Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 60. Психолого-педагогические аспекты профилактики школьной дезадаптации.↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос 60. Психолого-педагогические аспекты профилактики школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром. В формировании и развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые, психологические и медицинские факторы. Причины ШД - минимальные мозговые дисфункции (ММД). Наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, отвечающих за поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По интеллектуальному развитию на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении, проявляющиеся в виде нарушений формирования навыков письма, чтения, счета. Среди детей с ММД выделяются с синдромом дефицита внимания и гиперактивность - неврозы и невротические реакции. Причиной невротических страхов являются острые или хронические психотравмирующие ситуации. Важным предрасполагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакций могут служить личностные особенности детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению."Дезадаптанты"- дети, имеющие отклонения в психосоматическом развитии:1. отклонения в соматическом здоровье детей. 2. недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности учащихся к обучению в школе. 3. несформированность психологических и психофизиологических предпосылок к направленной учебной деятельности учащихся. Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации: 1) неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД); 2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД); 3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).Задача психолога,осуществл-го профилактику ШД среди детей группы риска - смягчить воздействие неблагоприятных факторов, как минимум, нейтрализовать неблагоприятные воздействия педагога, или, как максимум, сделать его коррекционным. Осн. направления конс-я и психотерапии: 1. Нужно повысить с/оценку уч-ка. (важная роль у мнения значимых взрослых) 2. компенсировать негативные переживания (раз-ть др. виды д-ти). Действия К-та при ШД – 1)всестороннее обследование на основе гипотез/ стереоскопическое видение ситуации *при органике – МПК, *недостаточная сформирован-ть уч. навыков – коррекция *эмоц.компонент – особое отношение к оценкам самого реб-ка род-ми и учит-ми. 2)раз-е видов компенсирующей д-ти 3)неадаптивные стили род-го воспит-я, надо помочь род-м выработать адекватные стили восп-я. Особ-ти конс-я: При претензии к л-ти реб-ка – исслед-ся индивид-е особ-ти в условиях максим. возможной конкретизации претензий к реб-к. Особая техника в работе с род-ми: просьба к род-м описать ситуацию, когда реб-к прояв-т себя, так как их не устраивает. Необх-ма оценка поведения ребенка ч/з ситуацию. При выявлении кач-в реб-ка необх-мо выдвинуть гипотезу дальнейшего развития данной особ-ти реб-ка. Работу с реб-ом д.осущ-ся на основе отстаивания интересов реб-ка. Исходя из этого резко м-ся отказ от конс-я род-ей без обследования реб-ка. Вопрос 34. Особенности современной школы, как воспитательной организации. Воспитание – это планомерное и целенаправленное воздействие на повед-е ч-ка, с целью формирования опред-х установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, обеспечивающих благоприятные условия для формирования и раз-я его л-ти. В., как пед. яв-е, осуществляемое шк. предполагает, что воздействие направлено на конкретную л-ть или на опред-ю группу. В., как пед. явл-е осуществляется и в семье, многие родители не всегда осознают каким образом они влияют на сознание и поведение своих детей. Это проявляется в различных стилях воспитания. В семье воспитание не осознаваемо взрослыми, именно как педагогическое явление, оно остается стихийным. В шк. оно осуществляется профессионально и организовано. В., как пед.явл-е представляет собой относительно самостоят-й процесс, являющийся частью ЦПП. В ЦПП взаимодействует 2а процесса: воспитание и обучение. Их в\д-е и в\дополнение обуславливает развитие ч-ка. Именно В. В >ей степени определяет яв-ся ли ч-к субъектом, или пассивным объектом воздействия ж.обстоятельств.Педагогика в условиях современной шк. раскрывая сущность процесса воспитания, исходит из того, что сущность процесса В. отражает не прямое воздействие, а социальное в\д-е педагога и воспитанника, их развивающиеся отношения, этим подчеркивая двусторонность процесса В.,кот. предполагает как организацию и руководство со стороны педагога, так и собственную активность л-ти воспитанника.Идея субъект-субъектных отношений яв-ся гуманистической основой шк. воспит-я, в кот. оно как пед. в\д-е предполагает не только и не столько передачу некоторых ЗУНов, как их совместный личностный рост. В основе такого лич-го в\д-я лежат 4 в\связанных принципа: (по Орлову) 1. Принцип диалогизации (=правные отношения) 2.Пр-п проблематизации (взрослый не воспитывает, а стимулирует стремления реб-ка) 3. Пр-п персонализации (включ-е во в\д-е элементов личного опыта) 4.Пр-п индивидуализации. Вопрос 46. Психолого-педагогические аспекты теории естественного и свободного Восприятия Ж.Ж.Руссо. Жан Жак Руссо (1712—1778), Франция. Жан Жак Руссо исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию.Жан Жак Руссо изложил педагогические воззрения в книге «Эмиль, или О воспитании». Руссо критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания; надо доверять ребенку его самовоспитание. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию.Педагогические принципы Ж. Руссо таковы.1. Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, — писал Руссо, — достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам».2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики — недопустимы и губительны.3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении. 4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой Вопрос 14. Философско-психологические основы технократической педагогики. ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ 1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов. 2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям. 3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным. ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ 1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности. 2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом. ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ 1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность. В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие. 2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред. Вопрос 60. Психолого-педагогические аспекты профилактики школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром. В формировании и развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые, психологические и медицинские факторы. Причины ШД - минимальные мозговые дисфункции (ММД). Наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, отвечающих за поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По интеллектуальному развитию на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении, проявляющиеся в виде нарушений формирования навыков письма, чтения, счета. Среди детей с ММД выделяются с синдромом дефицита внимания и гиперактивность - неврозы и невротические реакции. Причиной невротических страхов являются острые или хронические психотравмирующие ситуации. Важным предрасполагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакций могут служить личностные особенности детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению."Дезадаптанты"- дети, имеющие отклонения в психосоматическом развитии:1. отклонения в соматическом здоровье детей. 2. недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности учащихся к обучению в школе. 3. несформированность психологических и психофизиологических предпосылок к направленной учебной деятельности учащихся. Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации: 1) неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД); 2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД); 3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).Задача психолога,осуществл-го профилактику ШД среди детей группы риска - смягчить воздействие неблагоприятных факторов, как минимум, нейтрализовать неблагоприятные воздействия педагога, или, как максимум, сделать его коррекционным. Осн. направления конс-я и психотерапии: 1. Нужно повысить с/оценку уч-ка. (важная роль у мнения значимых взрослых) 2. компенсировать негативные переживания (раз-ть др. виды д-ти). Действия К-та при ШД – 1)всестороннее обследование на основе гипотез/ стереоскопическое видение ситуации *при органике – МПК, *недостаточная сформирован-ть уч. навыков – коррекция *эмоц.компонент – особое отношение к оценкам самого реб-ка род-ми и учит-ми. 2)раз-е видов компенсирующей д-ти 3)неадаптивные стили род-го воспит-я, надо помочь род-м выработать адекватные стили восп-я. Особ-ти конс-я: При претензии к л-ти реб-ка – исслед-ся индивид-е особ-ти в условиях максим. возможной конкретизации претензий к реб-к. Особая техника в работе с род-ми: просьба к род-м описать ситуацию, когда реб-к прояв-т себя, так как их не устраивает. Необх-ма оценка поведения ребенка ч/з ситуацию. При выявлении кач-в реб-ка необх-мо выдвинуть гипотезу дальнейшего развития данной особ-ти реб-ка. Работу с реб-ом д.осущ-ся на основе отстаивания интересов реб-ка. Исходя из этого резко м-ся отказ от конс-я род-ей без обследования реб-ка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.166 (0.007 с.) |