Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасность жизнедеятельности

Поиск

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

по направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция»

квалификация (степень) «Бакалавр»

 

Нижний Новгород

Автор:

Васильев А. А. – старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»

Рецензенты:

 

Сергеева К. В. – к.п.н., старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО «НПА» (и).

Дегтярев Н. П. – к. ф. н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплинПФ ФГБОУВПО «РАП»

  Безопасность жизнедеятельности: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения факультета подготовке специалистов для судебной системы. – Н. Новгород: Российская академия правосудия (Приволжский филиал), 2012. – 36с.

 

Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требова­ниями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессио­нального образования по направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция» квалификация бакалаврдля студентов очной формы обучения.

 

 

Обсужден и рекомендован к изданию на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» «25» октября 2012 г. Протокол № 3.

 

 

Утвержден учебно-методическим советом ПФ ФГБОУВПО «РАП» «25» октября 2012 г. Протокол № 3.

 

 

© Васильев А. А., 2012

© Российская академия правосудия, ПФ, 2012

 
 

СОДЕРЖАНИЕ


Введение ………………..…………………………………………….……  
Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………..  
Тематический план…………………………………………………….…..    
Программа учебного курса……………………………………………......  
План семинарских (практических) занятий………………………………  
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя ………………………………………………………….......      
Примеры контрольных заданий …………………………………….…….    
Литература …………….…………………………………………………....    
Примерный печень вопросов для подготовки к зачету…………………..    

Введение

Цель освоения дисциплины: формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры). Под профессиональной культурой безопасности следует понимать готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характер мышления, при котором вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Задачи изучения дисциплины - обучение студентов современным теоретическим, прикладным основам в области охраны труда, развитие представлений о современном состоянии безопасности труда, а также тенденциях развития безопасных технических средств, обучение умению обеспечивать безопасные условия труда

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть. Для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и из личного жизненного опыта.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

· добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

· владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановкой цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

· логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

· обладать культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

· иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

· стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

· использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

· анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

· понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

· владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом (ОК-14).

 

В результате изучения безопасности жизнедеятельности студент должен:

уметь:

· организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

· предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

· использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

· применять первичные средства пожаротушения;

знать:

· принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

· основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

· задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

· способы защиты населения от оружия массового поражения;

· меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

· порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях студентов, полученных ими при изучении профессиональных, естественно-научных и гуманитарных учебных дисциплин, а также при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе. «Безопасность жизнедеятельности» изучается на лекциях, практических занятиях, семинарах и в ходе самостоятельной работы.


Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов
Зачетные единицы – общая трудоёмкость 2 з.е. –72 ч.
Всего аудиторных занятий из них: 1,12 з.е. – 76 ч.
Лекций 0,47 з.е. – 17 ч.
Семинарские (практические занятия) 0,47 з.е. – 17 ч.
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС 1,06 з.е. – 38 ч.
Форма итогового контроля зачет

Тематический план по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для факультета подготовки специалистов для судебной системы (ЮФ)

на 2012- 2013 учебный год

для студентов 1 курса очной формы обучения

Темы дисциплины Всего часов Кол-во ауд. часов Самостоя-тельная работа
Лек-ции Сем/ Пр.зан
  Предмет и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности        
  Основы физиологии труда        
  Негативные факторы в системе «человек – среда обитания»        
  Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера     2*  
  Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС   -    
  Основы устойчивости функционирования экономики и территории в ЧС        
  Основы аварийного выживания        
  Здоровый образ жизни и вредные привычки   - 1*  
  Национальная безопасность РФ        
  Всего за семестр        
  Итого за год        

 


ПРОГРАММА КУРСА

Тема № 1. Предмет и задачи дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»

Безопасность жизнедеятельности как наука о безопасном взаимодействии человека со средой обитания, о влиянии социально- экономических процессов на жизнедеятельность человека и государства, о глобальных угрозах человечеству и путях их нейтрализации. Роль специалистов с юридическим образованием в обеспечении безопасности жизнедеятельности гражданина, общества, государства.

Структура дисциплиныи краткая характеристика её разделов. Организационно-методические вопросы изучения дисциплины - трудоёмкость разделов, виды учебной работы, система оценки и контроля, рекомендуемая последовательность освоения разделов дисциплины. Основные компетенции дисциплины. Законодательство Российской Федерации о безопасности, обороне и основах военной службы.

И техногенного характера

Основные понятия и определения, классификация ЧС. Характеристика основных природных чрезвычайных ситуаций и правила поведения при них. Аварии и катастрофы техногенного характера. Меры безопасности и правила поведения при пожарах, взрывах, ДТП, обрушениях здания.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема № 1. Предмет и задачи дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»

Семинар – 2ч.

Основные вопросы семинарского занятия

 

1. Понятие, предмет, объект, цели и задачи БЖД

2. Опасность и угроза

3. «Природа – человек – общество»

4. Законодательная база БЖД

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова­нием 12.12.1993 г.). // СЗ РФ. 2009. № 4. ст. 445.

2. Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390 «О безопасности». // СЗ РФ. 2011. № 1. ст. 2.

3. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне». // СЗ РФ. 1996. № 23. ст. 2750.

4. Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации». // СЗ РФ. 2011. № 19. ст. 2721.

5. Указ Президента РФ от 25.05.2008 N 836 «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации». // СЗ РФ. 2008. № 22. ст. 2534.

6. Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации». // СЗ РФ. 2010. № 7. ст. 724

Специальная и научная литература (основная)

1. Белов С. В., Девисилов В. А., Ильницкая А. В., и др. Безопасность жизнедеятельности. – М.: «Высшая школа», 2009.

2. МихайловЛ. А. Безопасность жизнедеятельности.– ИЦ «Академия», 2011.

3. Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, «Астрель», 2010.

 

Специальная и научная литература (дополнительная)

 

1. Занько Н. Г, Малаян К. Р., Русак О. Н.Безопасность жизнедеятельности. – СПб.- Москва - Краснодар: Лань, 2010. Глава 1.

2. Иванюков М. И., Алексеев В. С. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Дашков и К°, 2007. Глава 1,2.

 

 

Интернет-ресурсы

 

1. Безопасность. Образование. Человек: информационный портал. Материалы, посвященные обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности: нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ, электронная библиотека по БЖ, ссылки на другие ресурсы. http://www.bezopasnost.edu66.ru.

2. Учебные и методические разработки, в области БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ. Образовательные ресурсы (плакаты, электронные учебники, пособия, тесты, анкеты) для изучения курсов: «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности жизнедеятельности». http://obr-resurs.ru.

3. Web-сайт МО РФ. http://www.mil.ru/.

Семинар – 2ч.

Основные вопросы семинарского занятия

1. Классификация основных форм деятельности человека

2. Классификация условий трудовой деятельности

3. Физиологические основы труда и профилактика утомления

4. Микроклимат и комфортные условия жизнедеятельности

ЛИТЕРАТУРА

Специальная и научная литература (основная)

 

1. Белов С. В., Девисилов В. А., Ильницкая А. В., и др. Безопасность жизнедеятельности. – М.: «Высшая школа», 2009.

2. МихайловЛ. А. Безопасность жизнедеятельности.– ИЦ «Академия», 2011.

3. Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, «Астрель», 2010.

 

Специальная и научная литература (дополнительная)

 

1. Занько Н. Г, Малаян К. Р., Русак О. Н.Безопасность жизнедеятельности. – СПб.- Москва - Краснодар: Лань, 2010. Глава 1.

2. Иванюков М. И., Алексеев В. С. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Дашков и К°, 2007. Глава 1,2.

 

Интернет-ресурсы

 

1. Безопасность. Образование. Человек: информационный портал. Материалы, посвященные обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности: нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ, электронная библиотека по БЖ, ссылки на другие ресурсы. http://www.bezopasnost.edu66.ru.

2. Учебные и методические разработки, в области БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ. Образовательные ресурсы (плакаты, электронные учебники, пособия, тесты, анкеты) для изучения курсов: «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности жизнедеятельности». http://obr-resurs.ru.

3. Web-сайт МО РФ. http://www.mil.ru/.

 

Семинар – 2ч.

Основные вопросы семинарского занятия

 

1. Природная среда и ее загрязнения

2. Негативные факторы производственной среды

3. Истопники негативных факторов бытовой среды

4. Вредные химические вещества

5. Вибрация, акустические колебания, шум и их воздействие на человека

6. Электромагнитные поля и излучения

ЛИТЕРАТУРА

Специальная и научная литература (основная)

 

1. Белов С. В., Девисилов В. А., Ильницкая А. В., и др. Безопасность жизнедеятельности. – М.: «Высшая школа», 2009.

2. МихайловЛ. А. Безопасность жизнедеятельности.– ИЦ «Академия», 2011.

3. Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, «Астрель», 2010.

 

Специальная и научная литература (дополнительная)

 

1. Занько Н. Г, Малаян К. Р., Русак О. Н.Безопасность жизнедеятельности. – СПб.- Москва - Краснодар: Лань, 2010. Глава 1.

2. Иванюков М. И., Алексеев В. С. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Дашков и К°, 2007. Глава 1,2.

 

Интернет-ресурсы

 

1. Безопасность. Образование. Человек: информационный портал. Материалы, посвященные обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности: нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ, электронная библиотека по БЖ, ссылки на другие ресурсы. http://www.bezopasnost.edu66.ru.

2. Учебные и методические разработки, в области БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ. Образовательные ресурсы (плакаты, электронные учебники, пособия, тесты, анкеты) для изучения курсов: «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности жизнедеятельности». http://obr-resurs.ru.

3. Web-сайт МО РФ. http://www.mil.ru/.

Семинар – 2ч.

 

Семинарское занятие по теме «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера» проводится в интерактивной форме. Студентам предлагается подготовить доклад по одной из предлагаемых тем. По завершению доклада докладчику преподавателем и одногрупниками задаются вопросы.

 

Примерные темы докладов

1. Землетрясения

2. Извержения вулканов

3. Лавины, обвалы, оползни, сели

4. Сильные ветры

5. Наводнения

6. Атмосферные осадки

7. Правила поведения при пожаре в здании.

8. Правила поведения при взрыве.

9. Аварии на объектах атомной энергетики.

10. Аварии на железнодорожном транспорте.

11. Внезапное обрушение здания.

12. Аварии в метро.

13. ДТП.

14. Правила поведения при авариях на водном транспорте.

15. Правила поведения при авариях на воздушном транспорте.

ЛИТЕРАТУРА

Специальная и научная литература (основная)

 

1. Белов С. В., Девисилов В. А., Ильницкая А. В., и др. Безопасность жизнедеятельности. – М.: «Высшая школа», 2009.

2. МихайловЛ. А. Безопасность жизнедеятельности.– ИЦ «Академия», 2011.

3. Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, «Астрель», 2010.

 

Специальная и научная литература (дополнительная)

 

1. Занько Н. Г, Малаян К. Р., Русак О. Н.Безопасность жизнедеятельности. – СПб.- Москва - Краснодар: Лань, 2010. Глава 1.

2. Иванюков М. И., Алексеев В. С. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Дашков и К°, 2007. Глава 1,2.

 

 

Интернет-ресурсы

 

1. Безопасность. Образование. Человек: информационный портал. Материалы, посвященные обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности: нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ, электронная библиотека по БЖ, ссылки на другие ресурсы. http://www.bezopasnost.edu66.ru.

2. Учебные и методические разработки, в области БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ. Образовательные ресурсы (плакаты, электронные учебники, пособия, тесты, анкеты) для изучения курсов: «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности жизнедеятельности». http://obr-resurs.ru.

3. Web-сайт МО РФ. http://www.mil.ru/.

Семинар – 2ч.

Основные вопросы семинарского занятия

1. Назначение и структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

2. Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС.

3. Основные задачи и структура гражданской обороны.

4. Организация гражданской обороны на промышленном объекте.

5. Аварийно-спасательные формирования гражданской обороны.

ЛИТЕРАТУРА

Специальная и научная литература (основная)

 

1. Белов С. В., Девисилов В. А., Ильницкая А. В., и др. Безопасность жизнедеятельности. – М.: «Высшая школа», 2009.

2. МихайловЛ. А. Безопасность жизнедеятельности.– ИЦ «Академия», 2011.

3. Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, «Астрель», 2010.

 

Специальная и научная литература (дополнительная)

 

1. Занько Н. Г, Малаян К. Р., Русак О. Н.Безопасность жизнедеятельности. – СПб.- Москва - Краснодар: Лань, 2010. Глава 1.

2. Иванюков М. И., Алексеев В. С. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Дашков и К°, 2007. Глава 1,2.

 

Интернет-ресурсы

 

1. Безопасность. Образование. Человек: информационный портал. Материалы, посвященные обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности: нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ, электронная библиотека по БЖ, ссылки на другие ресурсы. http://www.bezopasnost.edu66.ru.

2. Учебные и методические разработки, в области БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ. Образовательные ресурсы (плакаты, электронные учебники, пособия, тесты, анкеты) для изучения курсов: «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности жизнедеятельности». http://obr-resurs.ru.

3. Web-сайт МО РФ. http://www.mil.ru/.

Семинар – 2ч.

Основные вопросы семинарского занятия

1. Общие понятия и основы устойчивости функционирования объекта экономики в ЧС.

2. Методика оценки устойчивости объекта.

3. Пути повышения устойчивости работы объектов экономики.

ЛИТЕРАТУРА

Специальная и научная литература (основная)

 

1. Белов С. В., Девисилов В. А., Ильницкая А. В., и др. Безопасность жизнедеятельности. – М.: «Высшая школа», 2009.

2. МихайловЛ. А. Безопасность жизнедеятельности.– ИЦ «Академия», 2011.

3. Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, «Астрель», 2010.

 

Специальная и научная литература (дополнительная)

 

1. Занько Н. Г, Малаян К. Р., Русак О. Н.Безопасность жизнедеятельности. – СПб.- Москва - Краснодар: Лань, 2010. Глава 1.

2. Иванюков М. И., Алексеев В. С. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Дашков и К°, 2007. Глава 1,2.

 

Интернет-ресурсы

 

1. Безопасность. Образование. Человек: информационный портал. Материалы, посвященные обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности: нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ, электронная библиотека по БЖ, ссылки на другие ресурсы. http://www.bezopasnost.edu66.ru.

2. Учебные и методические разработки, в области БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ. Образовательные ресурсы (плакаты, электронные учебники, пособия, тесты, анкеты) для изучения курсов: «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности жизнедеятельности». http://obr-resurs.ru.

3. Web-сайт МО РФ. http://www.mil.ru/.

Семинар – 2ч.

Основные вопросы семинарского занятия

1. Аварийные ситуации в природе, меры предупреждения и первоочередные действия.

2. Факторы выживания человека в дикой природе.

3. Правила поведения в условиях автономного существования.

4. Виды средств и способы подачи сигналов бедствия.

5. Организация питания в условиях автономного выживания.

6. Голодание и его переносимость.

7. Добыча пищи и воды в условиях автономного существования.


ЛИТЕРАТУРА

Специальная и научная литература (основная)

 

1. Белов С. В., Девисилов В. А., Ильницкая А. В., и др. Безопасность жизнедеятельности. – М.: «Высшая школа», 2009.

2. МихайловЛ. А. Безопасность жизнедеятельности.– ИЦ «Академия», 2011.

3. Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, «Астрель», 2010.

 

Специальная и научная литература (дополнительная)

 

1. Занько Н. Г, Малаян К. Р., Русак О. Н.Безопасность жизнедеятельности. – СПб.- Москва - Краснодар: Лань, 2010. Глава 1.

2. Иванюков М. И., Алексеев В. С. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Дашков и К°, 2007. Глава 1,2.

 

Интернет-ресурсы

 

1. Безопасность. Образование. Человек: информационный портал. Материалы, посвященные обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности: нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ, электронная библиотека по БЖ, ссылки на другие ресурсы. http://www.bezopasnost.edu66.ru.

2. Учебные и методические разработки, в области БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ. Образовательные ресурсы (плакаты, электронные учебники, пособия, тесты, анкеты) для изучения курсов: «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности жизнедеятельности». http://obr-resurs.ru.

3. Web-сайт МО РФ. http://www.mil.ru/.

Семинар – 1ч.

Примерные темы для докладов:

1. Связь образа жизни с профилактикой заболеваний.

2. Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены для здоровья человека.

3. Закаливание организма, его значение для укрепления здоровья человека.

4. Здоровье молодежи и личная заинтересованность в его сохранении.

5. Наркомания.

6. Алкоголизм.

7. Табакокурение.

8. Азартные игры.

9. Инфекционные заболевания.

10. Венерические заболевания.

11. ВИЧ и СПИД.

ЛИТЕРАТУРА

Специальная и научная литература (основная)

 

1. Белов С. В., Девисилов В. А., Ильницкая А. В., и др. Безопасность жизнедеятельности. – М.: «Высшая школа», 2009.

2. МихайловЛ. А. Безопасность жизнедеятельности.– ИЦ «Академия», 2011.

3. Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, «Астрель», 2010.

 

Специальная и научная литература (дополнительная)

 

1. Занько Н. Г, Малаян К. Р., Русак О. Н.Безопасность жизнедеятельности. – СПб.- Москва - Краснодар: Лань, 2010. Глава 1.

2. Иванюков М. И., Алексеев В. С. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Дашков и К°, 2007. Глава 1,2.

 

Интернет-ресурсы

 

1. Безопасность. Образование. Человек: информационный портал. Материалы, посвященные обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности: нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ, электронная библиотека по БЖ, ссылки на другие ресурсы. http://www.bezopasnost.edu66.ru.

2. Учебные и методические разработки, в области БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ. Образовательные ресурсы (плакаты, электронные учебники, пособия, тесты, анкеты) для изучения курсов: «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности жизнедеятельности». http://obr-resurs.ru.

3. Web-сайт МО РФ. http://www.mil.ru/.

Семинар – 2ч.

Основные вопросы семинарского занятия

 

1. Сущность и содержание национальной безопасности.

2. Национальные интересы.

3. Национальные цели.

4. Угрозы национальной безопасности.

5. Система обеспечения национальной безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова­нием 12.12.1993 г.). // СЗ РФ. 2009. № 4, ст. 445.

2. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». // СЗ РФ. 2002. № 5, ст. 375.

3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении». // СЗ РФ. 2001. № 23, ст. 2277.

4. Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390 «О безопасности». // СЗ РФ. 2011. № 1, ст. 2.

5. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне». // СЗ РФ. 1996. № 23, ст. 2750.

6. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». // СЗ РФ. 2006. № 11, ст. 1146.

7. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельно­сти». // СЗ РФ. 2002. № 30, ст. 3031.

Специальная и научная литература (основная)

 

1. Белов С. В., Девисилов В. А., Ильницкая А. В., и др. Безопасность жизнедеятельности. – М.: «Высшая школа», 2009.

2. МихайловЛ. А. Безопасность жизнедеятельности.– ИЦ «Академия», 2011.

3. Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, «Астрель», 2010.

 

Специальная и научная литература (дополнительная)

 

1. Занько Н. Г, Малаян К. Р., Русак О. Н.Безопасность жизнедеятельности. – СПб.- Москва - Краснодар: Лань, 2010. Глава 1.

2. Иванюков М. И., Алексеев В. С. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Дашков и К°, 2007. Глава 1,2.

 

Интернет-ресурсы

1. Безопасность. Образование. Человек: информационный портал. Материалы, посвященные обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности: нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ, электронная библиотека по БЖ, ссылки на другие ресурсы. http://www.bezopasnost.edu66.ru.

2. Учебные и методические разработки, в области БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ. Образовательные ресурсы (плакаты, электронные учебники, пособия, тесты, анкеты) для изучения курсов: «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности жизнедеятельности». http://obr-resurs.ru.

3. Web-сайт МО РФ. http://www.mil.ru/.


Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Современные требования к студентам, обучающимся по направлению «юриспруденция», подчеркивают особую важность воспитания у студентов стойкого познавательного интереса, развития аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками всесторонне развитой личности. От выпускников требуется, чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальных и научных областях знаний, но и умели формировать и защищать свои идеи и предложения. Для этого необходимо уметь самостоятельно находить, анализировать и обобщать научные факты, явления и информацию.

Материал курса «Безопасность жизнедеятельности» усвоится лучше, если начать его изучение по принципу «от общего – к частному. В процессе изучения тем курса студенту будут встречаться различные термины и понятия, без знания которых будет достаточно сложно усвоить материал. И здесь в качестве рекомендации можно предложить завести студенту словарь, где он будет расшифровывать сложные и непонятные для него понятия и термины.

Для получения глубоких и прочных знаний по курсу студент должен систематически самостоятельно работать над изучением программного материала. Главное в период обучения своей специальности – это научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебной деятельности и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Основными формами самостоятельной работы выступают:

– изучение нормативно-правовых актов, рекомендуемых кафедрой;

− самостоятельное изучение студентами учебной и научной литературы;

– использование информационно-методических материалов;

– работа с информационно-справочной и поисковой системой;

– конспектирование;

− выполнение контрольных заданий.

При этом студенты имеют возможность проявить свою индивидуальность, самостоятельность мышления.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Выделите главное, составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинарское занятие представляет собой комплексную форму и завершающее звено в изучении определенного раздела тем дисциплины, предусмотренных учебно­тематическим планом.

Комплексность данной формы занятий определяется тем, что в ходе его проведения сочетаются выступления обучающихся и преподавателя; положительное рассмотрение обсуждаемой проблемы и анализ различных, в том числе и дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и консультация преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков умения ее использовать в практической работе.

Особенность семинарского занятия — возможность равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов.

При подготовке к семинарскому (практическому) занятию студенту необходимо:

1. Тщательно изучить теоретические вопросы выносимые на семинарское занятие.

2. Внимательно прочитать лекционные материалы и при необходимости обратиться к дополнительной учебной и научной литературе.

3. На основе систематизации, анализа и обобщения всех изученных материалов подготовить развернутые ответы на каждый вопрос плана семинарского занятия.

4. Выполнить практические задания.

При подготовке к занятию следует использовать источники, указанные в списках рекомендуемой литературы.

При возникновении каких либо затруднений и недопонимания в освоении курса «Безопасность жизнедеятельности» студентам рекомендуется обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические рекомендации по подготовке научных сообщений

 

Одной из форм самостоятельной работы студента при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности» является подготовка научных сообщений. Темы научных сообщений выбираются студентом самостоятельно либо по рекомендации преподавателя и должна охватывать актуальные и дискуссионные вопросы темы семинара.

Цели выступления с научными сообщениями:

– приобретение студентом необходимой профессиональной подготовки, развития и умения навыков самостоятельного научного поиска, изучения литературы, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. д.;

– структурированная и логичная презентация материала;

– осуществление взаимодействия с преподавателем и студентами при последующем обсуждении научного сообщения.

Научное сообщение представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников, или краткое изложение книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. Докладчик должен освоить дополнительный материал и эффективно донести его содержание до своих товарищей, которые, в свою очередь, фиксируют главные идеи доклада в рабочих тетрадях. Рекомендуемое время для выступления – 5–7 минут.

План научного сообщения должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы. Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, свойственные культурологии, избегать непривычных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов. Кроме того, при выступлении возможно использование наглядных материалов, например таблиц, иллюстраций, схем.

Сообщение должно иметь следующую структуру.

1. Вступление. В данной части сообщения необходимо обозначить цель сообщения, основные проблемы, подлежащие анализу. Укажите основные нормативные, научные и иные источники.

2. Центральная часть предполагает рассмотрение вопросов выбранной вами темы исследования. Свои выводы старайтесь аргументировать, опираясь при этом, по возможности, на материалы практики, покажите пути решения проблем.

3. Заключение. Последняя часть выступления должна иметь основной вывод, к которому вы и подводили слушателей.

Методические рекомендации по подготовке контрольных заданий

 

Контрольное задание – это специальная форма самостоятельной работы студентов. Целью выполнения такого вида задания является изучение студентами предложенных теоретических вопросов, выработка умения связывать теоретический материал с практикой применения. Содержание контрольных заданий включает теоретический вопрос и тестовое задание. Кроме этого, выполнение контрольной работы позволяет обучающемуся не только всесторонне и глубоко изучить ту проблему, над которой он непосредственно работает, но и помогает ему приобрести нав



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.64 (0.015 с.)