![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История отечественного детского движения
В 2008 году детскому движению России исполнилось 100 лет, в 2012 году Всесоюзной пионерской организации – 90 лет, в 2015 году – Международному союзу детских общественных организаций «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» исполняется 25 лет. В данном разделе представлены наиболее яркие этапы развития отечественного детского движения. Стоит обратить внимание на преемственность и постоянное обновление идей, вокруг которых объединяются дети и взрослые. Анализ современного состояния детского движения, прогнозирование его роли, места в новых исторических условиях, выявление специфических возможностей связано с использованием знаний организатора детского движения об этом явлении. Обращение к истокам детского движения становится настоятельной необходимостью практики еще и потому, что нынешний этап в его развитии схож своим «экспериментальным» характером с 10-20-ми годами XX века. Эти годы в истории детского движения можно считать началом теоретического осмысления обществом роли, места, сущности детских организаций в системе социального воспитания, тем фундаментом, на котором в дальнейшем шло накопление знаний о них. Зарождение детского движения в России было связано с распространением идей скаутизма. Создание скаутских отрядов, анализ первого опыта их деятельности привели к тому, что общественность пыталась использовать не только их социальную значимость, но и оценить педагогические возможности. Возникновение скаутизма в России в 1908 году не случайно. Интересы правительства России, занятого подготовкой к войне перекрещивались с вопросами физического воспитания молодежи и совершенствования подготовки детей для армии через внешкольные организации. Так же широко было распространено, находившиеся под опекой военного ведомства, движение «потешных». В 1908-1912 годах при помощи Министерства просвещения, Святейшего Синода в России через «потешных» реализовывалось предложение Николая II об обучении военному делу детей и подростков. Весной 1908 году в г.Бахмуте инспектор народных училищ А.А. Луцкевич сформировал роту «потешных» из 8-14-летних детей. Затем его поддержали Семеновский, Путивльский полки, Туркестанский армейский корпус, Каспийский флот, Севастополь, Томск, Иркутск. В основном это были военно-спортивные объединения, занимавшиеся строем, гимнастикой. В 1911 году, а затем в 1912 на Марсовом поле проводились «высочайшие смотры» «потешных», прошел конкурс на лучшее пособие, выходили специальные журналы. Но направленность на парады, чрезмерная военизированность, картинность обусловили спад интереса к «потешным». Социально-экономические преобразования в России дали толчок широкому движению учащихся школ. Ученические кружки в России получили определенное развитие после революции 1905 года, были разнообразны по характеру, целям, задачам, возрасту, объединяя молодежь от 9 до 19 лет. Наибольшую активность проявляли учащиеся старших классов, а потому создание и деятельность ученических кружков можно отнести, скорее всего, к юношескому, а не детскому движению. Ученические кооперативы, подпольные кружки школьников подготовили почву для самостоятельной отрасли детского движения учащихся средних классов, которое было предшественником «Юного Спартака» на Украине. До второй половины 20-х годов в России действовали организации православной церкви «Церковные юные разведчики», «Христовы цветочки», сионистские организации «Бней Цион», «Ялдей Цион» Москвы, Луганска, Екатеринбурга и др. В 1908 году Николай II издал распоряжение «командировать в Германию, Англию, Францию представителей Военного Министерства для изучения дела физического воспитания молодежи». Среди них были капитан лейб-гвардии стрелкового полка О.И. Пантюхов и штаб-ротмистр Г.А. Захарченко. На основе изучения зарубежного опыта в 1908 году О.И. Пантюховым в окрестностях Царского села под Петербургом и в 1910 году Г. А. Захарченко при Александровском юнкерском училище была предпринята попытка создать первые отряды юных разведчиков-скаутов. Первый опыт создания отрядов скаутов получил правительственную поддержку. Появились отряды в Баку, Вятке, Гомеле, Одессе, Пензе. Сведения о численности отрядов скаутов весьма разноречивы: к 1917 году - от 20 до 50 тысяч в 143 городах. Содержание деятельности скаутских отрядов определялось следующим образом: ▪ развитие духовно-нравственных, индивидуальных качеств (тренировка памяти, воли, органов чувств, воспитание характера); ▪ служение государству (приучение к практической помощи армии, населению); ▪ религиозное воспитание; ▪ физическое воспитание (гимнастика, военный строй, походы, физические упражнения); ▪ трудовое воспитание (овладение различными специальностями и практическими навыками). Ведущим методом воспитательной системы «скаутинг» был метод длительной игры. Цель игры — «привитие юношам рыцарского отношения к окружающим, любви и преданности Родине, заботливого отношения ко всем людям». Октябрьская революция и гражданская война, разделившие страну на непримиримые стороны, сказались и на скаутских организациях. Одни скауты покинули пределы России, другие оставались нейтральными, третьи — «находились под покровительством генералов и активно выступали против большевиков». Судя по материалам газет и журналов тех лет и воспоминаниям скаутов, к 1918 году их деятельность была связана преимущественно с тыловым обслуживанием, приемом раненых на вокзалах, сбором средств голодающим и беженцам, военизированной охраной, тушением пожаров. Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально-политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном содействии многих бывших скаутмастеров. В Поволжье, на Урале, в Сибири в течение всех последующих трех-четырех лет создавались отряды юков, стремящиеся использовать ценные стороны скаутинга в коммунистическом воспитании молодежи. Лозунгом юков были слова: «Юные коммунисты - залог будущего социалистической Родины». Многие скауты примкнули к этой организации. Скаут-законы стали юк-скаутскими, с изменением первого, требующего верности царю, Богу. Структура, формы, методы работы были те же. В отряды юков, делившихся на патрули, принимались мальчики от 10 до 14 лет. В 1918 – 1919 гг. созданный Российский Коммунистический Союз молодежи принимал активное участие в укреплении местных отрядов юных коммунистов, а зачастую выступал их организатором. Среди разнообразных организационных форм детского движения определенное развитие получали детские клубы. Основной задачей клубов было «умственное, эстетическое самообразование, приучение к общественной работе». При них существовали сапожные, переплетные, столярные и токарные мастерские. Вся жизнь клубов определялась Уставом, правилами. В клубе действовало самоуправление. Высшим органом являлось общее собрание членов клуба, которое избирало руководящий орган — правление. Политическая направленность клубов проявлялась в их названиях: «Октябрьская революция», «Юный социалист», «Друг детей». В некоторых клубах издавались журналы, имелась форма. На базе многих из них в 1923 году создались пионерские отряды. Другим примером существования детских клубов как самостоятельных детских объединений является созданный учителем В.М. Шулеповым в г. Перми при городской детской библиотеке клуб «Муравейник». Организаторы называли его «свободной детской организацией детей». На конференции членов клуба был избран детский комитет, который в течение полугода руководил деятельностью клуба. В составе комитета было 3 комиссии: культурно-просветительная, организационно-инструкторская, отдел «юных пионеров». С 1920 года стала выходить газета «Муравей-чудодей». Характерной особенностью клуба было то, что в нем работало 13 кружков, которыми руководили опытные инструкторы. Наряду с клубами общественно-политической направленности в России существовали и другие. Так, на начало 1921 года в Саратове, Полоцке, Владикавказе и других городах насчитывалось несколько сот человек, объединенных в спортивно-гимнастические клубы «Маккаби». Целью клубов было национально-физическое воспитание еврейской молодежи. Клубы старались выработать сильный дух, твердую силу воли и крепкое здоровое тело. Членами клуба становилась молодежь 16-летнего возраста, а с правом совещательного голоса принимались 13 - 14-летние. В России в 1917 - 1925 гг. существовало более 17 детских организаций. Появляющиеся в это время в России детские организации и объединения все отчетливее стали рассматриваться не только как форма внешкольного воспитания, но и как «наиболее полноценная форма классового воспитания». В январе 1919 года в Туле была создана первая детская коммунистическая организация - Детский пролеткульт. Руководил ею коммунист Д. В. Пожидаев. Ребята работали в мастерских, выполняли задания фронта, местных общественных организаций, создали агитгруппу, рассказывая населению о положении в стране. Детпролеткультовцы распространяли среди красноармейцев политическую литературу, вручали подарки, выступали с концертами. В 1919-20 гг. были популярны такие объединения как «детские комсомольские ячейки» в Поволжье, «Юнтрудармия» на Украине, «Горсовет детских депутатов» в Екатеринославле, «Исполком детского интернационала» в Киеве, «Детский пролетарский клуб-театр» в Оренбурге и др. Таким образом, детские самодеятельные объединения в России (до и после Октябрьской революции) становились важным звеном системы социального воспитания, объектом внимания со стороны органов народного образования. В 1921 году 3 июня коллегия Наркомпроса, рассмотрев вопрос о работе среди подростков, предложила Главсоцвосу совместно с комсомолом прийти к окончательному решению вопроса о детской организации. Первый пионерский отряд возник 13 февраля 1922 г. в Краснопресненском районе г.Москвы при комсомольской ячейке 16-й типографии. В него вошли 52 пионера. В мае на 2-ой Всероссийской конференции РКСМ по докладу Оскара Тарханова была принята резолюция, одобряющая московский опыт и рекомендующая распространить его повсеместно. Так 19 мая 1922 года стал днем рождения пионерской организации. Идеологом пионерского движения была Н.К. Крупская. Основными ориентирами в деятельности пионерской организации становятся: общественно-политическая, социально-значимая, трудовая деятельность пионеров по улучшению окружающей жизни, строительству социалистического государства. Основной базой пионерского движения стали промышленные предприятия. Хроника событий:
Практическое руководство по созданию детской коммунистической организации возлагалось на комсомол. Пионерские звенья объединялись в группу во главе с советом и инструктором, назначенным ячейкой или райкомом РКСМ. Все группы города или поселка объединялись в «организацию юных пионеров» при местной организации РКСМ. Руководил ею Совет, назначенный комсомольским комитетом, ему же подчинялись и все местные группы. С середины 30-х гг. разрабатывается новая концепция детской общественно-политической пионерской организации. Базой функционирования становится школа, усиливается педагогическое руководство пионерскими объединениями. Вводятся единая организационная структура, символы, атрибуты, Законы, Торжественное обещание пионера; штатная пионерская должность «старший вожатый». 1933 – 1934 гг. - завершена перестройка пионерской организации по школьному принципу. С этого времени все пионерские отряды создаются в школах и детских домах. Пионеры включаются в реализацию программ построения социалистического общества. Массовый характер организации, новые задачи, поставленные перед ней, предъявляли и более повышенные требования к руководителям пионеров – вожатым. Комсомол проводит мобилизацию 50 тысяч наиболее грамотных комсомольцев для работы вожатыми отрядов, обучив их на краткосрочных курсах; каждой комсомольской ячейке было дано задание организовать не менее одного пионерского отряда в школе. Развернулась широкая вербовочная кампания по вовлечению детей разных социальных слоев и национальностей в пионерорганизацию. Хроника событий:
Годы великой Отечественной войны занимают особое место в истории нашей страны и пионерской организации. Широкий размах получило тимуровское движение по оказанию помощи семьям погибших воинов, инвалидов, престарелым. В тылу пионеры собирали железный лом, лекарственные травы, работали на заводах, полях, организовывали вечера в госпиталях, собирали посылки на фронт. Только факты:
В первые послевоенные годы комсомол и пионерская организация были призваны помочь школе значительно улучшить состояние учебной и воспитательной работы с учащимися. В педагогических училищах начинают создаваться отделения по подготовке старших вожатых (их по стране открылось более 100). Утверждается положение о старшем и отрядном пионерском вожатом. Пионеры участвуют в трудовых акциях: помогают в весеннем севе, восстанавливают разрушенные войной здания. В 1947 г. в стране развернулось движение юных натуралистов-мичуринцев «Украсим родину садами!» (пионерами закладывались сады, парки, питомники). С 1946 г. начинается движение юных путешественников по Ленинским местам, местам боев Советской Армии, по разведке полезных ископаемых, сбору дикорастущих растений. В 1946, 1948 гг. состоялись Всесоюзные слеты юных путешественников. 50 – 60 гг. – годы восстановления единой Всесоюзной пионерской организации (ВПО) и октябрятских групп при дружинах. Способствует этому создание Центрального Совета ВПО им. В.И.Ленина, на который возлагались координационные и методические функции. ЦС ВПО действует с 1957 года. Пионерская работа тесно связана с учебно-воспитательными задачами школы. Тематика пионерских сборов этого времени: «Знание - сила», «Знания нужны как винтовка в бою», «Книги – наши друзья» и т.п. Появляются новые формы работы: создаются Клубы Интернациональной Дружбы, организуется работа красных следопытов. В 60-е гг. по инициативе газеты «Пионерская правда» взяли старт спортивные соревнования «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». С 1967 г. проводится военно-спортивная игра «Зарница». С 50-х годов деятельность пионерской организации становится частью внеучебной воспитательной работы школы, важным звеном всестороннего, идейно-нравственного воспитания детей. Пионерский отряд и класс сливаются фактически в единый детский коллектив. Содержание деятельности пионерской организации определялось в основном краткосрочными программами-акциями, которые выполняли роль стимулов развития, активизации деятельности. Характерной чертой деятельности пионеров становятся всесоюзные акции, которые определили вклад пионеров в созидательную жизнь страны: «Пионерские рельсы - БАМу», «Пионерстрой», «Мое Отечество - СССР». Организация награждается двумя орденами Ленина (в 1962г. и 1972г.). Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина занимала важное место в общественно-политической структуре общества, являясь ее «младшим звеном». Выполняя социальный заказ современного общества, все годы существования организация участвовала в различных общественно значимых делах, связанных с деятельностью взрослых, от ликвидации безграмотности и помощи стране в борьбе с фашистами на фронте и в тылу до миротворческих акций и масштабных трудовых операций. Однако, будучи теснейшим образом связанной со школьной системой, став монопольной по существу, государственно-общественной детской организацией, охватывая многие миллионы ребят (в середине 80-х гг. организация насчитывала около 25 млн. детей), ВПО им. В.И. Ленина постепенно теряла свой самодеятельный характер, утрачивала внутренние стимулы к развитию, что порождало проблемы, сложности и кризисные явления, которые усугублялись сложностями всех сфер жизни советского общества. X Всесоюзный пионерский слет, проходивший в 1990г. принял решение о преобразовании ВПО им. В.И. Ленина в СПО (ФДО) СССР, по сути дела, уже новую детскую организацию, которая, являясь ее правопреемником, избрала своей формой федеративное устройство, статусом юридического лицо, девизом слова: «За Родину, Добро и Справедливость!». Начался период развития и становления детских общественных объединений как особого социального института общества. Чему способствовало формирование нормативно-правовой базы общественного сектора в Российской Федерации. На сегодняшний момент СПО-ФДО – Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций», который объединяет юридические лица - детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах. СПО-ФДО является некоммерческим негосударственным общественным объединением, независимым от каких-либо партий и политических движений, и действует на основе законодательства Российской Федерации, а также в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательствами иностранных государств, где имеются члены СПО-ФДО, и Уставом СПО-ФДО. Являясь частью международного детского движения, СПО-ФДО участвует в работе различных международных и общероссийских общественных объединений и некоммерческих организаций. СПО-ФДО стремится создать благоприятные условия для реализации интересов, потребностей детей и детских проектов, познания детьми окружающего мира, воспитания гражданина своей страны и мирового демократического сообщества, защиты прав и интересов детей и детских организаций, укрепления межнациональных и международных связей. СПО-ФДО помогает детям ориентироваться в условиях экономических реформ, жить в обществе на демократических основах; сочетать добро и справедливость, милосердие и гуманность с уважением к каждому члену организации. В 2007 году по всей стране прошло празднование 85-летия пионерского движения. Это событие еще раз продемонстрировало значимость связи поколений, их различных этапов исторического развития проявляется в объединяющей роли общественно-значимой деятельности детей и взрослых. Основные этапы развития детского движения Москвы.В российской истории детского движения Москва правомерно признана его родиной. Именно в Москве, 19 мая 1922 года, на состоявшейся очередной конференции Российского коммунистического союза молодежи было принято историческое решение: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движениии применении в нем реорганизованной системы скаутинг. Учитывая опыт московской организации,конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации РКСМ, под руководством ЦК». (Позднее этот день был признан днем рождения Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина). Первый парад юных пионеров состоялся в Москве. На Красной площади впервые прозвучало Торжественное обещание, слова которого произнес Феликс Кон, а вслед за ним их повторили все дети участники парада. «Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы юных пионеров и буду им повиноваться». В Москве начал издаваться первый пионерский журнал «Барабан», первая газета - «Пионерская правда», журнал для взрослых организаторов отрядов и дружин «Вожатый». В 1929 году в Москве состоялся первый Всесоюзный пионерский слет. Москва создавала, утверждала в практике, распространяла созидательный, позитивный опыт деятельности и отношений в пионерских дружинах и отрядах. Одновременно опыт столицы привлекал внимание Центрального Комитета комсомола. Инициативу Москвы об изучении родного края подхватила вся страна. Интернациональное начинание - создать Дворец детского творчества для чукотских ребят, тоже поддержала вся страна. Есть в истории пионерской организации столицы и начинание, которое было поддержано без специального на то решения. Одними из первых москвичи в Московском городском дворце пионеров (ныне Московский Городской дворец творчества детей и юношества на Воробьевых горах) создали музей истории детского движения страны, который посетили десятки тысяч ребят и взрослых из разных стран. В 2002 году Правительство Москвы приняло Постановление «О государственной поддержке детского движения», которое определило основные стратегические ориентиры поддержки: создание Дома детских общественных организаций; определение круглогодичного центра; межведомственной структуры, - координационного совета, способного обеспечить поддержку в общегородском масштабе и в масштабе отдельных округов. По существу, Постановление стало стартом нового этапа становления детского движения. 2005 год - новая веха в истории становления детского движения. Одобряя опыт поддержки детского движения в Юго-Западном административном округе столицы, Правительство определило новые стратегические ориентиры в части материальной, информационной, содержательной поддержки, предусматривая создание мини-центров на базе кинотеатров, издание газеты для детей и журнала для взрослых организаторов, внесение необходимых дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» и разработку специального закона, регулирующего деятельность детских общественных объединений, создание программы развития детского движения. В 2007 году было принято постановление Правительства Москвы № 840-ПП «О государственной поддержки развития детского общественного движения», которое позволяет активно поддерживать инициативы и социальные проекты детских общественных объединений. Такой подход, с одной стороны, - свидетельство повышенного внимания органов власти к ситуации, сложившейся в общественной жизни подростков, а, с другой, - импульс для создания настоящей программы. |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.62.49 (0.014 с.) |