Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы жизнедеятельности общественного объединения.

Поиск

Исследователи детского и молодежного движения выделяют основные принципы жизнедеятельности общественного объединения:

▪ «…социализация: непрерывность и открытость освоения ребенком социального опыта, включение объединения в широкие социальные связи, определение своего места в социальной среде;

▪ гуманизация: признание личности и самого объединения как самоценности;

▪ демократизация: личности гарантируется осуществление ее прав и ответственности в деятельности объединения; реализация прав и обязанностей объединения в государстве и обществе;

▪ индивидуализация: учет и развитие индивидуальности личности и становление непохожести объединения;

▪ сотрудничество: субъектно-субъектные отношения в объединении и такая же форма взаимодействия объединения с государственными и общественными структурами;

▪ гармонизация: согласованность интересов личности, объединения и общества;

▪ интеграция: объединение и использование творческих потенциалов всех членов общественного объединения и благоприятных «внешних» воспитательных влияний».

Принципы устройства и функционирования детских общественных объединений:

1. Самореализация как смысл включенности личности в деятельность объединения.

2. Самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков.

3. Самодеятельность как способ существования объединения.

4. Самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения.

5. Социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности.

6. Участвующая и поддерживающая функция взрослых. Ответственность взрослых за педагогические последствия организованной детской самодеятельности.

7. Возрастающая включенность детей в общественные отношения как способ становления личности в детском объединении.

 

Принципы социальной защиты детей в деятельности детских организаций:

▪ принцип необходимости и достаточности социальной помощи детям, предполагающий оказание своевременной и необходимой помощи, ограниченной возможностями детских организаций; недопустимость формирования иждивенчества при оказании социальной помощи; инициативный характер оказываемой помощи, базирующийся на самостоятельности и активности членов детских организаций, формирование готовности и взаимопомощи, понимания необходимости взаимодействия детских организаций и всех детей;

▪ принцип вариативности выбора форм социальной защиты детей, предполагающий создание блока идей, позволяющих детским организациям реализовать функции социальной защиты: включение всех детей и взрослых, работающих в детских организациях в работу, по оказанию разнообразной социальной помощи детям; формирование у детей гуманистических мотивов, направленных на оказание бескорыстной помощи своим товарищам; широкое информирование всех членов детских организаций и объединений о возможностях участия в социальной работе и адресах, где в первую очередь дети нуждаются в социальной помощи; сочетание фронтальности и индивидуального подхода в реализации социальной защиты, решаемых в работе детских организаций;

▪ принцип взаимосвязи социальной защиты и подготовки детей к социальной самозащите, предполагающий реализацию функции социальной защиты, базирующейся на активности самих объектов этой защиты; поиск самими детьми выхода из затруднений при опоре на советы и поддержку взрослых; подготовку к социальной самозащите, включающую обучение детей комплексу различных действий, направленных на защиту себя в различных, даже непредвиденных ситуациях; подготовку к социальной самозащите, включающую индивидуальное программирование социального поведения и деятельности (проектирование социального имиджа);

▪ принцип взаимодействия детских организаций с другими социальными институтами в социальной защите детства, предполагающий комплексность оказания социальной помощи детям, обеспечивающую широкий спектр этой помощи; установление контакта с другими организациями и учреждениями; недопустимость связи политического или идеологического влияния детей с оказанием им социальной поддержки.

Принципы социализации личности в детских организациях.

Новый методологический подход к деятельности детских организаций, опирающийся на уважение к ребенку, потребовал обоснования новых принципов социализации личности в детских организациях, т.е. тех основных требований, которые должны предъявляться к содержанию, формам и методам работы, обеспечивающим формирование у детей и подростков социального опыта и готовности к его преобразованию.

Исходя из изменений социально-политической и экономической ситуации в стране, отказа от моноидеологического мышления, все возрастающей доступности для молодежи ценностей мировой и отечественной культуры, социального опыта, многообразия и богатства интересов, прав, особенностей развития личности, опираясь на личностно-деятельностный подход к организации жизни детей и подростков, широкий диапазон мотивации действий и поступков, оптимизации интересов личности и общества, учитывая возрастную психологическую открытость детей к межличностному, межнациональному, межгосударственному общению и их готовность к овладению всей системой ценностей, имеющих общечеловеческий, социальный, групповой характер, придавая смысл ранней и опережающей в современных условиях социализации детей и подростков во всех сферах жизнедеятельности, предусматривая ускоренную включенность в различные формы демократизации общественной жизни, в новый тип хозяйствования с выходом на мировой уровень современного производства, целесообразно определять следующие основополагающие принципы социализации личности в детской организации:

▪ гармонизация общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей;

▪ самореализация детей в детской организации;

▪ включенность детей и подростков в реальные социально-значимые отношения;

▪ взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления.

Закономерности, определяющие масштабность совокупности принципов, их жизнеспособность могут быть представлены в следующем виде:

▪ обязательная включенность детей в различные виды социальной практики на основе осознанного выбора средств и способов удовлетворения социальных, предпрофессиональных, личностных склонностей, приобщение детей и подростков к богатству человеческого опыта с его использованием в конкретных социальных условиях;

▪ сближение интересов личности и общества, их сочетание, взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимообогащение;

▪ освоение демократических форм личного гражданского участия в общественных делах на основе конституционных норм и законов;

▪ формирование системы открытых для молодежи социальных и культурных ценностей, сопровождающееся воспитанием потребности в выборе ценностных приоритетов для себя, своей социальной группы.

Стержень совокупности принципов – обеспечение социальной защищенности детей и подростков как граждан, субъектов социального творчества, носителей и проводников многообразия человеческих ценностей.

В условиях обновления общества все большее значение приобретает гуманизация отношений, приоритет общечеловеческих ценностей. В практике этот подход вступает в противоречие с реальными социальными ценностями, которые дети и подростки усваивают в повседневной жизни. Социализация личности ребенка в деятельности осуществляется более успешно, если обеспечена гармонизация общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей, выступающая в качестве ведущего принципа.

Из принципа гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей вытекают следующие требования:

▪ признание развивающейся личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели;

▪ гуманитаризация системы ценностных ориентаций детей, взаимовлияние общечеловеческих ценностей и их социальных аналогов;

▪ подготовка детей к ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения;

▪ обеспечение гибкости влияния молодежной субкультуры на жизнедеятельность детей и подростков;

▪ развитие мышления детей и подростков, их интеллигентности, внутренней состоятельности и внешней культуры;

▪ упрочение норм уважения к людям труда: производственного, интеллектуального, обслуживающего; исключение проявлений презрения, оскорбительности, независимо от того, какое место данный род трудовой деятельности занимает в иерархии общественного производства;

▪ готовность детей и подростков к непрерывному обогащению социального опыта через реализацию общечеловеческих ценностей в их повседневной жизнедеятельности.

Самореализация ребенком своего «Я» связана с его самопознанием и саморазвитием. Саморазвитие - первично, это объективный процесс, независящий от разума и воли человека. С возрастом оно перерастает в самовоспитание – управляемое самой личностью саморазвитие. Это происходит тогда, когда саморазвитие становится подконтрольно сознанию, когда ребенок все более сознательно начинает участвовать в совершенствовании своего «Я». Самопознание - необходимое условие и средство самовоспитания, успешной организации любой деятельности и своих отношений с окружающим миром. Поэтому очень важно, прежде всего, побудить ребенка задуматься над собой, оценить себя. С помощью самопознания формируется самосознание - система представления человека о самом себе, своих качествах, способностях, своей социальной значимости. Показателем самосознания является самооценка, то есть оценка ребенком самого себя, которая служит основой самовоспитания, основой самореализации.

Принцип самореализации личности требует осуществления следующих требований:

▪ осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития;

▪ учет осознанности каждым ребенком своего «Я»;

▪ формирование активного отношения ребенка к миру и себе, его самосознания;

▪ наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается;

▪ видение конечного результата и промежуточных рубежей;

▪ последовательность, поэтапность решаемых задач;

▪ добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

▪ наличие цели - доступной, понятной, осознанной;

▪ доверие ребенку в выборе средств и способов достижения поставленной цели;

▪ вера в возможности ребенка и его вера в свои возможности достижения поставленных задач;

▪ информирование детей о возможностях творческих и любительских объединений, спортивных секций и т.п.;

▪ учет возрастных и индивидуальных особенностей, который способствует обеспечению успешной самореализации ребенка.

Социализация личности в детской организации предполагает ее развитие во взаимодействии с окружающим миром. История детских организаций в стране и в мире показывает, что их деятельность была созидательной лишь тогда, когда обеспечивалось включение ребенка в реальные социально значимые отношения с окружающим миром. В процессе этих отношений и происходит познание ребенком самого себя, самореализация и саморазвитие. Учитывая, что социальные отношения существуют объективно, независимо от сознания и участия в них отдельно взятых людей, есть все основания считать включенность детей в социальные отношения одним из принципов деятельности детской организации.

Реализация принципа включенности детей в социальные отношения предъявляет к организаторам детского движения следующие требования:

▪ соответствие уровня социальных отношений, в которые включается ребенок, его возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям;

▪ создание реальных возможностей для включения детей в дела, обеспечение гарантии выбора вида и содержания деятельности, свободы выбора средств ее осуществления;

▪ вовлечение всех ребят в различные виды социально значимой деятельности;

▪ гарантия свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, участия в общественных и политических организациях и движениях, не пpотиворечащих конституционным и нравственным нормам;

▪ формирование связей детей с социальной средой и возможностей их реализации в повседневной практической деятельности;

▪ обеспечение непрерывности деятельности ребенка в социальной сфере;

▪ создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одной детской организации;

▪ моральное и материальное (экономическое) стимулирование разнообразной социально значимой деятельности детей;

▪ возможность ребенку или группе детей внутри организации отстаивать свое мнение, право на распространение и получение достоверной информации по всем вопросам деятельности организации, в том числе о себе.

Формирование социального опыта может быть достигнуто только на основе взаимодействия педагогов и учащихся. Несмотря на самодеятельный характер детских организаций, в жизнедеятельности детей и подростков в равной мере принимают участие и взрослые. Важно, чтобы их отношения базировались на основе сотрудничества и приоритета детских интересов.

Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предъявляет к работе взрослых в организации следующие требования:

▪ передача и усвоение детьми социального опыта должна осуществляться через совместную деятельность детей и взрослых, создание в коллективе обстановки, близкой к семейной;

▪ опыт социального новаторства обеспечивается творческим характером деятельности, решением проблемных задач и ситуаций;

▪ необходимо обеспечить реализацию существующих интересов детей, их обогащение и возвышение, пробуждение новых интересов;

▪ предоставление возможности выбора способов и средств достижения цели, коллектива и т.п. при условии предоставления достаточной ориентировочной основы деятельности (чтобы было, из чего выбирать).

Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления может осуществляться на трех уровнях: организационно-методическом, нормативном, социально-психологическом, на каждом из которых выделяется ряд условий.

На организационно-методическом уровне взрослые и дети взаимодействуют в управлении коллективом через работу совместных органов самоуправления, выработку общей программы действий, взаимное информирование о своей деятельности, методическую помощь.

Организация, основанная на совокупности педагогического управления и детского самоуправления, должна предусматривать создание на нормативном уровне гарантий, которые позволяли бы органам детского самоуправления реализовывать свои функции. Гарантом выступают взрослые. Детям должно быть предоставлено право обсуждения любых вопросов организации, определения задач на каждый период работы, право принятия окончательного решения, оценки деятельности коллектива и его членов, коррекция планов деятельности организации, оценки деятельности взрослых.

Существует и третий уровень - социально-психологический. Взрослые и дети являются членами одной и той же организации. От их

взаимопонимания, умения общаться друг с другом, избегать конфликтов зависит успешность ее жизнедеятельности.

Использование представленных принципов на практике обеспечивает устойчивость роста авторитета детского общественного объединения в обществе.

7. Виды организационного оформления детского движения

 

Организатору детского движения важно знать особенности видов организационного оформления социальной активности детей и подростков.

Виды детских общественных объединений определяются исходя из целевых установок их участников и степени влияния детских объединений на ближайшее социальное окружение:

Организация – объединение индивидуальных или коллективных участников, имеющих четко обозначенную социальную цель. определенную программу деятельности, механизм финансового обеспечения, конкретно сформулированные права и обязанности ее членов, жесткую структуру, соотношения социальных ролей, координацию действий, специально подготовленных профессиональных работников. Могут быть международными, профильными, национальными и т. д. Количество членов более 7 человек.

Союзы детских организаций – объединение коллективных участников действующих на основании совместно разработанных принятых документов, регулирующих компетенцию и самостоятельность в рамках союза. Могут иметь городской, районный, областной, региональный, межрегиональный, международный статус и охватывать различные территории и социальные группы детей и взрослых. Количество организации более двух.

Федерации детских организаций – объединения коллективных участников действующих по «Федеративному признаку», в рамках заранее оговоренных приоритетов, имеющие обычно выборный или назначенный представительный орган для представления их интересов в государстве и обществе (например «Совет»). Структура деятельности – зонтичная сфера интересов – неограниченная. Статус – городской, районный, областной, региональный, международный. Количество организаций более трех.

Ассоциации детских организаций – объединения близкие по ведущим направлениям деятельности, реализующую совместную программу, аккумулирующие ресурсы для удовлетворения и потребностей своих членов. Принцип формирования – представительство зарегистрированных организаций или деятельность в специально созданных отделениях организации. Могут быть школьные, межшкольные, студенческие, всероссийские, международные (Например: ассоциация игровых клубов, ассоциация «Золотая игла»).

Лиги – широкомасштабные профильные сообщества, основывающие свою деятельность на принципе сотрудничества и развития определенных профессиональных и культурных интересов личности, (например: «Лига малой прессы», «Молодежная морская лига» и т.д.).

 

Так же на практике встречаются следующие формы организационного оформления детского движения:

Коммуна – организация деятельности и управления основывается на свободных демократических началах при отсутствии стандартных задач поведения ее членов и социального контроля внутри коммуны. Выборного или представительного органа практически отсутствуют, все решается всеми членами.

Дружина – структурное подразделение скаутской, пионерской организации, объединяющее в себе звенья, отряды. Может иметь название или носить имя героя. Высший орган – пионерский, скаутский сбор. Существует специальная система поручений, специальностей, школ актива, проводимые вожатыми или инструкторами. Статус обычно школьный или межшкольный.

Отряд (экипаж, команда и т. д.) – объединение детей в соответствии с их интересами, потребностями. Могут быть сводными, разновозрастными, пионерскими и т. д.

Современные общественные объединения представляют собой группы, отражающие интересы различных слоев общества, отличающихся по уровню благосостояния, здоровья, месту жительства, национальной, профессиональной, образовательной, научной, трудовой принадлежности; существующие как особый некоммерческий сектор государства. Представление о видах организационного оформления детского движения противоречивы и неустойчивы.

Большую роль для организации оформления детского движения сыграло развитие деятельности международных молодежных организаций в России (скауты, «Falken», AIESEC, AIESTI, YMCA, YHA и др.). Так, современное скаутское движение России представлено рядом официально зарегистрированных общероссийских общественных организаций: «Национальная организация скаутского движения России» (представитель Всемирной организации скаутского движения в России), «Организация Российских Юных Разведчиков», «Русский Союз скаутов», «Ассоциация девочек-скаутов». Десятки организаций носят «региональный» статус (Сибирская ассоциация скаутов, Союз «Московский скаут», Московское братство православных скаутов и т.д.). Хотя скаутинг ориентирован, прежде всего, на личность ребенка, разногласия между лидерами скаутских организаций препятствуют развитию этой воспитательной системы. По разным оценкам, в России сегодня от 10 до 100 тысяч скаутов. В России активно действуют детские и молодежные экологические организации («3елёные», «Молодые друзья природы», «Гринпис» и др.), выступающие за сохранение и защиту природных ресурсов и окружающей среды, за мир и взаимопонимание между народами.

В настоящее время наиболее трудная ситуация продолжает оставаться с общественными объединениями детей и подростков школьного возраста. Попытки создания массовых организаций, объединений не увенчались успехом в силу отсутствия стабильной финансовой поддержки государства (кадры, материальная база и т.п.). В современной России наибольшую активность проявляют объединения детей и молодежи, тяготеющие к определённой социальной среде и представляющие интересы отдельных групп.

Для детского движения России приоритетной становится деятельность по представлению прав и интересов детей и молодежи в обществе. Движущими силами сплочения участников объединения выступают механизмы групповой интеграции как позитивные, так и негативные: «заражение», подражание, внушение, убеждение, принуждение, доверие, подкуп, показное дружелюбие, насмешки, розыгрыши и др. Нередко объединению способствуют конформизм, мода, активная пропаганда в средствах массовой информации. Организационная культура позволяет единообразно интерпретировать как старые, так и новые события, происходящие в жизни. Члены группы ощущают себя единым целым, поскольку видят мир одинаково. На структуру группы влияет ее устойчивость, содержание деятельности, межличностные отношения, направленность, авторитет лидера, подготовленность к совместной деятельности, уровень организованности, сплоченности, конфликтности, типы общения, групповые интересы, потребности и нормы.

С позиций группы, эффективность общественной деятельности связана с:

▪ отдельным представителям группы (например, развития чувство собственного достоинства, повышение образовательного уровня, развитие гражданской ответственности, патриотизма и т.п.);

▪ группой инициаторов в целом (например, социальная интеграция, развитие толерантности, взаимопонимания среди членов группы и т.п.);

▪ социальным окружением группы и ее представителей.

В настоящее время процесс перешел из стадии количественного развития в качественное. В 1992 г. был создан Национальный Совет молодежных и детских объединений России. Возникают «зонтичные» структуры – региональные Советы («круглые столы») молодежных и детских общественных объединений. Такие структуры существуют уже примерно в 30 регионах России. Интересно отметить, что процесс создания координационных советов среди детско-молодежных объединений начался раньше и идет более интенсивно, чем среди других общественных объединений (социальных, экологических, культурных, женских и т.п.). Это соответствует международной практике развития общественных объединений детей и молодежи.

Разновозрастность общественно-ориентированных групп имеет психолого-педагогическое обоснование. Д.И.Фельдштейн отмечает, что детство – особое целостно представленное социальное явление, находящееся в сложных связях с миром, развивающийся общественно-значимый мир, главной целью которого является взросление – освоение, присвоение, реализация взрослости.

Результаты анкетирования детей подтверждают, что главная причина, по которой дети объединяются в группы (как социальной, так и асоциальной направленности), – стремление стать взрослыми. Разновозрастность в социально инициативной деятельности – залог успешной социализации подрастающих поколений в нерегламентированных формах деятельности и общения.

Необходимость и естественность педагогического взаимодействия и сотрудничества разных возрастных групп в общественной деятельности было подтверждено результатами исследований классика советской психологии Л.С. Выготского, который дал определение зоны ближайшего развития ребенка: то, что человек сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он будет способен выполнять самостоятельно. Исследуя то, что человек способен сделать самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя то, что человек способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.

Особенностью детского движения является также то, что большинство из них не оформляются официально и не регистрируются. Они подвижны и существуют нередко всего несколько дней или лет, часто в форме сетей или неформальных клубов. Необходимость в официальной регистрации возникает обычно только при взаимоотношениях с властью или для получения грантов. Кроме того, сама регистрация и последующее содержание юридического лица (оплата расчетного счета, сдача отчетности и т.п.) требует расходов, средств на которые обычно у детских объединений нет.

Детские объединения в силу особенностей своего возникновения и структуры ресурсной базы занимают промежуточное положение между государством, гражданским обществом и свободным рынком. Это проявляется в декларируемых ценностях (понимании особого места в сфере детских интересов), организационной структуре и структуре управления, основных направлениях деятельности.

Способы возникновения зарегистрированных детских объединений можно классифицировать следующим образом:

▪ Организации, возникшие на основе структурных подразделений ранее существовавших объединений.

▪ Организации, возникшие как подразделения международных, а в субъектах федерации – межрегиональных и общероссийских объединений и движений.

▪ Новые детские организации, объединяющие своих членов на основании общности интересов. Это инициативные детские объединения, созданные по инициативе детей и ориентирующиеся на поддержание неформальных отношений.

▪ Организации, создаваемые «сверху» более взрослыми людьми либо для работы с детьми и молодежью (из «педагогических соображений», либо для вовлечения в будущем молодежи в качестве статистов или «бойцов» с дальнейшим их использованием для демонстрации успешности охвата организации или массовости сторонников той или иной идеи). Последнее, безусловно, является манипуляцией и использованием молодых людей, поэтому должно преследоваться по закону, который еще предстоит разработать. В сущности, это псевдо-общественные объединения, которые свидетельствуют о наличии вариативности видов организационного оформления общественной деятельности (табл. № 1).

 

Таблица № 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.231 (0.011 с.)