на допросе, - Это повышение культурного состояния казахского народа, так как в этом залог его развития и какая власть это сможет обеспечить, той и я буду доволен».

Со второй половины 20-х гг. начинаются гонения и на М. Дулатова. На допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в «национализме», Миржакып пояснил: «Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало нам». Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует». Ему дали расстрел, но потом заменили на 10 лет лагерей. Он отсидел в Бутырской тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. Там его узнал учёный и священник Флоренский, имя Миржакыпа уже было в «Литературной энциклопедии», а также в «Малой Советской Энциклопедии» и устроил его фельдшером в больнице, спасая от тяжелых работ. Мустафа Шокай пытался устроить Дулатову побег из Соловков, когда туда зашло торговое судно из Франции, но арестант отказался, боясь за судьбу семьи. И 5 октября 1935 года Миржакып Дулатов скончался в Центральном лазарете Соловецкого лагеря и был похоронен на вольном кладбище.

«Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…»[16].

В 1988 году имена выдающихся политических деятелей Ахмета Байтурсынова, Алихана Букейханова, Миржакыпа Дулатова и др. были реабилитированы.

Роль этих трех выдающихся деятелей в становлении и развитии национального самосознания трудно переоценить. Благодаря им и издаваемой ими газеты «Казах», наш народ в начале двадцатого столетия поднялся до осознания общенациональных интересов. Общественно-политическая и творческая деятельность Букейханова, Байтурсынова и Дулатова оказали огромное плодотворное воздействие на формирование целого поколения национальной интеллигенции.

 

Ключевые термины по теме лекции: политика, партии, парадигмы политологии, теория разделения ветвей власти, либерализма, консерватизм, марксизм, конституция, договорная теория, абсолютизм, террор, естественные права.

Тесты для самоконтроля

1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

макиавеллизм абсолютная и беззаконная власть, произвол
олигархия образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами ради достижения поставленных целей
охлократия власть богатого слоя
деспотизм власть честолюбивых
теория общественного договора правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом
тирания власть толпы
полития концепция, объясняющая происхождение государства в контексте соглашения между людьми
тимократия (по Платону) неограниченное и жестокое правление одного человека

 

2. Проанализируйте высказывание Джефферсона: «Если народ надеется, что в условиях демократии можно быть непросвещенным и свободным, это то, чего никогда не было и не будет».

3. Как вы понимаете аристотелевское изречение: «Закону страсть не причастна». Согласны ли вы с ним. Должен ли закон учитывать личность подсудимого, его статус в обществе, имущественное положение.

4. Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы правления. Как понимать слова Платона: «Демократия опьяняется свободой».

5. Почему Т. Гоббс определял естественное состояние человека «как война всех против всех»?

6. О создании какого механизма власти свидетельствуют слова Ш.-Л. Монтескье: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»?

7. Сторонником какой формы правления является автор данного высказывания: «Государство есть искусственное составное тело, искусственный организм, а подданный – частица, подчиняющаяся целому»?

8. Кому принадлежат слова: «Человек – политическое животное»? (Платон; Цицерон; Аристотель; Сократ; Конфуций)

9. Кому принадлежат слова: «Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понять, почему»? (Платон; Аристотель; Конфуций; Лао-цзы; легисты)

10. Кто первым в истории создал модель идеального государства? (Платон; Аристотель; Мор; Маркс; Кампанелла)

11. Кому принадлежат слова: «Что угодно прицепсу (государю), имеет силу закона, так как народ свою власть уступил императору»: (Макиавелли; Гоббс; Аквинский; Платон; Локк).

12. Кому принадлежат слова: «Государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любовь, хотя бы избежать ненависти»? (Макиавелли; Гоббс; Аквинский; Платон; Локк)

13. Утверждение, что «форма государственного устроения есть тоже, что и политическая система, последняя же олицетворяет верховную власть в государстве», принадлежит: (Аристотелю; Платону; Монтескье; Макиавелли; Руссо).

14. Идеальное правление должно опираться на мораль, правитель должен проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного примера. Это основная идея: (конфуцианства; легизма; теории Платона; даосизма; теории Н. Макиавелли).

15. Закончите мысль Н.Макиавелли: «Хорошими всегда будут дела внутренние, если...» (будут постоянно хорошими дела внешние; государь будет справедливым; будет хорошее наемное войско; все будут в государстве хорошо жить).

16. Кто из мыслителей Нового времени главной ценностью считал политическую свободу, для обеспечения которой необходимы справедливые законы и умеренное правление? (Ш.-Л. Монтескье; Ж.-Ж. Руссо; Дж. Локк; Р. Декарт; Т. Гоббс)

17. Ж.Ж. Руссо называл естественное, догосударственное состояние человечества: («золотым веком человечества»; «войной всех против всех»; хаосом, в котором господствовало зло и насилие; обществом, регулируемым нормами естественного права; обществом, регулируемым обычаями и традициями).

18. Кто считал, что «государство есть искусственное составное тело, искусственный организм, а подданный - частица, подчиняющаяся целому»? (Т. Гоббс; Ибн-Рушд; Локк; Ибн-Халдун; Аристотель).

19. Какие слои общества выделял Платон в идеальном государстве? (философы, воины, ремесленники; философы, воины, стражники; богатые и бедные; олигархи, средний класс, угнетенные; правители, купцы, земледельцы)

20. Выделите неправильные формы правления по Аристотелю (тирания, олигархия, демократия; монархия, олигархия, охлократия; тирания, аристократия, полития; тимократия, олигархия, тирания; тирания, олигархия, охлократия)

21. Почему Платон обосновывал необходимость управления государством философами? (поскольку у них развита разумная часть души; поскольку у них есть достойное образование; поскольку они не способны к коррупции; поскольку настоящих философов мало; поскольку философия способствует умеренности души)

22. Что подразумевает термин «макиавеллизм»? (цель оправдывает средства; свобода есть высшая ценность человека; управление кнутом и пряником; война всех против всех; разделение ветвей власти)

23. Закончите мысль Аристотеля: «В основе наилучшего политического устройства лежит …» (собственность средней величины; право и закон; разделение ветвей власти; гражданский мир; умеренные правители)

24. Вставьте пропущенное слово в высказывание Платона: «Из крайней … возникает величайшее и жесточайшее рабство» (свободы; демократии; тирании; олигархии; тимократии)

29. Кто из мыслителей выступал против частной собственности? (Платон; Аристотель; Локк; Гоббс; Макиавелли)

30. Определите порядок смены форм государственного правления, согласно Платону. (тимократия, олигархия, демократия, тирания; олигархия, демократия, тирания, аристократия; олигархия, демократия, тирания, монархия; тимократия, олигархия, тирания, демократия; монархия, тирания, демократия, олигархия)

31. Какой принцип положен Платоном в основу конструирования модели идеального государства? (принцип справедливости; принцип воздаяния; принцип каждому по потребностям; принцип равного распределения общественных ценностей; принцип имущественного ценза)

32. Согласно Гоббсу, человек по природе эгоистичен, соответственно общество порождает…(инстинкт страх; инстинкт общения; инстинкт любви; инстинкт обогащения; инстинкт одиночества).

33. Кто считал, что полнота государственной власти целиком должна находиться в руках того органа или лица, которому она передана? (Гоббс; Монтескье; Гегель; Маркс)

34. Локк причислял к естественным правам человека: (право на свободу, равенство и частную собственность; право на свободу, равенство и свободу вероисповеданий; право на свободу, имущество и труд; право на свободу, равенство и счастье; право на свободу, труд, равенство).

35. Вставьте пропущенные слова в известное высказывание Ш.-Л. Монтескье: «Для гражданина … есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в собственной безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина» (политическая свобода; социальная свобода; экономическая свобода; индивидуальная свобода; творческая свобода).

36. В какую неправильную форму, согласно классификации Аристотеля, трансформируется аристократия как правильная форма правления? (олигархия; монархия; тимократия; охлократия; полития)

37. Почему Макиавелли сравнивает государя с лисой и львом? (поскольку умеет обходить капканы и не боится волков; поскольку умеет обходить капканы и не боится хищников; поскольку умеет обманывать и не боится хищников; поскольку он царь зверей; поскольку он мастер политических комбинации и демагогии)

 

 

Тема 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.190 (0.022 с.)