Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 38. Детские общественные объединения и их роль в социализации личности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сейчас очень остро стоит проблема занятости детей во внеурочное время. Нередко можно наблюдать подростков в подъездах домов или просто на улице убивающими своё свободное время посредством курения, распития спиртных напитков и даже употребления наркотиков. Во многом это происходит потому, что дети неестественно мало заняты социально-значимой деятельностью; плохо организован их досуг; резко сократились материальные, технические и духовные блага, которые традиционно принадлежали детству и должны ему принадлежать.Детские объединения - это объединения детей от 7 до 18 лет. Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии молодёжных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребёнка; педагогически преобразованный социум. Детские объединения - это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, настоящее общество. Это один из путей социализации личности. Явление это социальное, закономерное, динамичное, многоуровневое. Стремление к объединению объясняется и рядом психологических закономерностей развития личности ребенка, его возрастным особенностями. Детские общественные организации возникают по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также предприятиям, учреждениям. Большую роль в создании юношеских организаций играют конкретные программы, конкурсы, фестивали, предлагаемые детям. Детским объединениям присущи три основные функции: развивающая, ориентационная, компенсаторная.Развивающая функция обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели.Ориентационная - обеспечение условий для ориентации детей в систем социальных, нравственных, политических ценностей.Компенсаторная - создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованные в других общностях, членом которых он является, для дефицита общения и соучастия.Спонтанно образующиеся детские объединения, которые отличаются саморегуляцией своей деятельности. Это могут быть команды, группы, клубы, возникшие на основе общей увлеченности, неформальные по своей сути и структуре. Доверительные отношения, такт, находчивость – необходимые средства для вступления взрослых в контакт с такими объединениями. Каждый из названных типов детских объединений может действовать и как временный детский коллектив: отряд в детском лагере, экспедиция, команда для похода и т. п. Сохраняя все характерные особенности, эти детские коллективы отличаются еще и высоким темпом развития внутриколлективных процессов, особенностью межличностного взаимодействия, что позволяет довольно быстро (за одну лагерную смену, например) получить результат педагогического влияния. Только целостность объективных и субъективных характеристик раскрывает всю силу воспитательного потенциала педагогически организованного детского сообщества. Стремление к объединению - естественная потребность подросткового возраста. В объединении с другими ребенок видит прежде всего средство самоутверждения, самозащиты, самоопределения себя как личности. Участие в детских общественных объединениях является своеобразной ступенью, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт,, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав. Эти свойства детских общественных объединений обуславливают их роль в качестве факторов, которые дополняют формирующее воздействие семьи, школы и других институтов социализации.В детском или молодёжном объединении ребёнок, подросток реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал, строит свою жизнь, исходя из личных интересов, часто отличающихся от интересов взрослых, заботящихся о его будущем. Вопрос 36. Воспитательная система школы: сущность понятия, структура, основные функции, взаимодействие с социальной средой. Под сит-й понимают цел-ное единство составленное из совокупности элементов нах-ся во взаим-зи, взаим-ии др. с др. Признаками сис-ти (сис-ми св-ми) яв-ся: компонентность (наличие компонентов); структурность (опр-я иерархия); многоуровневость; иерархичность (соподчинение, взаимосвязи); зависимость ф-й; обусловленность (каждый компонент обуславливает наличие др. компонента); взаимосвязь. Т.о., понятие сис-ма м/б отнесено ко многим явлениям соц-й жизни ч-ка в том числе и к процессу вос-я. Процесс вос-я осущ-ся в семье, в гос-х учреждениях, общ-х, частных, религиозных вос-х орг-ях. В этих соц-х системах вос-е подразумевается как процесс направленный на эффективную соц-цию л-ти. Соц-е вос-е осущ-емое в вос-х орган-ях реализуется посредством ф-ния в них вос-х систем. Понятие вос-я система стала наиболее актуальным во 2 половине 80-х начале 90-х годов XX в. Это было связано с потерей школой основной ф-ии. К этому времени в школе относительно раздельно сущ-ли дид-я система (учебная д-ть), внеурочная д-ть ш-ов, внеклассная вос-я работа, система вос-й работы (праздники и мероприятия), преимущественной в школе была дид-я система, а к середине 90-х стала единственной, это обусловило кризис совр-й школы и системы обр-я. К середине 80-х в школах сложилась традиционная система, состоящая из след-х компонентов: *дид-я система; *система вос-й работы; *система внеклассных вос-х мероприятий. Эти составляющие в редких случаях пересекались м/у собой, были параллельными, а преимущественное влияние оставалось за дид-й составляющей. Само вос-е в большей степени связанное с организацией жизнид-ти ребят в разных сферах (познание, общение, спорт, игра и т.д.) реализовывалась в младшем школьном возрасте ч/з пионерскую организацию, а в старшем шк. воз-те ч/з комсомольскую орг-ю. к началу 90-х по политическим мотивам и детская и молодежная организации были упразднены, что привело к исчезновению вос-я из обр-х учр-й. Один из путей восстановления равновесия м/у стр-ми компонентами пед-й системы обр-го учр-я был предложен группой ученых (Новикова, Караковский, Селеванова Н.Л.). по мнению этих авторов школа на сегодняшний день не перестала выполнять ф-ю вос-я если его рассм-ть на основе опр-я Лиймица Х.И. согласно которому вос-е представляет собой созн-е целенаправ-е управление раз-ем л-ти, Ане мез-ю передачу зунов и правил поведений. Раз-е л-ти обеспечивается не только и столько теми подсистемами, кот-е отвечают в школьной пед-й системе за учебный процесс, за обр-е. ср-ми этих систем яв-ся уроки, Д/з, К/р, проверочные работы, С/р, работа с книгой, техническими ср-ми, а т.ж. сами учителя. Основное раз-е л-ти осущ-ся в общении со сверстниками в различных вариантах предметно-прак-й д-ти и дух.-практ-й д-ти, спорта, игре, в познании окр-го мира. Процесс раз-я л-ти становится упр-м и эфф-м посредством реализации вос-й системы. Под вос-й системой в школе понимают единство и взаимо-е всех компонентов обеспечивающих раз-е л-ти ш-ка. К таким компонентам отн-ся: тер-я концепция ВСШ в кот-й отражены принципы, ведущие идеи о раз-ии л-ти и факторах обусловливающие это раз-е, а т.ж. прогрессивные идеи пед-ов и спих-ов, понимания условий благоприятного, успешного раз-я л-ти. А следовательно и формулировка целей ВС на основе теор-х положений: 1. д-ть обеспечивающая реализацию целей вос-й системы; 2. субъект д-ти, ее организующий и реализующий; 3. отношения, кот-е рождаются в д-ти и превращают пед-й и ученический кол-вы в единый и общешкольный коллектив (субъект – субъектные отношения); 4. среда освоенная школой; 5. управление раз-ем ВС. Т.о., ВСШ м/б определена как упорядоченная сов-ть взаимосвязанных компонентов хар-х на теор-м и пр-м уровнях в наиболее обобщенном виде составляющие вос-й пед-й д-ти. Практика показывает, что «сильные» вос-е системы могут оказывать серьезное влияние на вос-е пространства микросоциума становясь реальными центрами воя-я в семье, поселке, городе. Этапы стан-я и раз-я ВС: Этап стан-я ВС (выработка целей; опред-е главных ориентиров в организации вос-го процесса; проектировка групповых и коллективных ценностей). Главная цель этого этапа: выработка нового пед-го мышления, фор-е коллектива единоличников. На этом этапе пока компоненты работают разрозненно нет внутренней связи и преобладают организационные моменты упр-я. В ученическом кол-ве выделяются те ребята кто обладают лидерскими качествами, орган-ми спос-ми фор-ся актив, но пока еще нет целенапр-го взаимод-я со средой, оно хар-ся стихийностью. Обработка стр-ры системы сод-я, форм и методов д-ти кол-ва. Главной целью яв-ся раз-е ученических кол-ов, органов самоуправления, создание предпосылок для кол-го тв-ва, рождение кол-х традиций. На этом этапе закр-ся системообразующие виды д-ти приобретенные напр-я ВС, отраб-ся наиболее эфф-е формы и методы основная трудность этого этапа состоит в согласовании темпов раз-я ученического пед-го кол-ов, причем пед-й должен сохранить активность инициировании и организации жизнид-ти общешкольного кол-ва. Окончательное оформление вос-й системы. На этом этапе кол-в обр-го учр-я пред-т собой содружество вос-й и вос-ов объединенных общей целью, д-ю, отношениями сотрудничества и тв-ва. Функционирование вос-й системы в стабильном режиме. Затухание и отмирание системы («годы застоя»). Критерии факта: *упорядоченность жизнид-ти школы; *наличие сложившегося единого шк-го кол-ва; *интегрированность вос-х воздействий, концентрация пед-х усилий. Критерии качества: *степень приближенности системы к поставленным целям, реализация пед-й концепции; *общий псих-й климат школы, стиль отношений, самочувствие учащихся их соц-я защищенность, их внутренний климат; *уровень вос-ти учащихся с определяющим показателем чув-ва собственного достоинства (но не эгоизм).Ф-ии: Приобщение вос-лей и вос-ов к ценностям гуманитарной культуры; Соц-я защита и охрана детства, жизни, здоровья детей, их достоинства и прав ч-ка и др.; Создание условий для раз-я р-ка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества; Оказание помощи р-ку в раз-ии тв-го потенциала, склонностей, способностей, в жизненном самоопределении, самореализации себя в семье, школе, окр-й среде.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.107 (0.007 с.) |