Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология детских общественных объединенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Организатору детского движения важно знать, что на сегодняшний момент существует два, наиболее часто встречающиеся на практике типа детских объединений. Первый – объединения, созданные для детей, существующие в структурах государственных институтов. Второй – объединения, созданные по инициативе самих детей, с их участием и с помощью взрослых, действующие на основании специально разработанных и принятых ими же документов – детские общественные объединения (ДОО). Документы могут быть зарегистрированы в органах юстиции. В этом случае они являются «детскими общественными объединениями» с правами юридического лица. Объединения для детей представляют собой различные детские формирования, созданные с целью регулирования отношения детей и взрослых в процессе освоения развивающих, образовательных, учебных, досуговых программ. Они создаются в рамках государственных институтов (школа, учреждения дополнительного образования, детский оздоровительный лагерь, муниципальное учреждение по работе с детьми и подростками по месту жительству) на основании Закона Российской Федерации «Об образовании». Они являются структурной единицей, субъектом деятельности данного государственного института. Их деятельность нормируется соответствующими документами министерств, ведомств, управлений. Требования к оформлению «объединения для детей»: 1. Наличие утвержденной государственной программы деятельности (типовой, экспериментальной и пр.) 2. Наличие взрослого руководителя – сотрудника государственного учреждения, реализующего программу и несущего ответственность перед администрацией государственного учреждения за достижения определенных результатов, получающих за свою деятельность заработанную плату. 3. Определенная ведомственными нормативами, актами и финансовыми правилами численность детского объединения, учебная и образовательная нагрузка членов объединения в течение дня, недели, учебного года. 4. Добровольность участия в учебной и организационной деятельности детей и подростков членов объединения. 5. Свобода выбора детьми и подростками объединения по интересам, свободный выход из объединения. Подобными объединениями для детей являются: ▪ Школа – специализированное (профессиональное) подразделение, которое осуществляет специальное образование. ▪ Учебная группа (кружок, мастерская, лаборатория, студия и др.) – группа учащихся с общими интересами, обучающихся по единой учебной программе в течении определенного времени (учебного года, полугодия, четверти, семестра и т.д.) ▪ Класс – группа учащихся, занимающихся под руководством определенного педагога или учащихся, изучающих определенный предмет. ▪ Секция – профессиональное или много - профессиональное учебное подразделение в составе образовательного учреждения, объединение с определенной специализацией. ▪ Ансамбль, хор, творческий, художественный и т.д. коллектив – группа исполнителей, выступающих со специальной программой. Создается с целью развития художественных и творческих способностей, выявления ранней одаренности детей. ▪ Клуб – разновозрастное, профильное объединение детей, подростков, родителей, педагогов с общими интересами для проведения совместных занятий и совместного досуга с целью их позитивного социального становления ▪ Команда – группа спортсменов, осваивающих совместно физкультурно-оздоровительную программу тренировок, может быть сводной, разновозрастной, профильной. ▪ Бригада – группа, созданная на основании заключенных индивидуальных и коллективных договоров, для выполнения общественно-значимых работ. Объединения, созданные самими детьми, по их инициативе или с их участием – детские общественные объединения (ДОО) - создаются на основе Законов Российской Федерации «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских объединений». Действуют на основании Уставов и положении, нормирующих деятельность органов самоуправления. Создаются на базах учреждений, ведущих работу с детьми, на основании договоров с этими учреждениями. Являются добровольным, самодеятельным, самоуправляющимся объединением. Финансовая деятельность складывается из нескольких источников: членские взносы, добровольные пожертвования, поступления на развитие программ деятельности. Требования к оформлению детского общественного объединения: 1. Наличие уставных и программных документов, отражающих сущностные характеристики ДОО, соответствующих законодательству и принятых членами объединения на общем сборе, собрании, учредительной конференции. Существование механизма финансовой базы ДОО, созданной ее учредителями, спонсорами, родителями, членами ДОО в целях осуществления уставной и программной деятельности. 2. Наличие определенной системы ценностей, выраженной в избранной социально-экономической системе деятельности, которая реализуется в рамках данного объединения (например: скаутинг, пионерство, коммунарство, наследничество, добровольчество и т.д.) 3. Наличие руководителя, лидера, организатора детского движения – совершеннолетнего члена объединения, несущего ответственность за жизнь, здоровье, позитивное социальное становление детей и подростков перед их родителями, высшим органом ДОО, являющего идеологом и реализатором заданной социально-педагогической системы. В соответствии с документами ДОО может избираться на определенный срок. 4. Наличие определенной системы внутренних, межличностных, групповых отношений, взаимодействия. В том числе: системы управления, самоуправления, личностного роста участников программ ДОО, поручений, наград и т.д. Существование отличительных символов, ритуалов, атрибутов, присущих членам детского объединения. 5. Добровольность вступления, деятельности и выхода из объединения. Детские объединения различаются также по длительности существования. Детские общественные объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы и т. д. К ситуативным относятся объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции помощи, слета и т. п.). По характеру управления среди детских объединений можно выделить неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации. По содержанию различаются общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и другие объединения детей. Существуют трудовые объединения, в которых реализуются задачи организации трудовой деятельности детей, например, их заработок. Это ученические кооперативы, созданные чаще всего для совместной деятельности детей по решению личных экономических проблем. Досуговые объединения предполагают решение задачи развития способностей и склонностей детей, проблемы предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. В связи с тем, что в эти коллективы ребенок входит добровольно, здесь ему не надо мириться с тем положением, которое он вынужден занимать в классе. Основные типы детских общественных объединений определяются следующими отношениями: 1. По отношению к целям в истории детского движения выделяются два основных полюса. В первом главное – это подготовка в организации идеального гражданина данного общества (пионеры); во втором четко выражена ориентация, прежде всего, на интересы своих членов, стремление удовлетворять их потребности, разрешать их проблемы (объединения детей-инвалидов). 2. В детском движении авторитаризм проявляется не столько в жесткой линии взрослых членов объединений или актива, сколько в том, что при вступлении в организацию ребенку предъявляется ее образ как эталон (скауты). Это также все закрытые типы детских объединений, для создания которых нужно иметь определенный сертификат, по которому определяется, соответствует или нет данное объединение эталону. Как оппозиция данному подходу – педоцентристские детские и юношеские организации, строящиеся по «принципу сталагмита» (т.е. растущие снизу), опирающиеся на положения: организация деятельности в соответствии с конкретными мотивами и интересами членов; коллективное осмысление этой деятельности; коллективное целеполагание (коммунарские союзы). Это организации открытого типа. 3. Во всякой детской и юношеской организации их члены овладевают определенной суммой знаний, умений, навыков. Происходит в более явной («Пионерские ступени») или завуалированной форме – «преподавание» определенных видов деятельности. Однако по отношению к этой деятельности члены организации приобретают знания или а) как объекты в виде стереотипов, или же б) в субъектно-творческой форме. В первом случае организация не ставит своей задачей обучение ребенка целеполаганию. Цели деятельности (особенно средние и дальние) предъявляются в готовом виде. Члены организации так и не овладевают способами отбора видов и форм деятельности. Поле выбора довольно ограничено. В результате этого дети осваивают умение подобрать более или менее адекватные приемы работы из того набора, который им предлагают. В организациях второго типа их члены должны включаться в реальную жизнь (например, экологические акции) или же в имитационно-игровую деятельность с целью приобретения в ней определенной индивидуальной позиции. Для этого необходимо овладение умениями целеполагания своих действий в рамках более широкой деятельности, а также организации в ней своих и чужих видов работ. Важный результат такой направленности – способность ее членов генерировать новые типы деятельности. 4. Наиболее важным вопросом в типологии детских общественных организаций является проблема педагогического (воспитательного) инструментария (индивидуальность или коллективизм). Каждая организация, из каких целей она бы ни исходила, не может не учитывать интересы и возможности своих членов. В русле культурогенетического (коллективистского) подхода детские союзы могут игнорировать природу ребенка в следующих основных вариантах: ▪ организация задает своим членам образ идеального взрослого, к которому должны стремиться дети; ▪ поскольку организация детская, то одновременно предъявляется и эталон ребенка – члена организации. В обоих случаях налицо игнорирование природы ребенка в интересах взрослых. Максимум, что могут позволить себе «старшие друзья» - это использование индивидуальных особенностей детей для достижения поставленных целей (пионерская организация). Детские организации, ориентирующиеся на биогенетический подход, не задают заранее эталон, а как бы спрашивают у подростков: «Каким ты хочешь вырасти, попробуй – мы тебе поможем». Опираясь на потребности и возможности детей, организация формирует свой образ жизни (Я. Корчак). Механизмом осуществления деятельности таких организаций выступают два психологических фактора: на каждом данном периоде развития у ребенка особенно актуализируется, а затем утверждается как основной один из мотивов деятельности: самоутверждение, самореализация, самопознание, познавательный интерес в широком смысле и т.п.; дети по своей индивидуальности преимущественно ориентируются на один из видов деятельности (в плане самореализации): духовно-практическую, предметно-практическую и социально-организаторскую. 5. В отличие от подростковых организаций, ориентирующихся на государство – это, как правило, монопольные союзы в авторитарных и тоталитарных режимах, например, гитлерюгенд; детские объединения, действующие в демократических условиях, ориентируются на социум, т.е. на его конкретную региональную, национальную, религиозную, партийную, профессиональную или общественную часть. Каждая из вышеназванных групп имеет свои особенности влияния на ребенка. Одни дают возможность развивать глубокие знания, способности и стремление ребят к самосовершенствованию в определенной области человеческой деятельности. Другие позволяют глубже постичь современные проблемы окружающей жизни и освоить способы выживания в ней. Третьи более всего способствуют развитию инициативы, самостоятельности, активности личности в практической деятельности. Важно, чтобы руководителем детского общественного объединения был взрослый, способный, не подавляя творческих способностей личности, не унижая человеческого достоинства, помочь ребенку получить всестороннее развитие в разнообразных видах общественно полезной и досуговой деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2021; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.30 (0.008 с.) |