Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История отечественного детского движенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 2008 году детскому движению России исполнилось 100 лет, в 2012 году Всесоюзной пионерской организации – 90 лет, в 2015 году – Международному союзу детских общественных организаций «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» исполняется 25 лет. В данном разделе представлены наиболее яркие этапы развития отечественного детского движения. Стоит обратить внимание на преемственность и постоянное обновление идей, вокруг которых объединяются дети и взрослые. Анализ современного состояния детского движения, прогнозирование его роли, места в новых исторических условиях, выявление специфических возможностей связано с использованием знаний организатора детского движения об этом явлении. Обращение к истокам детского движения становится настоятельной необходимостью практики еще и потому, что нынешний этап в его развитии схож своим «экспериментальным» характером с 10-20-ми годами XX века. Эти годы в истории детского движения можно считать началом теоретического осмысления обществом роли, места, сущности детских организаций в системе социального воспитания, тем фундаментом, на котором в дальнейшем шло накопление знаний о них. Зарождение детского движения в России было связано с распространением идей скаутизма. Создание скаутских отрядов, анализ первого опыта их деятельности привели к тому, что общественность пыталась использовать не только их социальную значимость, но и оценить педагогические возможности. Возникновение скаутизма в России в 1908 году не случайно. Интересы правительства России, занятого подготовкой к войне перекрещивались с вопросами физического воспитания молодежи и совершенствования подготовки детей для армии через внешкольные организации. Так же широко было распространено, находившиеся под опекой военного ведомства, движение «потешных». В 1908-1912 годах при помощи Министерства просвещения, Святейшего Синода в России через «потешных» реализовывалось предложение Николая II об обучении военному делу детей и подростков. Весной 1908 году в г.Бахмуте инспектор народных училищ А.А. Луцкевич сформировал роту «потешных» из 8-14-летних детей. Затем его поддержали Семеновский, Путивльский полки, Туркестанский армейский корпус, Каспийский флот, Севастополь, Томск, Иркутск. В основном это были военно-спортивные объединения, занимавшиеся строем, гимнастикой. В 1911 году, а затем в 1912 на Марсовом поле проводились «высочайшие смотры» «потешных», прошел конкурс на лучшее пособие, выходили специальные журналы. Но направленность на парады, чрезмерная военизированность, картинность обусловили спад интереса к «потешным». Социально-экономические преобразования в России дали толчок широкому движению учащихся школ. Ученические кружки в России получили определенное развитие после революции 1905 года, были разнообразны по характеру, целям, задачам, возрасту, объединяя молодежь от 9 до 19 лет. Наибольшую активность проявляли учащиеся старших классов, а потому создание и деятельность ученических кружков можно отнести, скорее всего, к юношескому, а не детскому движению. Ученические кооперативы, подпольные кружки школьников подготовили почву для самостоятельной отрасли детского движения учащихся средних классов, которое было предшественником «Юного Спартака» на Украине. До второй половины 20-х годов в России действовали организации православной церкви «Церковные юные разведчики», «Христовы цветочки», сионистские организации «Бней Цион», «Ялдей Цион» Москвы, Луганска, Екатеринбурга и др. В 1908 году Николай II издал распоряжение «командировать в Германию, Англию, Францию представителей Военного Министерства для изучения дела физического воспитания молодежи». Среди них были капитан лейб-гвардии стрелкового полка О.И. Пантюхов и штаб-ротмистр Г.А. Захарченко. На основе изучения зарубежного опыта в 1908 году О.И. Пантюховым в окрестностях Царского села под Петербургом и в 1910 году Г. А. Захарченко при Александровском юнкерском училище была предпринята попытка создать первые отряды юных разведчиков-скаутов. Первый опыт создания отрядов скаутов получил правительственную поддержку. Появились отряды в Баку, Вятке, Гомеле, Одессе, Пензе. Сведения о численности отрядов скаутов весьма разноречивы: к 1917 году - от 20 до 50 тысяч в 143 городах. Содержание деятельности скаутских отрядов определялось следующим образом: ▪ развитие духовно-нравственных, индивидуальных качеств (тренировка памяти, воли, органов чувств, воспитание характера); ▪ служение государству (приучение к практической помощи армии, населению); ▪ религиозное воспитание; ▪ физическое воспитание (гимнастика, военный строй, походы, физические упражнения); ▪ трудовое воспитание (овладение различными специальностями и практическими навыками). Ведущим методом воспитательной системы «скаутинг» был метод длительной игры. Цель игры — «привитие юношам рыцарского отношения к окружающим, любви и преданности Родине, заботливого отношения ко всем людям». Октябрьская революция и гражданская война, разделившие страну на непримиримые стороны, сказались и на скаутских организациях. Одни скауты покинули пределы России, другие оставались нейтральными, третьи — «находились под покровительством генералов и активно выступали против большевиков». Судя по материалам газет и журналов тех лет и воспоминаниям скаутов, к 1918 году их деятельность была связана преимущественно с тыловым обслуживанием, приемом раненых на вокзалах, сбором средств голодающим и беженцам, военизированной охраной, тушением пожаров. Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально-политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном содействии многих бывших скаутмастеров. В Поволжье, на Урале, в Сибири в течение всех последующих трех-четырех лет создавались отряды юков, стремящиеся использовать ценные стороны скаутинга в коммунистическом воспитании молодежи. Лозунгом юков были слова: «Юные коммунисты - залог будущего социалистической Родины». Многие скауты примкнули к этой организации. Скаут-законы стали юк-скаутскими, с изменением первого, требующего верности царю, Богу. Структура, формы, методы работы были те же. В отряды юков, делившихся на патрули, принимались мальчики от 10 до 14 лет. В 1918 – 1919 гг. созданный Российский Коммунистический Союз молодежи принимал активное участие в укреплении местных отрядов юных коммунистов, а зачастую выступал их организатором. Среди разнообразных организационных форм детского движения определенное развитие получали детские клубы. Основной задачей клубов было «умственное, эстетическое самообразование, приучение к общественной работе». При них существовали сапожные, переплетные, столярные и токарные мастерские. Вся жизнь клубов определялась Уставом, правилами. В клубе действовало самоуправление. Высшим органом являлось общее собрание членов клуба, которое избирало руководящий орган — правление. Политическая направленность клубов проявлялась в их названиях: «Октябрьская революция», «Юный социалист», «Друг детей». В некоторых клубах издавались журналы, имелась форма. На базе многих из них в 1923 году создались пионерские отряды. Другим примером существования детских клубов как самостоятельных детских объединений является созданный учителем В.М. Шулеповым в г. Перми при городской детской библиотеке клуб «Муравейник». Организаторы называли его «свободной детской организацией детей». На конференции членов клуба был избран детский комитет, который в течение полугода руководил деятельностью клуба. В составе комитета было 3 комиссии: культурно-просветительная, организационно-инструкторская, отдел «юных пионеров». С 1920 года стала выходить газета «Муравей-чудодей». Характерной особенностью клуба было то, что в нем работало 13 кружков, которыми руководили опытные инструкторы. Наряду с клубами общественно-политической направленности в России существовали и другие. Так, на начало 1921 года в Саратове, Полоцке, Владикавказе и других городах насчитывалось несколько сот человек, объединенных в спортивно-гимнастические клубы «Маккаби». Целью клубов было национально-физическое воспитание еврейской молодежи. Клубы старались выработать сильный дух, твердую силу воли и крепкое здоровое тело. Членами клуба становилась молодежь 16-летнего возраста, а с правом совещательного голоса принимались 13 - 14-летние. В России в 1917 - 1925 гг. существовало более 17 детских организаций. Появляющиеся в это время в России детские организации и объединения все отчетливее стали рассматриваться не только как форма внешкольного воспитания, но и как «наиболее полноценная форма классового воспитания». В январе 1919 года в Туле была создана первая детская коммунистическая организация - Детский пролеткульт. Руководил ею коммунист Д. В. Пожидаев. Ребята работали в мастерских, выполняли задания фронта, местных общественных организаций, создали агитгруппу, рассказывая населению о положении в стране. Детпролеткультовцы распространяли среди красноармейцев политическую литературу, вручали подарки, выступали с концертами. В 1919-20 гг. были популярны такие объединения как «детские комсомольские ячейки» в Поволжье, «Юнтрудармия» на Украине, «Горсовет детских депутатов» в Екатеринославле, «Исполком детского интернационала» в Киеве, «Детский пролетарский клуб-театр» в Оренбурге и др. Таким образом, детские самодеятельные объединения в России (до и после Октябрьской революции) становились важным звеном системы социального воспитания, объектом внимания со стороны органов народного образования. В 1921 году 3 июня коллегия Наркомпроса, рассмотрев вопрос о работе среди подростков, предложила Главсоцвосу совместно с комсомолом прийти к окончательному решению вопроса о детской организации. Первый пионерский отряд возник 13 февраля 1922 г. в Краснопресненском районе г.Москвы при комсомольской ячейке 16-й типографии. В него вошли 52 пионера. В мае на 2-ой Всероссийской конференции РКСМ по докладу Оскара Тарханова была принята резолюция, одобряющая московский опыт и рекомендующая распространить его повсеместно. Так 19 мая 1922 года стал днем рождения пионерской организации. Идеологом пионерского движения была Н.К. Крупская. Основными ориентирами в деятельности пионерской организации становятся: общественно-политическая, социально-значимая, трудовая деятельность пионеров по улучшению окружающей жизни, строительству социалистического государства. Основной базой пионерского движения стали промышленные предприятия. Хроника событий:
Практическое руководство по созданию детской коммунистической организации возлагалось на комсомол. Пионерские звенья объединялись в группу во главе с советом и инструктором, назначенным ячейкой или райкомом РКСМ. Все группы города или поселка объединялись в «организацию юных пионеров» при местной организации РКСМ. Руководил ею Совет, назначенный комсомольским комитетом, ему же подчинялись и все местные группы. С середины 30-х гг. разрабатывается новая концепция детской общественно-политической пионерской организации. Базой функционирования становится школа, усиливается педагогическое руководство пионерскими объединениями. Вводятся единая организационная структура, символы, атрибуты, Законы, Торжественное обещание пионера; штатная пионерская должность «старший вожатый». 1933 – 1934 гг. - завершена перестройка пионерской организации по школьному принципу. С этого времени все пионерские отряды создаются в школах и детских домах. Пионеры включаются в реализацию программ построения социалистического общества. Массовый характер организации, новые задачи, поставленные перед ней, предъявляли и более повышенные требования к руководителям пионеров – вожатым. Комсомол проводит мобилизацию 50 тысяч наиболее грамотных комсомольцев для работы вожатыми отрядов, обучив их на краткосрочных курсах; каждой комсомольской ячейке было дано задание организовать не менее одного пионерского отряда в школе. Развернулась широкая вербовочная кампания по вовлечению детей разных социальных слоев и национальностей в пионерорганизацию. Хроника событий:
Годы великой Отечественной войны занимают особое место в истории нашей страны и пионерской организации. Широкий размах получило тимуровское движение по оказанию помощи семьям погибших воинов, инвалидов, престарелым. В тылу пионеры собирали железный лом, лекарственные травы, работали на заводах, полях, организовывали вечера в госпиталях, собирали посылки на фронт. Только факты:
В первые послевоенные годы комсомол и пионерская организация были призваны помочь школе значительно улучшить состояние учебной и воспитательной работы с учащимися. В педагогических училищах начинают создаваться отделения по подготовке старших вожатых (их по стране открылось более 100). Утверждается положение о старшем и отрядном пионерском вожатом. Пионеры участвуют в трудовых акциях: помогают в весеннем севе, восстанавливают разрушенные войной здания. В 1947 г. в стране развернулось движение юных натуралистов-мичуринцев «Украсим родину садами!» (пионерами закладывались сады, парки, питомники). С 1946 г. начинается движение юных путешественников по Ленинским местам, местам боев Советской Армии, по разведке полезных ископаемых, сбору дикорастущих растений. В 1946, 1948 гг. состоялись Всесоюзные слеты юных путешественников. 50 – 60 гг. – годы восстановления единой Всесоюзной пионерской организации (ВПО) и октябрятских групп при дружинах. Способствует этому создание Центрального Совета ВПО им. В.И.Ленина, на который возлагались координационные и методические функции. ЦС ВПО действует с 1957 года. Пионерская работа тесно связана с учебно-воспитательными задачами школы. Тематика пионерских сборов этого времени: «Знание - сила», «Знания нужны как винтовка в бою», «Книги – наши друзья» и т.п. Появляются новые формы работы: создаются Клубы Интернациональной Дружбы, организуется работа красных следопытов. В 60-е гг. по инициативе газеты «Пионерская правда» взяли старт спортивные соревнования «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». С 1967 г. проводится военно-спортивная игра «Зарница». С 50-х годов деятельность пионерской организации становится частью внеучебной воспитательной работы школы, важным звеном всестороннего, идейно-нравственного воспитания детей. Пионерский отряд и класс сливаются фактически в единый детский коллектив. Содержание деятельности пионерской организации определялось в основном краткосрочными программами-акциями, которые выполняли роль стимулов развития, активизации деятельности. Характерной чертой деятельности пионеров становятся всесоюзные акции, которые определили вклад пионеров в созидательную жизнь страны: «Пионерские рельсы - БАМу», «Пионерстрой», «Мое Отечество - СССР». Организация награждается двумя орденами Ленина (в 1962г. и 1972г.). Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина занимала важное место в общественно-политической структуре общества, являясь ее «младшим звеном». Выполняя социальный заказ современного общества, все годы существования организация участвовала в различных общественно значимых делах, связанных с деятельностью взрослых, от ликвидации безграмотности и помощи стране в борьбе с фашистами на фронте и в тылу до миротворческих акций и масштабных трудовых операций. Однако, будучи теснейшим образом связанной со школьной системой, став монопольной по существу, государственно-общественной детской организацией, охватывая многие миллионы ребят (в середине 80-х гг. организация насчитывала около 25 млн. детей), ВПО им. В.И. Ленина постепенно теряла свой самодеятельный характер, утрачивала внутренние стимулы к развитию, что порождало проблемы, сложности и кризисные явления, которые усугублялись сложностями всех сфер жизни советского общества. X Всесоюзный пионерский слет, проходивший в 1990г. принял решение о преобразовании ВПО им. В.И. Ленина в СПО (ФДО) СССР, по сути дела, уже новую детскую организацию, которая, являясь ее правопреемником, избрала своей формой федеративное устройство, статусом юридического лицо, девизом слова: «За Родину, Добро и Справедливость!». Начался период развития и становления детских общественных объединений как особого социального института общества. Чему способствовало формирование нормативно-правовой базы общественного сектора в Российской Федерации. На сегодняшний момент СПО-ФДО – Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций», который объединяет юридические лица - детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах. СПО-ФДО является некоммерческим негосударственным общественным объединением, независимым от каких-либо партий и политических движений, и действует на основе законодательства Российской Федерации, а также в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательствами иностранных государств, где имеются члены СПО-ФДО, и Уставом СПО-ФДО. Являясь частью международного детского движения, СПО-ФДО участвует в работе различных международных и общероссийских общественных объединений и некоммерческих организаций. СПО-ФДО стремится создать благоприятные условия для реализации интересов, потребностей детей и детских проектов, познания детьми окружающего мира, воспитания гражданина своей страны и мирового демократического сообщества, защиты прав и интересов детей и детских организаций, укрепления межнациональных и международных связей. СПО-ФДО помогает детям ориентироваться в условиях экономических реформ, жить в обществе на демократических основах; сочетать добро и справедливость, милосердие и гуманность с уважением к каждому члену организации. В 2007 году по всей стране прошло празднование 85-летия пионерского движения. Это событие еще раз продемонстрировало значимость связи поколений, их различных этапов исторического развития проявляется в объединяющей роли общественно-значимой деятельности детей и взрослых. Основные этапы развития детского движения Москвы. В российской истории детского движения Москва правомерно признана его родиной. Именно в Москве, 19 мая 1922 года, на состоявшейся очередной конференции Российского коммунистического союза молодежи было принято историческое решение: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движениии применении в нем реорганизованной системы скаутинг. Учитывая опыт московской организации,конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации РКСМ, под руководством ЦК». (Позднее этот день был признан днем рождения Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина). Первый парад юных пионеров состоялся в Москве. На Красной площади впервые прозвучало Торжественное обещание, слова которого произнес Феликс Кон, а вслед за ним их повторили все дети участники парада. «Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы юных пионеров и буду им повиноваться». В Москве начал издаваться первый пионерский журнал «Барабан», первая газета - «Пионерская правда», журнал для взрослых организаторов отрядов и дружин «Вожатый». В 1929 году в Москве состоялся первый Всесоюзный пионерский слет. Москва создавала, утверждала в практике, распространяла созидательный, позитивный опыт деятельности и отношений в пионерских дружинах и отрядах. Одновременно опыт столицы привлекал внимание Центрального Комитета комсомола. Инициативу Москвы об изучении родного края подхватила вся страна. Интернациональное начинание - создать Дворец детского творчества для чукотских ребят, тоже поддержала вся страна. Есть в истории пионерской организации столицы и начинание, которое было поддержано без специального на то решения. Одними из первых москвичи в Московском городском дворце пионеров (ныне Московский Городской дворец творчества детей и юношества на Воробьевых горах) создали музей истории детского движения страны, который посетили десятки тысяч ребят и взрослых из разных стран. В 2002 году Правительство Москвы приняло Постановление «О государственной поддержке детского движения», которое определило основные стратегические ориентиры поддержки: создание Дома детских общественных организаций; определение круглогодичного центра; межведомственной структуры, - координационного совета, способного обеспечить поддержку в общегородском масштабе и в масштабе отдельных округов. По существу, Постановление стало стартом нового этапа становления детского движения. 2005 год - новая веха в истории становления детского движения. Одобряя опыт поддержки детского движения в Юго-Западном административном округе столицы, Правительство определило новые стратегические ориентиры в части материальной, информационной, содержательной поддержки, предусматривая создание мини-центров на базе кинотеатров, издание газеты для детей и журнала для взрослых организаторов, внесение необходимых дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» и разработку специального закона, регулирующего деятельность детских общественных объединений, создание программы развития детского движения. В 2007 году было принято постановление Правительства Москвы № 840-ПП «О государственной поддержки развития детского общественного движения», которое позволяет активно поддерживать инициативы и социальные проекты детских общественных объединений. Такой подход, с одной стороны, - свидетельство повышенного внимания органов власти к ситуации, сложившейся в общественной жизни подростков, а, с другой, - импульс для создания настоящей программы.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.67.228 (0.016 с.) |